Рынок труда как лакмусовая бумажка региональной экономики

Сергеева Т.Б.31 июля 2013 г. в компании ООО «Гарант-Инфо» состоялась интернет-конференция с участием Председателя Комитета Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции Татьяны Борисовны Сергеевой.

Тема интернет-конференции: «О ситуации на рынке труда и новых направлениях, реализуемых в сфере содействия занятости населения Ивановской области»

Ведущая — Екатерина Крохина, специалист по связям с общественностью компании ООО «Гарант-Инфо».

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на интернет-конференции, которая называется «О ситуации на рынке труда и новых направлениях, реализуемых в сфере содействия занятости населения Ивановской области». Разрешите представить участника нашей интернет-конференции — Председатель Комитета Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции Татьяна Борисовна Сергеева.

Уважаемая Татьяна Борисовна, благодарю Вас за то, что Вы нашли возможность прийти к нам сегодня для того, чтобы обсудить актуальные вопросы трудовой занятости жителей нашего региона. И мы начинаем нашу интернет-конференцию.

Татьяна Борисовна, расскажите пожалуйста, какова в настоящее время ситуация на рынке труда? Можно ли сейчас говорить о необходимости «борьбы с безработицей»?

Сергеева Т.Б.: Добрый день! Если говорить о ситуации на рынке труда, то без статистики здесь не обойтись. Мы контролируем ситуацию, как с общей, так и регистрируемой безработицей. На сегодняшний день уровень общей безработицы в области составляет 5%. Для сравнения, по Российской Федерации — это 5,4%. Она охватывает граждан возрастной категории от 15 до 72 лет. Регистрируемая безработица составляет 1,2%; по Российской Федерации — 1,3%. Это для сравнения. За последние 12 лет такого низкого показателя в области не отмечалось, и это, конечно, результат мер, принятых Правительством Российской Федерации, региональным Правительством, которые направлены, в первую очередь, на повышение занятости населения. Но я хотела бы отметить, что данные по уровню регистрируемой безработицы в целом по области и в территориальном разрезе - по муниципальным образованиям - конечно, разнятся. Самый низкий показатель — в Иванове, в Шуе и Шуйском районе, самый высокий — традиционно, в Верхне-Ландеховском, Пестяковском, Ильинском, Пучежском, Юрьевецком районах. Вот такая ситуация. Но «борьба с безработицей», я бы не стала характеризовать это, как «борьбу». Мы контролируем этот процесс, стараемся не допускать увеличения напряженности на рынке труда, - это наиглавнейшая задача службы занятости.

Ведущая: А каков структурный состав безработных граждан в Ивановской области? И можно ли выделить какие-то категории населения, которым наиболее сложно сейчас трудоустроиться?

Сергеева Т.Б.: Структурный состав, конечно, претерпевает изменения. С очень осторожным оптимизмом хотела бы отметить заметное снижение безработицы среди молодежи. Два года назад это было порядка 19-20%, в прошлом году — более 15%, сейчас — в пределах 13%. Хотя это все-таки достаточно высокий показатель. Ивановская область особая — треть населения — это молодежь, подготовкой которой занимаются десятки учебных заведений. Другая категория — граждане, проживающие в сельской местности. Более 40% из состоящих на учете в центрах занятости населения, - это жители села. Возрастает, к сожалению, доля граждан, достигших предпенсионного возраста (за 2 года до наступления пенсионного периода). Каждый шестой среди безработных имеет степень ограничения по здоровью, т.е. является инвалидом. Более 20% - родители, воспитывающие малолетних детей. С этими категориями граждан работают специалисты службы, предоставляя им полный перечень государственных услуг и активно вовлекая в мероприятия по содействию в трудоустройстве.

Ведущая: Татьяна Борисовна, какие программы реализуются в Ивановской области для трудоустройства граждан, ищущих работу?

