Компания и партнеры Cотрудничество С органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Проблемы и пути повышения социальной защищенности различных категорий населения Омской области

Проблемы и пути повышения социальной защищенности различных категорий населения Омской области

Министр труда и социального развития Омской области Дитятковский М.Ю.

18 февраля 2014 года в 11:00 в Министерстве труда и социального развития Омской области состоялось интернет-интервью с министром труда и социального развития Омской области Михаилом Дитятковским

Организатор мероприятия: ООО "Агентство Правовой Информации "Гарант-Энтерпрайз".

Ведущая интернет-интервью: Петрякова Ольга Николаевна (ведущий специалист по работе с органами государственной власти ООО "АПИ "Гарант-Энтерпрайз")

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью. Сегодня мы находимся в гостях у министра труда и социального развития Омской области Дитятковского Михаила Юрьевича. Тема нашей беседы касается многих жителей нашего региона. Мы поговорим о работе системы социальной защиты, о том, что сделано в данной сфере, и какие шаги необходимо предпринять для повышения эффективности оказания социальных услуг, а также постараемся ответить на поступившие вопросы.

Михаил Юрьевич, добрый день. Прежде всего, давайте уточним, какие категории населения Омской области могут рассчитывать на социальную поддержку?

Дитятковский М.Ю.: Основными категориями граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан и иными законодательными актами Омской области, являются:

  • граждане, имеющие детей (малообеспеченные семьи, многодетные семьи, студенческие семьи и др.), а также беременные женщины;
  • социально незащищенные категории граждан (граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, малоимущие граждане и др.).
  • граждане пожилого возраста (ветераны труда, ветераны Омской области, труженики тыла, реабилитированные лица и др.).

В 2013 году установлена дополнительная льготная категория граждан – сироты войны.

По состоянию на 1 января 2014 года на территории Омской области проживало:

  • 173 002 гражданина, включенных в региональный сегмент федерального регистра льготников;
  • 338 676 граждан, включенных в региональный регистр льготников (из числа ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных, пострадавших от политических репрессий, сирот Великой Отечественной войны и др.).

Ведущая: А где обычный житель нашего региона может узнать информацию о том, на какие льготы, пособия и помощь он может рассчитывать? Есть ли такая информация в интернете?

Дитятковский М.Ю.: Всю необходимую информацию можно найти на сайтах mtsr.omskportal.ru и omskmintrud.ru

Кроме того, в настоящее время осуществляется внесение изменений и дополнений в Реестр государственных услуг.

Ведущая: Следующий вопрос. Какие основные задачи стояли перед Министерством в 2013 году, какие проблемы приходилось решать?

Дитятковский М.Ю.: В 2013 году особое место в деятельности Министерства занимали вопросы повышения оплаты труда работников государственных учреждений в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 28 декабря 2012 года № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Также перед отраслью стояла задача сокращения очереди на получение социальных услуг.

С 2013 года начато активное внедрение стационарозамещающих технологий. Продолжена практика предоставления услуг сиделки. Внедрена новая форма – приемная семья для пожилого человека. К концу года в регионе создано 105 таких семей.

В целях внедрения в систему социального обслуживания механизма государственно-частного партнерства Министерством разработан Порядок предоставления субсидий в сфере социальной политики юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям (далее – субсидии в сфере социальной политики), утвержденный постановлением Правительства Омской области от 24 сентября 2013 года № 225-п.

Целью предоставления субсидий в сфере социальной политики является возмещение получателям субсидий затрат, связанных с осуществлением следующих мероприятий:

  • с оказанием услуг в сфере социального обслуживания населения Омской области, а именно обеспечением проживания и питания граждан, соответствующих требованиям, установленными Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", оказанием реабилитационных услуг детям и инвалидам;
  • с повышением качества и комфортности рабочих мест для инвалидов путем улучшения условий труда и обеспечения безопасности рабочих мест, а именно приобретением и установкой вспомогательных устройств, приспособлений и иных дополнительных средств, выполнением работ (в том числе ремонтных работ) по обеспечению безопасных и комфортных условий труда, а также беспрепятственного доступа инвалида к рабочему месту, обеспечением инвалидов техническими средствами, необходимыми для их социальной адаптации в процессе осуществления трудовой деятельности, модернизацией рабочих мест в целях повышения производительности труда инвалидов.

В 2013 году представлены субсидии в сфере социальной политики на общую сумму 1,5 млн. рублей. В 2014 году работа по предоставлению указанных субсидий будет продолжена.

Также перед отраслью стояла задача повышения качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания на основе контроля и оценки качества работы учреждений.

В рамках данного направления в 2013 году разработана система целевых показателей эффективности деятельности учреждений и критериев оценки эффективности и результативности деятельности работников и руководителей.

Помимо этого Министерством разработан План мероприятий по внедрению независимой системы оценки качества работы учреждений социального обслуживания. Здесь же продолжена работа по созданию попечительских советов, деятельность которых направлена, в первую очередь, на содействие в привлечении финансовых и материальных средств для обеспечения деятельности учреждений, совершенствование условий предоставления социальных услуг, улучшение условий труда работников учреждения, а также осуществление контроля за использованием таких средств, включая согласование приоритетов их расходования.

В 2013 году Минтрудом организована работа по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональные центры) на территории Омской области.

В период с сентября по декабрь 2013 года филиалы КУ "МФЦ", предоставляющие государственные услуги федеральных органов исполнительной власти по Омской области, открыты в 4 административных округах города Омска – Центральном, Кировском, Ленинском и Октябрьском.

Параллельно Министерством проводилась работа по организации деятельности филиала КУ "МФЦ" в Советском административном округе города Омска и по организации деятельности на базе центров выплат многофункциональных центров в Азовском немецком национальном, Нововаршавском, Калачинском, Саргатском и Тюкалинском муниципальных районах Омской области в соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 11 декабря 2013 года № 200-рп "Об изменении цели и предмета деятельности отдельных казенных учреждений Омской области".

Ведущая: Спасибо. Что важного удалось сделать в 2013 году в сфере повышения эффективности социальной защищенности населения Омской области?

