Государственные и муниципальные услуги. Перспективы развития МФЦ Хакасия

31 января 2013 года состоялось интервью с директором ГАУ РХ "МФЦ Хакасии" Горючкиным Виталием Владимировичем и Главой муниципального образования г. Сорск Жуковым Александром Аркадьевичем.

Тема интернет-интервью: "Государственные и муниципальные услуги. Перспективы развития МФЦ Хакасия".

Организатор мероприятия: ГАУ РХ "МФЦ Хакасии", компания ООО "Гарант-Эталон". Ведущая интернет-интервью: Потехина Олеся Владимировна (специалист ОВС).

Ведущая: Добрый день! Позвольте представить – директор государственного автономного учреждения Республики Хакасия "Многофункциональный центр организации централизованного предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Хакасия" Горючкин Виталий Владимирович и Глава муниципального образования города Сорск Жуков Александр Аркадьевич.

Самый популярный вопрос среди наших клиентов, что же такое МФЦ? Виталий Владимирович вопрос к вам.

Виталий Владимирович: Многофункциональный центр ­– это российская организация, уполномоченная ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ на оказание государственных и муниципальных услуг. В глобальном смысле это то место где собраны все услуги, которые оказывают органы государственной власти (федеральные органы, органы субъекта, муниципальные органы исполнительной власти). Нет такой другой организации, которая бы обслуживала эти услуги на всех трех уровнях власти. МФЦ – это такой своеобразный "супермаркет услуг", который работает в режиме "одного окна".

Сейчас мы занимаемся вопросом размещения МФЦ в с. Аскиз, в г. Саяногорске и в с. Таштып уже работает МФЦ, запущен МФЦ в г. Сорск. В ТО МФЦ № 3 г. Сорск оборудование прошло тестирование и происходит перемещение оказания услуг с органов государственной власти субъекта на площади МФЦ. В настоящий момент услуги нескольких органов государственной власти, прежде всего субъекта, расположили на площадях МФЦ г. Сорска оборудование, которое проходит настройку совместимости с нашим оборудованием и нашими базами данных.

06 февраля 2013 года состоится официальное открытие МФЦ в г. Сорск. Мы подписали соглашение с Администрацией муниципального образования г. Сорск и на базе нашего центра будут оказываться порядка 40% услуг, которые предоставляет муниципалитет. Услуги будут предоставляться сотрудниками нашего учреждения бесплатно, за исключением государственной пошлины, которую необходимо уплачивать в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.
Хотелось бы так же отметить, что в МФЦ Хакасии организована работа мобильных групп. С 2011 года мобильная группа ведет прием заявителей в поселках Майна и Черемушки от территориального отдела №1 в г. Саяногорск. С 2012 года в 5 населенных пунктов Таштыпского района выезжает мобильная группа территориального отдела №2 в с. Таштып.

Мобильная группа обычно состоит из 2 специалистов МФЦ и ведет прием граждан согласно утвержденному графику в помещениях администраций поселков или поселений.

Ведущая: В связи, с чем связано появление МФЦ?

Виталий Владимирович: При создании МФЦ в России был использован опыт лучших зарубежных проектов, таких как в Бразилии и в Канаде. За рубежом идея МФЦ реализовалась около полувека назад. Эту идею В.В. Путин озвучил еще в конце 2004 года, а практическая реализация началась в начале 2005 года, когда в РФ началась административная реформа органов государственной власти. Уже в 2006 г. появились первые МФЦ в центральном федеральном округе и в ростовской области. В глобальном смысле это первый МФЦ, созданный на базе промышленного предприятия, точнее троллейбусного депо. На 18 тыс. кв. м. размещено максимальное число услуг всех органов и больше двух десятков коммерческих структур, сопутствующих государственным структурам. На начало 2012 г. их число услуг достигло 1500.

Многофункциональный центр Республики Хакасия был создан 19 марта 2010г., а первое подразделение – это территориальный отдел в г. Саяногорске был открыт в декабре 2010 г. С того момента пошел отчет реализации задач, поставленных нам Президентом РФ и Правительством РФ в нормативно-правовых актах.

Ведущая: Александр Аркадьевич, а как к вам пришла идея реализации МФЦ в г. Сорск?

Александр Аркадьевич: Идея МФЦ мне очень нравится. Мы выразили свою готовность участвовать в ней, когда Виталий Владимирович с делегацией приехали к нам. Обговорили, что нужно помещение. Посмотрели варианты. И было выбрано одно из помещений, в нем велась тщательная работа, в какой-то мере мы участвовали, в большей части МФЦ. Должна была быть готовность в содействие реализации МФЦ, и мы ее обеспечили.

Ведущая: Необходимость в МФЦ была?

Александр Аркадьевич: Необходимость в МФЦ есть. Я считаю это идеальная форма предоставления государственных и муниципальных услуг, когда она доведется до нужного уровня. Гражданин может получить весь комплекс государственных и муниципальных услуг, обратившись в МФЦ, не прибегая к лишним действиям. Для гражданина это прекрасный вариант, где можно узнать все, что необходимо, и сделать это в комфортных условиях. Многие государственные и муниципальные услуги сейчас доступны через интернет, но не все достаточно технически подкованы, в этом преимущество использования МФЦ.