Сергеева Т.Б.: На сегодняшний день действую три основных программы. Первая - «Содействие занятости населения». Мы считаем ее базовой, так как она включает в себя основные направления активной политики занятости. Вторая программа - профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан. И третья — программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Источниками финансирования первой программы являются средства федерального и областного бюджета. Все, что касается программ активных форм (это общественные работы, временная занятость, трудоустройство подростков, проведение ярмарок вакансий, профобучение, профориентация) — это затраты областного бюджета. Социальные выплаты (пособие по безработице, материальная помощь безработным, стипендия в период прохождения профобучения, оформление на досрочную пенсию) — гарантированы из федерального бюджета. Программа дополнительных мероприятий разрабатывается ежегодно, начиная с 2009 года. В текущем году она включает только одно направление —трудоустройство граждан с инвалидностью на рабочие места, оснащенные специальным оборудованием. По условиям реализации и финансирования она выгодна для работодателей: их затраты на приобретение оборудования компенсируются из средств федерации - 95%, и средств области - 5%. В этом году 96 инвалидов будут трудоустроены на оснащенные рабочие места. С будущего года будут действовать (пока так планируется) две программы. 9 июля Правительством Ивановской области рассмотрена и утверждена Государственная программа содействия занятости населения на 2014-2016 гг., которая включает в себя 12 различных подпрограмм. Появятся новые направления. Продолжит свою реализацию и программа дополнительных мероприятий.

Ведущая: Расскажите, пожалуйста, подробнее о профессиональной подготовке женщин, имеющих малолетних детей. Почему возникла необходимость организации такой подготовки?

Сергеева Т.Б.: Речь идет о женщинах - не безработных; они состоят в трудовых отношениях, но временно, в силу тех обстоятельств, что являются молодыми мамами, находятся в отпуске по уходу за ребенком. Данная программа не новая, реализуется она на протяжении последних двух лет. Какова цель программы? За время нахождения в отпуске по уходу за ребенком женщины частично утрачивают квалификационные навыки; кроме этого вносятся изменения в законодательство. Когда ребёнку исполняется полтора годика, многие из мам уже готовы приступить к работе, но работодателю, естественно, требуется опытный грамотный работник. Поэтому для данной категории женщин мы организуем бесплатное для них профессиональное обучение и повышение квалификации. Предварительно при поддержке Департамента социальной защиты Ивановской области была проведена широкая информационная кампания: объявления-информация о действующей программе размещалась в детских поликлиниках, администрациях муниципальных образований, на сайте Комитета и центров занятости. В прошлом году обучение прошла 41 женщина. В текущем - это 120 молодых мам. Есть предпосылки увеличить их число, так как на сегодняшний день более 90 женщин уже прошли обучение. Курсы подготовки организованы как в групповой, так и в индивидуальной форме, а также дистанционно. Если женщина проживает в отдаленном от учебного заведения районе, то ей компенсируются затраты на проезд, суточные, а также найм помещения. На будущий год с учетом того, что это направление одно из востребованных, мы запланировали проведение обучения для 150 женщин.

Ведущая: Татьяна Борисовна, насколько актуален сегодня на рынке труда вопрос организации занятости подростков?

Сергеева Т.Б.: Данный вопрос актуален не только сегодня. Организация занятости подростков востребована как со стороны самих ребят, так и их родителей, органов власти всех уровней и, конечно, непосредственно работодателей, в основном в лице бюджетных организаций. Работа подростков не ограничивается только мелким ремонтом в школах, благоустройством территорий городов и поселков, уходом за обелисками павшим воинам. Молодежь активно привлекается к оказанию социальных услуг престарелым гражданам и инвалидам, к работе в качестве курьеров, медицинских помощников и помощников воспитателей в детских садах. Более 6 тысяч подростков в течение всего года, а не только в летний период, участвуют во временных работах. В конце ноября - начале декабря совместно с Союзом промышленников и предпринимателей мы публикуем в СМИ и на сайте обращение в адрес работодателей о создании рабочих мест для данной категории молодежи, решаем вопросы по источникам и размерам финансирования (заработную плату выплачивает работодатель, материальную поддержку — служба занятости). Сейчас в области создано и работают 248 трудовых отрядов. Я думаю, это очень хорошее дело.

Ведущая: А в рамках этого направления проводится какая-то работа по привлечению трудных подростков к трудовой деятельности?

Сергеева Т.Б.: В обязательном порядке, потому что это, в первую очередь, — служит методом борьбы с безнадзорностью и правонарушениями в молодежной среде. В начале года мы получили списки от правоохранительных органов, в которые включены 419 трудных ребят. Именно этим детям в первоочередном плане предлагается трудоустройство. Работу мы в обязательном порядке проводим совместно с родителями. Не скрою, сталкиваемся с трудностями: не все дети данной категории хотят работать, и не каждый работодатель соглашается заниматься с ними. Многие их подростков состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Наша задача - максимально вовлечь трудных подростков во временную занятость. На сегодняшний день — более 200 из 419 уже заняты на временных работах. Я не строю иллюзий, что все эти 419 человек будут участвовать в программе, но чем больше мы привлечем ребят, тем меньше предпосылок для роста преступности среди населения данной возрастной категории.

