Актуальные вопросы развития инфраструктуры Ивановской области

Вице-губернатор Ивановской области, руководитель комплекса развития инфраструктуры Ивановской области Фомин А.Г.3 декабря 2013 года в компании ООО "Гарант-Инфо" состоялась интернет-конференция с вице-губернатором Ивановской области, руководителем комплекса развития инфраструктуры Ивановской области А.Г. Фоминым.

Тема интернет-конференции: "Актуальные вопросы развития инфраструктуры Ивановской области".

Ведущая – Екатерина Крохина, специалист по связям с общественностью компании ООО "Гарант-Инфо".

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на интернет-конференции, которая называется "Актуальные вопросы развития инфраструктуры Ивановской области". Разрешите представить участника нашего интернет-мероприятия – вице-губернатор Ивановской области, руководитель комплекса развития инфраструктуры Ивановской области – Александр Германович Фомин.

Уважаемый Александр Германович, благодарю Вас за то, что Вы нашли возможность прийти к нам сегодня, чтобы обсудить самые актуальные вопросы, связанные с развитием инфраструктуры нашего региона! И мы начинаем нашу интернет-конференцию.

Александр Германович, наступила зима – самое сложное время для отрасли жилищно-коммунального хозяйства. И это значит, что вопросы теплоснабжения населенных пунктов, домов жителей и социальных объектов становятся самыми важными. Расскажите, пожалуйста, как проходила подготовка муниципальных образований к отопительному сезону?

Актуальные вопросы развития инфраструктуры Ивановской областиФомин А.Г.: Действительно, это очень важный период. Зима у нас длится больше 7 месяцев, и когда в конце апреля – начале мая заканчивается отопительный сезон, начинаются опрессовки, то практически через 2-3 недели появляются соответствующие нормативные документы о создании межведомственных комиссий по подготовке следующего отопительного сезона. Работа очень важная, потому что все неприятности, которые случаются в системах жизнеобеспечения, болезненны: моментально остывают дома, закрываются социальные учреждения, могут быть разморожены системы отопления. Всё это тянет за собой дополнительные расходы и работы, поэтому стараемся подходить к этому ответственно. Подготовка к зиме – это не только котельные, это и разводящие сети, тепловые, и водоснабжение, электрические сети. Только непрофессионал в этом деле может считать, что провода алюминиевые или медные, и ничто с ними не произойдет. А провода также изнашиваются, также требуют своей замены. Это и электрооборудование, и подготовка жилых помещений, опрессовки, промывки систем, утепление – действительно огромный комплекс работ, которыми занимаются длительный период многие службы (энергетики, ресурсоснабжающие организации, управляющие компании). Это дорогостоящее удовольствие. Так, на подготовку этого осенне-зимнего отопительного сезона потрачено более 680 млн. рублей по всем направлениям, которые я перечислил. В последние годы сам процесс подготовки у нас идет достаточно гладко, хотя мы не обольщаемся. При наступлении холодов тот, кто говорил: "У нас все хорошо", будет кричать: "Помогите!". И хотя работают выездные комиссии, мы выезжаем в муниципалитеты, смотрим на местах всю статистику, подготовку топлива, какие резервные фонды, тем не менее, какие-то накладки случаются. В этом году область достаточно спокойно вошла в отопительный сезон, уже с 27-29 сентября началась подача тепла во многих муниципалитетах в учреждения социальной сферы (садики, больницы). Такие мощные муниципалитеты как Иваново заранее начинают такую работу и где-то в пределах 10 дней всё запускаем и всё работает. В этом году накладки получились там, где мы не ожидали: например, в Тейково, никогда этот муниципалитет не доставлял проблем. Мы разобрались в ситуации. Не снимаем ответственность с Администрации за то, что они не смогли своевременно урегулировать ситуацию с Тейковской ХБК, которые обогревают город. Нам пришлось с П.А. Коньковым вмешаться. Немного запоздали в Каменке Вичугского района, потому что там устанавливались новые котлы. А раннее похолодание, которое сменилось длительным потеплением, обострило ситуацию. Где-то дней на 10 монтажники предприятия (поставкой котлов занимался сам производитель, а не посредники) не успевали запустить оборудование. Были жалобы с Ново-Талицами, что связано с общей ситуацией там. Тепличному за долги была урезана подача газа, газовщики давали только тот газ, который необходим на отопление жилого фонда. Понятно, что хотелось собрать урожай, и отбор тепла осуществлялся в пользу помидоров за счет жителей, были жалобы, что батареи прохладные, не соответствует температурный режим наружной температуре. Так и было. Но это достаточно спокойно разрешилось. Не Петровский в свое время. Вся подготовительная работа, которую мы провели, – это десятки километров ветхих тепловых сетей отремонтированы или заменены, порядка 50 км ветхих водопроводов, 250 км электрических сетей, – вся эта работа дает результат. Такая системная работа в последние годы привела к тому, что область уверенно готовится, – мы в этом году на старте отопительного сезона были третьи в ЦФО по всем параметрам подготовки. У нас за последние годы в 3 раза (это хороший показатель) снизилась аварийность на сетях и на источниках теплоснабжения. Это результат системной работы и по подготовке к зиме, и по выводу из эксплуатации старых, изношенных нерентабельных котельных, заменяя их на индивидуальное отопление либо новые блочно-модульные котельные. В зиму вступили, пока каких-то осложнений не видим – все работает, но готовы ко всему. Сформированы необходимые бригады. Существует не только в департаменте ЖКХ, но и в муниципалитетах резерв материально-технических средств, которые включают в себя задвижки, насосы, двигатели, трубы и другие материалы, которые могут потребоваться в ходе отопительного сезона Все структуры готовы, и мы надеемся, что и этот отопительный сезон пройдет в плановом порядке. За последние три года отлажена система своевременной поставки топлива. Как сказал наш бывший губернатор, было время, когда нас лихорадило – до самого отопительного сезона не хватало топлива, сейчас про это уже забыли. В плановом порядке завозится мазут, уголь в достаточном количестве, более-менее стабилизировали расчеты с поставщиками. Более того, исчезли жалобы на качество мазута. Там есть такая особенность: в мазутных котельных, когда мазут поступает, насосы, которые подают его на форсунки, смазываются этим же мазутом. И если мазут, как бывало, на 40-50% разбавлен водой, то в периоды максимума (когда требуются максимальные нагрузки) эти насосы просто разлетались, подшипники расплавлялись, потому что это прямая производная от качества топлива. Мы с Департаментом ввели такую систему, когда топливо поступает на старте, берется проба, заливая в ёмкости, мы их опечатываем и пробы берём – одна проба у поставщика, одна – в Департаменте на полке стоит, одна – у потребителя. Мы всех предупредили: если что-то происходит, мы без предупреждения приезжаем, из-под форсунок берем мазут, если он не тот, который заливали, – передаем данные в соответствующие органы. Пусть разбираются, каким образом в запечатанную цистерну попала вода или что-то другое. Два года назад мы ввели такую систему – исчезли все жалобы на качество. Но поскольку мы получает мазут прямо из Ярославского нефтеперегонного завода и других, – практически ГОСТовское качество, нареканий нет. Когда я только пришел на эту работу, постоянно шли доплаты. Например, есть установленный тариф (а тарифы РСТ устанавливает не просто так), и его должно хватать до конца отопительного сезона. Все, что выходит за рамки тарифа, – либо ошибка РСТ в расчетах, либо происходит перерасход топлива по каким-то причинам. Вот одна из причин – когда вместо мазута привозили не мазут. Ну, а сегодня эта проблема миновала, снизилось потребление топлива, потому что качественное топливо даже в период пиковых нагрузок дает соответствующую теплотворность. С прошлого года мы запустили такую же систему по углю. Правительство раньше часто упрекали, что оно сдружилось с одним поставщиком (СУЭК – есть такая компания), который диктует свои условия. Так и было – диктовали, имелись негативные последствия такого тесного сотрудничества. Мы ввели на рынок новых "игроков", резко подняли требования по калорийности угля и ввели контроль на уголь, который мы покупаем для бюджетных организаций. Его складируют охраняемых и контролируемых на площадках (например, ТЭЦ-3), и когда машина грузится, кладовщики взвешивают, отпуская уголь, и мы точно знаем, сколько уехало тонн угля. Перерасход угля в области в среднем упал на 20%. Во-первых, потому, что уголь пошел хорошего качества, а не пыль (и он дает соответствующее тепло). Во-вторых, я бы не стал самонадеянно говорить, что мы полностью перекрыли возможность каких-то приписок и корректировок документов, но львиную долю перекрыли (вплоть до того, что останавливали машины и разворачивали на перевес), и все поставщики знают, что мы с Департаментом шутить не будем, а будем целенаправленно добиваться своего и контролировать ситуацию. В результате и деньги стали снижаться, которые требуются на топливо (мы постарались уйти от мазута, как от самого дорогого вида топлива, и сегодня в разы сократились потребности области – на десятки миллионов сократили потребность в деньгах на топливо). Самое главное, что торги проходят во время, цены сдерживаем – годами не даем расти, качество надлежащее – этот результат нас устраивает. За этот год были построены новые котельные, были отремонтированы теплосети и другие разводящие сети. За последние три года было 23 котельных, 16 построено новых, остальные были технически перевооружены. Если считать и те, которыми занимались не мы, а еще занимались фабрики, обновляя свои фонды, то получается 23 новые котельные работают в области, а объем инвестиций в эту сферу за три года составил более миллиарда рублей. Это все и дает то качество, благодаря которому мы более-менее нормально проходим отопительный сезон. В меру возможностей стараемся привлечь внебюджетные средства, потому что в бюджете денег нет. И я могу сказать, за те три года, что мы работаем, на всю инфраструктуру области выделялось порядка 27 млн.рублей. Для сравнения можно сказать, что только на водоподготовку в Родниках модернизация обошлась почти в 40 млн.рублей. И то, что Департаменту удается привлечь значительные средства, это действительно заслуга. Используя все возможные ресурсы мы строили и строим, мы выработали интересное предложение (не хочу сказать, что это наше ноу-хау, но у нас этому учатся), мы разработали программу, в которой активно участвуют муниципалы: мы даем либо деньги, либо готовый ресурс (например, трубы), а они организуют работу по замене ветхих сетей своими силами. Эти затраты не входят в тарифное решение, т.  е. для населения тариф не растет. Объединяя наши ресурсы, мы продвинулись с точки зрения состояния инженерных сетей. Не зря упала аварийность более чем в три раза. Можно еще долго рассказывать по этому вопросу, но это основное.

