Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Анализ нормотворческой деятельности Тамбовской городской Думы: обзор приоритетных направлений и ключевых проектов решений

Анализ нормотворческой деятельности Тамбовской городской Думы: обзор приоритетных направлений и ключевых проектов решений

14 декабря 2012 года состоялось интервью с главой города Тамбова – Алексеем Владимировичем Кондратьевым.

Организатор мероприятия: компания "Плюс Гарантия" совместно с Тамбовской городской Думой.

Ведущая интервью: Рита Багатурия, старший специалист отдела внешних связей, куратор проекта "Интернет-мероприятия".

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Ни пороге уходящего года нам выдалась замечательная возможность личной встречи с главой города Тамбова, председателем Тамбовской городской Думы – Алексеем Владимировичем Кондратьевым. Тема нашего интервью – "Анализ нормотворческой деятельности Тамбовской городской Думы: обзор приоритетных направлений и ключевых проектов решений".

Алексей Владимирович, со стороны интернет-аудитории мы получили много вопросов. По традиции, им мы посвятим вторую половину беседы. Начать же хотелось бы с вопроса о Вашей деятельности, как секретаря местного отделения партии "Единая Россия". Расскажите, какие из партийных проектов, реализуемых в нашем городе, решают наиболее острые социальные проблемы?

А.В. Кондратьев: Если говорить в целом о программах, то нужно сразу выделить их общую социальную направленность не только в рамках нашего города, но и Тамбовской области в принципе. Самые, так сказать, болезненные темы, которые остро стояли еще четыре-пять лет назад – это, прежде всего, здравоохранение и образование. Если внимательно проанализировать, то ранее дела в этих направлениях двигались достаточно медленно. А с включением партийных проектов процесс пошел существенно быстрей. Так, "Программа модернизации системы здравоохранения" включает в себя как реконструкцию, обновление технической базы, так и повышение заработной платы врачам различных категорий, специалистам узкой направленности.

Если говорить конкретно о нашем регионе, то почти 600 млн рублей получил город Тамбов на реформирование здравоохранения. Несмотря на то, что полномочия по обеспечению здравоохранения были переданы из городских в полномочия субъекта, по линии партии мы эту работу не прекращали. Независимо от передачи полномочий, конечный результат нашей работы был направлен на благо жителей города Тамбова. Сегодня если посмотреть на результаты работы, то многие поликлиники, больницы даже по внешнему виду просто не узнать. Многие из них оснащены современнейшим медицинским оборудованием. Еще несколько лет назад, чтобы сделать, например магнитно-резонансную томографию, тамбовчане были вынуждены обращаться в частные клиники. На сегодняшний же день, в области есть прекрасная современная техника, компьютерная диагностика. Прорыв в этом отношении у нас, действительно, глобальный. Партией "Единая Россия" это направление в свое время было выбрано как приоритетное, и оно успешно реализуется.

Если говорить о проекте "Образование", то мы в 2012 году мы получили субсидии на реформирование технической базы учебных заведений, увеличение заработной платы, выработали подход к модернизации школ. Порядка 80% спортивных залов были отремонтированы и сегодняшнее их состояние не просто хорошее, а отличное.

Что касается закупки современного оборудования для школ, то в этом плане мы тоже ведем работу. Помимо того, что партийный проект является действующим, мы еще совместили в этом направлении усилия городского бюджета. По итогам прошлого года 76% бюджетных средств было направлено на решение этих задач, и в этом году мы более 80 миллионов рублей выделили на ремонтные работы в школах. В предыдущем году эта сумма составила 46 миллионов рублей, то есть, объем средств мы увеличили ровно в два раза.