Ведущая: Татьяна Борисовна, в сфере занятости осуществлена передача полномочий с федерального на субъектовый уровень. Отразилось ли это на выполнении программных мероприятий?

Сергеева Т.Б.: Нет, это не отразилось. Разделение полномочий произошло с 2012 года. Полномочия, связанные с реализацией активных форм занятости, были переданы на субъектовый уровень. Финансирование программ осуществляется из средств областного бюджета. Повторюсь, все, что касается социальных гарантий, — это обязанность и ответственность федерального бюджета. Те объемы финансирования, которые мы имели и направляли ранее на выполнение программ, - они остались в прежних объемах. Единственное, следствием сокращения безработицы стало уменьшение финансовых объемов на социальные выплаты. Приведу пример: в 2010-2011 гг. только на социальные выплаты нам требовалось более миллиарда рублей.

В этом году запланированная потребность в федеральных средствах на социальные выплаты составляет 381 миллион, и мы знаем, что не все они будут освоены по причине стабильного снижения показателей безработицы. Часть средств будет возвращена в государственную казну.

Что касается активных форм, это 40,3 миллиона рублей областного бюджета - будут освоены до копейки по целевому назначению.

Ведущая: Это действительно показательные примеры и хороший результат.

Сергеева Т.Б.: Да, расходы федерального бюджета сократились в три раза. Недавно в Роструде проходило согласование исходных данных на текущий год, и плановый период до 2016 года. Конечно, сложно предугадать ситуацию, какая будет происходить на рынке труда в предстоящий этот период. В прошлом году в федеральный бюджет был возвращен 91 миллион рублей. Это хороший показатель.

Ведущая: Татьяна Борисовна, расскажите, пожалуйста, появились ли новые направления и формы работы? Имеются ли приоритеты для отдельных категорий граждан?

Сергеева Т.Б.: Приоритеты, конечно, имеются. Это в первую очередь связано с гражданами, имеющими ограничения по состоянию здоровья. Я имею в виду инвалидов. Приоритеты — для молодежи и женщин с малолетними детьми... Хотя, если мы два года уже реализуем это направление, мы считаем, что оно уже не новое. Все, что касается молодежи, - с этого года мы включили в программу такое направление, как стажировка выпускников учебных заведений начального и среднего звена. Это связано с высокой потребностью экономики в кадрах. Аналогичная программа действовала в годы кризиса, когда у нас стажировку проходили и выпускники высших учебных заведений, но, как правило, люди, получившие высшее образование, трудоустраиваются легче (и с нашей помощью, и без нашей помощи). А вот те, которые приходят, назову их по-старому, из училищ и техникумов, здесь сложнее. Амбиций и претензий на повышенную заработную плату много (наверное, это хорошее явление) — все хотят жить лучше, а знаний не хватает. Работодателю требуется работник с высоким производственным разрядом, в то же время молодой человек приходит с третьим разрядом. Его необходимо обучать, повышать квалификацию, хорошо бы, под руководством наставника, как это было ранее (мы использовали такой институт наставничества и компенсировали затраты на его организацию в размере до 50% от минимального уровня оплаты труда). В текущем году 120 выпускников учебных заведений начального и среднего звена пройдут стажировку. Ее продолжительность - в пределах 4 месяцев, заработная плата компенсируется из областного бюджета по линии центров занятости населения. Работодателю это экономически выгодно - из состава практикантов он может выбрать для себя конкретного специалиста для последующего трудоустройства на постоянное рабочее место. И сам молодой человек может определиться, его это профессиональный выбор или нет. Это одно из направлений, которые мы считаем приоритетными. Другое направление, я как-то уже говорила об этом, но тогда еще шла подготовка законодательной базы. А сейчас, 2 июля, приняты поправки в действующий закон о занятости, и уже с этого года можно реализовывать такое направление, как переобучение или повышение квалификации граждан, достигших пенсионного возраста. В настоящее время мы проводим мониторинг: «желают ли наши граждане такого возраста работать и дальше». Желают. Буквально вчерашний пример, - в Комсомольском районе провели опрос среди 47 пенсионеров, которые в настоящее время не работают. Из 47 — 12 изъявили желание трудиться. Наши предположения были такими, что основная масса пойдет на повышение квалификации и освоение компьютерной грамотности (не все они владеют компьютерами). В действительности, все оказалось не так. Где-то требуется парикмахер (например, в Подозерском поселении). Кто-то хочет пройти обучение ландшафтному дизайну, - это тоже очень интересно. Другой пенсионер хочет работать поваром. Понимаете? И, конечно, мы постараемся помочь этим людям. По результатам мониторинга мы будем знать конкретную численность граждан, сделаем соответствующие расчеты и скорректируем действующую программу. И еще одна категория — это граждане, прошедшие военную службу по призыву. Эта категория населения также в первоочередном порядке получит направление на профессиональное обучение. Вот такие новые направления будут реализовываться буквально с первых месяцев 2014 года.

