Подготовка и проведение ЕГЭ-2014

Интернет-конференция с первым заместителем министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Петровой Светланой Владимировной и начальником отдела дошкольного и общего образования министерства Бычковым Вячеславом "Подготовка и проведение ЕГЭ-2014"

Ведущая: Добрый день уважаемые интернет-пользователи, участники интернет-конференции. Сегодня мы проводим интернет-конференцию с первым заместителем министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Светланой Петровой, начальником отдела дошкольного и общего образования министерства Вячеславом Бычковым. Тема нашей интернет-конференции: "Подготовка и проведение ЕГЭ-2014". Вам, Светлана Владимировна, приветственное слово.

Петрова С.В.: Добрый день, уважаемые участники нашей конференции. Я надеюсь, что во время нашей конференции максимальное количество участников единого государственного экзамена получат ответы на свои вопросы. Желаю всем эффективной, плодотворной работы и доброжелательного отношения друг к другу.

Ведущая: Итак, мы начинаем. И первый вопрос: есть ли особенности проведения ЕГЭ в 2014 году?

Петрова С.В.: В целом, для выпускников средней школы, 11-классников, особых изменений, по сравнению с прошлым годом, нет. Не изменился порядок подготовки к экзаменам, время проведения экзамена, изменились требования к организации экзамена. Прежде всего, эти требования связаны с обеспечением информационной безопасности для участников ЕГЭ. Еще раз хочу подчеркнуть, нет никаких поводов для паники: контрольно-измерительные материалы принципиально не изменились, ход подготовки к экзаменам принципиально не изменился.

Ведущая: Спасибо. И следующий вопрос: каков срок действия результатов ЕГЭ?

Петрова С.В.: Результаты выпускников 2012, 2013, 2014 года действительны в течение четырех лет после года сдачи ЕГЭ.

Ведущая: Спасибо. Вот такой вопрос: что можно иметь при себе при сдаче ЕГЭ по математике, физике, химии? Можно ли брать калькулятор или выдают на месте?

Петрова С.В.: На математике можно пользоваться линейкой. На химии можно пользоваться: непрограммируемыми калькуляторами, по физике – линейкой и непрограммируемым калькулятором; по географии – линейкой, транспортиром, непрограммируемым калькулятором.

Ведущая: Спасибо. Вот такой вопрос: с 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в российских школах. Поменялось ли к нему отношение в обществе?

Петрова С.В.: Да, в Чувашии, в целом по России с 2009 года ЕГЭ стал, скажем, законодательной основой итоговой аттестации выпускников, но наша республика в ЕГЭ уже давно, можно сказать: мы – старожилы. Мы начинали одними из первых в Российской Федерации – с 2001 года в экспериментальном режиме. Хотела бы подчеркнуть, для нас очень много положительных факторов к ведению ЕГЭ. В первую очередь, это, конечно, мобильность выпускников. После введения единого государственного экзамена из года в год увеличивается доля выпускников, которые поступают в самые лучшие, на взгляд родителей (такой общественный рейтинг есть), вузы Российской Федерации. По итогам прошлого года эта доля достигла 30 процентов. Мы считаем, что это очень большое достижение именно в обеспечении доступности, мобильности, конкурентности наших выпускников. Как бы там ни было, много оппонентов, противников, единого государственного экзамена, но, на мой взгляд, в Чувашской Республике к единому государственному экзамену всегда относились более или менее спокойно. Мы ежегодно проводим опросы: ЕГЭ боятся больше всего родители, как ни странно это звучит. Сами выпускники, большая часть выпускников, спокойно, даже без тени напряжения относятся к этой форме выпускных экзаменов. И ещё: к ЕГЭ положительно относятся те выпускники, которые честно готовятся к экзаменам. И когда появляются дополнительные заслоны для нарушения порядка, для нарушения честности ЕГЭ, больше всего это касается и задевает права честных выпускников: они серьезно готовятся, прикладывают много усилий к получению знаний, а получается, не совсем честные товарищи при помощи каких-то дополнительных мер могут получить высшие баллы и занять их бюджетные места. Это несправедливо. И поэтому, на мой взгляд, не нужно паниковать по поводу того, что ужесточаются к организации ЕГЭ. Ужесточая, добавляя дополнительные заслоны к нарушению порядка проведения ЕГЭ, мы защищаем, прежде всего, честных, достойных, действительно заслуженных наших выпускников и их права.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос от участника конференции: какие выводы сделаны за достаточно большой промежуток времени существования ЕГЭ? И как борются с нарушениями при проведении ЕГЭ?