Здесь важно отметить, что за последнее двадцатилетие финансовые средства в таких объемах никто, ни одна администрация, ни одна Дума не вкладывали в развитие школ, детских садов. В этом году 16 млн рублей мы вложили из городского бюджета на развитие детских садов. Для сравнения, в предыдущем году эта сумма составила 8,5 млн. Если говорить о возврате детских садов, то для решения проблемы по сокращению очереди в детские сады, тоже сделан огромный скачок. Помимо того, что была проведена оптимизация в самих дошкольных учреждениях, мы вернули и отремонтировали "Рябинку" и "Маячок", в 2011 году – "Семицветик". И в этом году у нас реализован такой, я бы сказал, эпохальный проект – детский сад "Умка" на 450 мест. Он был оценен по достоинству даже руководством страны, в частности, председателем Правительства Дмитрием Медведевым. Он сказал, что это действительно замечательный проект, позволяющий для многих регионов использовать его как образец. На будущий год мы закладываем строительство четырех детских садов, выбранных территориально: два в Октябрьском районе, и по одному в Ленинском и Советском.

Поэтому, если говорить социальной направленности партийных проектов, то она самая что ни не есть ключевая. Подтверждением тому служат данные, которые я вам озвучил. Из тех полномочий, которые определены на уровне муниципалитета, это, конечно, самое важное. Мы отдаем себе отчет, что наша молодежь, наши дети должны воспитываться в адекватной современным реалиям среде.

Ведущая: В своем ответе вы частично затронули и тему следующего вопроса. Предлагаю раскрыть его шире: контролирует ли Городская Дума исполнение расходных обязательств по вопросу местного значения? На что пришлась наибольшая доля расходов в бюджетной сфере за истекший период 2012 года?

А.В. Кондратьев: Как я уже сказал, основная доля расходов за 2012 год пришлась на образование. Также к числу самой крупной доли расходов относится сфера ЖКХ. Что касается контроля, то в этом отношении у нас все стабильно. Руководители и председатели комитетов городской Администрации, и глава Администрации отчитываются в установленные городской Думой сроки за использование бюджетных средств. Существуют рабочие комиссии, рабочие группы, которые выезжают на объекты, сооружения и совместно с общественностью, с прокуратурой, Роспотребнадзором, других заинтересованных структур на месте определяют качество проделанных работ, и как следствие, эффективность потраченных средств по тем или иным направлениям. Проверяют дороги, учебные заведения, объекты здравоохранения. Там, где это необходимо, проводится техническая экспертиза. Все экспертные работы завершаются подписанием акта и делаются выводы, принимать или не принимать объект.

Также по работе Администрации в плане контроля очень активна позиция населения. Особенно часто это касается работы сферы ЖКХ по части ремонта многоквартирных домов, ремонта кровли, системы водоснабжения и так далее. В таких случаях сотрудники городской Думы, совместно с депутатами, которые закреплены за соответствующими округами, выезжают на места и разбираются факту, имеющему место быть. Я думаю, что и впредь мы будем усиливать эту работу, потому что есть инициатива, к примеру, со стороны прокуратуры по разным направлениям, особенно по экологическим вопросам.

Ведущая: Что касается упомянутой Вами темы экологии, можно сказать, что этот вопрос уже серьезно назрел в нашем городе?

А.В. Кондратьев: Он назрел уже достаточно давно. Сегодня, слава Богу, мы дошли до вопросов экологии, для нас это стало действительно важно. Сегодня люди интересуются состоянием мест для сбора мусора, способами утилизации. Я считаю,что в этом направлении нужна совместная консолидированная работа и городских властей, и населения. Что касается нас, то мы, конечно, отдаем себе отчет, что часть беды есть и в том, что у нас не оборудованы соответствующим образом места сбора отходов. Не для кого не секрет, что отдельная категория граждан целенаправленно ведут себя не лучшим образом и мусорят намеренно.

Это наша общая задача и прямой показатель уровня культуры в целом. Мы же, со своей стороны будем делать все необходимое, чтобы грамотно и справедливо с юридической точки зрения разделить зоны ответственности между соответствующими лицами и всячески посодействовать решению этого вопроса.

