Развитие дорожной отрасли Мурманской области

Министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Соснин Д.А.

Эксперт: Министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области

Тема интервью: "Развитие дорожной отрасли Мурманской области".

Организатор мероприятия: региональный партнер разработчика системы ГАРАНТ – компания "Корунд-Софт"

Ведущая: Александрова Елена (компания "Корунд-Софт")

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Разрешите представить участника нашего интернет-интервью  – Министра транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Соснина Дмитрия Алексеевича. Тема интервью "Развитие дорожной отрасли Мурманской области"

Дмитрий Алексеевич, начнем разговор со строительства. Появятся ли в этом году новые дороги?

Д. А. Соснин: Сеть дорог, которая расположена на территории Мурманской области достаточно разветвлённая. Есть около 500 км федеральных дорог, 2020 км региональных дорог и порядка 950 муниципальных. Как таковых новых дорог не появится. Сейчас основная задача, которая стоит и перед Минтрансом и перед всеми федеральными органами власти, кто отвечает за дороги, это приведение в нормативное состояние тех дорог, которые есть, потому что проблема с дорогами очень серьезная. Средств на самом деле не достаточно. Региональная сеть состоит из 2020 км, чтобы выдерживать межремонтные сроки, которые составляют не более 10 лет, в год надо ремонтировать порядка 220 км. К сожалению, средств, которые есть в дорожном фонде, а финансирование дорожной деятельности только из дорожного фонда осуществляется, достаточно только на ремонт порядка 60-65 км в год, поэтому ремонт накапливается. Исходя из этого, мы определяем приоритеты, какую дорогу в первую очередь делать.

Ведущая: К каким маршрутам будет повышенное внимание?

Д. А. Соснин: Основные приоритеты, это дороги с повышенной интенсивностью движения, и те дороги, которые обеспечивают подъезд к социальным объектам. Что касается региональной сети, в первую очередь, достаточное большое внимание еще в прошлом году мы уделяли дороге "Апатиты  – Кировск", а также автоподъезду к г. Апатиты. Хотя в плане ремонтов этих участков в этом году нет, там проводятся мероприятия по безопасности дорожного движения. Достаточно важная дорога это Пиренга  – Ковдор, в этом году мы ремонтировали дорогу Заполярный  – Сальмиярви.

Капитальный ремонт сейчас проходит на очень значимом объекте  – автомобильная дорога Кандалакша  – Алакуртти – КПП "Салла" ("Салла"). Контракт там заключен с учетом софинансирования Евросоюза, порядка 2 млн. евро. Итоговая сумма контракта там получилась около 259 млн. рублей. 15 км в этом году мы планируем завершить. Оставшиеся 15 км грунтовки переведем в асфальт в 2015 году.

По остальным объектам, если пройтись, их достаточно много, география большая. Те или иные мероприятия проходят практически везде. Это и автоподъезд к Териберке, автоподъезд к Оленегорску, дорога Кандалакша  – Полярные зори, Умба  – Кандалакша, Умба  – Варзуга, Оленегорск  – Ловозеро, также автоподъезд к совхозу "Северный" и к поселку "Высокий" в Оленегорском районе.

Очень значимый объект  – мост через Кольский залив, так как там присутствуют, в том числе и новые технологии. Мост не ремонтировался 8 лет, с момента введения его в эксплуатацию. Это действительно технологически сложный объект. Там предполагается замена гидроизоляции, то есть снимается асфальтовое покрытие, снимается старая гидроизоляция, меняется на новую, укладывается гидросетка для более прочной конструкции и укладывается новое асфальтовое покрытие.

Несколько слов по автодороге "Лотта". Там проблем много. Дорога очень длинная, свыше 230 километров. К сожалению, по этой автодороге мы можем ремонтировать в год не больше 10 км. В первую очередь проводим работы в населенных пунктах, это Тулома, Причальный и дальние километры за Верхнетуломским.

Ведущая: В нашем регионе применяются инновационные решения в строительстве и реконструкции дорог?

Д. А. Соснин: Что касается региональной сети, 2 года назад мы стали использовать принцип холодной регенерации. Суть этого принципа заключается в том, что то покрытие, которое снимается, перерабатывается с добавлением вяжущих материалов, битумов и укладывается на дорогу. Данная технология позволяет экономить достаточно серьезные средства, порядка 20%. Учитывая, что дорожные работы очень дорогостоящие, километр ремонта обходится примерно в 10 млн. рублей, то такая экономия позволяет существенно увеличить объемы ремонта.

На крупных, федеральных объектах тоже достаточно много нового. Вот на автоподъезде к городу Мурманску, это реконструкция "Ленинградки", там действительно очень много новшеств, которые использует подрядчик. Я не буду все перечислять, могу сказать только, что та новая техника, которую мурманчане видят и жители области, действительно повышает качество проводимых работ. Еще в работах на федеральных дорогах стало использоваться новое защитное покрытие "Сларри Сил", которое предохраняет асфальт от преждевременного разрушения.

