Города и районы Тамбовской области: курс на активное развитие

Города и районы Тамбовской области: курс на активное развитие

10 июля состоялось интервью с главой администрации Сосновского района Александром Анатольевичем Дьяконовым.

Тема интервью: "Города и районы Тамбовской области: курс на активное развитие".

Организатор мероприятия: региональный партнер разработчика системы ГАРАНТ – компания "Плюс Гарантия".

Ведущая: Рита Багатурия (компания "Плюс Гарантия").

Ведущая:  Добрый день, уважаемая интернет – аудитория! Сегодня в рамках нашего проекта мы находимся в гостях в Сосновском районе, о жизни и развитии которого пообщаемся с главой администрации Александром Анатольевичем Дьяконовым. 

Александр Анатольевич, район достаточно большой по территории и количеству муниципалитетов. Как налажено взаимодействие между администрациями района, поссовета и сельсоветов? 

А. А. Дьяконов: Администрация района постоянно работает над вопросом наиболее эффективного взаимодействия с администрациями поселкового и сельсоветов. В целях организации оперативного взаимодействия с администрациями сельсоветов, поссовета в администрации района создано структурное подразделение – отдел по общим вопросам администрации района. Дважды в месяц, а в случае необходимости и чаще, проводятся совещания с главами сельсоветов, поссовета на которых рассматриваются текущие вопросы, возникающие в органах местного самоуправления района. Руководство района, специалисты администрации совершают выезды по территориям в целях более детального изучения ситуаций, складывающихся на местах и наиболее эффективного реагирования на проблемы.

Ведущая: Поделитесь с нами, проблемные вопросы в них, как правило, общие или все же, везде свои? С какими вопросами к вам чаще всего обращаются граждане на личных приемах? 

А. А. Дьяконов: Сосновский район в настоящее время насчитывает двадцать одно муниципальное образование: одно городское, и двадцать сельских. Проблемные вопросы на каждой территории свои, но вопросы о жилье и дорогах волнуют жителей всего района. Вопросы могут носить сезонный характер. Так летом чаще возникают вопросы водоснабжения населения, в начале учебного года население волнует обучение и воспитание молодёжи. На личных приёмах граждане в основном ставят вопросы предоставления льгот, оказания материальной помощи, оформления земельных участков.

Ведущая:  В продолжение темы о работе с обращениями граждан, поделитесь своим мнением относительно вопроса, который мы задаем всем главам, выявляя общую тенденцию: на сегодняшний день, жителям городов и районов более чем доступны возможности как встречи, так и письменного/электронного обращения напрямую к главе. По вашему опыту, какие из этих форматов максимально эффективны и насколько востребованы в городах и районах области именно электронные ресурсы? 

А. А. Дьяконов: В настоящее время заметно выросло число лиц, использующих для общения с властью электронные ресурсы. В первом полугодии 2014 года в администрацию Сосновского района поступило 101 обращение. Из них 37 посредством электронных ресурсов: 11 на сайт администрации района, 26 – на сайт главы администрации области, что составляет 37% от всех поступивших обращений. Из личного опыта могу сказать, что наиболее эффективным общением с населением были и остаются личные приёмы. В соответствии с законодательством срок рассмотрения обращения составляет 30 дней, и это требование распространяется, как на письменные обращения, так и на обращения, поступившие с использованием электронных ресурсов, за исключением обращений, поступающих на сайт главы администрации области Олега Ивановича Бетина. Срок рассмотрения таких обращений составляет пять дней, что устраивает население и активно им используется для решения волнующих вопросов.

Ведущая: Для повышения уровня жизни населения у вас реализуется много различных программ, расскажите о них подробней? 

А. А. Дьяконов: В 2013 году в Реестр долгосрочных целевых программ района включено 29 Программ.

В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением администрации района от 21.12.2011 № 1325 "Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Сосновского района", проведена оценка эффективности реализации долгосрочных целевых программ района за январь – декабрь 2013 года.

Оценка эффективности реализации долгосрочных целевых программ за 2013 год была подведена по 27 Программам. По двум программам оценка эффективности не проводилась.