Подготовка и проведение ЕГЭ-2014Петрова С.В.: Самые главные выводы с точки зрения содержания образования, с точки зрения методической составляющей: за эти годы мы создали эффективную систему подготовки к ЕГЭ. Наши ребята, особенно в самых хороших школах, очень квалифицированно, системно готовятся к ЕГЭ. Наши учителя из года в год совершенствуют свое мастерство в подготовке к ЕГЭ. Мы ежегодно по итогам результатов ЕГЭ делаем очень глубокий анализ по каждой школе республики, по каждому предмету: что ребята освоили, на какие вопросы не смогли ответить, какие "западания", так называемые дефициты в знаниях у наших детей по предметам. Этот материал потом поступает в школу, и учитель, уже работая с другим, новым выпускным 11 классом, прежде всего анализирует: а что же было в прошлом году, какие трудности были у выпускников прошлого года по предмету, на что нужно было больше обратить внимание? Поэтому подытоживая, я хочу сказать, что мы создали более или менее эффективную систему подготовки к ЕГЭ. Конечно, не во всех школах. Есть учителя, которые равнодушно относятся к подготовке к ЕГЭ, но большая часть учителей уже квалифицированно умеет готовиться и хорошо, качественно готовит выпускников. Это первый вывод. Второй вывод. Наверное, помнят наши коллеги, те, которые очень близко к образованию: мы несколько лет подряд проводили ЕГЭ для наших учителей, правда, было немало противников этой процедуры, но тем не менее. По истечении времени, нам кажется, что это было полезным, потому что некоторые учителя просто преподают урок, а к ЕГЭ готовится ученик уже вместе с репетитором. Это вредное явление для системы образования. Мы, к сожалению, пока очень слабо изживаем систему репетиторства из школ. В связи с этим хотела бы сказать, что я верю, что мы искореним систему репетиторства из школьного образования. При подготовке к ЕГЭ прежде всего должен работать учитель, правильно организовав работу. А для этого он сам должен досконально разбираться в заданиях ЕГЭ. Чтобы разбирался, он сам должен проходить через эту процедуру. Когда мы очень большую массу учителей республики, почти 80%, пропустили через ЕГЭ, мы, кажется, дали толчок к тому, чтобы учитель более серьезно начал к ЕГЭ относиться и готовиться. Т.е. два таких вывода: первое – мы за эти годы научились готовить детей к ЕГЭ, и второе – мы за эти годы подготовили самих учителей более содержательно, более качественно относиться к своему предмету.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: Как обеспечивается максимальная прозрачность и открытость проведения ЕГЭ?

Петрова С.В.: С прошлого года во всех аудиториях, пунктах проведения ЕГЭ установлено видеонаблюдение. По две камеры в каждой аудитории. Вся информация с них передается на единый компьютер и можно наблюдать, как идет экзамен в каждой аудитории. Это первая мера по прозрачности, по объективности. И второе требование, с этого года во всех пунктах проведения ЕГЭ должны быть установлены металлоискатели. Регионы тут разными путями идут. Есть стационарные, как в аэропорту, у нас будут ручные металлоискатели. Почему? Мы используем уже имеющуюся базу в системе правоохранительных органов республики. Ручные металлоискатели в республике есть в достаточном количестве. Не менее 3-х ручных металлоискателей будет в каждом пункте проведения экзамена. Металлоискатель звенит ровно в том месте, где есть запрещенный предмет. Поэтому я хотела бы обратиться к родителям, к выпускникам, если они слушают нас: пожалуйста, постарайтесь одеться так, чтобы предметы одежды не содержали металл: ремни, ботинки, так как это будет вызывать дополнительные трудности.

Бычков В.В.: Мы апробировали эти металлоискатели совместно с полицией. На одного человека в среднем тратится полминуты, т.е. 30 секунд. Естественно, "если человек не будет звенеть", т.е. его провели, пропустили – это займет секунд 5-10. Будут люди, у которых будет звенеть, в этом случае они должны будут показать этот предмет. Если это запрещенный предмет, то будет предлагаться оставить его в специально отведенном помещении. Если же выпускник не согласится предъявить "звенящий предмет" и оставить его в специально отведенном помещении, то в этом случае его, не пропустят в пункт проведения экзамена.

С учетом того, что в одном ППЭ будет три металлоискателя, соответственно, меньше часа или где-то около часа займет вся процедура пропуска в пункт проведения ЕГЭ, при максимальном количестве учащихся в ППЭ – 300 человек.

Петрова С.В.: У нас не более 300 человек на каждый пункт проведения экзамена. Еще раз обращаю внимание на то, что одно из основных изменений, по сравнению с прошлым годом, то, что на экзамене нельзя иметь сотовые телефоны. Если в прошлом году нарушением являлось использование сотового телефона во время экзамена, то в этом году само наличие сотового телефона на экзамене будет являться нарушением и выпускник удаляется, его результаты аннулируются, он теряет право пересдать экзамен в этом году.

