Новый закон об образовании: что ждет школу

22 марта 2013 г. в 10.00 в компании "Гарант-Чебоксары" состоялась интернет-конференция на тему "Новый закон об образовании: что ждет школу?".

В Интернет-конференции приняли участие:
первый заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики – Петрова Светлана Владимировна.

Интернет-конференция организована компанией "Гарант-Чебоксары".

Ведущий интернет-конференции – Мешкова Анастасия Александровна (компания "Гарант-Чебоксары").

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники интернет-конференции. Приветствуем вас. В конце 2012 года вышел Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Новый закон "Об образовании в Российской Федерации"), который вступает в силу 1 сентября 2013 года. В связи с этим, конечно же, возникает много вопросов. Сегодня на вопросы интернет-пользователей ответит первый заместитель министра образования Чувашской Республики Светлана Владимировна Петрова. И тема нашей конференции "Новый закон об образовании: что ждет школу?". Светлана Владимировна, вам слово.

Петрова С.В.: Добрый день, уважаемые слушатели интернет-конференции и участники. Да, действительно, как отметила Анастасия, в современной системе образования наступает новая эра. Новый закон "Об образовании в Российской Федерации" объединяет и интегрирует старый закон об образовании и закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании, и еще десятки нормативно-правовых актов, действующих на уровне Российской Федерации. Очень много нового. Я хочу, прежде всего, начать с вопроса "Какие же положительные моменты для детей, родителей в новом законе об образовании?

Прежде всего, хочу подчеркнуть, что новый закон "Об образовании в Российской Федерации" гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного и дополнительного образования детей, которое организовано в школах, и среднего профессионального образования. Раньше для поступления в техникумы, колледжи необходимо было сдавать вступительные экзамены, теперь законом гарантируется общедоступность среднего профессионального образования. Согласно закону не будет учреждений начального профессионального образования. Все училища, действующие в рамках старого закона, реорганизовываются или объединяются с техникумами и колледжами. Молодые люди смогут получить среднее профессиональное образование, в зависимости от выбора, по программам подготовки рабочих профессий, программам подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Другой важный момент, на который я хочу обратить внимание: закон очень подробно прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей, имеющих некоторые ограничения здоровья. Государство обязано обеспечить бесплатным качественным образованием детей с ограниченными возможностями на всех уровнях образования, начиная с дошкольного, заканчивая высшим профессиональным образованием.

Есть несколько статей, где гарантируется и бесплатное питание, и бесплатное обеспечение учебниками, учебными пособиями. С этого года на территории нашей республики все школы обеспечиваются бесплатными учебниками, родителям не нужно будет покупать учебники, учебниками детей должна обеспечивать сама школа из библиотечного школьного фонда. Сразу хочу отметить, что это не говорит о том, что каждый год ученик будет получать новые учебники, учебники будут находиться в фонде библиотеки планомерно обновляться через 5 лет.

Новым законом также гарантируется финансовое обеспечение дошкольного и школьного образования в частных образовательных организациях. Государство обязано выделить финансовые средства на реализацию образовательных программ частным образовательным организациям, дошкольным и школьным. То есть заработная плата педагогов, учебные расходы (приобретение учебников и наглядных пособий) – все эти средства должны выделяться из республиканского бюджета. Мы полагаем, что это особенно актуально для системы дошкольного образования, надеемся, что это "подтолкнет" частный сектор активнее оказывать образовательные услуги. Сейчас прорабатывается вопрос, чтобы помимо поддержки из республиканского бюджета, муниципалитеты выделяли средства из своих бюджетов на коммунальные расходы частных образовательных учреждений. Тогда стоимость посещения частного детского сада уменьшится, и для родителей эта услуга станет доступной, востребованной. Мы надеемся, что таким образом мы немножко разгрузим муниципальные дошкольные учреждения.

Второй вопрос от слушателей, от участников интернет-конференции поступил: "Какие изменения ждут сейчас школы города Чебоксары?".