Анализ итогов проведенной оценки эффективности реализации Программ за 2013 год показал, что 8 программ имеют достаточно высокий уровень эффективности, то есть на выделенные и привлеченные средства были максимально решены поставленные задачи, выполнены и перевыполнены целевые индикаторы. К ним относятся: районная целевая программа "Школьное питание в Сосновском районе на 2009 – 2011 годы"; долгосрочная целевая районная программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и развитие единой дежурно – диспетчерской службы Сосновского района в 2011 – 2013 годах"; районная целевая программа "Комплексная безопасность образовательных учреждений на 2012 – 2014 годы"; программа повышения эффективности бюджетных расходов Сосновского района на 2011 – 2013 годы; районная целевая программа "Развитие образовательных учреждений Сосновского района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на 2013 – 2015 годы"; районная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Сосновском районе Тамбовской области на 2011 – 2015 годы"; районная программа "Модернизация системы образования Сосновского района на 2012 – 2014годы"; районная целевая программа "Снижение административных барьеров, оптимизации и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на 2011 – 2013 годы"

Пятнадцать программ являются умеренно эффективными из – за недостаточного финансирования программ из районного бюджета, привлечения средств федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников, либо неполного выполнения показателей результативности или программных мероприятий. Это, в частности, районная целевая программа "Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Сосновском районе на 2012 – 2014 годы"; районная целевая программа Сосновского района по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на 2012 – 2014 годы; районная целевая программа "Культура Сосновкого района на 2009 – 2011 годы; районная программа "Совершенствования развития сети автомобильных дорог Сосновского района на 2009 – 2015 годы"; районная целевая программа "Капитальный ремонт объектов учреждений образования Сосновского района на 2011 – 2013 годы"; районная целевая программа "Дети Сосновского района на 2012 – 2014 годы"; районная целевая программа "Обеспечение населения Сосновского района питьевой водой на 2013 – 2015 годы"; районная программа развития малого и среднего предпринимательства в Сосновском районе на 2012 – 2014 годы; районная целевая программа "Развитие газификации Сосновского района на 2013 – 2015 годы"; районная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Сосновском районе на 2012 – 2014 годы"; районная целевая программа "Молодежь Сосновского района на 2013 – 2015 годы"; районная целевая программа "Доступная среда на 2012 – 2015 годы"; районная целевая программа "О мерах по противодействию терроризму и экстремизму в Сосновском районе на 2012 – 2014 годы"; районная программа "Повышения безопасности дорожного движения в Сосновском районе на 2013 – 2015 годы"; районная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Сосновском районе на 2013 – 2015 годы".

Четыре программы получили удовлетворительную оценку вследствие недостаточного финансирования и слабого контроля заказчика, невыполнения мероприятий или не достижения целевых индикаторов.

В соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением администрации района от 24.01.2011 № 27 проведена оценка эффективности семи ведомственных целевых программ за 2013 год.

Ведомственные целевые программы реализовывались второй год. В 2013 году работа в рамках реализации ведомственных целевых программ была направлена на полное достижение значений индикаторов или на положительное изменение запланированных значений индикаторов по сравнению с 2012 годом.

В соответствии с решением районного Совета народных депутатов от 16 декабря 2011 года № 420 "О районном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в районном бюджете на 2013 год на реализацию ведомственных целевых программ было предусмотрено средств в сумме 73041,2 тысяч рублей, исполнено за 2013 год в сумме 71632,8 тысяч рублей или 98,1 %.

Анализ итогов проведенной оценки эффективности реализации ведомственных целевых программ за 2013 год показал, что
по шести ведомственным целевым программам эффективность высокая, по одной ведомственной целевой программе эффективность находится на уровне, это связано с неполным достижением запланированных значений индикаторов. В эту категорию вошла ведомственная целевая программа организации общественных работ в Сосновском районе на 2012 – 2014 годы.

Итоговый показатель эффективности ведомственных целевых программ за 2013 год показал, что общая оценка эффективности реализации ведомственных целевых программ в 2013 году высокая.

В соответствии с Федеральным Законом от 07.05.2013 N 104 – ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", постановлением администрации района от 02.07.2013 № 677 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Сосновского района", в целях совершенствования программно – целевого метода формирования районного бюджета в районе утверждены 15 муниципальных программ с объемом финансирования 362,1 млн. рублей, что составляет 85,9% от общих расходов консолидированного бюджета района.