Классные руководители в школах должны провести классные часы, родительские собрания на эту тему. Напомню, досадный прошлогодний случай. Хорошая девочка, на олимпиадах занимала призовые места по предмету, но, видимо, для уверенности решила воспользоваться сотовым телефоном. Это стало известно. Результаты по русскому языку были аннулированы, и девочка осталась без аттестата. В этом году для того, чтобы получить аттестат, ей придется пересдать предмет. Если бы она не решилась пользоваться сотовым телефоном, а рассчитывала только на себя, я абсолютно уверена, что она хорошо сдала бы экзамен. Поэтому еще раз обращаю внимание, не надо иметь запрещенные предметы на экзамене, не надо рисковать. Риск очень дорогого стоит.

Ведущая: Есть еще один вопрос по поводу средств подавления сотовой связи. Я так понимаю, что исключается наличие сотового телефона уже при осмотре школьника.

Петрова С.В.: Да, поэтому необходимость подавлять сотовую связь автоматически исключается. Порядок говорит о том, что нельзя иметь телефон. Значит, если нельзя иметь телефон, априори что же подавлять. Мы надеемся, что все выпускники у нас люди разумные, слушают нас, слушают своих учителей, думают и сделают правильные выводы.

Ведущая: Понятно, вот вопрос в продолжение этой темы. Вопрос от родителей. Не создаст ли это дополнительного напряжения, особенно если будут пропускать с помощью ручных детекторов, и как должны выдержать нервы у больных детей при таком жестком контроле?

Подготовка и проведение ЕГЭ-2014Петрова С.В.: Во-первых, хочу сказать, для детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей-инвалидов у нас другая форма итоговой аттестации.

Второе, если ребенок болеет, он плохо себя чувствует, у него температура, у него какая-то болезнь, то он может в этот день, если есть медицинская справка, не пойти на экзамен, а пойти сдавать его в резервный день. Это допускается. Для нормального выпускника, не болеющего, не имеющего никаких противопоказаний к сдаче выпускных экзаменов, не должно быть дополнительных стрессов из-за того, что тебя проверили, имеешь ты или не имеешь запрещенный сотовый телефон. Чтобы не нервничать, не имей его и все. Не надо лишний раз нервничать, а спокойно готовиться, чтобы максимально показать свои полученные знания.

Какие формы экзаменов для детей с ограниченными возможностями здоровья добавит Вячеслав Валерьевич.

Бычков В.В.: У нас существуют три формы экзамена: первая форма известна – единый государственный экзамен, вторая – единый региональный экзамен, который проводится с помощью контрольно-измерительных материалов, но по чувашскому языку и литературе, третья – форма щадящего режима – государственный выпускной экзамен. Он проводится для выпускников с ограниченными возможностями здоровья и для детей-инвалидов. Соответственно, туда допускаются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, у которых есть соответствующие предписания психолого-медико-педагогической комиссии. Т.е. само название уже говорит о том, что это экзамен щадящий. Здесь уже предусмотрено, что у ребят другие контрольно-измерительные материалы. Если плохое зрение, они будут увеличены, т.е. будет увеличен шрифт. Если необходимо, то шрифт Брайля предусмотрен, ну, и ряд других особенностей.

И когда проводится ГВЭ, то обязательно присутствует ассистент, который будет оказывать помощь ребенку. Т.е. ограничение по состоянию здоровья уже учтено, и, соответственно, есть полная возможность пройти государственную итоговую аттестацию каждому ребенку.

Государственная итоговая аттестация может быть реализована на дому для детей, которые не имеют возможности прийти в пункты проведения экзаменов.

Ведущая: Т.е. какие-то приспособления будут предусмотрены. Вопрос от родительницы. Придется ли ребенку выезжать в другую школу для сдачи, или будет проводиться экзамен в своей школе?

Петрова С.В.: Для больных детей?

Ведущая: Да, для детей с ограниченными возможностями.

Бычков В.В.: Предусмотрена определенная сеть пунктов проведения государственного выпускного экзамена. Да, некоторые школьники будут переезжать с места на место. У нас 490 школ, и в каждой мы не можем создать пункт проведения экзамена.

Еще раз повторяю, если ребенок не имеет возможности приехать в ППЭ, то для него экзамен будет организовываться дома. Это будет учитываться, и, соответственно, приниматься соответствующее решение по каждому ребенку.