В этом году в образовательной сети города Чебоксары произошли серьезные изменения. Чем они обусловлены? Законом об образовании, и, в большей степени, постепенным введением новых федеральных государственных образовательных стандартов. Сейчас эти стандарты реализуются в начальном звене, первые и вторые классы у нас занимаются по новым федеральным государственным стандартам. Согласно новым государственным федеральным стандартам, всем детям в начальном звене должны быть обеспечены равные стартовые возможности. Всем малышам начального школьного возраста, независимо от социального статуса и доходов родителей, должны быть созданы одинаковые условия. Поэтому мы говорим о том, что начальные классы должны быть по месту жительства, в шаговой доступности, а если уже транспортная доступность – не более 2-3-х остановок. Обеспечить всех детей качественным общедоступным образованием на ступени начальной школы – обязанность органов власти как республиканского уровня, так и, конечно, городских властей. В Чебоксарах все лицеи, гимназии с этого года не имеют начального звена. Они не набирали в первые классы, а те дети, которые учатся уже во 2-ом, 3-ем, 4-ом классах, продолжат обучение в лицеях, гимназиях, а далее уже после начального звена перейдут в 5-ый класс этой же гимназии или лицея. И так каждый год, в течение 4-х лет плавно лицеи и гимназии перейдут на оказание образования в среднем, с 5 класса, и старшем звене. У лицеев и гимназий освободятся помещения, и появится возможность объявлять дополнительный набор в 5 классы.

С этого года увеличен набор в 1 классы во многих школах города: средней школе № 6 (в Центре), N 11, 45, 48, 53 и 54, открыта начальная школа № 2 в Новоюжном районе. Сегодня в городе Чебоксары по сравнению с ожидаемым количеством детей мест в школах гораздо больше. Другое дело, что эти места неравномерно распределены, больше мест, так скажем, в не статусных школах, т.е. в школах, которые не смогли создать себе авторитет хорошей школы. Это ответственность власти – повысить качество образования в этих школах и наполнить их детьми. Например, школа N 6, здесь набор в первый класс более 200 детей, а она может принять больше детей, проживающих в центре города. Чтобы исправить ситуацию, сейчас для школы выделяем дополнительные средства на ремонт, будем повышать качество преподавателей, объявлен конкурс на директора школы, нужен новый хороший современный менеджер-директор, который бы "вытащил" школу и поднял ее статус.

Еще раз хочу подчеркнуть: у всех детей должны быть равные стартовые возможности, а вот уже после начальной школы будет видно, по какому направлению будет развиваться ребенок. Если он гуманитарий – идет в гимназию, если по душе точные науки – выбирает лицей.

Ведущий: Поступил ряд вопросов, на которые уже прозвучали ответы. Мы пойдем дальше. Следующий вопрос: "В целях появления поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, проводится олимпиада, сказано в законе, но почему-то основная масса олимпиад платная, а про бесплатные родители и ученики узнают только после проведения олимпиады. Объявления не висят, графиков проведения нет, на сайтах тоже можно редко найти. Олимпиаду же не за один день объявляют и готовят. Почему про платные олимпиады все всем известно, а про бесплатные ничего и никому?".

Петрова С.В.: Да, действительно, вопрос правомерный, недостаточно информации для родителей про бесплатные олимпиады. На самом деле школы хорошо знают, что у нас по 21 предмету ежегодно проводятся обязательные бесплатные олимпиады под эгидой Минобрнауки России и Минобразования Чувашии. Олимпиады начинаются со школьного уровня, с 5-го класса, любой ученик, бесплатно, может участвовать в этих олимпиадах по всем предметам. Далее, графики этих олимпиад заранее устанавливаются министерством и органом управления образования на уровне муниципалитета. Мы возьмем это на контроль, и администрации школ обязаны будут оповещать родителей, когда начинаются бесплатные предметные олимпиады школьников. Победители школьного этапа олимпиад переходят на муниципальный этап, далее – на республиканский и всероссийский. Сейчас как раз идет всероссийский этап предметных олимпиад, школьники Чувашии активно участвуют по всем предметам. По участию на всероссийских предметных олимпиадах республика имеет неплохой рейтинг. Мы считаем, что это достигается благодаря активному участию детей на школьном этапе. Более 80% детей участвуют в предметных олимпиадах на школьном этапе. Просто, может быть, дети дома не говорят родителям, что они участвуют на олимпиадах. Потому что 80% 5-11 классов, я считаю, – это хороший показатель. На республиканском этапе в этом году участвовало около 2000 ребят из всех районов и городов, и 20% из них стали победителями, призерами.