Дитятковский М.Ю.: Одним из основных итогов в 2013 году следует выделить усиление работы в сфере социальной защиты инвалидов.

В рамках долгосрочной целевой программы "Доступная среда" был реализован ряд важных мероприятий, направленных на создание комфортных условий проживания людей с инвалидностью.

Осуществлялась реализация долгосрочной целевой программы "Доступная среда" на 2013 – 2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Омской области от 23 января 2013 года № 1-п, на которую было получена федеральная субсидия в сумме около 50 млн. рублей.

Основными задачами в сфере социальной защиты инвалидов на 2013 год являлось формирование комплексной системы реабилитации и социальной адаптации инвалидов, а также активное содействие созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.

Специалистами территориальных управлений, учреждений социального обслуживания совместно с отраслевыми органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Омской области с 2013 года начата паспортизация объектов, а также внесение информации об объектах на интерактивную карту доступности.

Продолжена работа по развитию спектра и повышению качества реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам, семьям с детьми-инвалидами. В учреждениях появились новые и малораспространенные формы работы, такие как прокат технических средств реабилитации, фильмотеки и аудиотеки для слабослышащих и слабовидящих граждан. Проводилась работа по обеспечению граждан техническими средствами реабилитации, входящими в региональный перечень.

Большое внимание уделялось мероприятиям, проводимым в сфере демографической и семейной политики.

В регионе отмечается позитивная динамика ряда составляющих демографического баланса. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена реализацией не только комплекса мер социально-экономического характера, но и проведением взвешенной семейно-демографической политики, направленной на укрепление института семьи и пропаганду семейных ценностей, посвященных Международному дню семьи, Международному дню защиты детей, Дню семьи, любви и верности, Дню матери.

Основной задачей в сфере социального обслуживания семьи и детей, как и в отрасли в целом, является обеспечение доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления социальных услуг.

В первую очередь, это обусловлено принятием ряда нормативных правовых актов в интересах детей, как на федеральном, так и региональном уровнях.

Указом Губернатора Омской области от 16 января 2013 года № 3-п утверждена Региональная стратегия действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 – 2017 годы.

В январе 2013 года принят Закон Омской области "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию на территории Омской области".

Реорганизована инфраструктура нестационарного социального облуживания семьи и детей. С 2013 года она осуществляется на базе комплексных центров социального обслуживания населения, где созданы отделения социального обслуживания семьи и детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальной реабилитации инвалидов.

Внедрена новая форма оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям – на основе социального контракта, который предусматривает заключение договора о взаимных обязательствах между малоимущей семьей и органом социальной защиты, по которому орган социальной защиты оказывает государственную социальную помощь, а семья обязуется выполнить мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. К таким мероприятиям относятся: поиск работы, профессиональная подготовка (переподготовка), занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью, ведение личного подсобного хозяйства и другие мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации.

В феврале 2013 года подписано областное Соглашение о социальном партнерстве на 2013 – 2015 годы между Правительством Омской области, Территориальным общественным объединением "Федерация омских профсоюзов", Региональным объединением работодателей Омской области. Обязательства Соглашения конкретизированы в территориальных соглашениях, которые заключены во всех муниципальных районах Омской области.

Ведущая: На ваш взгляд, какие основные проблемы существуют в Омской области и что можно и нужно сделать для их решения в предстоящем году?

Дитятковский М.Ю.: Одной из главных проблем социальной сферы Омской области является наличие в сфере социального обслуживания населения дефицита квалифицированных кадров и низкий уровень оплаты труда социальных работников. Кроме того, стоит отметить недостаточное участие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении населению услуг в сфере социального обслуживания. Для решения данной проблемы уже в 2013 году Министерством были предприняты первые шаги в рамках развития модели социального предпринимательства. Постановлением Правительства Омской области от 24 сентября 2013 года № 225-п утвержден Порядок предоставления субсидий в сфере социальной политики юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, в соответствии с которым индивидуальному предпринимателю, основавшему частное учреждение по типу специального дома для престарелых граждан, предоставляются субсидии для возмещения затрат, связанных с обеспечением проживания и питания граждан пожилого возраста.

Ведущая: В последние дни 2013 года был принят Федеральный закон № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". В связи с этим, какие-то существенные изменения произойдут в социальной сфере?

Дитятковский М.Ю.: Для каждого гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании, исходя из его потребностей, будет составлена индивидуальная программа оказания социальных услуг, которая наряду с социально-бытовыми и социально-медицинскими услугами, сможет включать и организацию досуга, помощь в образовании и трудоустройстве, оказание психологической и правовой помощи.

Кроме того, социальные услуги гражданам будут оказывать поставщики социальных услуг, в состав которых наряду с государственными организациями будут включены и негосударственные компании. Причем право на выбор организации-поставщика социальных услуг принадлежит самому гражданину.

При этом для привлечения бизнес-структур в сферу социального обслуживания населения, расширения доли его участия в решении социальных вопросов негосударственным компаниям за счет бюджета региона будет компенсирована стоимость оказанных социальных услуг.

Стоит отметить, что с целью обеспечения информационной открытости сведения о поставщиках социальных услуг, включающие в себя информацию о видах и стоимости социальных услуг, иных условиях предоставления социального обслуживания, будут содержаться в реестре поставщиков, который будет размещаться в сети "Интернет".

Ведущая: Михаил Юрьевич, в Омской области набирает обороты программа создания приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов. Каких успехов удалось достигнуть в этом направлении?

Дитятковский М.Ю.: На территории Омской области 5 июня 2013 года принято постановление Правительства Омской области № 123-п "О совершенствовании социального обслуживания в Омской области и установлении ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами I, II группы и совершеннолетними недееспособными гражданами", в соответствии с которым организуются приемные семьи для граждан пожилого возраста, инвалидов I, II группы и совершеннолетних недееспособных граждан.

В 2013 году в Омской области было организовано 105 приемных семей. По состоянию на 1 февраля 2014 года действовало 111 приемных семей, до конца года планируется увеличить их количество до 145.

Ведущая: При создании таких приемных семей предусмотрены ежемесячные выплаты. Каков их размер в 2014 году? На какую поддержку может рассчитывать приемная семья, помимо упомянутых выплат? И какие условия должны выполнить граждане, желающие организовать приемную семью?