В 2014 году будет продолжена работа по разработке и утверждению муниципальных программ аналогичных государственным программам Тамбовской области.

Ведущая:  С 2006 года район принимает участие в реализации государственной программы Тамбовской области "Оказание содействия добровольному переселению в Тамбовскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2013 – 2020 годы. Какое участие в этом процессе принял и принимает Сосновский район? 

А. А. Дьяконов: В целях более успешной реализации мероприятий по привлечению соотечественников в наш район утверждена муниципальная программа Сосновского района "Оказание содействия добровольному переселению в Тамбовскую область Сосновский район соотечественников, проживающих за рубежом на 2014 – 2020 годы".

По состоянию на 22.07.2014 года в район прибыло и зарегистрировалось 424 человека, в том числе 203 участник Программы и 221 члены их семей.

В 2014 году прибыло и зарегистрировалось на территории района 39 человек, в том числе 19 участников Программы , 19 членов их семей. В минувшем году прибыло и зарегистрировалось 40 человек, в том числе 22 участника Программы.

За январь – июнь 2014 года 16 участникам Программы и членам их семей была выплачена единовременная выплата на обустройство соотечественников, прибывших из ближнего зарубежья, в сумме 176 тысяч рублей.

Города и районы Тамбовской области: курс на активное развитиеОтдельная статистика по гражданам, прибывшим с территории Украины. По состоянию на 22.07.2014 на территорию района в связи с нестабильной политической ситуацией на Украине, из городов и областей входящих в зону боевых действий, на территорию района прибыло 107 граждан. По состоянию на 22.07.2014 размещены две семьи (7 человек), в том числе 4 взрослых, 3 ребёнка, в Центре временного размещения, по адресу: ул. Красная, дом 14. 11 человек размещены в келейном корпусе Мамантовой пустыни.

Совместно с главами сельсоветов и поссовета установлено прибытие 100 человек граждан Украины, которые проживают у родственников. В том числе на территорию района прибыли 34 ребенка дошкольного и школьного возраста.

Ведущая: Перейдем к вопросам, так сказать, внутреннего, хозяйственного характера, важных для ежедневной жизни и быта любой территории и поселения. Какова на сегодняшний день по данным администрации изношенность объектов ЖКХ?

А. А. Дьяконов: Изношенность водопроводных сетей на территории района составляет 70%, при этом протяжённость водопроводных сетей составляет 320,6 километров. В рамках реализации федеральной целевой программы "Чистая вода" на территории построено и реконструировано более 60 километров водопроводных сетей в сёлах Троицкая Вихляйка, Атманов Угол, Дегтянка, Челнаво – Покровское, Новая Слобода, Чекмари, Покрово – Васильевка, в стадии завершения строительство в селе Верхняя Ярославка.

Построены очистные сооружения в поселке Рабочий. Объём очистки составляет 400 т/м3 в сутки.

В текущем году администрация района ходатайствует о включении в программу "Чистая вода" мероприятий: строительство и реконструкция водопроводных сетей на территории районного поселка Сосновка.

Ведущая: Как развивается жилищное строительство? 

А. А. Дьяконов: Разработаны генеральные планы поселений, которыми определены зоны жилищной застройки. Генеральным планом районного поселка Сосновка зона жилищной застройки предусмотрена в северо – западной части. На первое июля 2014 года выдано 40 разрешений на строительство. Перечнем программных мероприятий "Устойчивое развитие сельских территорий" предусмотрено строительство для двух многодетных семей в Сосновке и селе Семикино.

Ведущая:  Достаточно ли внимания на законодательном уровне, на Ваш взгляд, уделяется в регионе на решение экологических проблем? Какова экологическая ситуация в районе? 

А. А. Дьяконов: Решению экологических проблем, как в стране, так и в регионе уделяется не достаточно внимания. Законодательно не урегулированы многие вопросы. В районе экологическая ситуация стабильная.

Ведущая:  Перейдем к вопросам глобального характера, касаемо экономического роста и перспектив развития Сосновского района. Каковы возможности района в этом направлении? Насколько сложно привлечь инвестора? Какие предложения поступают? 

А. А. Дьяконов: Сосновский район образован в 1928 году и располагает богатыми природно – сырьевыми ресурсами и большим земельным фондом, красив лесами, площадь которых составляет пятую часть территории района.