Петрова С.В.: Школа дает заявку, что ребенок проходит обучение на дому, значит экзамен будет организовываться на дому. А чуть менее с ограничениями – они не в каждой школе будут сдавать, они будут сдавать в определенных пунктах, созданных для больных детей.

Ведущая: А кем должна подаваться заявка, чтобы сдать на дому?

Вопрос с зала: Эти пункты уже организованы?

Петрова С.В.: Да, и о них уже все знают.

Бычков В.В.: Организацией занимается министерство совместно с органами управления образованием.

Петрова С.В.: Мы занимаемся, школа подает заявку. Эти заявки уже собраны, мы точно знаем, сколько детей у нас с ограниченными возможностями здоровья будет сдавать ГИА в щадящем режиме.

Бычков В.В.: Эти пункты есть, они выставлены на сайте, каждый может ознакомиться.

Ведущая: Скажите, пожалуйста, что касается открытого банка заданий по ЕГЭ: действительно ли именно из этих заданий будут составляться варианты КИМов?

Петрова С.В.: Да, с этого года 30% заданий ЕГЭ 2014 года для лучшей подготовки одиннадцатиклассников к экзаменам находятся в открытом банке заданий. Для девятиклассников открыты все 100% заданий. Это реальные задания, размещенные на официальном сайте, через сайт министерства можно выйти на сайт федерального института педагогических измерений, где размещены эти задания.

Ведущая: А планирует ли министерство обучение операторов видеонаблюдения за ЕГЭ.

Петрова С.В.: Для каждой категории, для каждого субъекта организации единого государственного экзамена организованы свои целевые семинары. Сейчас у нас идет массовое обучение операторов в аудитории. Далее мы начнем обучение членов государственной экзаменационной комиссии, осуществляющих контроль. Потом начнем обучение руководителей пунктов проведения экзаменов. Т.е. организаторов много, для каждой категории организованы целевые обучающие семинары, без обучения никто не останется.

Ведущая: Согласно приказу Минобразования РФ от 26.12.2013 г. № 1400 в классе, где должен проводится ЕГЭ, должны быть не менее 15 обучающихся и не более 25. Т.е. за каждой партой будут сидеть по 2 чел. Или будут ставить дополнительные парты.

Петрова С.В.: Нашим выпускникам не стоит беспокоиться, мы оставили прошлогоднюю схему. У нас в аудитории по 15 учеников, по 15 парт, по одному ученику за каждой партой, мы не увеличили количество выпускников, которые должны сдавать в аудитории.

Ведущая: Каковы типичные ошибки, которые происходят во время проведения ЕГЭ?

Петрова С.В.: Содержательного плана, те или иные вопросы, на которые не могут ответить наши дети, мы их анализируем и отправляем в школы, чтобы педагоги и выпускники лучше подготовились.

Типичные ошибки по организации – к ним можно отнести:

  • первое – это попытка пронести телефон и попытка пользоваться им. Составлены акты, они классифицируются как административные правонарушения. Некоторые выпускники заплатили штрафы;
  • вторая группа ошибок – это попытка пользоваться шпаргалками. Результат для выпускника будет аналогичен первому.

Следующая группа, это показало видеонаблюдение: недостаточная компетентность и профессионализм операторов в аудитории, педагоги не всегда правильно объясняли ребятам порядок организации и проведения ЕГЭ, порядок заполнения регистрационных листов, порядок проведения самого экзамена. В прошлом году это зафиксировали видеокамеры, в этом году – подробно обсуждается на обучающих семинарах, мы надеемся, что удастся минимизировать эту категорию ошибок.

Бычков В.В.: Еще хотелось бы сказать по поводу расчёта времени участниками ЕГЭ. Иногда происходит такая ситуация, когда ребенок все решил, но решил на черновике и не оставил времени, чтобы перенести свои записи на беловик, этого не должно быть, потому что время четко ограничено. По истечении времени, отведенного на экзамен, пойдет сбор документов. Видеонаблюдение покажет, что документы были собраны с нарушением, что не допустимо. Ученик должен ориентироваться во времени, организаторы должны ему помочь в этом, чтобы он оставил время переписать свои записи на беловик.