Сейчас проводится очень много платных олимпиад, которые проводят частные организации, учреждения дополнительного образования детей и даже физические лица. Так как это частные, платные олимпиады, понятно, что у них много рекламы об олимпиадах. Министерство информирует, что эти олимпиады не обязательны, никто не требует, чтобы дети массово в них участвовали. И учителей мы уже не раз предупреждали, чтобы они не выступали агитаторами участия ребят на этих олимпиадах. Еще раз хочу сказать всем родителям, что частные олимпиады не обязательные, они ни на что не влияют, учитель не имеет права снижать или повышать отметку из-за того, что ребенок участвует или нет в олимпиаде. Если есть такие факты, сообщайте в министерство, примем меры. Участвовать или не участвовать в них, решают родители.

Ведущий: Спасибо. Вот здесь мы говорили о бесплатном образовании, но вот поступил вопрос: "Что такое платное образование? Если поступаешь в школу по месту жительства, то тоже платно будешь учиться?".

Петрова С.В.: Еще раз обращаю внимание, что все школьные предметы, которые включены в Федеральный государственный образовательный стандарт, обеспечиваются государственными деньгами, средствами из республиканского бюджета. На все предметы, которые есть в расписании согласно учебному плану (в начальном звене это более 20 часов, в среднем звене, 5-9-й классы, это более 35 часов, в старшем звене – 37 часов в неделю) выделяются республиканские средства. Никаких платных образовательных услуг для реализации основных образовательных программ нет и не будет. Другое дело, что школа может оказывать дополнительные платные услуги сверх этой образовательной программы, это могут быть танцы, какая-то дополнительная программа по физкультуре (напомню, у нас 3 часа физической культуры бесплатные), различные спортивные секции, еще могут быть какие-то кружки и так далее и тому подобное. Все, что сверх программы, сверх образовательного стандарта, вводится только по согласованию с родителями, по желанию родителей. Школа не может, не имеет права навязывать дополнительные платные услуги.

Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос по профильному образованию учеников: "Неужели правительство думает, что ребенок в 9-ом классе знает, кем он хочет стать. Может выбрать профильное образование, когда даже после институтских лет многие понимают, что не ту профессию выбрали или не там учились. Кто и как будет ориентировать детей. Я не думаю, что нынешние учителя могут вообще ориентировать детей, – пишет автор вопроса. – Если никто не может ориентировать, то это означает, что платное профильное образование – напрасная трата денег родителей."

Петрова С.В.: Уважаемые родители, никакого платного профильного образования нет. Профильное образование реализуется с 10-го класса. Ребята по своему желанию выбирают профильные классы: физмат, экономический, инженерный класс и другие. Все предметы преподаются бесплатно, за счет бюджета, платного профильного образования нет. Опять-таки, если разговор не идет о репетиторах. Многие наши дети, это не секрет, чтобы получше подготовиться к итоговой аттестации, получают платные услуги у репетиторов. Репетиторство, я считаю, большое зло для системы школьного образования. Во-первых, наши дети сильно перегружены, после 6-7-ми уроков, вечером, вместо того, чтобы отдыхать, заниматься спортом, укреплять свое здоровье, идут на дополнительные занятия к репетитору и получают опять-таки те же знания, которые должны были получить на уроке. Одна из причин, на мой взгляд, в том, что некоторая часть учителей не может давать качественное профильное образование, не хватает уровня профессионализма. В школах республики много высокопрофессиональных учителей, ученики которых не нуждаются в дополнительном репетиторском обучении. Профильное обучение в республике активно развивается, и я надеюсь, что нам удастся поставить его на должный уровень во всех школах.

Теперь следующая часть вопроса: Неужели правительство думает, что в 9-ом классе ребенок знает, кем он хочет стать? Я, как заместитель министра, считаю, что это плохо, что в 9-ом классе наши дети не знают, кем они хотят стать. Да, они в 20 и 30 лет еще не знают, кем они хотят стать. Вот оттуда и идет весь инфантилизм: "Что я могу сделать, нет же работы", – думает он и сидит, целыми днями мыльные оперы смотрит. Нет самоорганизации, нет ответственности за себя, прежде всего, за свой потенциал, за свои возможности. Не научили, к сожалению, мы все его все время жалеем. Как педагог, как чиновник, управленец, я абсолютно уверена, что к 9-му классу любой ребенок в состоянии разобраться со своими потребностями, возможностями. К 9-му классу родители, ребенок и учитель – вот три субъекта этого процесса, должны договориться и решить, к чему у него больше способностей, по какому направлению он дальше будет обучаться. И когда в 10-11-ом классах наши дети, не выбравшие правильно профиль, баклуши бьют, они теряют возможность развиваться и получать соответствующее качественное образование в школе, а дальше перейти на уровень профессионального образования. Тут и родители виноваты. Многие родители свои несбывшиеся мечты, свою несамореализацию хотят воплотить в ребенке, абсолютно не думая о нем.