Дитятковский М.Ю.: Уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами I, II группы и совершеннолетними недееспособными гражданами могут осуществлять совершеннолетние дееспособные граждане не старше 65 лет, не являющиеся инвалидами, а также не состоящие в близком родстве с подопечным.

Для получения информации по созданию приемной семьи, а также для постановки на учет в качестве лиц, изъявивших желание осуществлять уход за подопечными, необходимо обратиться в территориальные органы Министерства труда и социального развития Омской области по месту жительства или месту пребывания.

Размер ежемесячной платы лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, составляет 12774 руб. в месяц, за остальными категориями граждан – 9580 руб. в месяц.

В период существования приемной семьи территориальные органы Министерства будут ежемесячно осуществлять контроль за деятельностью приемной семьи, проводить обследование качества жизни подопечного.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: В 2013 году более 20 некоммерческих организаций получили субсидии на реализацию социально-значимых проектов. Продолжится ли поддержка данного вида организаций в 2014 году, и как можно принять участие в конкурсном отборе для предоставления субсидии?

Дитятковский М.Ю.: Министерством обеспечивается поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках подпрограммы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Омской области" государственной программы Омской области "Социальная поддержка населения", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года № 256-п (далее – подпрограмма).

В соответствии с Порядком определения объема и предоставления в 2013 – 2015 годах субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 13 марта 2013 года № 43-п, в 2014 году субсидии некоммерческим организациям будут предоставляться на реализацию социально значимых проектов (программ), направленных на:

  • профилактику социального сиротства, поддержку материнства и детства;
  • повышение качества жизни людей пожилого возраста, социальную адаптацию инвалидов и их семей;
  • профилактику немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, комплексную реабилитацию и ресоциализацию лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.

Министерство ежегодно принимает участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Омской области на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – некоммерческие организации), проводимом Министерством экономического развития Российской Федерации. В настоящее время Министерством формируется заявка для участия в конкурсном отборе. Итоги конкурсного отбора будут объявлены в I квартале 2014 года.

В случае предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Омской области Министерством будет организован прием документов от некоммерческих организаций для участия в конкурсном отборе по предоставлению субсидий на реализацию социально значимых проектов (программ).

Сроки приема документов для получения субсидии установлены приказом Министерства от 27 марта 2013 года № 17-п "О реализации постановления Правительства Омской области от 13 марта 2013 года № 43-п" – с 1 апреля, 1 июля, 1 сентября текущего года (в течение 30 календарных дней).

Информация о приеме документов будет опубликована на официальном и отраслевом сайтах Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресам: www.mtsr.omskportal.ru, www.omskmintrud.ru в разделах "Социально ориентированные некоммерческие организации" и в средствах массовой информации.

Ведущая: По действующему законодательству крупные организации обязаны предоставлять рабочие места для людей с ограниченными возможностями. Существуют ли меры поддержки негосударственных предприятий для организации такого специального рабочего места? Какова в общем ситуация в этой сфере? Много ли необходимо рабочих мест? Скорее всего, главным препятствием для трудоустройства таких людей является их низкая квалификация. Как вам видится решение данной проблемы?

Дитятковский М.Ю.: Ежегодно за содействием в поиске работы в казенные учреждения службы занятости населения Омской области обращаются около 1400 инвалидов, что составляет 2,5 процента от общей численности обратившихся граждан.

В 2013 году за содействием в поиске подходящей работы обратились 1355 инвалидов. Трудоустроены 902 инвалида, или 66,6 процента от числа обратившихся граждан указанной категории.

В целях обеспечения трудовой занятости инвалидов Законом Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области" для работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, со среднесписочной численностью работников более ста человек установлена квота для приема на работу инвалидов.

По состоянию на 1 января 2014 года в Омской области деятельность осуществляют 557 работодателей, подлежащих квотированию. Квоту выполняют 478 работодателей (86 процентов от количества работодателей, подлежащих квотированию).

Общее количество рабочих мест, выделенных работодателями в счет установленной квоты, составило 4878 единиц. Трудоустроены – 5400 человек.

Показатель выполнения квоты в среднем по Омской области с 1 января 2013 года увеличился на 3,2 процентного пункта и составил 88,2 процента по состоянию 1 января 2014 года.

Специальные рабочие места в количестве 440 единиц созданы 399 работодателями, что составило 71,7 процента от необходимого количества создания специальных рабочих мест в пределах установленной по Омской области квоты (47,0 процента по состоянию на 1 января 2013 года).

В целях оказания содействия инвалидам в трудоустройстве в Омской области за счет средств федерального и областного бюджетов возмещаются затраты работодателей, связанные с приобретением, монтажом и установкой оборудования для оснащения рабочих мест (в том числе специальных), созданных для данной категории граждан.

В 2013 году при трудоустройстве незанятых инвалидов, субсидии на оснащение созданных для них рабочих мест предоставлены 133 работодателям, из которых 40 – предприятия негосударственного сектора. Общий объем предоставленных субсидий составил 10,3 млн. рублей. Трудоустроены на созданные рабочие места (в том числе специальные)
162 незанятых инвалида.

Кроме того, работодателям предоставлялись субсидии на возмещение затрат, связанных с улучшением условий труда работающих инвалидов.

По итогам 2013 года за счет средств областного бюджета дооборудованы существующие рабочие места 29 работающим инвалидам. Проведена аттестация 73 рабочих мест, созданных для инвалидов. Шести работодателям возмещена часть затрат, связанных с благоустройством территорий и помещений для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам. Объем средств, направленных на указанные цели, составил более 1,6 млн. рублей.

Реализация указанных мероприятий в 2014-2015 годах продолжится.

Ежегодно планируется создавать рабочие места для трудоустройства не менее 164 людей с ограниченными возможностями здоровья. Объем средств, предусмотренный на возмещение затрат работодателей на оснащение рабочих мест для незанятых инвалидов, составит 11,4 млн. рублей в 2014 году и 11,9 млн. рублей в 2015 году.