Ведущая: А как в области обстоят дела с подготовкой специалистов для дорожной отрасли?

Д. А. Соснин: На самом деле это проблемный вопрос, потому что на территории Мурманской области Дорожного института нет и даже факультетов, которые готовили бы дорожников. Нам приходится пользоваться кадрами из других регионов. Хотя на самом деле, есть много опытных компаний, деятельность которых связана с дорогами, поэтому специалистов как таковых достаточно. Конечно, в будущем, неплохо было бы, если у нас появится какой-то факультет дорожного хозяйства, при любом из институтов. Думаю, потребность в таких специалистов есть, да и на качестве проводимых ремонтов это тоже бы сказалось. Здесь достаточно специфичная техника и технология, и надо быть действительно хорошим специалистом, чтобы такие работы проводить.

Ведущая:  Расскажите, какие задачи стоят перед Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области в 2014 году?

Д. А. Соснин: Деятельность очень разнообразная, разноплановая. Помимо дорожной деятельности Минтранс  – это орган власти, который курирует достаточно значимый проект  – Развитие Мурманского транспортного узла. Сейчас проект входит в решающую стадию, уже подрядчик приступил к стройке. Проект мурманского транспортного узла предусматривает под собой строительство железнодорожной ветки на западный берег Кольского залива общей протяженностью 46 километров, строительство 3-х новых железнодорожных станций. Это все делается для того, чтобы частные инвесторы реализовывали свои инвестиционные проекты. В частности, уже есть морской торговый порт "Лавна", с документами, прошедшими государственную экспертизу и с разработанной рабочей документацией по строительству угольного терминала на западном берегу Кольского залива. Ожидаем 6 сентября приезда Министра транспорта Российской Федерации, для того, чтобы проконтролировать начало стройки железной дороги. Это значимое событие не только для Мурманской области, но и вообще для всего Северо-Запада и для России. Достаточно серьезно у нас увеличивается экспортный потенциал через морской торговый порт Мурманска, вообще через Кольский залив, с учетом всех наших конкурентных преимуществ.

Есть задачи по развитию мурманского транспортного пересадочного узла. Он в себя включает реконструкцию железнодорожного вокзала, морского вокзала, привокзальной площади и автобусного вокзала, а также развязки муниципальной дороги, которая обеспечивает подъезд к этим объектам. Сейчас мы находимся на этапе разработки экономического обоснования, которое можно будет использовать для заявления в федеральную целевую программу.

Развитие дорожной отрасли Мурманской областиЕще одна из немаловажных составляющих работы Минтранса  – это обеспечение транспортного обслуживания населения. На территории Мурманской области присутствуют все виды транспорта, за исключением трубопроводного. Мы отвечаем за межмуниципальные перевозки, которые осуществляются между городами Мурманской области. Достаточный объем социальной поддержки оказывается и транспортным предприятиям и населению. Также есть пригородные перевозки  – на расстоянии не более 50 км. Можно еще отметить, что на территории Мурманской области присутствует самый северный в мире троллейбус. Нигде более северного электрического транспорта общего пользования в мире нет. Также обеспечены авиаперевозки населения в отдаленные пункты Ловозерского и Терского районов. В этом случае муниципальные образования выступают заказчиками проведения этих перевозок, мы лишь софинансируем их деятельность. Перевозки достаточно значимые. Понимаем, что финансовые возможности муниципалитетов существенно ограничены, поэтому мы субсидируем около 95% от необходимого объема средств для обеспечения вертолетных перевозок. Это села с небольшой численностью населения, тем не менее, туда необходим завоз продовольствия, топлива и перевозка пассажиров, в том числе и для решения социальных проблем жителей, так как инфраструктура в этих поселках достаточно слабо развита. Речь ведется о таких поселках как Каневка, Сосновка, Краснощелье, Чапома, Чаваньга, Тетрино. Средства серьезные тратятся для обеспечения этой деятельности, 50 млн. рублей в год. Также существует на территории Мурманской области морская линия "Мурманск  – Островной". В Островном проживает порядка 1500 человек, но, к сожалению, кроме как морским транспортом не обеспечить доставку пассажиров и груза. Особенно в отпускной период активно используются возможности судна "Клавдия Еланская", которое обеспечивает перевозки. Стоимость содержания этого судна очень высока  – 140 млн. рублей в год. Но, так как линия является очень значимой, отказаться мы от этих затрат не можем, да и, я считаю, права не имеем. Помимо дальних железнодорожных перевозок и пригородные железнодорожные перевозки. Сейчас осуществляются перевозки по 5 пригородным маршрутам. Есть на территории нашей области населенные пункты, куда кроме как железнодорожным транспортом не добраться. Конечно каждый вид транспорта требует к себе внимания. Мы по многим из них являемся заказчиком, проводим конкурсные процедуры и определяем размеры финансирования.

Еще нужно отметить такие задачи Министерства, как развитие портов на территории Мурманской области. У нас их три: в Мурманске, Кандалакше и Витино.