Ведущая: Действительно, важно, что служба занятости чутко, внимательно относится к потребностям и ожиданиям самих граждан.

Сергеева Т.Б.: Знаете, нам самим интересны любые новые направления деятельности. Мы – за новации. В любом случае, наша конечная цель — содействие трудоустройству населения и увеличение уровня его занятости. за период 2011-2012 гг. в программах активных форм занятости приняло участие более 205 тысяч жителей области. В этом году мы планируем где-то 90-96 тысяч, за семь месяцев — уже 60 тысяч приняло стало их участниками. Поэтому, диапазон мы только расширяем.

Ведущая: Как Вам кажется, изменилось ли отношение работодателей к подбору кадров? И может ли служба занятости оказывать влияние на данный процесс?

Сергеева Т.Б.: Вопрос сложный. Если посмотреть на те вакансии, которые к нам заявлены работодателями, то их общее количество возросло многократно. Буквально 2 года назад мы имели где-то 7-8 тысяч вакансий в целом по области, сегодня - 19,4 тысяч вакансий. Вместе с тем, 83% из них – по рабочим профессиям. Есть и другие негативные моменты. Каждая четвертая вакансия — с размером оплаты труда ниже прожиточного минимума. Где-то 30% - это средняя заработная плата, предлагаемая работодателями, - ниже среднеобластного значения; 19% - с минимальным размером оплаты труда. Конечно, заинтересованность населения в трудоустройстве на такие вакантные места - низкая. Тем более, у молодежи. Невысокий уровень заработной платы, конечно же, порождает дисбаланс на рынке труда. Потому что рынок труда и ситуация на рынке труда — это лакмусовая бумажка нашей экономики, тех процессов, которые в ней происходят. Не будет инвестиций в развитие экономики — не будет роста производительности труда, а роста производительности труда не будет, если будет низкая заработная плата. Все экономические процессы - взаимосвязаны. Финансовый кризис, который начался в мире с конца 2008 года, коснулся нас в большей мере в первом полугодии 2009 года, и тогда 18 тысяч работников предприятий вынуждены были обратиться именно в службу занятости. Стояли колоссальные очереди, более 3 тысяч человек ежедневно пропускали через центры занятости населения. Работодатели положительно отнеслись к тем программам, хотя сначала и было какое-то недопонимание; не они за нами, а мы им предлагали свои услуги. Кризис закончился, но программы продолжают действовать. Количество вакансий возросло в разы. Но и требования к ним также изменились. Июль текущего года был богат на нововведения в законодательство. Теперь работодатель будет привлекаться к административной ответственности, если он, во-первых, не сообщает о вакансиях, во-вторых, если сообщает о них с использованием дискриминационных факторов (требует ограничения по расе, национальности, возрасту, образованию). Я думаю, что это не так и плохо. И второе новшество касается трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места. В области действует закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. К сожалению, выполняется он процентов на тридцать. Отсутствие кнута и пряника по отношению к работодателю такого эффекта не дает. На федеральном уровне приняты поправки в закон о социальных гарантиях для инвалидов, и теперь работодатели, которые имеют численность работников от 35 до 100 человек, должны квотировать рабочие места для инвалидов в размере до 30% от общей численности работающих.

Ведущая: Насколько действенно в Ивановской области работает механизм социального партнерства в сфере занятости населения?