Одним из решений проблемы, связанной с трудоустройством инвалидов, является организация их профессионального обучения. Обучение позволяет получить востребованную на рынке труда профессию, повысить квалификацию и в конечном итоге стать конкурентоспособными на рынке труда. В 2013 году казенными учреждениями службы занятости населения Омской области на профессиональное обучение направлены 98 человек из числа инвалидов. Для них были подобраны такие рабочие места, как оператор электронно-вычислительных машин, мастер маникюра, повар, кладовщик, парикмахер, мастер по ремонту обуви, оператор котельной. Завершили профессиональное обучение и получили дополнительное профессиональное образование 76 человек, из них приступили к профессиональной деятельности 67 человек.

Численность инвалидов, направляемых на профессиональное обучение в текущем году, планируется на уровне не ниже 2013 года.

Ведущая: Хотелось бы затронуть еще один из важных вопросов: проводится ли работа по социальной реабилитации такой части нашего общества, как наркозависимые; осужденные, отбывшие свой срок заключения; лица без определенного места жительства?

Дитятковский М.Ю.: Министерством труда и социального развития Омской области ведется электронный банк данных дезадаптированных граждан (лица без определенного места жительства и занятий; освободившиеся из мест лишения свободы; осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы), обратившихся за получением социальных услуг в государственные учреждения социального обслуживания Омской области. На сегодняшний день в нем зарегистрировано более 9 тысяч личных дел.

В ведении Минтруда функционируют три типа государственных учреждений социального обслуживания, предоставляющие дезадаптированным гражданам социальные услуги. Это 38 комплексных центра социального обслуживания населения, центр социальной адаптации и учреждение стационарного социального обслуживания.

Все эти учреждения в различных условиях (нестационарное, полустационарное и стационарное обслуживание) помогают дезадаптированным гражданам восстановить их социальный статус при помощи таких мер, как:

восстановление документов, необходимых для реализации конституционных прав и свобод;

  • создание жилищно-бытовых условий, соответствующих принятым нормам;
  • восстановление физического и психического здоровья;
  • восстановление социальных навыков (санитарно-гигиенических, трудовых, коммуникативных и др.).

За 2013 год социальную помощь в государственных учреждениях социального обслуживания населения получили: 1981 гражданин без определенного места жительства; 413 освободившихся из мест лишения свободы; 136 осужденных к мерам наказания без лишения свободы.

В конце 2013 года перед органами исполнительной власти Омской области Губернатором Омской области В.И. Назаровым поставлена задача создания на территории нашего региона системы комплексной реабилитации и ресоциализации граждан, потребляющих наркотические и психотропные вещества в немедицинских целях. В настоящее время изучается опыт других регионов по созданию комплексных центров реабилитации бывших наркоманов, разрабатываются принципы реализации концепции ресоциализации таких граждан.

Ведущая: Михаил Юрьевич, жители Омской области спрашивают, как можно получить субсидию на оплату услуг ЖКХ? Кому предоставляется субсидия, и какие документы необходимы для ее оформления?

Дитятковский М.Ю.: Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – одна из мер социальной поддержки граждан с низким уровнем доходов.

Право на субсидии имеют:

  • пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
  • наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
  • члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
  • собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидия предоставляется гражданам Российской Федерации при наличии регистрации по месту постоянного жительства в жилом помещении и отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Субсидия назначается, если расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают сумму, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (на территории Омской области – 18% для семей, состоящих из неработающих пенсионеров и инвалидов I и II групп, и 20% – для остальных семей).

Для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии и следующие документы:

  • подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением;
  • подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи за 6 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления и предоставлении субсидии;
  • содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (при наличии задолженности – соглашение по ее погашению).

Кроме того, для принятия решения о предоставлении субсидии необходимы следующие документы:

  • подтверждающие правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи;
  • удостоверяющие принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации;
  • документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.

Документы, перечисленные в пунктах "а" – "в", могут быть получены уполномоченным органом по месту постоянного жительства заявителя на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, либо могут быть представлены заявителем по собственной инициативе.

Ведущая: Проводит ли Министерство труда "горячие линии" по вопросам жителей Омской области? Как часто они проходят? Много ли обращений поступает? Возможно, о проведении таких мероприятий необходимо более широко информировать население?

Дитятковский М.Ю.: Телефонные горячие линии по различным актуальным для жителей региона темам с участием различных специалистов проходят в Министерстве труда и социального развития Омской области достаточно регулярно.

Поскольку тематика горячих линий каждый раз разная, на вопросы отвечают разные специалисты, и контактные телефоны каждый раз различные.

Раз в месяц проходят марафоны телефонных горячих линий в комплексных центрах социального обслуживания населения города Омска и Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску.

Специалисты Министерства также постоянно принимают участие в подобных мероприятиях на площадках пресс-клубов газет "Комсомольская правда в Омске", "Аргументы и факты в Омске", "Вечерний Омск".

Информация о проведении горячих линий заблаговременно размещается на официальном портале Правительства Омской области (omskportal.ru), на отраслевом портале Министерства труда и социального развития Омской области (omskmintrud.ru), в печатных и электронных средствах массовой информации.

Ведущая: Существуют ли в Омской области какие-либо уникальные программы, которые выделяют наш регион среди других областей России? И, наоборот, чей опыт вы бы хотели попробовать применить в нашем регионе?

Дитятковский М.Ю.: В январе этого года я посетил г. Ханты-Мансийск, опыт Ханты-Мансийского автономного округа в сфере социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ, сейчас активно нами изучается и будет применен на практике.

Ведущая: Михаил Юрьевич, поступило много частных вопросов, например: "Мне 83 года, получаю пенсию. Недавно погиб сын. К пенсии добавили всего 1 тысячу, а это так мало". В связи с этим хотелось бы задать ряд вопросов:

  • Положены ли какие-то выплаты по потере сына, если она находилась на его иждивении?
  • Возможно ли оказание материальной помощи?
  • Какие льготы и другие меры социальной поддержки предоставляются пожилым людям старше 80 лет?
  • Каким-то образом отслеживается количество пожилых одиноких людей или человек должен сам обратиться в соц. службу для получения помощи?