Ведущая: Александр Германович, продолжим тему оценки состояния систем жизнеобеспечения региона. Расскажите, пожалуйста, какие муниципалитеты в этом году вошли в новый отопительный сезон с новыми источниками теплоснабжения?

Фомин А.Г.: Если говорить о новых, это пять новых блочно-модульных котельных. В Писцово – сейчас заканчивает строиться, до нового года запустим, а пока работает старая. В Майдаково Палехского района, Старая Вичуга – Красный Октябрь, Семигорье. Прошлый отопительный сезон проходил в Бородино Гав-Посадского района с новой угольной котельной, но за это время туда пришел газ, в этом году мы переоборудовали котлы на газ; работает новая котельная, которая обогревает только учреждения Службы исполнения наказания, а сам поселок перевели на индивидуальное отопление. Такая работа очень выгодна. Жители теперь платят только за потребленный газ, они имеют круглогодичный источник тепла; те, кто ставят двухконтурные котлы имеют и горячую воду. И у нас головная боль пропадает – снижаются субсидии, и не мы отвечаем перед газовщиками за платежи, а у них прямые отношения с населением. Такие работы продолжаются, – мы будем запускать новую котельную в Заволжском районе. Есть еще несколько районов, которые требуют серьезного решения, за следующий год мы эти проблемы решим.

Ведущая: Как известно, на обеспечение комфортных условий проживания жителей влияет и уровень газификации региона. Какими темпами проходила газификация населенных пунктов Ивановской области в 2013 году, и что еще остается сделать?