Петрова С.В.: У нас были в прошлом году очень досадные ошибки, хорошие ученики, не успевая переписать с черновика на беловик, они просто прикладывали черновик к беловику, к основным записям, но, к сожалению, процедура не предусматривает проверку черновика, и тогда ребята умные, хорошо подготовленные получали нули по тем или иным заданиям, особенно по части C. Конечно, они подавали заявление на апелляцию. Они доказывали: "Как же, мы решили все? Не может быть, что у нас ноль?" А оказалось, что это все было на черновике, который не проверяется. Это технология подготовки к ЕГЭ, к ней надо подготовиться заранее. Вот сейчас время еще не упущено, надо тренироваться даже в том, какое количество времени нужно тратить на часть A, в каких предметах есть часть А, сколько времени надо на часть B и сколько времени на часть C. Все должно быть отрепетировано вместе с учителем, каждый выпускник должен понимать, если, допустим, время ушло, часть A даже если не закончил, надо ее оставить и перейти к части B, время, отведенное на часть B, ушло, значит надо перейти к части C. А не сидеть и зацикливаться на части A или части B. Все-таки A и B не дают того желаемого количества баллов для поступления в вуз, особенно на хорошие востребованные специальности, в т.ч. для поступления на бюджетные места. На неправильной организации своего времени прогорают даже хорошие выпускники, которые могли бы решить спокойно часть C и набрать хорошие баллы. Поэтому надо уметь планировать свое время.

Ведущая: Спасибо. Вот следующий вопрос: Какой порядок подачи апелляции?

Бычков В.В.: Апелляция подается в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов ЕГЭ, соответственно, в течение этих двух рабочих дней дети имеют возможность подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами. Заявление они подают там же, где подавали заявление на участие в ЕГЭ. Выпускники текущего года 11-ого класса будут подавать заявление в своей школе, выпускники прошлых лет подавали заявление в муниципальных управлениях образованием, туда же подают, Заявление об апелляции выпускники, которые будут участвовать в дополнительном периоде, но это впереди у нас, они будут подавать в то место, где будут зарегистрированы на ЕГЭ.

Что касается выпускников 9-ого класса. Вот два порядка, которые регламентируют государственную итоговую аттестацию в 9-ом классе, в 11 классе, они имеют небольшое отличие: в 9-ом классе они имеют право подать в апелляционную комиссию напрямую. В 11-ом классе этого нет, апелляционная комиссия заявления сама не принимает, в 9-ом классе она может принять. В заявлении указывается желание школьника присутствовать на процедуре апелляции.

Ведущая: Спасибо. А что такое итоговая аттестация для школьников. Это помимо ЕГЭ? Вопрос от интернет пользователя.

Бычков В.В.: Помимо ЕГЭ?

Ведущая: Ну, что такое итоговая аттестация для школьника?

Петрова С.В.: Это общее название, новое название ЕГЭ. Государственная итоговая аттестация для 9-го класса и для 11-классников. Государственная итоговая аттестация для 11-классников в форме ЕГЭ, в форме ГВЭ (государственного выпускного экзамена), ЕРЭ (единого регионального экзамена), для 9-классников – в форме ОГЭ (основной государственный экзамен), ГВЭ, ЕРЭ.

Ведущая: Спасибо за ответ. Следующий вопрос: Какие рекомендации дадите выпускнику, как повысить средний балл ЕГЭ?

Бычков В.В.: Учиться, учиться и еще раз учиться.

Петрова С.В.: Учиться, да, это хорошо. Но учиться умно. Готовиться к ЕГЭ надо умно. К ЕГЭ надо готовиться системно, это не так, как раньше учили билеты, первый билет, первый, второй, третий вопрос вызубриваем, это непродуктивная трата времени. Надо готовиться системно, надо готовиться на основе кодификаторов и спецификации. То есть по-вопросный план КИМа (кодификатор) сделан таким образом, что определенные задания скомпонованы по темам программы. Поэтому при подготовке к экзамену выпускнику не нужно решать все задания от А-1 до С-6, а лучше выяснить какая тема как расположена в контрольно-измерительном материале. И, если, например, у выпускника плохо усвоен раздел "Электричество" в физике ему нужно по кодификатору определить какие задания в КИМе к этому разделу отнесены и решать только их, но в разных КИМах. Точно также можно, рассмотреть пробелы в любом другом предмете.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос от нашего интернет-пользователя, участника конференции. Выпускница 2014 года, допустим, я успешно сдаю выпускные экзамены, но баллов недостаточно для поступления в вуз на бюджетной основе, могу ли я повторно сдать экзамены по определенному предмету в 2015 году?

Бычков В.В.: Да, можете. В этом случае при дальнейшем применении будут учитываться результаты последнего экзамена, т.е. последняя сдача экзамена по определенному предмету.

Ведущая: Спасибо. А если выпускник получает результат ниже минимального количества баллов по одному из обязательных экзаменов: русский язык или математика, то может ли он пересдать этот экзамен в этом же году в резервные дни или нет?

Бычков В.В.: В случае, если выпускник текущего года не сдал один из основных экзаменов, он может его пересдать в резервный день.. Если не смог сдать в резервный день – придет сдавать в следующем году. Аттестат он в этом году не получает. Если у него неудовлетворительный результат по двум обязательным предметам, русскому языку и математике, то он сдает через год.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос. Когда ожидается отмена тестовых заданий в части А?