Сергеева Т.Б.: Институт социального партнерства действует в нашей области с 1992 г., в этом году ему исполняется, соответственно, 21 год. Цель создания: найти точки соприкосновения власти, бизнеса и профсоюзов в решении экономических и социальных вопросов, выстроить на хорошем уровне рабочий диалог в решении насущных проблем. В нашей области это создана и работает трехсторонняя комиссия, 1994 год — начало заключения трехсторонних соглашений между Правительством области, объединением профсоюзов и союзом промышленников и предпринимателей. За этот период заключено 9 соглашений, предпоследнее из которых было принято без единого замечания в период финансового кризиса. Соглашение включает в себя все сферы деятельности. За последние годы мы ввели такую практику работы, что все проекты законов или постановлений, которые касаются вопросов трудовых отношений и занятости населения, проходят обязательное согласование и рассмотрение на трехсторонней комиссии. Включены в практику работы комиссии консультации по прогнозу социально-экономического развития области, нашему главному документу — областному бюджету, вопросы реализации и принятия программ занятости, охраны труда и многие другие. Возглавляет комиссию Первый заместитель Председателя Правительства Ивановской области Ольга Анатольевна Хасбулатова. Комиссия собирается регулярно, раз в квартал; на каждом заседании рассматриваются 4-5 вопросов. Механизм социального партнерства работает как на областном, так и муниципальном уровнях; в отраслевом разрезе аналогичные соглашения приняты в социальной сфере, в строительной, машиностроительной и текстильной отраслях. Например, вопрос об использовании иностранной рабочей силе мы, в первую очередь, вносим на рассмотрение трехсторонней комиссии. Что касается коллективно-трудового регулирования, то сегодня у нас в области заключены и действуют почти 1700 коллективных договоров, которые приняты прошли уведомительную регистрацию в Комитете. Большинство из них принято в бюджетной сфере. Мы постоянно ищем новые формы трехстороннего взаимодействия. Уже два года, как действует проект «сертификат доверия». Он освобождает избранных и заслуживших это звание работодателей от каких-либо внеплановых проверок. Я имею в виду работодателей, у которого не зафиксированы несчастные случаи на производстве, нет сокращения рабочей силы, и которые достигли положительных результатов социально-экономического развития. В нашей области 17 работодателей являются обладателями такого сертификата.

Ведущая: Татьяна Борисовна, Вы уже упомянули сегодня об иностранных работниках. У наших работодателей сохраняется заинтересованность в привлечении иностранной рабочей силы?

Сергеева Т.Б.: Не только сохраняется, но ежегодно возрастает. В основном, работодателю требуются неквалифицированные кадры, в лице подсобных рабочих. У них минимальные требования как по условиям труда, так и по уровню заработной платы. Комитет является уполномоченным органом по многим вопросам в привлечении иностранной рабочей силы. Квотная компания начинается с 1 января ежегодно, прием заявок от работодателей заканчивается 31 апреля. Заявки анализируются в соответствии с потребностью рынка труда (кто требуется, кого привлекают, кто состоит на учете в центре занятости, обращались ли работодатели с заявкой на те кадры, которые состоят на учете). Случается парадокс: организации своих работников сокращают, а привлекают, допустим, из какой-то страны (визового или безвизового режима) иностранных работников на своих условиях – минимальная оплата труда, отсутствие трудового договора. Это вообще особый разговор по трудовому законодательству. Если нет трудового договора, то, естественно, человек полностью бесправен. Эти моменты касаются не только иностранной рабочей силы, но и каждого работника в отдельности. Когда человек, готовый получать «серую зарплату», оказывается за воротами предприятия и хочет обратиться с исковым заявлением в суд, доказать ничего нельзя, потому что у него нет трудового договора. На 2013 год Ивановской области установлена квота в количестве 1837 человек. Далеко не все заявки работодателей будут удовлетворены. Мы, как уполномоченный орган, сначала проверяем их по своей базе, затем направляем в муниципальные образования на предмет - нужны ли иностранцы на их территориях. Данные обобщаются и вносятся на рассмотрение трехсторонней комиссии. Если решение положительное, далее эти предложения рассматриваются на комиссии по привлечению иностранных работников. Так вот, из 4 тысяч на будущий год включены в заявку и направлены в Министерство труда и социальной защиты областные предложения на 2060 человек - только 50%. В целом, скажу, не хвастаясь этим, у нас в области установлена самая маленькая квота из всех субъектов, которые входят в состав Центрального федерального округа.