Актуальные вопросы развития инфраструктуры Ивановской областиФомин А.Г.: Нужно сказать, что процент газификации области достаточно высок, если брать в среднем по России – это более 74%. Правительством Ивановской области с Газпромом подписана программа газификации до 2015 года, а это значит, что Газпром строит газовые сети высокого давления, газораспределительные станции, а вот уже разводящие уличные сети в населенных пунктах должна готовить область. В этом году по программе газификации 200 млн.рублей в строительство объектов газификации вкладывала область и 150 млн.рублей вкладывали структуры Газпрома. В следующем году совместная работа по газификации области будет продолжена. Общий объем финансирования планируется более 600 млн.рублей. В текущем году завершено строительство распределительных газопроводов низкого давления – Введенье, Кощеево, Захарово, Озерково, Семиново, Сенниково Шуйского района. С 13 ноября там идет пуск газа, более 400 домовладений получат газовое отопление. В Фурмановский район газифицировано с. Хромцово, на следующей неделе поедем посмотрим возможность перевода котельной на газ. Пришел газ в село Бородино Гаврилово-Посадского района, перевели на природный газ отопленное квартир в многоквартирных домах. В Ильинском районе газифицированы Ивашево и Оленино. Межпоселковые газопроводы к перечисленным населенным пунктам построены за счет Газпрома. Кроме объектов Программы построен распределительный газопровод по селу Петрово-Городище Гаврилово-Посадского района, осуществляется пуск газа (там 160 домовладений будут подключены к газу). Вот так работа идет в системном плане. Если перечислять – слишком долго. Это и газификация села Решма, распределительные газопроводы для жилых домов кооператива "Огонек", "Луч" в г. Комсомольск, и межпоселковые газопроводы в Пучежском и Гаврилово-Посадском районах. Самая глобальная задача, которую мы ставим на следующий год, – это реконструкция газораспределительной станции в Кинешме. У существующей станции небольшие возможности для развития газификации Кинешемского и Заволжского районов. Под Волгой в районе моста проложен газопровод на г. Заволжск, наполовину пустая труба, поэтому о газификации Заволжского района говорить достаточно проблематично. Вопрос должен решиться в связи со строительством новой газораспределительной станции, а это очень дорогое строительство, стоит сотни миллионов рублей – это обязательство Газпрома. А вот прокладка разводящих сетей – это обязательство Ивановской области. И важное, конечно, – приход газа в Юрьевец. Там так долго народ ждал, сомневаются, но точно скажу, что мы приложим все усилия, чтобы планы не сорвались. В этом году начата разработка проектной документации для газификации Юрьевца. Поэтому на 2014 год, кроме тех объектов, которые я назвал, планируется строительство распределительных газопроводов низкого давления в Иванцево, Крюково, Хребтово, Семеновское, Богородское, реконструкция ГРС Буньково (Ивановский район). Газопровод высокого давления построен до Иваньково и Навосёлки Комсомольского района, сейчас завершается строительств уличных сетей. Газопроводы низкого давления будут построены в селе Ячмень и других деревнях Пучежского района. И вообще в Пучежском районе активно идет газификация (поскольку основные работы сделаны, там будут серьезно прирастать домовладения, подключенные к газу, поселки). Газификация деревни Бутово Комсомольского района планируется на следующий год; деревень Кунятиха, Таковец, Красный Остров, Аладьино Лежневского района Чернцкого сельского поселения. Газпром планирует строительство межпоселковых газопроводов, а мы – уличные распределительные газовые сети. Такая работа в рамках программы газификации действительно эффективна. Кроме этого есть еще приятные явления. Поскольку мы хорошо работаем с Газпромом, они нам дарят спортивные площадки, которые по всей области устанавливаем. Они качественные, многофункциональные. Спортивная площадка зимой – это хоккейная коробка. На следующий год подтверждено строительство 6 площадок. Планируется встреча П.А. Конькова с А.Б. Миллером по ряду вопросов, которые мы готовим, еще и про площадки не забываем (можно рассчитывать, что их количество будет добавлено). Заканчивается строительство физкультурного комплекса на ул. Куконковых, который тоже структуры Газпрома строят. Идут переговоры, чтобы после строительства он был передан на баланс области (областному Департаменту по спорту и туризму). Очень надеемся, что все это получится, – таких объектов нам остро не хватает (а у областного Департамента их нет вообще).

Ведущая: С наступлением холодов в регионе завершился основной дорожный сезон. Однако, автомобилисты ездят по трассам круглый год. Каковы основные достижения в областной сфере дорожного хозяйства в текущем году?