Дитятковский М.Ю.: Граждане, достигшие 80 лет – это граждане старшего поколения, большинству из которых на данный момент уже предоставляются меры социальной поддержки, установленные федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О государственной социальной помощи" и другими.

Компенсационная выплата по уходу в размере 1380 руб. не является доплатой к пенсии, а устанавливается трудоспособному неработающему лицу, осуществляющему уход за инвалидом первой группы, детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, а также престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшими 80-ти лет.

Что касается размера пенсии, то законодатель предусмотрел по достижении 80-ти лет гражданам повышение базовой части трудовой пенсии по старости в два раза. Поскольку вопросы назначения пенсий и компенсационных выплат относятся к компетенции Государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, Вам следует задать вопросы по принадлежности (644043, г. Омск, ул. Чапаева, 71/1 телефоны "горячей линии": (3812) 24-74-01, 8-800-775-23-84).

Ведущая: Следующий вопрос поступил из города Калачинск: "Прошу Вас разъяснить следующие моменты: я ветеран труда Омской области. Имею ли я право на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных учреждениях Омской области бесплатно? Имею ли я право на денежный эквивалент скидки по оплате коммунальных услуг в размере 50% в коммунальной квартире согласно Кодексу Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан".

Дитятковский М.Ю.: В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на бесплатное получение при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в рамках набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах";
  • военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды.

Учитывая, что ветераны труда и ветераны Омской области не входят в категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предоставление бесплатного санаторно-курортного лечения ветеранам труда и ветеранам Омской области в рамках набора социальных услуг не представляется возможным.

По второму вопросу могу сказать следующее. Гражданам, имеющим звание "Ветеран Омской области", в соответствии с Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан предоставляются следующие меры социальной поддержки:

  • внеочередное оказание медицинской помощи по территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • внеочередное предоставление социального обслуживания государственными учреждениями социального обслуживания населения Омской области;
  • оплата в размере 50 процентов стоимости дополнительных социальных услуг, не входящих в перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственной системе социальных служб Омской области;
  • ежемесячная денежная выплата в случае неполучения мер социальной поддержки в денежной форме, установленных федеральным и областным законодательством, за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно, а также на определенный срок с установленной периодичностью. Размер указанной выплаты – 510,00 руб.

Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг указанной категории граждан действующим законодательством не предусмотрено.

В связи с тем, что с 1 января 2014 года полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение возвращены от Правительства Омской области в государственное учреждение – Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, всем льготным категориям граждан следует обращаться по адресу: г. Омск, ул. Пушкина, д. 67, 5-6 этажи, тел. 33-21-53.

Ведущая: Спасибо. Еще один вопрос: "В нашей семье скоро родится третий ребенок. Старшему сыну совсем недавно исполнилось 18 лет. Будем ли мы являться многодетной семьей, и на какие льготы и пособия можем рассчитывать?"

Дитятковский М.Ю.: При регистрации в составе многодетной семьи учитываются, дети в возрасте до восемнадцати лет, совместно проживающие с родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями (одним из них), и дети старше восемнадцати лет, обучающиеся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования (далее – образовательные организации) по очной форме обучения до окончания ими обучения, но не более чем до достижения возраста двадцати трех лет.

Одним из документов, необходимых для регистрации семьи в качестве многодетной, являются справки об обучении в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования по очной форме обучения детей старше восемнадцати лет за каждый учебный год начиная с текущего учебного года и до окончания обучения.

В числе мер социальной поддержки многодетных семей законодательством Омской области предусмотрены первоочередное обеспечение детей до восемнадцати лет путевками (по медицинским показаниям) в оздоровительные учреждения, денежный эквивалент скидки (далее – ДЭС) по оплате в размере 50 процентов жилых помещений, коммунальных услуг, услуг по вывозу бытовых и других отходов, ежемесячная денежная выплата в размере 310,00 руб., бесплатный проезд в общественном транспорте городского сообщения (не более 30 поездок по одной электронной транспортной карте в течение календарного месяца, независимо от вида транспорта и населенного пункта, с использованием накопительной системы), автомобильным транспортом пригородного и междугородного сообщения в пределах территории Омской области (в суммарном размере не более 30 поездок по одной электронной транспортной карте в течение календарного месяца, независимо от вида транспорта и населенного пункта, с использованием накопительной системы), бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства (семьям, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях), предоставление ипотечного жилищного займа за счет средств областного бюджета.

С 2011 года предоставляется областной материнский (семейный) капитал (в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей), размер которого с учетом индексации в 2014 году составляет 117 421,50 руб.

Ведущая: Вопрос из Омского района: "Мы проживаем в деревне. Месяц назад у нас сгорел дом. Обращались в сельскую администрацию, там сказали, что никакой помощи они нам оказать не могут – не денег. Отремонтировали бы все своими руками, но у нас двое детей, и нет денег на стройматериалы, можно ли получить какую-то помощь в нашем случае? Куда нужно обратиться и какие документы необходимо предоставить?"

Дитятковский М.Ю.: В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 11 февраля 2005 года № 17-п "Об основаниях и порядке предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств областного бюджета" материальная помощь предоставляется государственными учреждениями социального обслуживания. В первую очередь помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, связанной с:

  • частичной или полной утратой гражданином личного имущества в результате пожара;
  • необходимостью оплаты гражданином (лицом, его сопровождающим) проезда к месту лечения (обследования) и обратно в медицинские организации, расположенные за пределами Омской области на территории Российской Федерации.

Для рассмотрения вопроса предоставления материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, необходимо обратиться в бюджетное учреждение Омской области – комплексный центр социального обслуживания населения по месту жительства или по месту пребывания, предоставив следующие документы: паспорт, заявление в письменном виде, справку о составе семьи, документы, содержащие сведения о доходах гражданина (каждого члена семьи) за три календарных месяца, предшествующих месяцу обращения, документы, подтверждающие трудную жизненную ситуацию.

Ведущая: Еще одна жительница нашей области спрашивает: "У нас молодая семья, есть годовалый ребенок. Живем в деревне, и работать практически негде. Хотелось бы открыть свой магазинчик, но нужен начальный капитал. Слышала, что существует социальный контракт для поддержания такой семьи, как наша. Какие нужны документы для его оформления и куда необходимо обращаться?"