Ведущая: Какую роль Вы отводите работе недавно созданного молодежного совета при Главе города Тамбова? На решение каких проблем его деятельность может существенно повлиять? Какие насущные для жизни молодежи вопросы, на Ваш взгляд, действительно нуждаются во внимании и оказании помощи?

А. В. Кондратьев: Реализация молодежной политики на муниципальном уровне – одно из приоритетных направлений нашей работы, с молодежью необходимо выстраивать тесное взаимодействие, непрерывный диалог. В членах молодежного совета мы видим экспертов, ждем от них всевозможных предложений. Быть членом молодежного совета – это не только статус, но и большая ответственность, ведь на этих ребят будет равняться молодежь города.

Прежде всего, хочу напомнить, что молодежный совет – это открытая дискуссионная площадка для учащейся, студенческой, рабочей молодежи, представителей общественных объединений.

Члены молодежного совета, в первую очередь, будут заниматься общественной экспертизой нормативно-правовых актов, принимаемых Тамбовской городской Думой и Администрацией города Тамбова, мониторингом, анализом и социальными исследованиями профессиональных, социальных, жилищных проблем молодежи городского округа, будут организовывать среди молодежи обмен опытом общественно-полезной деятельности, вести просветительскую и разъяснительную работу в молодежной среде и многое другое.

Нам действительно необходимы прогрессивные мысли и идеи молодежи, важно ее мнение по различным вопросам жизнедеятельности города. Считаю, что пришло время молодым самим представлять и защищать интересы молодежи во властных структурах. У ребят есть силы, желание и опыт. Объединившись, они приобретут возможности. Наша общая задача – добиться динамичных изменений, поставить молодых во главе инновационной модернизации, обеспечив ее инициативой и энергией.

Естественно, любая молодежная инициатива должна сопровождаться знанием и правильным пониманием ситуации. Члены молодежного совета уже должны отвечать за свои действия перед обществом, творчески решать поставленные задачи, уметь видеть возможности для сотрудничества, обладать способностью сплотить вокруг себя единомышленников и направлять энергию команд на разрешение проблем.

Практически все сферы жизни города так или иначе затрагивают интересы молодежи. Совет реально может повлиять на решение проблемных вопросов городского хозяйства – молодые люди будут проводить общественную экспертизу важнейших нормативно-правовых актов, являющихся основой основ жизни города. Конечно же, прежде всего это вопросы ЖКХ, здравоохранения, благоустройства, молодежных субкультур и организации добровольческой деятельности.

Именно молодежи предстоит жить и работать в нашем городе, а значит, необходимо создать в Тамбове все необходимые условия для ее комфортного проживания и самореализации в различных сферах.

Один из самых насущных вопросов, требующих скорейшего решения, – проблема разобщенности молодежи, ее неверие в свои силы и в саму возможность как-то повлиять на жизнь города, что-то изменить. Кроме того, нам всем вместе просто необходимо вернуть молодежи доверие общества – тогда, и только тогда, ситуация переломится, и люди станут увереннее в своем завтрашнем дне.

Именно молодежный совет является тем инструментом, который обеспечит взаимодействие между молодыми людьми и обществом. Члены совета – лицо молодежи нашего города, проводники ее идей на городском и областном уровнях.

Ведущая: Насколько широко в 2012 году использовалась такая форма депутатской деятельности, как депутатские запросы?

А. В. Кондратьев: За 11 месяцев 2012 года на заседаниях городской Думы депутатами оглашено 23 депутатских запроса (в 2011 году – 18 депутатских запросов). Основными темами депутатских запросов стали: жилищно-коммунальное хозяйство – 9 запросов; благоустройство, застройка дворовой территории – 3 запроса; образование – 3 запроса; по иным вопросам их было 8.

Ведущая: Кто входит в общественный комитет содействия развитию города при Главе города Тамбова?