Обобщая свой ответ, я хотела бы сказать, уважаемые родители, педагоги, кто меня слушает, дети, к 9-му классу вы должны четко определиться, весь мир определяется, правильно выбрать направление, а потом уже очень серьезно, качественно подготовиться к переходу на уровень профессионального образования.

Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос, я думаю, волнует очень многих. Их интересует судьба ЕГЭ. Собираются ли его отменить?

Петрова С.В.: Ну, полушутя могу сказать, что слухи о том, что ЕГЭ отменяется – не отменяются. В новом законе об образовании ЕГЭ закреплен как форма государственной итоговой аттестации. Смысл ЕГЭ в том, что учителя школы должны учить, а независимые эксперты – оценивать. Если грамотно готовиться к ЕГЭ, то его могут сдать все ученики, если он не с ограниченными возможностями здоровья, для которых у нас другая процедура проведения ЕГЭ, там есть послабления.

ЕГЭ не будет отменяться, к нему надо серьезно относиться и грамотно готовиться. Не так страшен ЕГЭ. Вот вдумайтесь, раньше для того, чтобы получить аттестат о среднем образовании, в школе нужно было сдавать минимум 5 экзаменов. Сейчас для того, чтобы получить аттестат, нужно сдавать 2 экзамена – русский язык и математику. При этом, русский язык и математику надо сдать на уровне тройки. Разве ученик, который хочет получить среднее образование, не должен знать русский язык и математику? Если у ребенка нет способностей получить среднее образование, тогда есть возможность после 9-го класса перейти в систему среднего профессионального образования. Получить рабочую профессию и начинать работать.

Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос тоже касается профильных платных предметов, я думаю, стоит еще раз расставить акценты. Вопрос звучит так: "Если в 10-11-м классе только профильные платные предметы, означает ли это, что и ЕГЭ будет платным, ведь родителям приходится немало средств выложить и на репетитора, и на учителей?".

Петрова С.В.: Я уже на часть вопроса ответила: образование в России никогда не будет платным, новый закон "Об образовании в Российской Федерации" гарантирует это, поэтому ЕГЭ никогда не будет платным. Это понятно должно быть всем. Мы уже говорили о проблеме репетиторства. Да, действительно, из-за того, что наши учителя не могут организовать качественное профильное образование в рамках 10-11-ых классов, ученики вынуждены получать услуги репетиторов. Но я уверена, что со временем, с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов, они вводятся постепенно, сейчас в начальном звене, а потом из года в год мы будем добавлять классы, будем переходить на федеральные государственные образовательные стандарты, репетиторство отменится, потому что сама структура обучения в старшем звене тоже должна измениться.

Ведущий: Спасибо, следующий вопрос касается изменения, который внес новый закон об образовании: "Что будет с учителями после закрытия малокомплектных сельских школ, как их будут устраивать на работу?."

Петрова С.В.: Таких больших темпов закрытия сельских малокомплектных школ в ближайшие годы в нашей республике не будет. Активная реструктуризация школ прошла, начиная с 2001 года. Вот в 2001, 2005, 2006 годах у нас большая часть малокомплектных, малочисленных школ действительно закрылась или реорганизовалась, средние школы стали девятилетками, девятилетки – начальными и т.д. Но, тем не менее, у нас есть случай, когда в маленькой школе 1 сентября просто не было учеников. Просто ученики, зная качество и уровень образования в этой школе, вернее, их родители, выбрали соседнюю.