Дитятковский М.Ю.: В соответствии с Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной для соответствующих социально-демографических групп населения, назначается государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта.

Социальный контракт – это соглашение, которое заключается между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

К таким мероприятиям могут относиться: занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью, ведение личного подсобного хозяйства, поиск работы, профессиональная подготовка (переподготовка) и другие мероприятия. Социальный контракт может быть заключен на срок от 3 месяцев до 1 года. По результатам выполнения программы социальной адаптации семья (гражданин) должна преодолеть трудную жизненную ситуацию, выйти на самообеспечение.

Для заключения социального контракта необходимо обратиться в территориальный орган Министерства по месту жительства или месту пребывания, представив следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя; заявление в письменном виде; копию лицевого счета или справку о составе семьи; копию трудовой книжки (каждого члена семьи); справки о доходах всех членов семьи за три последних месяца, предшествующих месяцу обращения.

Ведущая: Спасибо. Обратилась к нам Стасюкевич Ида Николаевна со следующим вопросом: "В прошлом году обратилась в социальную защиту Омского района на оформление помощи в размере 50000 рублей. У меня двое детей, нахожусь в отпуске по уходу до 1,5 лет и учусь на вечернем отделении медколледжа платно. Хотела получить материальную помощь на оплату учебы. Заявление не приняли, ответили, что не подхожу, а государственную помощь как малообеспеченным оформили. Почему не оформляют помощь на учебу?"

Дитятковский М.Ю.: Помощь на учебу Вы сможете получить, если заключите социальный контракт.

Специалисты, осуществляющие прием документов для рассмотрения вопроса оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, не вправе отказывать в приеме заявления.

Решение о назначении (об отказе в назначении) государственной социальной помощи принимает руководитель территориального органа Министерства после поступления к нему заключения комиссии, сделанного на основании поступившего от гражданина заявления и документов.

Ведущая: Следующий вопрос: "На какие льготы имеют право многодетные семьи, имеется ли такая льгота как бесплатное полное питание в школе? Райхан".

Дитятковский М.Ю.: В числе мер социальной поддержки многодетных семей законодательством Омской области предусмотрены первоочередное обеспечение детей до восемнадцати лет путевками (по медицинским показаниям) в оздоровительные учреждения, денежный эквивалент скидки (далее – ДЭС) по оплате в размере 50 процентов жилых помещений, коммунальных услуг, услуг по вывозу бытовых и других отходов, ежемесячная денежная выплата в размере 310,00 руб., бесплатный проезд в общественном транспорте городского сообщения, пригородного и междугородного сообщений в пределах территории Омской области (не более 30 поездок по одной электронной транспортной карте в течение календарного месяца, независимо от вида транспорта и населенного пункта, с использованием накопительной системы), бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства (семьям, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях), предоставление ипотечного жилищного займа за счет средств областного бюджета. Семьям, имеющим пятерых и более детей, предоставляется ежемесячное пособие в размере 500,00 руб. на каждого ребенка.

С 2011 года в Омской области установлен областной материнский (семейный) капитал, размер которого с учетом индексации в 2014 году составил 117 421,50 руб. В 2013 году средствами областного семейного капитала для погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам на приобретение (строительство) жилого помещения воспользовались (в досрочном порядке) 432 семьи на сумму 46,9 млн. руб.

В целях поощрения многодетных матерей и отцов Омской области и повышения их общественного статуса учреждены государственные награды Омской области – медали "Материнская слава" и "Отцовская доблесть". Награжденным медалью "Материнская слава" предоставляется единовременная денежная выплата в размере 5 000,00 руб. Также в регионе учреждена ежегодная премия Губернатора Омской области "Семья года" по пяти номинациям, в том числе по номинации "Многодетная семья", в размере 60 000,00 руб.

Число многодетных семей в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилось на 9,1 процента. По состоянию на 1 января 2014 года в Омской области зарегистрировано 20 413 семей указанной категории.

С 1 января 2014 года размер денежных средств, выделяемых на организацию питания на одного обучающегося в день, составляет 10,00 руб.

Ведущая: Какие льготы возможны для категории "дети-инвалиды" с диагнозом ДЦП?

Дитятковский М.Ю.: Обеспечение инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации согласно Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240, осуществляется строго в соответствии с рекомендациями индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Профиль заболевания, по которому установлена инвалидность, преимущественных прав на обеспечение техническими средствами реабилитации не дает.

Ведущая: Вопрос об участнике Великой Отечественной войны задает Алла Валерьевна: "Здравствуйте. Бабушка-участник ВОВ, межует землю сельскохозяйственного назначения, оплата за межевание 7000 или 8000 рублей, предусмотрена ли какая-либо материальная поддержка лицам данной категории?"

Дитятковский М.Ю.: К сожалению, законодательством не предусмотрены меры социальной поддержки по межеванию земель сельскохозяйственного назначения, а также денежная компенсация за оплату межевания земельных участков.

Дополнительно информируем, что в соответствии с областным законодательством материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, доход которых составляет ниже прожиточного минимума.

Поскольку за последние несколько лет, благодаря заботе государства, уровень доходов участников Великой Отечественной войны существенно повышен, отнести их к числу малоимущих граждан не представляется возможным.

Вместе с тем многие организации, занимающиеся кадастровыми работами, межеванием и геодезией, предлагают пенсионерам и участникам Великой Отечественной войны скидки на все виды межевых и землеустроительных работ.

Ведущая: Наталья Николаевна хотела бы уточнить: "Какими льготами пользуется учитель, пенсионер, инвалид 2 группы, ветеран труда, тыла?"

Дитятковский М.Ю.: Согласно статье 34 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан пенсионеры, проживающие в сельской местности, уволенные в связи с выходом на пенсию из государственных или муниципальных образовательных организаций Омской области, имеющие общий стаж трудовой деятельности в образовательных организациях не менее 10 лет и имевшие право на меры социальной поддержки на момент увольнения в связи с выходом на пенсию, имеют право на возмещение расходов по оплате занимаемой площади жилого помещения (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади), отопления и освещения в сельских поселениях, рабочих или дачных поселках (поселках городского типа) на территории Омской области.