Фомин А.Г.: Да, тема актуальная, все сидим за рулем. Прирост машин в одном Иваново составляет 15-20 тысяч в год. Сегодня на 408 тысяч населения приходится порядка 120 тысяч автомобилей. Если округлить, практически каждый житель города колесо имеет. По области соответственно цифры тоже впечатляющие. Естественно, такую массу автолюбителей затрагивает тема дорог. Здесь можно сказать, если уж не перелом, то качественное изменение произошло после создания регионального дорожного фонда. Раньше все деньги составляли взносы автолюбителей в виде дорожного налога (всегда говорили: "Плачу налоги – где дороги?", а то, что платят жители – этого хватит лишь на асфальтирование одной улицы в Иванове) и выделял еще деньги бюджет (если у бюджета возникали проблемы, часть денег забирали назад). А вот с созданием регионального дорожного фонда здесь есть принципиальный момент: имеются источники финансирования, которое никто не трогает, дорожный фонд не подлежит сокращению (забрать оттуда деньги на строительство или зарплату не получится). Все это контролирует Минфин, наш Департамент финансов, поэтому мы в определенной степени понимаем, какой суммой располагаем (естественно до конца года не будет понятно, сколько в дорожный фонд пришло денег, например, от акцизов, сколько бензина и солярки сожгут автомобили, а это зависит от общего состояния экономики, от потребности в перевозках). Когда нам в начале дают прогнозное значение, мы считаем, что дорожный фонд на 2013 г. составит 2,548 млрд., а к концу года приходим, что 2,400 млрд. рублей, и уже расторгованные темы остаются без финансирования. Тем не менее, это та погрешность, которую наши дорожники могут потерпеть до начала следующего финансового года и получения денег за сделанную работу. Но до регионального фонда мы на дороги тратили порядка 800-900 млн. рублей. Это серьезный прирост. Эти деньги распределяются в течение года на разные темы. Во-первых, мы предыдущие два года работы дорожного фонда выделяли серьезные субсидии муниципалитетам. В первый год – порядка 500 млн. рублей по разным направлениям, это и на дороги местного пользования районам, городским округам, поселкам – на ремонт внутридворовых территорий, субсидия шла на ремонт сельских дорог, которые предназначены для того, чтобы связать поселки с дорогами общего пользования. Также деньги шли на содержание дорог. Если в этом году это порядка 900 млн. рублей, то на следующий год около 1 млрд. рублей. Это оперативные деньги, которые идут на поддержку дорог в нормативном состоянии без ремонтов, ремонты капитальные – это отдельная тема (ремонты ямочные, картами). Эти деньги позволяют содержать дороги зимой, запасать материал для обработки противогололедной смесью, за эти деньги на дорогу выходит техника, которая очищает снег, наносится разметка, устанавливаются ограждения, остановки, знаки обновляются и устанавливаются (это то, что идет на содержание). Разыгрываются различные лоты, дорожники, которые выигрывают, – эту дорогу содержат. Мы переходим к долгосрочным контрактам, заключаем их на содержание дорог на 2-3 года. Это и для нас хорошо, мы понимаем, с кем будем иметь дело этот период, и дорожники понимают, что выиграли содержание определенных дорог, в таком объеме имеется финансирование, и могут на 2-3 года планировать свою деятельность, покупать технику, развиваться. В этом году более 800 млн.рублей были направлены муниципалитетам в виде субсидий, большая часть досталась г. Иваново. По области проходит транзитный транспорт, ездят не только жители нашего города, и мы должны смотреть за всей дорожной сетью. Дорожная сеть, находящаяся на балансе областного Департамента дорожного хозяйства, – более 3,5 тыс. км (в отличие от 600 км г. Иваново), тем не менее дали Иванову серьезные деньги. Именно они позволили сделать реконструкцию Кохомского шоссе, за эти деньги была выполнена реконструкция, практически новое строительство ул. Генерала Хлебникова, ул. Зверева. Это вклад регионального дорожного фонда в развитие городской инфраструктуры. Шли на это осознанно, понимая, что сложилась такая система в Ивановской области, что практически весь транспорт идет через г. Иваново, окружных дорог нет, кроме как по городу – не объедешь, и кроме роста транспорта здесь проходит огромное количество транзитного транспорта. Дороги перегружены, пробки становятся если не как в Москве, то соотносимо по масштабам. Ну и согласитесь, город в этом году многое сделал для ремонта дорог. Кроме Иванова такие субсидии в меньшем размере получили Шуя, Кинешма, вплоть до поселений. Другой вопрос – кто и как этим распоряжался. Потому что когда спрашивают, много ли это 200-300 тысяч, которые дали какому-то поселку, – наверное не много, но вчера им не давали и 20-30 тысяч. Второй год к сожалению многие главы прокалываются с тем, что не могут эти деньги эффективно использовать. Существует и непонимание у различных районов и поселений. Районные говорят: "ну это 131 закон – ваша забота", поселения, которые никогда не сталкивались с ремонтом дорог, так иногда распоряжаются этими деньгами, что даешься диву их фантазии. То заказывают проектно-сметную документацию на такой асфальт, который на магистральных дорогах не кладут, такое ощущение, что по ним будут ездить с утра до вечера тысячи машин или танки, потому что асфальт такой толщины и такого качества для редких проезжих машин явно не предназначен. Другие наоборот пишут, что ремонтируют дорогу, которой практически нет, она по полю накатана была, пытаются за 200 тыс. рублей что-то создать, а в результате не получается ничего. Мы с муниципалами этот опыт осмысливаем, вносим коррективы по требованиям, жестко контролируем качество. В этом году Департамент не принял и не будет оплачивать на несколько миллионов рублей проведенный ремонт дорог. В частности в Шуе не будет оплачено, в Палехском районе. Мы не хотим тратить деньги на откровенную халтуру, т.  к. понимаем, что это ни одну зиму не простоит. Но все равно этих денег, которые приходят по дорожному фонду, не достаточно, их требуется в разы больше. Если у нас на балансе 3570 км дорог, то по нормативам мы должны 10% в год ремонтировать, с тем, чтобы за 10 лет весь круговорот совершить. Т.е. мы должны в год ремонтировать или капитально ремонтировать порядка 350 км дорог, а два года назад мы делали 28 км, в этом году по всем направлениям около 80 км, и уже счастливы, что это в разы больше, чем было, но существенно меньше, чем хотелось бы. Если на ремонт два года назад мы направляли 80 млн. рублей, то в этом году было потрачено 428 млн. рублей. Чтобы в какой-то мере успокоить общественность, сбить накал неоправданных страстей, при Общественной Палате был создан Общественный Совет, куда Департамент дорожного хозяйства приходил со всеми выкладками, приглашали представителей Совета участвовать в межведомственный комиссиях по обследованию дорог, в проверках качества проведенных работ. Так прошла зима, – обследуются все дороги и в первую очередь те, где проводился ремонт (т.  е. гарантийные). Те, кто выезжали, убедились, – только порядка 0,1% сделанных дорог через год подлежат какому-то ремонту. В последний год мы начали то, что остановили в кризис, – забирать у муниципалитетов на баланс Департамента дорожного хозяйства транзитные дороги. Ситуация была такая, что денег ни у кого не было, и если уж область не могла содержать транзитные дороги, то муниципалитеты тем более. Например, Пестяки, через которые проходит транзитная дорога на Нижний Новгород, загруженная до предела. Как Пестяки со своим бюджетом будут эту дорогу содержать? Сегодня мы эту работу поставили на новый уровень – забрали на только Пестяковскую дорогу, но и дорогу в объезд Заволжска, Кохомское шоссе. Вы знаете, что между Кохмой и Иваново был сложный участок, который принадлежал г. Иваново (все так считали кроме г. Иваново), и когда я еще был мэром, мы её как могли чистили, присматривали, но тратить деньги на нее никто не хотел. В результате дорога стала "ловушкой", узкая прокатанная колея, вся разбитая, освещения на ней не было, аварийность делала её одной из самых опасных. Но сейчас вы можете увидеть, что дорога четырехполосная, с разметкой, освещением, проложены тротуары, т.  е. изменения к лучшему происходят. Со следующего года мы беремся за дорогу ул. Ивановская, которая проходит через всю Кохму. Ну а Ярославская дорога ремонтируется всегда. В эту субботу я ездил по ней, возвращаясь с Москвы из командировки. Когда мы въехали с Ярославской области на нашу дорогу, мы почувствовали положительную разницу, хотя, конечно, вопросы есть. В следующем году следующие участки этой дороги будут ремонтироваться. А больше всего у нас денег "съедает" дорога на Нижний Новгород, которая идет Ковров – Шуя – Нижний Новгород, 240 км, и с ней проблемы действительно большие. На следующий год мы запланировали значительное количество средств на разные участки этой дороги, потому что тяжелый транзитный транспорт идет потоком, есть прокатанная колея, которая не выносит критики, и в зимний период представляет опасность для водителей. Направим определенные средства на дорогу, которая идет на Тейково. Все эти выездные дороги мы берем под контроль и стараемся содержать их в нормативном состоянии. Дорогу будем делать и на Родники. Если представляете, есть первый съезд в Родники, а потом центральная развязка после заправки. Так вот на первом везде по кустам веночки, потому что кто-то начинает поворачивать, а его в этот момент со всего хода обгоняют, кто-то выехал – не пропустил. Чтобы раз и навсегда разрешить проблему с этим "смертельным" местом, мы планируем расширить дорогу, для выезда из Родников направо сделать разгонную полосу (которая позволяла бы, не мешая основному потоку, вписаться в движение), для тех, кто едет со стороны Иваново прямо для поворота налево, на Родники, будет отдельная полоса. В следующем году мы надеемся построить мост в Авдотьино вместо того, который там существует, он сейчас аварийный, по нему нельзя ездить пассажирскому транспорту (он с деревянным настилом, который постоянно отскакивает и его прибивают). Порядка 60-70 млн. рублей будет стоить новый мост, который раз и навсегда решит эти проблемы, обеспечит надежную транспортную связь, проезд пассажирского транспорта. Таким образом, несмотря на сложную ситуацию, такие серьезные работы запланированы. Если ехать по той же Родниковской дороге, направо будет Дунилово, – на этой дороге будем работать. А налево – на Ермолино там вообще дороги нет, невозможно организовать нормальное движение транспорта, – в следующем году мы на эту дорогу придем. Мы знаем ситуацию на всех дорогах, наши сотрудники объезжают все дороги, я много времени провожу за рулем. Недавно я возвращался из Нижнего Новгорода, на подъезде к Юрьевцу навигатор говорит: "Поворачивай налево", а я думаю: "Здесь вроде не должно дороги быть". Но я поехал, какая-то совсем "левая" дорога, ехать по ней ночью страшно, но она в отличном состоянии, и я приехал, сказал Шушкину "спасибо". Хочу сказать, что те подрядные организации, которые работают в последние годы, очень серьезно нарастили свои мощности. Сегодня у них хватает самой современной техники (и широкие фрезы, и тяжелые катки). У нас в области построены 2 современных асфальтовых завода. Служба контроля качества поднялась на такой уровень, что дорожники сначала миллионами платили штрафы, а когда поняли, что по другому уже не будет, действительно работа по дорогам улучшилась. Ни одну дорогу без заключения лаборатории и соответствующих органов никто не примет, поэтому они и стоят дольше, и добавляется у нас хороших дорог. В следующем году закончим дорогу Лежнево – Хозниково, которую в этом году начали делать (так долго люди просили об этом). Она будет в асфальтовом исполнении, а дальше будем планировать с Хозниково на Новые Горки, закрывать это кольцо.