Петрова С.В.: Очень много сейчас обсуждается. Буквально недавно министр образования науки РФ Д. Ливанов, давал интервью по этому поводу. Он сказал, что экспертному сообществу, тестологам, которые готовят тестовые задания по всем предметам, дано задание выработать новую концептуальную линию по контрольно-измерительным материалам, в т.ч. и по удалению части А. Думаю, что такие серьезные изменения, дело не одного года. По математике части А уже нет. А по другим предметам также вот к этому идем.

Ведущая: Есть вопрос: на какой уровень обученности ученика нацелено в будущем ЕГЭ и ожидается ли существенное изменение в заданиях?

Петрова С.В.: По уровню обученности ученика тоже идут сейчас дискуссии, и в т.ч. сами эксперты, скажем, предлагают разделить ЕГЭ на два этапа: первый этап ЕГЭ – это выпускной экзамен за 11 класс для получения аттестата, так называемый, базовый уровень. Для получения аттестата необходимо сдать на базовом уровне русский язык и математику, получить аттестат и дальше, как говорится, "не париться". Есть теперь профильный уровень – предметы по выбору для поступления в учреждения высшего профессионального образования, даже была такая идея: ребята, которые нацелены только на базовый уровень, они после первой части ЕГЭ могут уйти, т.е. они выполняют базовые задания, делается небольшой перерыв, и для продолжения задания остаются только те ребята, которые хотят нацелено поступить в учреждения высшего профессионального образования. Скорее всего, в будущем это произойдет, и ЕГЭ разделится на два уровня. На базовый уровень и на профильный уровень. На мой взгляд, это правильная, справедливая схема.

Ведущая: Спасибо. В следующем году ЕГЭ будет на компьютере?

Петрова С.В.: Этот вопрос обсуждается. Начинать в первую очередь, конечно, нужно с экзамена по информатике, сейчас работы ведутся специалистами Минобрнауки РФ, экспертами. Наверное, в будущем, думаю, года через два, три, некоторые предметы будут сдавать на компьютере, но если часть А уйдет, то по многим предметам нет необходимости переводить на компьютерный вариант. Посмотрим к чему придем, пока гадать преждевременно.

Ведущая: Следующий вопрос от участника: "Когда закончится ЕГЭ?"

Петрова С.В.: Я все время говорю: не дождетесь. ЕГЭ не как ЕГЭ, а как независимая государственная итоговая аттестация. Т.е. по окончании уровня основной школы – 9 класса или уровня средней школы – 11 класса государство имеет право измерить, используя независимую объективную систему. Т.е. та схема, когда учитель и учил, и сам же проводил экзамен, я надеюсь, никогда больше не вернется. Одни должны учить, другие должны проверять. И те, которые учат, они не должны иметь отношения к проверке. Помните, когда ЕГЭ вводили, шутки такие были: "пятерка в одной школе – она абсолютно не соразмерна, не коррелируется с пятеркой в другой школе". Такого не должно.

Ведущая: Спасибо. Вот еще несколько вопросов осталось. "Законно ли ограничение количества сдачи ЕГЭ?" Я так понимаю, что после того, как выпускник не сдал один раз экзамен. Сколько раз он может пересдать, законно ли ограничение?

Бычков В.В.: Или все-таки количество предметов?

Ведущая: Количество предметов. Ну, вот здесь есть еще вопрос: "Максимум сколько экзаменов можно сдавать в форме ЕГЭ?"

Петрова С.В.: Все экзамены. У нас 14 экзаменов сдаются в форме единого государственного экзамена. Тоже надо разделить как бы на 2 части. Первая: для получения аттестата достаточно сдать только 2 экзамена и после 11 класса и 9-го. В этой части сделано большое облегчение по сравнению со старой традиционной системой. Все, наверное, помнят, кто еще до ЕГЭ оканчивал школу, для того, чтоб получить аттестат, нужно было сдать не менее пяти обязательных экзаменов. А сейчас только 2 экзамена – русский и математика.

Если же школьник планирует поступать в учреждение высшего профессионального образования, то тогда нужно сдавать экзамены по выбору, те экзамены, которые заявлены вузом. Изучив предметы, которые нужны для поступления на ту или иную специальность, выпускник сам выбирает сколько экзаменов нужно сдавать. Количество экзаменов по выбору ученика не ограничивается. У нас всего 14 предметов, 14 экзаменов, он может, теоретически, выбрать все 14. На практике, конечно, такого никогда еще не было, потому что в этом нет надобности. Выпускнику, который хочет стать врачом, нет необходимости сдавать ЕГЭ по иностранному языку или литературе. Или наоборот, если выпускник выбрал гуманитарную специальность выбирает, нет надобности сдавать химию, физику и т.д. Теоретически, можно выбрать все предметы. На практике, в основном, ученики по выбору сдают три дополнительных предмета, и два основных – математику и русский язык.