Ветераны труда, инвалиды также имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, но в меньшем объеме. Таким образом, для Вас, Наталья Николаевна, наиболее выгодным вариантом является получение мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещений по категории "педагог-пенсионер".

Ведущая: Студент 3 курса Сибирского института бизнеса и информационных технологий Нечаев Денис прислал следующий вопрос: "Будет ли уделено внимание при разработке проекта под названием "Омск – социальная столица России" проблеме объема бюджета Омской области, который является одним из самых низких в Сибирском федеральном округе (около 29 т. р. на человека в год)?"

Дитятковский М.Ю.: Омская область по многим ключевым показателям социального развития отстает от экономически развитых субъектов Российской Федерации. При этом ограниченность возможностей областного бюджета не позволяет увеличивать бюджетные ассигнования в социальную сферу.

За январь – ноябрь 2013 года, по данным Министерства финансов Российской Федерации, доходы регионального бюджета на душу населения в Омской области составили 35,5 тыс. руб., расходы – 37,7 тыс. руб.

В целях обеспечения перехода от экстенсивного социального развития, основанного на росте бюджетных ассигнований в социальную сферу, к интенсивному развитию, предусматривающему повышение социальной активности и ответственности бизнеса, органов государственной власти и населения Омской области, разрабатывается проект с рабочим названием "Омск – социальная столица России".

В рамках проекта планируется реализовать комплекс мер по повышению адресности и качества социальных услуг; созданию жителям Омской области социально-экономических условий, позволяющих им самостоятельно решать вопросы жизнеобеспечения, повысить их экономическую активность; развитию государственно-частного партнерства и социального предпринимательства; повышению роли общественных объединений в обеспечении социального развития, обеспечению их участия в принятии социально-значимых решений; повышению эффективности государственного управления; внедрению инновационных форм и методов работы.

Реализация проекта должна обеспечить рациональное использование бюджетных ассигнований, направление их на решение самых значимых для общества вопросов, передачу отдельных государственных функций и полномочий общественным организациям, привлечение в социальную сферу частных инвестиций.

Причем, как концепция проекта, так и его название, в настоящее время проходят общественное обсуждение. В сети Интернет на портале Правительства Омской области "Омская Губерния" можно проголосовать за понравившееся название проекта.

Ведущая: Вопрос, который возможно не относится к компетенции Министерства труда, но поступивший к нам, если можно прокомментируйте его: "Дети относятся к незащищенной категории лиц, у многих родителей встает вопрос, как занять младшего школьника, в то время пока родители еще находятся на работе. Раньше существовали группы продленного дня, возможно ли возобновление их работы?"

Дитятковский М.Ю.: В ведении Министерства труда и социального развития Омской области находятся учреждения, деятельность которых посвящена наиболее незащищенной категории детей.

В комплексных центрах социального обслуживания населения Омской области для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей-инвалидов, детей из опекаемых, малообеспеченных семей), действуют студии, кружки и клубы.

Так, для детей с ограниченными возможностями здоровья формируются реабилитационные группы, в которых с учетом возможностей ребенка опытные специалисты – психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования – помогают развить способности детей. При работе с детьми используется современное реабилитационное оборудование: сенсорные комнаты, дидактические материалы по методу Марии Монтессори, лечебно-физкультурные тренажеры, музыкальные инструменты.

Для дошкольников и ребят младшего школьного возраста действуют студии "раннего развития", направленные на развитие художественного воображения, мелкой моторики, речи. Педагоги-психологи помогают детям преодолеть страхи, адаптироваться к школе, нормализовать отношения со сверстниками.

Ребята старшего школьного возраста могут заниматься в клубах по интересам. Занятия с детьми проводятся 2-3 раза в неделю в течение 1,5-2 часов.

Ведущая: Целая группа вопросов поступила от преподавателей и студентов юридического факультета Омского экономического института. Первый из них: "Как Вы оцениваете уровень социальной защищенности многодетных семей на территории Омской области в сравнении с другими субъектами российской федерации?"

Дитятковский М.Ю.: Сравнивая уровень социальной защищенности многодетных семей в Омской области и других субъектах Российской Федерации, например, Сибирского федерального округа, следует отметить широту охвата семей этой категории мерами социальной поддержки при том, что за счет средств областного бюджета предоставляется достаточно широкий и востребованный пакет таких мер. Так, в нашем регионе дети, достигшие возраста 18 лет, продолжают учитываться в составе многодетной семьи до достижения ими возраста двадцати трех лет при условии, что они обучаются в образовательных организациях по очной форме обучения. В большинстве регионов учитываются только дети в возрасте до 18 лет. В Омской области в состав многодетной семьи кроме родителей и заменяющих их лиц включаются мачеха или отчим. При этом характерной особенностью является то, что все члены многодетной семьи в равной мере пользуются правом на меры социальной поддержки, в том числе по проезду.

Кроме того, в Омской области, в отличие от многих регионов, социальная поддержка предоставляется всем многодетным семьям независимо от уровня их доходов. Исключение составляет первоочередное обеспечение детей до восемнадцати лет путевками (по медицинским показаниям).

Число многодетных семей в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилось на 9,1 процента.

Вместе с тем, к сожалению, право на получение ежемесячной денежной выплаты семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей теперь предоставляется только в отношении детей, родившихся в 2013 году. Это обусловлено тем, что при значительном увеличении потребности в денежных средствах для продолжения предоставления ежемесячной денежной выплаты в 2014 году Омская область перестала соответствовать критериям отбора субъектов Российской Федерации, в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется софинансирование расходных обязательств, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты. Поскольку Омская область не относится к субъектам Российской Федерации с естественной убылью населения и величиной суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации, в 2014 году софинансирование федеральным бюджетом осуществляется только для продолжения предоставления ежемесячной денежной выплаты в отношении детей, которым она уже назначена, до достижения ребенком возраста 3 лет.

Ведущая: Еще один вопрос: "Какие меры социальной поддержки граждан Министерство труда и социального развития планирует развивать в будущем? Занимаетесь ли Вы подготовкой предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере?"