По нашему требованию устанавливается оборудование ГЛОНАСС. Вчера начались снегопады, я вечером звоню Александру Анатольевичу, интересуюсь, что с дорогой на Москву (она федеральная, но у нас всегда там проблемы), через 10 минут получаю полный ответ: "На этой дороге работают пять машин, идут от границ области, посыпают". И мы точно знаем, в какой момент времени сколько техники работает и на каких дорогах. Дорожники сначала этому сопротивлялись, а потом поняли, что это в их интересах. Поэтому в настоящее время это оборудование реально помогает контролировать, где находится машина, с какой скоростью она идет (со скоростью прометания и посыпания или просто едет по асфальту, имитируя работу). В 2010 году блогеры всё писали, что не знают куда звонить, какие у нас дороги, поставьте таблички. Мы включили в конкурсную документацию эти требования. Еду, смотрю – все стоят таблички, например, "ДРСУ 1 обслуживает участок дороги, телефон мастера". Поэтому кто чем-то не доволен, может туда позвонить, всё это записывается на магнитофон и диспетчер никуда не денет этот входящий сигнал, мы обязательно проверим все эти замечания. Вот такие изменения происходят, хотя я и понимаю, что работы еще много.

Ведущая: Александр Германович, а как содержатся дороги региона в зимний период времени? 