В сельских школах не будет большого сокращения учителей, тем более у нас увеличивается количество учеников, особенно в начальном звене, нам нужны дополнительные учителя начальных классов. Сельским учителям не нужно бояться сокращения, у нас есть еще ресурсы, все-таки более 10% работающих – учителя-пенсионеры по возрасту. Большая часть учителей работает, получает пенсию за выслугу лет после 25-летнего стажа, поэтому ресурсы для, скажем, оптимизации сокращений есть. Когда рассматривается вопрос о закрытии той или иной сельской школы, в первую очередь стараются трудоустроить молодых учителей, учителей, скажем, среднего возраста, а учителя-пенсионеры и сами понимают, пишут заявление по собственному желанию. Еще раз хочу успокоить коллег – сельских учителей: массового высвобождения не будет.

Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос: "Можно ли будет работать в школе учителем без педагогического образования?".

Петрова С.В.: Да, можно. Это разрешает и новый закон об образовании, наши нормативные и другие подзаконные нормативные акты. Есть типовое положение об образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ и приказом Минздравсоцразвития России об утверждении единого квалификационного справочника должностей, руководителей, специалистов и служащих, в этом документе сказано, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии школы могут быть назначены на соответствующие должности. Речь идет о чем, допустим, химик – специальность, не педагог, он закончил вуз, работал на химкомбинате, рано вышел на пенсию, и сейчас он может спокойно работать в школе учителем. Мы даже приветствуем такое. Почему? Потому что нашей школе не хватает реальных практиков, которые знают жизнь с разных сторон. Учитель, который ведет урок экономики, обществознания, когда идет разговор о банковских вкладах, о ценных бумагах, должен иметь опыт работы с ценными бумагами, иначе как он может объяснить ребятам, что это, в общем-то, очень интересный сегмент пополнения своих доходов, а у учителя нет этого опыта, он вообще только теорию знает. А, как мы знаем, теория от практики немножко отличается. Поэтому школе не хватает людей, которые умеют не только теорию преподавать, но и являются хорошими практиками. Поэтому, если бы к нам пришли инженеры вести урок технологии или физики, реальные юристы преподавать право, экономисты – экономику, то было бы неплохо, прежде всего, для наших детей. Я абсолютно уверена, что они принесли бы колоссальную помощь для становления молодых людей, для их подготовки к жизни.

Ведущий: Спасибо. Вот в продолжение этой темы сегодня поступил вопрос: "Будет ли реформирована программа подготовки будущих учителей в вузах, чтобы соответствовать времени? Ведь нужно использовать новые способы работы с учениками, искать варианты вовлечения их в учебный процесс, уметь и знать то, чего они не смогут найти в интернете?".

Петрова С.В.: Очень злободневный вопрос. К сожалению, педагогическое образование в РФ очень сильно отстало от реальной жизни, от реальных изменений, которые сейчас происходят, особенно в системе школьного образования. Директора школ рассказывают, что приходят выпускники педвуза и видят наши интерактивные доски, электронные микроскопы или другое современное оборудование и не понимают, как с ними работать, потому что материальная оснащенность вузов отстает от материальной оснащенности школ, не говоря уже о методиках. Поэтому педагогическое образование крайне остро нуждается в реформировании. Конечно, идут определенные процессы, приняты новые стандарты педагогического образования, но стандарты стандартами, а преподаватели, работающие в вузах, сами тоже отстали от школьной жизни. Мы сейчас предложили, чтобы наш педвуз активно начал работать со школами, вместе подготовили документы, чтобы педвуз имел свои стажировочные площадки, и студенты 4-5-х курсов максимально находились в школе. Мне очень нравится организация системы медицинского образования. У студентов старших курсов медицинских вузов место учебы – больница. Реальная кафедра медицинского факультета находится в практикующей больнице и заведующий кафедрой – врач, который каждый день делает операции, если это хирург, врач, который каждый день работает с больными, если это терапевт. К сожалению, в системе педагогического образования такого нет. Считаю, нужны совместные усилия органов власти, органов управления образованием и педагогических вузов, чтобы в существующих условиях ввести реальные практикоориентированные программы, я уже сказала, что определены школы – стажировочные площадки, реальная практика должна быть увеличена для студентов педвузов. Проблемы есть, нам есть над чем работать.

Ведущий: Спасибо. Вот сегодня поступил вопрос: "На сайте Минобразования Чувашии ведется обсуждение закона об образовании ЧР, зачем принимать закон на региональном уровне, чем он будет отличаться от федерального?."