Район является одним из крупных районов Тамбовской области, и занимает третье место по территории (2382 кв. км). Численность населения 30,5 тысяч человек. В целях улучшения инвестиционной привлекательности района разработан Инвестиционный паспорт Сосновского района. Дважды в год проводится его актуализация. Инвестиционный паспорт Сосновского района включен в Инвестиционный паспорт Тамбовской области.

Создан информационный сайт муниципального образования – Сосновский район.

Ведется работа по оформлению инвестиционных площадок, которые могут быть предоставлены потенциальным инвесторам для сельскохозяйственного производства.

В соответствии с постановлением администрации области от 9 сентября 2013 № 996 сформирован унифицированный паспорт одной инвестиционной площадки. В настоящее время ведутся кадастровые работы по формированию двух земельных участков расположенных на территории Ламского и Грязновского сельсоветов.

На основе стратегии развития Тамбовской области до 2020 разработана программа комплексного социально – экономического развития Сосновского района на 2014 – 2020 годы и утверждена решением Сосновского районного Совета народных депутатов от 30 апреля 2014 № 91.

Главная цель Программы направлена на обеспечение реализации приоритетов устойчивого социально – экономического развития территории района, сохранение и развитие культурно – исторических традиций, эффективное использование природно – ресурсного потенциала с активной инвестиционной политикой, нацеленной на достижение комфортных условий проживания населения.

Определены стратегические приоритеты развития района на период до 2020 года:

  • повышение конкурентоспособности экономики района за счет развития сельского хозяйства как базовой отрасли экономики района, а также малого и среднего предпринимательства;
  • проведение активной инвестиционной политики, повышение инвестиционной привлекательности района;
  • эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала;
  • обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения;
  • повышение эффективности муниципального управления социально – экономическим развитием района.

В районе реализуются и планируются к реализации инвестиционные проекты, по строительству животноводческих комплексов, направленные на увеличение производства и переработки продукции сельского хозяйства. В связи с этим ожидается значительный рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования и пополнение доходной части местного бюджета.

Ожидаемый объем инвестиций за счет всех источников финансирования за I полугодие 2014 года составил 648,5 миллионов рублей, темп роста к 2013 году 104 %.

Перспективное развитие района связываем с использованием имеющихся потенциальных возможностей наличием железной дороги, близостью автомобильной дороги федерального значения, наличием выщелоченного чернозема, обладающего хорошим плодородием.

Ведущая: Как Вы оцениваете уровень развития предпринимательства в районе? Во многих районах пробел в сфере услуг, что, в свою очередь, дает возможность внедрения новых предложений. Как у вас дела с этим? 

А. А. Дьяконов: В настоящее время малый и средний бизнес играет важную роль в экономике нашего района, это – создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы и социальной напряженности.

По состоянию на 1 января 2014 года в районе функционировало 88 малых предприятий, что на уровне 2012 года.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за 2013 год возросла на 3,5 % по сравнению с 2012 годом и составила 1480 миллионов рублей.

Города и районы Тамбовской области: курс на активное развитиеЗа 2013 год субъектами малого предпринимательства уплачено налогов в бюджеты всех уровней в сумме 41,7 миллионов рублей, что больше 2012 года на 13,4 миллионов рублей.

Число индивидуальных предпринимателей на 1 января 2014 года уменьшилось на 20,6% по сравнению с 2012 годом (437) и составило 347. В 2011 – 2012 годах по программе самозанятости получили финансовую поддержку на развитие бизнеса 205 безработных граждан, а в 2013 году только 15.

За 2013 год индивидуальными предпринимателями уплачено налогов в бюджет в сумме 6,7 миллионов рублей, что больше 2012 года на 1,6 миллионов рублей.

По состоянию на 01.01.2014 года в районе зарегистрировано 34 крестьянских (фермерских) хозяйства (на 1 января 2013 года – 46), в связи с перерегистрацией в индивидуальные предприниматели.

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами за 2013 год уплачено налогов в бюджет в сумме 402,0 тысяч рублей, что меньше 2012 года на 340,0 тысяч рублей.