Дитятковский М.Ю.: На территории Омской области установлена новая категория граждан, нуждающаяся в социальной поддержки со стороны органов власти. Это граждане, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны, родители которых погибли при защите Отечества.

Статьей 28.1 Кодекса лицам, потерявших родителей (родителя) в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года (далее – сироты войны), установлены меры социальной поддержки, не требующие затрат из областного бюджета.

Министерством осуществляется регистрация граждан, относящихся к сиротам войны, для установления численности. К 2015 году будет рассматриваться вопрос об увеличении объема мер социальной поддержки, предоставляемого для сирот войны.

Также при формировании плана мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, будет рассмотрен вопрос об установлении к 9 мая 2015 года единовременной денежной выплаты сиротам войны.

Кроме того, в настоящее время прорабатывается вопрос расширения в 2014 году перечня категорий детей, учитываемых в составе семьи при назначении установленного Кодексом ежемесячного пособия семьям, имеющим пятерых и более детей, за счет детей, принятых на воспитание в приемную семью.

Ведущая: Как Министерство труда участвует в развитии социально-трудового партнерства на территории области, видите ли Вы перспективы в этом направлении?

Дитятковский М.Ю.: Министерство труда и социального развития Омской области всегда занимало активную позицию в вопросе развития в регионе социального партнерства в сфере труда, что позволило сформировать устойчивую систему взаимоотношений между тремя сторонами – профсоюзами, работодателями и органами исполнительной власти.

Правовой основой социального партнерства в Омской области наряду с Трудовым кодексом Российской Федерации является Закон Омской области "О деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на территории Омской области", региональные отраслевые и территориальные соглашения.

20 февраля 2013 года подписано уже тринадцатое региональное Соглашение о социальном партнерстве на 2013-2015 годы. В настоящее время в регионе заключено 20 отраслевых соглашений в таких видах экономической деятельности как сельское и лесное хозяйства, строительство, торговля, образование, здравоохранение и другие. Территориальные соглашения заключаются во всех муниципальных районах, а также в г. Омске.

На постоянной основе осуществляют свою деятельность областная и территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На локальном уровне социального партнерства одним из основных элементов защиты трудовых прав и социальных гарантий работников организаций различных форм собственности являются коллективные договоры. По состоянию на 1 января 2014 года в Омской области было заключено около 3,4 тыс. таких договоров, действие которых распространялось на 364,9 тыс. работников.

В дальнейшем сложившаяся система партнерских взаимоотношений в сфере труда будет развиваться, в том числе и за счет активного участия Министерства, как качественно (принятие новых нормативных правовых актов, заключение соглашений), так и количественно (вовлечение в договорное регулирование новых участников – объединений работников и работодателей).

Ведущая: Возможно ли увеличения в ближайшие годы размера МРОТ, прожиточного минимума на душу населения и потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения по Омской области в соответствии с областным законодательством?

Дитятковский М.Ю.: В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. С 1 января 2014 года федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 336-ФЗ установлен МРОТ в размере 5554 рублей.

В настоящее время Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с участием представителей Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных министерств, объединений профсоюзов и работодателей разрабатывается План поэтапного повышения МРОТ до величины прожиточного минимума для трудоспособного населения и внесения необходимых изменений в трудовое законодательство.

Кроме того, субъектам Российской федерации дано право вводить на своей территории региональный аналог МРОТ – минимальную заработную плату (МЗП). Ее размер устанавливается региональным соглашением и не может быть меньше МРОТ. В Омской области 10 декабря 2013 года заключено очередное региональное соглашение о минимальной заработной плате (опубликовано 13 декабря 2013 года в газете "Омский вестник", а также размещено на официальном и отраслевом сайте Министерства). Стороны данного соглашения договорились установить на территории Омской области минимальную заработную плату с 1 января 2014 года для работников внебюджетной сферы (кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вид экономической деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство") – 6387 руб., для работников организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вид экономической деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство", и организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов Омской области, – 5554 руб.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в нашем регионе последний раз пересматривалась в апреле 2013 года. В новой редакции Закона Омской области от 29 декабря 2001 года № 328-ОЗ "О потребительской корзине в Омской области" были учтены последние изменения федерального законодательства (приближена к стандартам здорового питания продуктовая часть потребительской корзины, непродовольственные товары и услуги представлены не развернутыми наборами одежды, мебели, бытовых приборов, коммунальных услуг и т.д., а определены в размере 55 и 60 процентов от стоимости набора продуктов питания соответственно).

Величина прожиточного минимума пересматривается ежеквартально. В настоящее время в Омской области действует постановление Правительства Омской области от 27 ноября 2013 года № 299-п "О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Омской области за III квартал
2013 года". Изменение величины прожиточного минимума в первую очередь зависит от уровня потребительских цен, сложившегося за расчетный период.

Ведущая: Осуществляет ли Министерство выплату родителям детей-инвалидов компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

Дитятковский М.Ю.: Конечно. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования.

В течение 2013 года компенсацию страховых премий по договору обязательного страхования получила 1 семья, имеющая ребенка-инвалида, и 8 граждан, являющихся инвалидами с детства.

Ведущая: На каких условиях назначаются пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей в Омской области?

Дитятковский М.Ю.: Такого понятия как "пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей" нет.

Министерство труда и социального развития Омской области в период летних, осенних и зимних школьных каникул организует оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 7 до 15 лет.

Особое внимание уделяется таким категориям детей, как дети из малоимущих, многодетных семей, семей безработных граждан.

Стоимость путевки в загородный лагерь или лагерь с дневным пребыванием полностью оплачивает государство.

Чтобы получить такую путевку, родители должны подтвердить трудную жизненную ситуацию: малообеспеченные семьи – низкий уровень дохода в семье, опекаемые семьи – предоставить документ, подтверждающий факт установления опеки (попечительства) над ребенком.

Необходимо также написать заявление и представить его в комплексный центр социального обслуживания населения по месту жительства.

Ведущая: Михаил Юрьевич, благодарим Вас за участие в интернет – интервью, за подробные ответы на большое количество вопросов. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в области информирования населения Омской области в социальной сфере. Желаем Вам профессиональных успехов!