Актуальные вопросы развития инфраструктуры Ивановской областиФомин А.Г.: К зимнему периоду готовимся очень серьезно. Во-первых, техника переводится на круглосуточный режим дежурства. Те машины, которые летом были предназначены для поливания, прометания, переоснащаются на зимние навесные инструменты. Во-вторых, запасается пескосоляная смесь, на сегодняшний день в области запасено около 300 тысяч кубометров противогололедного материала, это стопроцентная расчетная потребность на нашу протяженность дорог. Вся техника приведена в нормативное состояние. Когда идут  сильные снегопады, на дороги общего пользования, которые находятся на балансе Департамента, выходят 180-200 единиц техники. В принципе, этого хватало все предыдущие годы, чтобы справиться с ситуацией на дорогах. Помните, в феврале прошлого года были сильные заносы, тем не менее не было ни одного часа прерывания движения общественного транспорта на дорогах по линии ГИБДД. Да, дорога может быть лучше под колесами, может быть хуже, но она проходимая. Если выбирать скорость, соответствующую дорожным условиям, можно было проехать безаварийно. Хотя, конечно, есть случаи, когда ГИБДД, выезжая на место аварии, пишет, что авария произошла по дорожным условиям. Мы тщательно разбираемся, в чем эта недоработка была, поднимаем распечатки ГЛОНАСС, смотрим, когда прошла уборочная техника, что она там делала и соответственно вводим коррективы в работу дорожных служб. Я сам очень много времени провожу за рулем и мои друзья, поэтому знаем, что по любому звонку в любое время суток дорожники выезжают смотреть обстановку на дорогах. Обратная связь с водителями – очень важный инструмент, субъективное ощущение водителя – это очень важно (он же едет, реально видит обстановку на дороге). Поэтому не стесняйтесь, звоните. Для нас самое главное – безопасность на дорогах, чтобы не было аварий, не было жертв. Департамент неоднократно опубликовывал свои телефоны с просьбой к водителям сообщать о дорожных условиях, если они не соответствуют требованиям.  Если такие звонки будут, будем принимать меры. На сегодняшний день мы к зиме готовы.

Ведущая: В настоящее время действует ли  на региональных дорогах весовой контроль?

Фомин А.Г.:  Вы помните, что Михаил Александрович Мень несколько раз возвращался к этому вопросу: "Где весовой контроль?". Мы отвечали: "Будет весовой контроль, дайте денег на машину". Реально сегодня в области своих установок для проведения весового контроля нет. Существует одна установка, она находится на балансе наших федеральных коллег, мы выстроили с ними взаимоотношения, увязав в одно усилие ГИБДД, Департамент дорожного хозяйства и владельцев этой установки. Хотели сами для себя посмотреть необходимость области в данной установке. Действительно, порядка 30% машин идут по дорогам области с перегрузом. Ездить с перегрузом можно, но нужно покупать пропуск на прогон машин с перегрузом, он не дешевый. Как только начал работать один единственный пост, количество обращений  за такими  разрешениями увеличилось в 20 раз. Люди поняли, что платить штраф все равно дороже и стали активно приходить, платить деньги и получать пропуск. Эти деньги направляются в дорожный фонд на ремонт дорог с учетом движения тяжелого транспорта. Сегодня действует одна установка, но в целом этот опыт показал, что есть проблема. Мы приобретем 2-3 установки, подготовим площадки, контролировать перевес будем, потому что мало того, что большая часть дорог рассчитана на еще советские стандарты 6 тонн на ось, а идут от 20 и выше (до 40 тонн), так и еще идут они с огромным перегрузом, тем самым создавая предпосылки к разрушению техники и созданию аварийных ситуаций. Поэтому контролировать это безусловно надо и развивать мы это будем. Дело даже не в тех сотнях тысяч штрафов, которые пошли в бюджет, дело в том, что этот процесс стал подконтрольным, водители и организаторы перевозок стали более внимательны. Перевозчики среагировали даже при наличии одной такой установки. Развивать эту работу мы будем и дальше, хотя удовольствие не дешевое, машины в зависимости от комплектации стоят от 1,5 до 3 млн.рублей.

Ведущая: Александр Германович, какие события в областной системе транспортного обслуживания населения в этом году Вы бы отметили? Расскажите, пожалуйста, о развитии ивановского аэропорта, а также о ситуации с перевозкой железнодорожным транспортом.