Постановлением администрации района утверждена муниципальная программа Сосновского района "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014 – 2020 годы" подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" на 2014 – 2020 годы.

В целях формирования положительного образа малого и среднего предпринимательства, выявления его лучших представителей, пропаганды их деятельности ежегодно проводится районный конкурс "Лучший предприниматель года" и районная конференция представителей субъектов малого и среднего предпринимательства.

Также через средства массовой информации оказывается информационная поддержка.

В общем количестве предприятий преобладают предприятия и организации с видом деятельности "Оптовая и розничная торговля" – 46,6 % и "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" – 19,3 %.

Недостаточное количество субъектов малого и среднего предпринимательства занято в сфере перерабатывающей промышленности, строительстве, в отрасли жилищно – коммунального хозяйства (утилизация ТБО, водоснабжение, водоотведение).

Услуги по организации культурно – досугового отдыха для детей (детское кафе, игровая комната, аттракционы) в настоящее время в районе не оказываются.

Ведущая: Насколько широко представлены сетевые торговые центры? Плюсом или минусов, в большей степени, является процесс глобализации для районов области? 

А. А. Дьяконов: На потребительском рынке района тенденция развития материально – технической базы торговых предприятий приобрела устойчивый характер.

Растет сеть современных предприятий торговли. В р.п.Сосновка имеются два торговых центра торговой сети "Магнит" ЗАО "Тандер", город Краснодар и один торговый центр торговой сети "Бегемот" ООО "Бегемот". Также на территории района имеются магазины и павильоны торговых сетей "Колбасные изделия" (ООО "Жупиков"); "Конфетный рай" (ИП Бухнин А.И.); "Правильный цыпленок" (ИП Баранов Д.В.); "Ювелирные изделия" (ИП Зорина И.П.); "Билайн" (ИП Самойленко А.А.).

Наличие этих и других магазинов позволяет практически полностью обеспечивать спрос населения в товарах по более низким ценам, что является положительным аспектом для жителей района.

Ведущая: Как Вы оцениваете индивидуальный вклад района в общую копилку реализации социально – экономической стратегии региона? 

А. А. Дьяконов: Сосновский район аграрный и поэтому приоритетное значение отдаем развитию отрасли сельского хозяйства.

В районе на 1 января 2013 года сельскохозяйственные угодья составляли 158,9 тыс. га, из них пахотные земли составляют 104,8 тысяч гектаров, сенокосы 10,3 тысяч гектаров, пастбища – 42,9 тысяч гектаров, многолетние насаждения – 0,8 тысяч гектаров.

Целенаправленно ведется работа по разработке и освоению неиспользуемых земель. Посевная площадь в районе в 2013 году возросла на 4,5 % или на 3,2 тысяч гектаров к 2012 году.

В 2013 году хозяйствами всех категорий было произведено 122,6 тысяч тонн зерна, 24,6 тысяч тонн подсолнечника, 102,3 тысяч тонн сахарной свеклы, 61,4 тысяч тонн картофеля.

Соглашение по производству зерна в 2013 году перевыполнено на 5 %, подсолнечника на 41,4%, сахарной свеклы на 411,5%, картофеля на 11,6%.

В 2013 году в сельскохозяйственных предприятиях поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 1394 головы, в том числе коров на 642 головы, овец на 228 голов. В целом во всех категориях хозяйств в 2013 году произведено скота в живом весе в количестве 3,0 тысяч тонны, молока в количестве 15,7 тысяч тонн. Соглашение выполнено по производству мяса на 102% и по производству молока на 122%.

В районе реализуются и планируются к реализации следующие инвестиционные проекты, направленные на развитие территорий поселений района: ООО "Агрофирма "Жупиков"; производственный сельскохозяйственный перерабатывающий кооператив "Молпродукт "Сосновский"; ООО "Хутор. Ру"; ООО "Капиталъ – АГРО "Сосновский".

Реализация выше перечисленных инвестиционных проектов позволит создать новые рабочие места, пополнить местный бюджет налоговыми поступлениями и вывести район на новый уровень развития, повысив продовольственную безопасность как района, так и области в целом.

Ведущая:  Большое спасибо, Александр Анатольевич! Желаем вам успехов на пути развития Сосновского района, соучастия жителей, хороший инвесторов, интересных предложений!