Ведущая: Спасибо. Вот еще один вопрос поступил: "Осуществляется ли целевой прием на медицинский факультет ЧГУ им. И.Н. Ульянова?"

Петрова С.В.: Да. Целевые приемы могут быть на все факультеты, где есть бюджетные места. В том числе и на медицинский факультет. Обратиться нужно в больницу. Схема немножко изменилась. Все учреждения здравоохранения получают квоты, которые министерство здравоохранения выдает на целевое направление. Поэтому выпускникам, которые хотят получить целевое направление, нужно обратиться в учреждение здравоохранения. Дальше заключается договор с этим учреждением здравоохранения. Далее этот договор вставляется в министерство здравоохранения и дальше уже в вуз.

Ведущая: Ну что ж, спасибо. Это были все вопросы, которые поступили на сегодняшний день. Я думаю, вопросов много еще осталось и у выпускников, у родителей, у педагогов, возможно. Ваши вопросы вы можете также оставлять на сайте www.garant121.ru либо на сайте министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Спасибо большое, Светлана Владимировна, Вячеслав Валерьевич. Несколько слов напутствия выпускникам, которые сдают ЕГЭ в этом году.

Петрова С.В.: На официальном информационном портале ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА, сайте министерства есть методические рекомендации для выпускников этого года, для родителей и для педагогов, они написаны понятным, добрым языком. Как нужно готовиться к единому государственному экзамену, как нужно вести себя во время экзамена. В адрес родителей – как нужно правильно готовить детей-выпускников к экзамену. Я прошу всех, если вы еще не знаете, не ознакомились с этими материалами, ознакомиться с ними. Там очень умно, грамотно написано, как правильно нужно готовиться к ЕГЭ. Почитайте, изучите и удачи вам.

Ведущая: Спасибо. Мне подсказывают, что есть еще вопросы. Вот вопрос поступил: "Если по личным причинам, семейным обстоятельствам, не можешь готовиться к экзаменам, то как поступить?"

Бычков В.В.: Вопрос не очень понятный. Что означает "не может готовиться" в данном случае?

Петрова С.В.: Ну, какой-то стресс, горе, не до экзаменов, да допустим.

Бычков В.В.: Хорошо.

Петрова С.В.: Аттестат надо получить.

Бычков В.В.: Конечно, порядок проведения государственного экзамена не предусматривает возможность подготовки к единому государственному экзамену. Получается, у нас есть базовые точки, то есть до 1 марта они подают заявление с выбором предметов. Впоследствии они принимают участие в ЕГЭ. Именно в эти временные промежутки, если есть уважительная причина, тогда может перенести сдачу ЕГЭ в дополнительные сроки. Если, например, в день сдачи ЕГЭ человек заболел. А вот то, что касается именно подготовки к единому государственному экзамену, здесь нужно рассматривать каждый конкретный случай. А так ответить, в принципе, невозможно.

Петрова С.В.: Отменить экзамен мы не можем. Не предусматривает порядок отмену разрешения сдать выпускнику экзамен по семейным обстоятельствам. Аттестат нужно получить, поэтому я предлагаю сдать, русский язык, математику. Получить аттестат. А другие предметы, даже если они были заявлены до 1 марта, на эти экзамены не ходить. Если действительно, не были подготовлены, зачем зря время тратить. Можно подготовиться получше и в следующем году сдать предметы по выбору для поступления в вуз.

Ведущая: Спасибо. Еще один вопрос: "Является ли банк на ФИПИ полным? На данный момент по некоторым темам в банке 0 вопросов. Если банк не полный, то когда на этом сайте появятся все вопросы?"

Бычков В.В.: Значит, еще раз, Светлана Владимировна уже говорила, задания 2014 года по 9 классу выставлены все. Но нигде не обозначено, что это задания 2014 года. Т.е. они находятся в полном банке заданий. Там есть задания и 13 года, и 12 года, есть задания, которые никогда не были заданиями по 9 классу и т.д. Что касается 11 класса, здесь в федерации говорят о том, что выставляется в этом году 30% заданий 2014 года. Т.е. не нужно ориентироваться и ждать, что по всем предметам все задания появятся. На то она и государственная итоговая аттестация, чтобы все-таки получить реальные знания, именно на основе программы, а не изучения готовых тестов.

Петрова С.В.: По некоторым предметам, если нет заданий, то скорее всего их и не будет уже.