Фомин А.Г.: Хотелось бы вернуться, прежде всего, к проблеме взаимоотношений области с Северной пригородной пассажирской компанией. Дело даже не в финансовых спорах субъектов с компанией, я с огромным удивлением смотрю на абсолютно хулиганские выходки Северной пригородной пассажирской компании. Компания, не работая по существу, пытается натравить население на органы власти и получить свои дивиденды. Что значит не работают по существу? Например, мы заключаем договор, там написано, что область берет на себя обязательство полностью компенсировать затраты.  Мы закладываем первые 55 млн. рублей в бюджет, понимая, что этого мало, но в договоре написано, что окончательная оплата производится в соответствии с расчетами регулирующего органа (в данном случае это региональная служба по тарифам). А дальше начинается интересное. Региональная служба открывает тарифное дело и говорит: "Давайте документы, мы должны просчитать затраты, иначе за их аппетитами и так-то не угонишься". Долго вообще ничего не происходит, никто не отвечает, ничего не везут, градус истерики отношений повышается. Потом в РСТ привозят целую машину папок практически со всей документацией по пассажирским пригородным перевозкам (в лучшем случае по ЦФО, в худшем случае по всей стране), и мы спрашиваем: "Зачем вы это привезли? Мы хотели считать затраты конкретно на территории Ивановской области". Владимир, например, не платил ни копейки за поезд на Юрьев-Польский, т. е. бюджет Ивановской области оплачивал не только проезд ивановцев, но и проезд владимирцев, которые на нем ездили. Так вот, они кричат, что мы ничего не платим, а сами привезли нам документы только в августе, после того, как мы сами вывели эту тему на уровень разборок в Федеральную службу по тарифам, и там просто в приказном порядке Северной пригородной пассажирской компании велели дать документы. Дальше наша Служба по тарифам просчитала и вышла на сумму 105 млн. рублей. Мы изыскали деньги (еще 50 млн), заложили в бюджет и готовы рассчитаться, но пригородная компания нам выставляет счет на 175 млн. рублей. Мы говорим: "Слушайте, вот есть РСТ, в договоре написано, если вы с ними не согласны, – идите и доказывайте, можете через суд, можете в виде согласительных комиссий. Но кричать о том, что мы вам не платим – не соответствуем действительности". А раздавать людям листовки... Мы с нашим управлением ФСБ обратили внимание на это, они сказали что это – меры по дестабилизации социальной обстановки в области. Это откровенное вранье, направленное на то, чтобы взбаламутить тысячи людей, которые начинают писать письма (кто-то гневные, кто-то просительные), начинает народ нервничать. Причем в рамках существующего договора они делают то, чего не должны: на ноябрьские праздники берут и из пяти вагонов, которые должны быть на составе, отцепляют три вагона, а в два вагона люди как сельди в бочку набиваются. Мы привлекаем транспортную комиссию, прокуратуру, и пять вагонов снова поехали. Зачем это делать? Это же недостойно серьезных людей, занимающихся ответственной работой. И когда начинаешь с ними разбираться, они извиняются, забирают листовки.  Ивановской области за то, что она готова заплатить 105 млн. рублей, спасибо никто не скажет, но бурно радуются тому, что Кострома, которая не платила ни копейки, в бюджет включила 6 млн. рублей. Поэтому, когда люди начинают жаловаться, мы понимаем их обиду. Но при этом и сами, как орган государственной власти, вынуждены жаловаться вплоть до администрации Президента на то, что происходит. После этого их поправляют, они ссылаются на то, что кто-то из Москвы им приказал заниматься таким шантажом. Причем они сами создали такую ситуацию, сегодня Северная пригородная пассажирская компания – это фантом, там ничего нет, кроме ящика, куда собирают деньги. Вагоны – не их, рельсы, кассы – они арендуют, помещение – в ж/д вокзале. У каждого своя надстройка сидит, – я понимаю откуда 175 млн. На следующий год они уже просят 280 млн. рублей, за их аппетитами угнаться невозможно. Причем, если мы сейчас какой-то поезд отменим (а есть определенное количество машинистов, есть рельсы, которые требуют определенных затрат на содержание, есть зарплаты, есть арендная плата за технику, которая растет), то затраты будут раскладываться не на 4, а на 3 поезда, т. е. они потребуют не 270 млн., а 370 млн. Это путь в никуда. Пока мы с ними "брыкаемся", этот год мы отстояли. Еще ситуация. Есть поезда на Юрьев-Польский и на Александров, который считается поездом дальнего следования, и на который дает дотацию федеральный бюджет. Северная пригородная пассажирская компания, никому не слова не говоря, переносит отправление поезда со станции Иваново на станцию Текстильный, уменьшая расстояние (лишние 3 км), чтобы этот поезд попал в категорию "пригородные". Мы платили за него как за пригородный, а федеральные деньги остались у них на свои какие-то цели. Пока у них не прошла какая-то собственная комиссия, они заставляли этот поезд ездить, называя его "Иваново-Александров", хотя у нас в расписании такого поезда вообще не было. Я это рассказываю с тем, чтобы вы понимали, с кем мы имеем дело, и методы работы этих людей. По всей видимости компания пойдет в суд, и будет отсуживать разницу в деньгах, что из этого получится, посмотрим. Но сегодня у них нет никаких оснований, для прекращения перевозок, сокращения графиков и т. д. На следующий год они уже приняли наши условия сохранить перевозки в том же объеме, с точки зрения количества поездов, вагонов, маршрутов, графиков отправления. Я уверен, что мы договор подпишем. Но я не буду скрывать, что мы обследовали все маршруты движения поездов с точки зрения наличия поездных путей на всех направлениях. Я дал соответствующее указание Департаменту дорожного хозяйства и Департаменту транспорта просчитать  (если нет дороги к какому-то населенному пункту, полустанку, где останавливаются поезда) цену вопроса ремонта и прокладывания дороги, чтобы в случае чего люди могли выезжать. Если пригородная компания будет заниматься шантажом и мы поймем, что мы не можем за ними угнаться (хотя мы будем бороться до последнего), мы обеспечим жителям возможность передвигаться по области, примерно придерживаясь графика движения поездов. Хочу ивановцам сказать, что мы не оставим их без возможности перемещаться. Сохранятся поезда – ничего, лишние дороги ещё никому не мешали. Это то, что касается железнодорожного сообщения.

Кто-то может сказать, зачем мы дотируем аэропорт в 60 млн.рублей, если поезд получается дешевле. Есть и другая арифметика. Аэропорт сегодня стоимостью несколько миллиардов рублей, был убит напрочь. Можно относиться по разному, но то, что М.А. Мень смог убедить Лужкова восстановить аэропорт, несмотря на все издержки этого процесса, – дело действительно великое. Мы в 21 веке живем, в Америке каждый городишко имеет свой аэропорт, а мы областной центр. Если мы хотим иметь какой-то задел на цивилизованное развитие, аэропорт сохранить надо. Кстати мы не дотируем аэропорт, мы дотируем авиаперевозки, как это делают во всем мире, уже перевозчики рассчитываются с аэропортом за обслуживание. Если мы сейчас убьем аэропорт, восстановить его будет невозможно. Вложено столько денег, что второй раз какой-нибудь добрый дядя с такими деньгами не придет. Сегодня аэропорт, усилиями областной власти, приведен в современное состояние: во-первых, взлетно-посадочная полоса, там сегодня установлено оборудование, которое снизило метеоминимум практически до нуля, т.   е. самолеты могут садиться при видимости в 100 метров по высоте и меньше километра впереди, практически в слепую. Сегодня мы можем посадить любой самолет, по допуску аэропорта, в любых погодных условиях. Восстановлен аэровокзал, подписали соглашение, что он теперь является резервным для самолетов Аэрофлота. У аэропорта пройден большой путь и бросить его будет преступно. Сегодня 60 млн. рублей хватает, чтобы он жил, потому что прилетают ещё грузовые самолеты, на север увозят грузы, уже подтягиваются перевозчики, которым в Москве дорого хранить грузы, а вы знаете, что там ограничение по движению тяжелого транспорта. Есть большие весы, машины взвешиваются, груз принимается в ИЛ-76, и он полетел куда-то на север, за посадку платят, за взлет платят, за сопровождение самолетов в зоне нашего аэропорта нам  платят, за керосин платят, противогололедные реактивы – это все доходные составляющие, аэропорт начинает себе зарабатывать на жизнь. Более того сейчас мы конкурс провели на следующий год, у нас в протоколе с Руслайном стоит, что за те же 60 млн. мы будем увеличивать количество рейсов на Москву и Питер, рассматриваем возможность открытия нового рейса. Впервые с перевозчиком мы договорились, они готовы предоставить чартерные рейсы, например, для полетов в Турцию. Для этого сейчас ведется работа над тем, чтобы аэропорт получил возможность организации таможенного пограничного поста. Будем выходить вместе с Руслайном на крупных туроператоров, которые могли бы отсюда организовать перевозки. Уверен, что отсюда полетели бы в ту же Турцию и из Владимира, и из Костромы, и с Ярославля. Аэропорт живет, проведена огромная работа, умереть мы ему точно не дадим. Там сейчас приходит инвестор серьезный, который по плану будет проводить дальнейшую работу по развитию аэропорта. То, что аэропорт сегодня в Ивановской области есть, – это большое благо, даже не сегодня, а если хоть чуть-чуть заглянуть в перед. Это ни в коем случае не в ущерб другим видам перевозок. В Анапу пустили рейс, перевозчика мы просто сломали, заставили летать, причем с первых рейсов загрузка превзошла все наши ожидания. Пусть средняя загрузка по сезону составила 60%, они не рассчитывали больше чем на 35-40%. В следующем году планируем запустить рейсы в Кавказском направлении. Сейчас между перевозчиками начинает зарождаться конкуренция, которая еще никому не мешала, и с точки зрения воздушных судов, и с точки зрения стоимости перелета. Мы будем и дальше делать все от нас зависящее, чтобы аэропорт жил и работал. Мы смогли попасть в программу поддержки региональных перевозок, именно за счет этого мы стараемся, не повышая стоимости билетов, открывать новые рейсы. Мы будем работать над тем, чтобы график рейсов был более удобным для ивановцев, но очень многое зависит от трафиков московских аэропортов, а они небольшим перевозчикам дают самое неудобное время.