Петрова С.В.: Закон на региональном уровне надо принимать обязательно, потому что в законе об образовании РФ есть очень много положений, когда законодатель говорит, что это норма устанавливается на уровне субъекта. Например, организация питания школьников. В законе об образовании РФ сказано, что субъект имеет право выделять дотации из республиканского бюджета на организацию питания, просто сказано "имеет право". Значит, это право мы должны зафиксировать в нашем региональном законе. Или, например, другая норма: в законе сказано, что субъект может устанавливать (очень спорный вопрос сейчас) единую школьную форму. То есть, мы в своем законе об образовании Чувашии можем более подробно прописать, будет ли школьная форма. В проекте мы хотим уточнить, что должны быть единые требования к школьной форме. Или, например, помощь молодым учителям. Опять закон об образовании говорит о том, что субъект имеет право принимать дополнительные льготы для молодых учителей. Мы в своем законе подробно прописываем, какие льготы надо установить для молодых учителей. Таких норм в федеральном законе десятки, более 30, по-моему, положений, когда федеральный законодатель делегирует права субъекту. Поэтому в нашем республиканском законе будут прописаны права, льготы, гарантии, решение по которым нам делегирует федеральный закон.

Ведущий: Спасибо. Об этом уже было сказано, но раз поступают вопросы, давайте еще раз вернемся к этой теме. Обучение детей с ограниченными возможностями: "Какие особые условия получения образования предусмотрены для лиц с ограниченными возможностями, и как вы думаете, возможна ли в наших школах такая картина, когда в обычных классах наравне со всеми учатся дети с ограниченными возможностями?".

Петрова С.В.: Очень хороший вопрос. В новом федеральном законе отдельной статьей, 79-ой, подробно прописываются права, возможности получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Очень много новых льгот. Например, такая, если дети с ограниченными возможностями здоровья обучались в интернатном учреждении, то в соответствии со старым законом они всем обеспечивались бесплатно. На детей с ограниченными возможностями здоровья, если они обучались в обычных школах, льготы не распространялись. Теперь в новом законе написано, что, если дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в интернатных учреждениях, не в государственных учреждениях, они обязательно обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Эта норма прямого действия будет повторена в нашем республиканском законе, и со дня введения нового закона начнет действовать. Детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатные специальные учебники, услуги сурдопереводчиков, и все эти расходы должны нести республика, субъект, это является расходными обязательствами субъекта. Поэтому один из самых, наверное, позитивных моментов нового закона для обучающихся, для школьников и для самих родителей, это статья 79, где подробно проговорены гарантии для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вторая часть вопроса, возможно ли, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья обучались в нормальных обычных школах? Не возможно, а нужно, очень нужно. Было время, когда таких детей закрывали подальше от людей, делая вид, что их нет. Это неправильно. Считаю, что все наши детские сады, школы, транспортная система, магазины, общественные места должны быть максимально адаптированы для детей-инвалидов, и, вообще, для инвалидов. И обычные дети должны видеть, что среди них есть ребята с ограниченными возможностями здоровья, они должны научиться уважительно относиться к этой категории людей, а чтобы научиться, надо именно каждый день сталкиваться с ребенком-инвалидом у себя в классе. Я изучала опыт Бельгии, у них очень простые методики. В обычных школах, в классах совместно обучаются и здоровые дети, и слепые, и глухие, и, как мы говорим, колясочники. Один день в неделю, если в классе есть ребенок слепой, все дети повязкой закрывают свои глаза. Почему? Потому что они должны в этот день встать на позицию слепого ребенка. Ребята понимают, как это плохо, когда ты не видишь, и в этот день слепой ребенок в классе становится самый главный, самый важный, самый нужный человек, потому что он-то ориентируется, у него-то другие чувства больше развиты, поэтому все к нему обращаются за помощью. И он в этот день успешен, он востребован, ведь все очень просто, если относиться с любовью, с уважением к ребенку-инвалиду. И я надеюсь, что когда-нибудь и российские школы станут доступными, и в них будут учиться наши дети-инвалиды наравне с другими детьми, и это поможет здоровым детям быть более гуманными, человечными и относиться уважительно к разным людям и понимать, что все достойны уважения. Вот так, немножко лирики, но я бы очень хотела, чтобы услышали меня родители, которые имеют детей-инвалидов, я преклоняюсь перед ними.