Ведущая: А существует ли разница в размере заработной платы, предлагаемой работодателями для иностранных граждан и российских работников?

Сергеева Т.Б.: Это один из критериев, которые мы также проверяем, когда предложения готовятся для согласования в Министерстве. Человек не должен получать заработную плату в зависимости от своей национальности. Вместе с тем, даже для российских граждан уровень заработной платы по одной профессии существенно разнится. Например, взять самую востребованную профессию - швея. Предлагаемая заработная плата по данной специальности колеблется от минимального уровня до 20-30 тысяч (в крупных городах Иваново, Кинешма, Тейково, Шуя).

Ведущая: Татьяна Борисовна, какова в настоящее время доля работающих иностранных граждан в экономически активном населении Ивановской области?

Сергеева Т.Б.: Нам постоянно говорят, вот у вас там почти 2 тысячи иностранцев. Надо отметить, что не вся квота выбирается. Были годы, когда ее предел равнялся 39%. На сегодняшний день квота выбрана где-то на 60%. Это неплохой показатель. Если говорить о ее доле в численности экономически активного населения, то это всего лишь 0,5%. Поэтому иностранная рабочая сила не вызывает рисков для трудоустройства российских граждан.

Ведущая: Татьяна Борисовна, последний вопрос на сегодня. Расскажите, пожалуйста, о перспективах развития сферы занятости в нашем регионе.

Сергеева Т.Б.: Повторюсь, 9 июля постановлением Правительства Ивановской области № 279-п утверждена Государственная программа Ивановской области «Содействие занятости населения Ивановской области» с общим объемом финансирования на период до 2018 года более 1,8 млрд рублей.

В структуру государственной программы вошли 12 подпрограмм, реализация которых позволит: сохранить уровень общей и официально регистрируемой безработицы на достигнутых минимальных значениях и обеспечить для каждого незанятого гражданина, зарегистрированного в государственной службе занятости, от двух и более предложений по трудоустройству.

В процессе нашей с Вами беседы я уже делала акцент на те направления деятельности, которые будут реализовываться в перспективе. Продолжится организация оплачиваемых общественных работ; социальная поддержка граждан, ищущих работу; информирование о текущем положении на рынке труда; материальная и психологическая поддержка потерявших работу граждан; содействие занятости отдельных категорий: несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан, испытывающих трудности в поиске работы и выпускников образовательных учреждений; развитие самозанятости. Организация профподготовки и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком выделено в отдельную подпрограмму. Также в программу отдельным мероприятием включена стажировка выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет. Реализация программы позволит решить проблему социального иждивенчества со стороны граждан. Помощь в трудоустройстве, материальная поддержка государства будет оказываться лишь тем, кто действительно желает найти работу, а не просто ищет пути незаконного получения государственных средств. С 2014 года планируется изменить критерии назначения и выплаты пособия по безработице, предусматривающие: усиление адресного принципа его назначения (сокращение категорий граждан, имеющих право на получение пособия), изменение размеров и продолжительности выплаты (ограничить право на получение пособия по безработице для граждан, утративших его в связи с истечением периода получения пособия, и повторно зарегистрировавшихся в органах службы занятости.

За последние годы отношение граждан к службе занятости изменилось в лучшую сторону. Люди, не стесняясь, приходят в службу занятости за бесплатными государственными услугами и получают их в полном объеме должного качества. Я недавно рассказала коллегам, как мне попалась книга об Ивановской области, читаю её и удивляюсь, что закон парности существует во все века. Оказывается, эта гора, это место где располагается театральный комплекс (а мы сами находимся на Кокуе, совсем рядом), называлась «сытная гора», и на ней собирались люди, потерявшие работу, и обменивались информацией о рынке труда, о тех рабочих местах, где, на какую текстильную мануфактуру и кто требовался. Поэтому, наверное, не случайно, Господь Бог распорядился так, чтобы наша служба располагалась именно здесь и продолжала работать на благо граждан.

Ведущая: На этом наша интернет-конференция завершается. Татьяна Борисовна, спасибо Вам за выбор такой важной темы, и за подробные и исчерпывающие ответы на самые актуальные вопросы региональной сферы занятости населения! Разрешите от лица компании «Гарант-Инфо» выразить Вам признательность за участие в нашем мероприятии и пожелать благополучия и новых профессиональных побед!

Читать ГАРАНТ.РУ в и