МФЦ позиционирует себя как максимально комфортное место предоставления услуг, где в вежливой форме и доброжелательной атмосфере вы узнаете свой ответ.

Я надеюсь, что в связи с открытием МФЦ, в целом повысится удовлетворенность населения, удовлетворенность населения властью, самой системой власти, потому что граждане получили государственные и муниципальные услуги в комфортных условиях с хорошим качественным сервисом.

МФЦ базируется в здании жилого дома на первом этаже, а в соседях с ними банк. Любые платежи можно будет совершить рядом, быстро и не тратя лишнего времени на поиск банка. Географически МФЦ находится в центральной части города, недалеко от администрации города Сорск.

Ведущая: Где простые граждане могут знать о работе МФЦ в городе Сорск?

Александр Аркадьевич: О работе МФЦ в городе Сорск граждане могут узнать через местные газеты, на сайте администрации города Сорск, на сайте МФЦ Хакасии, по телефону 8 (39032) 215-222; (005) контакт-центр и непосредственно в помещении МФЦ.

Ведущая: Какие из услуг жители города Сорск смогут получить в МФЦ?

Александр Аркадьевич: МФЦ предоставляет услуги по четырем направлениям, а именно: недвижимость, социальная поддержка, определение гражданско-правового статуса, поддержка предпринимательской деятельности. В МФЦ будут предоставляться государственные и муниципальные услуги, из них услуги Росреестра, а именно: прием заявлений и сдача документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдача, документов после государственной регистрации и другие, услуги УФМС по выдаче и замене паспорта, регистрации по месту жительства, Роспотребнадзора, Минтруда по приему документов на назначение и выплату различных пособий, компенсационных выплат, услуги ГК по занятости населения РХ в части информирования о положении на рынке труда, выдачи справок о регистрации в качестве безработного, о получении пособия по безработице, услуги ЗАГС по приему документов на заключение брака, расторжение брака, выдача повторных свидетельств, подтверждающих факт государственной регистрации акта гражданского состояния, услуги администрации г. Сорск, Республиканского центра поддержки предпринимательства, УГИБДД в части информирования населения о порядке предоставления услуг: регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения, услуги Федеральной антимонопольной службы.

На сегодняшний день на базе ТО МФЦ № 3 будут оказываться базовые услуги, и постепенно планируется расширение предоставления услуг.

Виталий Владимирович: В продолжение слов Александра Аркадьевича могу сказать, что на Западе страны уже большая часть муниципальных и государственных услуг, передана для оказания населению в Многофункциональные центры. Даже в небольших городах с населением в 100, 200, 300 тысяч людей имеется не только один многофункциональный центр, а создана система удаленных рабочих мест, которые оказывают немного меньше услуг, чем центральный МФЦ. В настоящий момент мы оказываем только в центральных МФЦ услуги по приему заявлений на паспорт гражданина РФ. Мы серьезно разгрузили Управление Федеральной миграционной службы по РХ, взяв на себя регистрационный учет жителей частного сектора.

Ведущая: Влияет ли МФЦ на скорость предоставления услуги? Например, получение паспорта.

Виталий Владимирович: Конкретно с Управлением Федеральной миграционной службой срок предоставления паспорта один и определен законом в 10 дней. Если у Вас нет времени на прохождение очереди в УФМС, то обратитесь в МФЦ!

Стандартами обслуживания закреплено, что в МФЦ заявитель для получения консультации или подачи документов для получения услуги не может ожидать в очереди более 15 мин. Вы сдаете документы, и ждете 10 дней пока вам предоставят паспорт.

Александр Аркадьевич: Получается, что специалист УФМС разгружен и работает только с документами. Ему не надо работать с человеком, с человеком работает МФЦ. МФЦ принимает людей весь день, формирует пакеты документов и готовые проверенные документы передает специалисту.

Виталий Владимирович: Доставка документов в УФМС России по РХ у нас происходит ежедневно, а в четверг и пятницу дважды в день.

Почему еще появилось МФЦ? Потому что коррупционная составляющая полностью нейтрализуется. Гражданин приходит в МФЦ получать услугу к специалисту, от которого выполнение этой услуги не зависит. Соответственно задача гражданина сформировать пакет документов и передать его специалисту.

А задача специалиста проверить пакет документов на правильность и соответствие нормам, и оказать необходимую услугу гражданину.

Еще одним серьезным фактором является то, сколько заявителей тратят времени на простаивание в очереди. Почему за рубежом создание МФЦ состоялось, потому что они экономически просчитали выгоду МФЦ. Оказывается, если человек, неважно в частной ли он структуре работает или в государственной, за 5 или 15 минут получил услугу и вернулся на свое рабочее место, то он что-то произвел или оказал какую-то услугу. Значит, государство получило доход в виде налогов. Если услугу гражданин получает достаточно продолжительное время или тратит на нее несколько дней, то государство не получает доходов в виде налогов.