Бычков В.В.: В этом случае нужно ориентироваться на задания, которые уже были в прошлом году.

Ведущая: Спасибо. Еще один вопрос: "Как и когда будут пересдавать экзамен по математике учащиеся 9 класса, получившие на экзамене неудовлетворительную отметку?"

Бычков В.В.: Они будут пересдавать в этом году в резервные дни. Дополнительные сроки по 9 классу они не предусмотрены. Если после 11 класса они могут сдавать в дополнительные сроки, то после 9 класса, соответственно, они будут идти в резервные дни. Т.е. если выпускник получил по математике или по русскому языку двойку, то он будет сдавать его в этом году еще раз. Т.е. вот в прошлом году у нас была пересдача в традиционной форме, в этом году этого нет.

Петрова С.В.: Опять-таки только в форме единого государственного экзамена в резервный день. И если и в резервный день получено два, то аттестат, к сожалению, нельзя будет получить.

Ведущая: Спасибо. Вот еще один вопрос поступил, вопрос и комментарий одновременно: "Чем объясняются столь высокие результаты в южных республиках России, ведь это мешает поступать честным выпускникам, в том числе и из Чувашии? Спасибо."

Петрова С.В.: Ну, не во всех южных субъектах Российской Федерации в 2013 году были высокие результаты. Например, мы знаем, что в Чеченской Республике результаты таковыми не были. Была создана действительно очень прозрачная система сдачи единого государственного экзамена. Объясняется это тем, что, нарушался порядок проведения единого государственного экзамена. Поэтому, как я уже говорила, в своем выступлении, любое нарушение – это посягательство на право честного выпускника. И тут единственное решение – максимально всем участникам ЕГЭ: и самим выпускникам, и организаторам постараться соблюдать порядок проведения ЕГЭ, не нарушать его. Других подходов нет.

Ведущая: Спасибо. Вот еще один вопрос по поводу металлоискателя: "Могут ли проверить металлоискателем сдающего во время проведения ЕГЭ?"

Бычков В.В.: Нет.

Петрова С.В.: В аудитории нет.

Бычков В.В.: Но здесь не нужно надеяться на то, что вы сможете списать.

Петрова С.В.: Все равно ищут какой-то люфт.

Бычков В.В.: В данном случае не нужно на это ориентироваться. Ну, смотрите, будет видеонаблюдение, после этого видеофакт, естественно, будет передан в Рособрнадзор, в Москву. Если затребует МВД, прокуратура, то в этом случае им будет передано. Мы сами будем его тоже изучать. И если будут факты нарушения, то будьте уверены, они будут выявлены.

Петрова С.В.: И экзамен аннулируется. Есть такие подходы, что экзамен аннулируется не только у одного выпускника, экзамен может аннулироваться у всей аудитории. И даже у всего пункта проведения экзамена. Поэтому риски очень большие. Не нужно рисковать. Игра не стоит свеч, как говорят.

Бычков В.В.: Все видно, на самом деле. Если в прошлом году у нас такого обязательного требования видеонаблюдения не было, то в этом году оно есть. И оно является достаточным основанием для того, чтобы аннулировать результаты. Не нужно рисковать.

Ведущая: Спасибо. А через сколько дней будут готовы результаты после сдачи выбранного предмета?

Бычков В.В.: Зависит от предмета, от 3 дней до 5 дней.

Петрова С.В.: Маленькие предметы 3 дня. Большие предметы, русский язык и математика, когда сдают все выпускники, от 5 дней.

Ведущая: Спасибо. Еще 2 вопроса поступило: "Что будет с выпускниками, не сдавшими ГИА в 9 классе. В какой форме они будут обучаться? Спасибо".

Петрова С.В.: Те выпускники, которые не смогут получить аттестат, это значит "2" по русскому языку и математике. У них 2 пути: они могут обучиться повторно в 9 классе или самостоятельно через самообучение готовиться к экзаменам для получения аттестата за основную школу. Можно повторно остаться в 9 классе или самостоятельно готовиться к экзаменам.

Ведущая: Спасибо. Еще один вопрос. Я обновляю страничку, последний раз. Какой минимальный возраст общественного наблюдателя?

Петрова С.В.: 18 лет.

Ведущая: А сколько операторов будут присутствовать в одной аудитории при проведении ЕГЭ

Бычков В.В.: 2 организатора.

Ведущая: Большое спасибо, я напоминаю, что стенограмма конференции будет выложена на сайте министерства образования и молодежной политики ЧР, а также на сайте www.garant121.ru. Спасибо большое всем участникам за вопросы и нашим ведущим интернет-конференции за исчерпывающие ответы. До новых встреч.