Ведущая: И завершающий вопрос на сегодня. Какова в настоящее время ситуация на рынке перевозок пассажиров и багажа легковыми такси?

Фомин А.Г.: Все пассажирские перевозки крайне плохо урегулированы федеральным законодательством, а урегулировать на местном уровне мы не можем, это не наши полномочия. С одной стороны мы загоняем людей в контролируемое русло, требуем лицензии, налоги, встать на учет как предприниматели. С другой стороны, тот кто ездит рядом, практически ничего не делает, естественно встает вопрос, зачем мы все это сделали. На этом фоне процветают такие службы заказа как "Максим", которые берут всех, лишь бы кто-то поехал, не важно, на чем он поехал, как он поехал, есть у него лицензия или нет. Совсем недавно в Государственной Думе проходили поправки в закон, которые предусматривали жесткую регулировку деятельности служб заказа, погубили законопроект в комитете по транспорту. Поэтому здесь очень много вопросов, также как и с автобусами. С одной стороны законодательство допускает такую трактовку, что лицензию получил и можешь ехать. С другой стороны, понимая, что это будет полный хаос, вечером никого не будет на маршрутах, существует областное законодательство, которое устояло во всех судах, куда перевозчики на обращались, вплоть до Верховного суда, который предписывает, что у них должен быть соответствующий договор с Комитетом по транспорту, и вписываться в те маршруты, которые установлены и разработаны по городу (должно быть, но если нет – ничего не будет). В связи с этим мы сталкиваемся с тем, что добросовестный перевозчик ездит, возит льготников, мы его гоняем за график, требуем установить ГЛОНАСС. И в этот же маршрут в часы пик становятся левые перевозчики, которые выбрасывают льготников, собирают деньги, и когда начинается спад, они уходят. Возникают криминальные разборки между перевозчиками, начинаются гонки на дорогах, пытаясь ухватить хоть одного лишнего пассажира. Это будет продолжаться до тех пор, пока на федеральном уровне не решат эту проблему, когда откорректируют законодательную базу так, чтобы этот рынок был прозрачным, регулируемым в первую очередь в пользу потребителя. Поэтому по такси мы организовали необходимую работу, все кто хотел, лицензию получили, но существует большое количество нелегальных перевозчиков, которые вносят смуту у пассажиров. Пассажир говорит: "Мне наплевать, есть у тебя лицензия или нет, главное, что ты везешь меня дешевле". А когда попадает в аварию и никто за них не отвечает (у лицензионных застрахованы пассажиры), начинается: "Как вы это допустили, что они ездят?". Мы продолжаем работу над тем, чтобы создать нормативную базу и на региональном уровне, и обращаемся на федеральный уровень, для того, чтобы навести порядок, присечь незаконный извоз. Ивановская область одна из не многих в стране, где мы успешно реализовываем порядок взаимодействия всех органов власти, которые так или иначе могут влиять на этот рынок. Это и ГИБДД, полиция, УГАДН, городской и областной комитеты; разработали механизм изъятия машины, это дает определенный эффект. Но окончательного решения нет, борьба за порядок идет с переменным успехом. Перевозчики тоже читают законы, находят какие-то лазейки, обращаются в суд, а судьи выносят решения на основании федеральных законов. Были поправки в законе, которые лишили Комитет возможности наказывать за работу без договоров. Была проведена огромная работа, я за одним столом собрал всех – и Прокуратуру, юстицию, ГИБДД, УГАДН, наши комитеты, юристы, главное правовое управление. Обсуждали, как выработать областное решение, не нарушая федерального законодательства, которое позволило бы влиять на нелегальных переводчиков, в первую очередь тех кто обижает наших льготников. Выработали, все подписались, Дума приняла соответствующие поправки, Прокуратура согласилась. А затем перевозчики идут в суд, а суд говорит "Да вы что, это надо отменять"; и суд отменяет эти поправки.  Мы и дальше планируем работать над этим вопросом.

Ведущая: На этом наша интернет-конференция завершается. Александр Германович, спасибо Вам за подробные и исчерпывающие ответы на самые актуальные вопросы о состоянии и развитии инфраструктуры Ивановской области. Разрешите от лица компании "Гарант-Инфо" выразить Вам признательность за участие в нашем мероприятии и пожелать Вам успехов в достижении новых профессиональных вершин! 

Фомин А.Г.: И Вам спасибо за проявленный интерес! Приглашайте!

Читать ГАРАНТ.РУ в и