Сейчас ситуация постепенно меняется, государство повернулось к ним лицом, уже несколько лет подряд в республике реализуется федеральная программа "Доступная среда". В школах мы создаем доступную среду, уже появляются пандусы, настоящие пандусы, туалеты с расширенными дверями, с другими условиями, световые сигналы для слабовидящих детей и др. В идеале все учителя должны владеть методиками обучения детей-инвалидов. Но для этого еще очень много нужно работать, вкладывать именно финансовые средства, чтобы создавать доступную среду.

Ведущий: Следующий вопрос: "Планируется ли проводить государственный контроль за учебниками и программами, по которым учатся дети. Учебных пособий сотни, а кто следит за их качеством и соответствию действительности?".

Петрова С.В.: У нас есть федерально-экспертная комиссия, федерально-экспертный совет, который каждый год анализирует весь перечень учебников, выпускаемых разными издательствами. А после этого утверждается федеральный перечень учебников, допущенных для использования в школе. Такой федеральный перечень принят на новый 2013-2014 учебный год. Нормативное поле создано для того, чтобы следить, какие учебники попадают в школу, чтобы они были качественными. Количество учебников ограничивается, но все равно будет несколько учебников по предметам. Наши учителя, к сожалению, почему-то думают, что выбери они хороший учебник, дети сами собой начнут учиться. Я немного утрирую. Учителю надо перестать рассматривать учебник как основной инструмент для организации обучения. Учебник всего лишь вспомогательный инструмент. Следует определиться на одном учебнике и не менять его каждый год. С нового учебного года мы перейдем на бесплатные учебники и обеспечение учебниками из школьных библиотек, я думаю, у нас будет снята эта проблема.

Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос по поводу мотивации учителей, преподавателей: "Почему зарплата молодых специалистов и учителей с категорией отличается в разы. Нельзя ли поменять систему расчета зарплаты учителей и молодых специалистов?".

Петрова С.В.: Зарплата из-за категории, конечно, в разы не отличается. А то, что заработная плата учителя со стажем работы, с высшей квалификационной категорией отличается от заработной платы молодого учителя, в этом, наверное, есть справедливость. Все-таки в первую очередь учитель, уже достигший определенного опыта, имеющий результаты, должен получать достойное вознаграждение, иначе нет мотивации для роста, нарабатывания стажа и опыта. Другое дело, что мы должны принять дополнительные меры для того, чтобы поддержать молодых учителей. Что реально в нашей республике сделано? Еще в 2011 году постановлением правительства республики были приняты дополнительные меры по увеличению коэффициентов за стаж. Если раньше у нас молодые учителя со стажем работы до 3-х лет имели только 10%, то сейчас этот коэффициент составляет 30%, т.е. в три раза увеличен коэффициент молодому учителю. Дальше, часть муниципалитетов ввели дополнительные надбавки. В Чебоксарах, все знаем, молодые учителя и воспитатели дошкольных учреждений получают надбавку 1000 рублей в месяц. Такие же надбавки есть в некоторых муниципалитетах, но все равно, конечно, этих мер недостаточно. Поэтому сейчас и правительство Российской Федерации, и правительство нашей республики прорабатывают вопрос о дополнительных мерах. О некоторых из них я уже сказала, они будут отражены в нашем новом законе "Об образовании в Чувашской Республике". С 2012 года появилась ипотека для жилья молодым учителям. У нас этой льготной ипотекой в прошлом году воспользовались учителя. Поэтому я думаю, что законодательство наше будет развиваться и дальше, и интерес у молодых специалистов работать в школе мы пробудили. В целом, повышается заработная плата, кстати, в новом законе об образовании одно из самых важных – экономическая часть. Это норма, когда законодатель говорит, что средняя заработная плата педагогических работников должна быть на уровне средней зарплаты в экономике региона. Этой нормы раньше не было. В нашей республике есть специальный указ Главы Чувашской Республики о том, что 4 раза в год будет проходить индексация заработной платы педагогических работников и дошкольных учреждений, и общеобразовательных школ, и школ дополнительного образования, и у учреждений среднего профессионального образования. Если прогнозируемая средняя зарплата в Чувашской Республике в 2013 году будет более 19 тыс., то такая же зарплата должна быть в системе образования.