Ведущая: 30 сентября 2013 года была утверждена Государственная программа Мурманской области "Развитие транспортной системы". Какие изменения ждут наш регион при реализации данной программы?

Д. А. Соснин: Существенных изменений ждать не придется. Это инструмент для финансирования тех задач, которые стоят перед Минтрансом. Данная программа состоит из нескольких составляющих.

Первая подпрограмма "Развитие дорожного хозяйства". Там предусмотрены как раз средства для ведения дорожной деятельности. Я уже выше говорил, коротко, что источником финансирования является региональный дорожный фонд. Объема его не достаточно. На сегодня он составляет около 2 млрд. рублей на все мероприятия в отношении дорог, которые являются достаточно финансовоемкими. Эти средства распределяются на содержание, ежедневную чистку дорог в летний и зимний период, подсыпку, ремонтную компанию, выделение субсидий муниципальным образованиям.

Следующая подпрограмма "Обеспечение транспортного обслуживания населения". Тут заложены все те затраты, которые мы несем на транспорт.

В подпрограмме "Безопасность дорожного движения" есть ряд мероприятий, которые Минтранс выполняет. Основная задача, конечно, это снижение аварийности на дорогах. То есть вся инфраструктура по дорогам, которая связана с безопасностью дорожного движения: барьерные ограждения, знаки, разделительные полосы, вешки, шумовые полосы, разметка и т.д.

Ведущая: На сегодняшний день, о каких промежуточных результатах уже можно говорить в рамках подпрограммы "Автомобильные дороги Мурманской области"?

Д. А. Соснин: Можно сказать, что на 80% вся программа ремонтная уже выполнена. Есть ряд объектов, которые сданы по региональной сети. У нас осталось три крупных объекта, которые предстоит завершить.

Это ремонт Кольского моста, достаточно интенсивно там ведутся работы. Есть уверенность, что ремонт будет выполнен в срок.

Второй проект, автомобильная дорога "Салла", заканчивается 1 ноября. Но есть заверения от подрядчика, что все работы будут выполнены к 30 сентября.

И последний проект, где начались работы, это автомобильная дорога Заполярный – Сальмиярви. Контракт заканчивается 15 сентября текущего года, уверен, что ремонт завершится в срок.

Есть в муниципалитетах объекты, на которые мы выделяем деньги муниципальным образованиям, в частности Апатиты (улица Жемчужная, на въезде в город). Сейчас есть там некие опасения, с точки зрения выполнения контрактных обязательств подрядчиком, но со своей стороны будем прикладывать усилия, чтобы стимулировать муниципалитет завершить работы вовремя.

Достаточно значимый объект есть в Полярных зорях. Это технически сложный ремонт путепровода. Предполагается вообще перекрыть этот путепровод, обустроить объездную дорогу. Сейчас ввелся ряд согласований, тем не менее, подрядчик уже приступил к работам.

В отношении других муниципальных объектов, которые мы софинансируем, работы активно ведутся в Североморске, Ковдоре, по Ревде и Заполярному уже все работы выполнены. Можно сказать, что строительный дорожный сезон подходит к своему логическому завершению. Сейчас основная задача подобрать те "хвосты", те работы, которые еще не завершены.

Ведущая: Какие изменения законодательства, по Вашему мнению, требуются для развития дорожной отрасли?

Д. А. Соснин: Вопрос достаточно сложный, комплексный. Первое, что хотелось бы сказать, чтобы изменились источники финансирования дорожной деятельности. Как я говорил выше, тех средств, которыми мы располагаем, конечно, не достаточно. Производственные возможности позволяют нам увеличивать объемы ремонта более чем в 3 раза, но нет источника финансирования. Решения эти принимаются на федеральном уровне, так как на федеральном уровне определены источники формирования дорожного фонда. Я напомню, это акцизы с топлива, которые зачисляются и распределяются из федерального бюджета в региональный, а также транспортный налог, уплачиваемый на территории области. Есть еще прочие источники, но на самом деле эти два формируют 97% дорожного фонда. Необходимо увеличивать источники финансирования для решения тех задач, которые перед нами стоят.

Второе, изменение ГОСТов по ремонту, по содержанию дорог и вообще по обустройству. Дороги с разной интенсивностью, поэтому каждая из них требует разного внимания. Например, давайте сравним дороги Кировск – Апатиты, с интенсивностью движения 10 000 автомобилей в сутки и грунтовую дорогу Никель – Виртаниеми с интенсивностью движения менее 100 машин в сутки. Конечно, требования к этим дорогам должны быть различны. На региональном уровне, наверное, нет вопросов, которые мы бы хотели, но не получалось решить. По всем перечисленным основаниям мы готовим предложения и ждем решения на федеральном уровне.

Ведущая: Благодарим Вас за участие и интересные ответы. Желаем Вам профессиональных успехов и верим, что дорожная отрасль региона будет активно развиваться! Надеемся на дальнейшее сотрудничество в рамках совместных информационно-правовых мероприятий с ООО "Корунд-Софт".

Читать ГАРАНТ.РУ в и