Росреестр провел анкетирование людей, находящихся в очереди. Раньше нахождение в очереди в среднем занимало полтора часа, в связи с введение МФЦ нахождение в очереди сократилось в среднем до 11 минут. Соответственно государство получает от этого экономический эффект. Конечно, идут прямые затраты на содержание МФЦ, так как услуги оказываются бесплатно, но косвенный экономический эффект есть, только напрямую он не виден.

Ведущая: Для каких категорий граждан будут предоставлены эти услуги?

Александр Аркадьевич: Услуги будут предоставляться заявителям, которые являются физическим или юридическим лицом (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления), либо их уполномоченным представителям, обратившимся в орган, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженной в устной, письменной или электронной форме.

Ведущая: Какие услуги предоставляются на платной основе, какие на бесплатной основе?

Александр Аркадьевич: В ТО МФЦ № 3 предоставляются государственные и муниципальные услуги на безвозмездной основе, однако также предоставляются платные услуги, среди которых услуги юрисконсульта, бухгалтера (в будущем) и сопутствующие платные услуги: ксерокопирование, набор текста и распечатка и другие.

Ведущая: Как будет организован порядок работы МФЦ в г. Сорск?

Александр Аркадьевич: ТО МФЦ №3 в городе Сорске оказывает государственные и муниципальные услуги, согласно графика: понедельник – пятница – 8:00 до 19:00 (без перерыва).

Cуббота с 9:00 до 15:00 (без перерыва). Воскресенье выходной.

Прием граждан осуществляется с помощью электронной системы управления очередью, которая позволит посетителям, не прибегая к помощи операторов, получить через электронный терминал, отпечатанный талон, в котором указаны дата, время, номер очереди и номер окна для обращения за услугой. Предусматривается следующий общий порядок предоставления услуг заявителям в МФЦ:
Администратор встречает заявителей и информирует их об оказываемых услугах, порядке их получения и режиме работы Учреждения. Осуществляет координацию заявителей в зале МФЦ для получения необходимой им услуги. Оказывает помощь заявителям при их регистрации в электронной очереди, при пользовании информатами и платежными терминалами. Администратор посредством выдачи заявителю талона по необходимой услуги, направляет заявителя в соответствующее окно по направлению. Заявитель обращается к специалисту по приему и выдаче документов с теми документами, которые есть у него на руках. МФЦ обеспечивает прием от заявителя первичного комплекта документов, организацию работ по формированию полного комплекта документов, необходимых для оказания заявленной услуги, а также по оформлению и (или) выдаче заявителю конечного документа.

МФЦ организует получение документов, которые необходимы для предоставления итогового результата предоставления комплексной услуги (так называемого полного комплекта документов). Для выполнения этих работ МФЦ взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и иными органами власти.

Заявитель повторно обращается в МФЦ в установленное время и получает конечный документ, подготовленный по результатам выполнения заявленной им услуги, или аргументированный отказ.

Ведущая: Перспективы развития для города Сорска, в связи с открытием МФЦ?

Александр Аркадьевич: МФЦ в Сорске - первая ласточка в сфере качественно нового предоставления государственных и муниципальных услуг для населения. Именно здесь получит реализацию принцип "одного окна", о котором говорится уже несколько лет на самом высоком уровне. В настоящее время граждане испытывают неудобства в связи с необходимостью обращения за гос. услугами в отдаленные районы и города, такие как п. Усть-Абакан, г. Абакан (для оформления документов на имущество в Управление Федеральной службы кадастра и картографии), в г. Черногорск (в МФНС, для сдачи налоговой декларации и т.д.).

Открытие на территории города Сорска социально значимого учреждения МФЦ обеспечит гражданам возможность получения государственных услуг по месту проживания. Это позволит снизить административные барьеры, сделать получение услуг более простым, свободным. В МФЦ рассматривается возможность предоставления комплексных услуг населению, внедрения единых стандартов деятельности МФЦ, а также качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению.

Ведущая: Каких перспектив ждать от МФЦ Хакасии?

Виталий Владимирович: В этом году обязательно будет открыто МФЦ в двух муниципальных образованиях РХ. За 2014-2015 годы ожидается открытие МФЦ во всех муниципальных образованиях Республики Хакасия. По Указу Президента РФ от 07 мая 2012 г. "Об основных направлениях совершенствования системы госуправления" доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году – не менее 90 процентов. Также по Указу Президента доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году – не менее 70 процентов.

Кроме этого, МФЦ является уполномоченной организацией субъекта по организации выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт. В соответствии с Федеральным законом РФ от 27.07.2010г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрена поэтапная выдача универсальных электронных карт гражданам Российской Федерации: с 01 января 2013г. по 31 декабря 2013 года включительно универсальные электронные карты выдаются гражданам, достигшим 14 лет на основании заявлений о выдаче универсальной электронной карты, а с 1 января 2014 года, универсальная электронная карта будет выдаваться всем гражданам РФ, не подавшим заявление о выдаче универсальной электронной и не обратившимся с заявлением об отказе от получения этой карты.

Читать ГАРАНТ.РУ в и