В закон Чувашской Республики об образовании хотим внести дополнительные меры, так называемые подъемные, когда оказывается разовая материальная помощь молодым учителям. Очень надеемся, что те вакансии, которые сейчас имеются у нас, будут постепенно закрываться.

Ведущий: Спасибо. Мы переходим к следующему блоку вопросов, поскольку это очень актуальная тема. Надеемся, что скоро наступит весна, а потом уже лето. Вопрос про детские оздоровительные лагеря. В предыдущей интернет-конференции мы очень подробно осветили эту тему. Животрепещущий вопрос для родителей. Следующий вопрос: "Каким образом будет проводиться кампания по распределению путевок в детские летние оздоровительные лагеря в этом году? Комментарий: В прошлом году в некоторых школах было по пять операторов, в некоторых по одному, и, соответственно, путевки распределялись неравномерно. Почему нельзя провести электронную регистрацию, как проводилась регистрации в прошлом году на первую смену? При распределении путевок в школах вы обрекаете родителей на ночные бдения у школьных дверей без надежды на получение путевки, так как если родитель в очереди в первой десятке, то по республике он как минимум в первой сотне.".

Петрова С.В.: Распределение путевок, как и в прошлом году, будет через школы, получение заявок и заявочная кампания будет проходить в школах. Учитывая прошлогодние проблемы, в этом году увеличиваем количество операторов, в больших школах не только пять операторов, сейчас определили норму: на 100 детей один оператор. В школах, где 1000 и более детей, будет работать более 10 операторов. Таким образом, надеемся максимально сократить очереди.

Хочу отметить, что в прошлом году по городу Чебоксары мы обеспечили всех желающих путевками. На четвертую смену даже с трудом находили таковых. У нас проблема не в том, что не хватает путевок, а в том, что все родители хотят направить своих детей во вторую смену в июле в лагерь, и только в те лагеря, которые они уже знают, которые пользуются хорошей репутацией. Родители хотят, чтобы дети поехали только в июле, в "Волну", в "Чайку" и еще 2-3 лагеря, то есть получается, что число путевок в "Волну" надо увеличить в 10 раз, в "Чайку" – в 10 раз и так далее. У нас 15 лагерей, все они будут работать в четыре смены, и я уверена, что путевок будет достаточно, на их приобретение из республиканского бюджета средств выделено больше, чем в прошлом году.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, если уж вы пришли в школу и вам не хватило путевок во вторую-третью смену, то выберите, пожалуйста, первую или четвертую.

Лагеря из года в год улучшают свою материальную базу, в этом году активно работаем с педуниверситетом, чтобы студенты массово поехали в наши лагеря, а не в лагеря Краснодарского края, Московской области, предполагается засчитывать их работу в летних оздоровительных лагерях как педагогическую практику.

Ведущий: Спасибо. Вот такой вопрос: "Как поступить родителям двоих детей, которые учатся в разных школах, а зарегистрироваться в другой школе некому, и возможно ли взять путевки на обоих детей в одной школе?".

Петрова С.В.: К сожалению, этой возможности нет, много субъективных факторов. В первом же вопросе было, почему нельзя открыть электронную регистрацию и со своего рабочего места или из дома можно было бы подать заявку. Мы к этому придем, однозначно. Но, к сожалению, есть опыт прошлого года, когда у нас произошел сбой программы, когда сотни родителей попытались одновременно подать заявку в лагерь с разных компьютеров. Поэтому в этом году нет этой схемы, только через школу. В этом, наверное, какие-то трудности для родителей есть, но это помогает нам наладить порядок. Поэтому в основе программы лежит список детей конкретной школы. Если в семье двое детей, я рекомендую маме идти в одну очередь, папе идти в другую очередь, если, допустим, нет одного из родителей, попросить бабушку, дедушку или соседку сходить в школу. К сожалению, мы не можем предоставить в этом году такие услуги. Но я обещаю, скажу так, что мы должны наладить электронную регистрацию. Это дело будущего. В этом году, к сожалению, работаем по-старому.

Ведущий: Спасибо огромное. Время интернет-конференции подошло к завершению. Светлана Владимировна, спасибо Вам за открытую позицию, за исчерпывающие ответы на вопросы интернет-пользователей. Будем надеяться на дальнейшее сотрудничество.

Петрова С.В.: Спасибо.

Ведущий: Спасибо всем участникам за вопросы.


Читать ГАРАНТ.РУ в и