А. В. Кондратьев: В состав общественного комитета содействия развитию города входят люди, имеющие опыт работы в системе руководства городом и областью. Комитет рассматривает наиболее значимые проблемы жизни города и вырабатывает предложения и рекомендации по их решению.

В 2012 году на заседаниях общественного комитета, президиума общественного комитета обсуждались такие насущные вопросы, как выполнение городской целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в городе Тамбове на 2011-2015 годы" и реализация Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" в сфере торговли".

Большое внимание в работе комитета было уделено проблеме формирования комфортной городской среды для всех групп населения. В частности, комиссией по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике был подготовлен и рассмотрен на заседании общественного комитета вопрос " О благоустройстве дворовых территорий многоквартирных домов в 2011 и 2012 годах". Членами общественного комитета рассмотрен вопрос о выполнении рекомендаций комитета по вопросу о соблюдении требований доступности для людей с ограниченными возможностями при благоустройстве тротуаров и пешеходных переходов в городе Тамбове.

Ведущая: Алексей Владимирович, каковы показатели проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов городской Думы за 2 года Вашей работы в качестве председателя городской Думы? Приведите конкретные примеры указанных выявленных в проектах решений коррупциогенных факторов и предложенных способах их устранения.

А. В. Кондратьев: В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" независимая антикоррупционная экспертиза проводится лицами, аккредитованными Министерством юстиции РФ в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы. При этом законодательство требует обеспечить открытый доступ всем заинтересованным лицам к проектам нормативных актов. На официальном сайте Тамбовской городской Думы мы размещаем все проекты решений городской Думы носящих нормативный характер для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

За два года работы городской Думы V созыва в адрес городской Думы не поступило ни одного заключения независимого эксперта. С одной стороны это может говорить о том, что независимые эксперты, к сожалению, не проявляют интерес к деятельности Тамбовской городской Думы, с другой, что при проведении экспертизы экспертами не были выявлены коррупциогенные факторы.

Вместе с тем, антикоррупционная экспертиза проводится в обязательном порядке нашими специалистами из экспертно-правового отдела городской Думы. В 2011-2012 годах ими было проанализировано более 150 проектов решений на предмет наличия антикоррупционных факторов. Эта работа, конечно, позволяет выявить и устранить нормы коррупционного характера.

Например, в целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации представления государственных и муниципальных услуг" городской Думой был утвержден перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг администрацией города Тамбова. При рассмотрении проекта этого перечня были выявлены услуги, обращение за которыми требовалось с заявителей необоснованно (например, требование о предоставлении какой-либо справки из подведомственной администрации города Тамбова организации, о представлении сведений которые и так есть в распоряжении администрации города). В соответствии с новым правовым регулированием такие документы должны запрашиваться органом местного самоуправления самостоятельно, а их требование является завышенным, в связи с чем такие необоснованные услуги были исключены из перечня.

Можно также привести пример с утверждением Правил землепользования и застройки городского округа – город Тамбов, когда в проекте Правил повсеместно использовались неустоявшиеся, двусмысленные термины, которые могли привести к неопределенности в правоприменении, содержались завышенные требования к перечню документов представляемых заявителями для получения определенных разрешений, связанных с землепользованием. Также содержались нормы, которые предоставляли возможность чиновнику отказать в предоставлении услуги без определения конкретных критериев.

В указанных случаях используемая терминология приведена в соответствие с установленной действующим законодательном и общепринятой терминологией, определены критерии принятия решений муниципальными служащими, которые будут применять Правила землепользования и застройки.

Ведущая: Какие решения, направленные на пресечение антикоррупционного поведения муниципальных служащих были одобрены Тамбовской городской Думой в текущем году?

А. В. Кондратьев: Основы федерального законодательства о противодействии коррупции были заложены в 2008-2009 годах и решения городской Думы направленные на его реализацию в основном были приняты непосредственно после принятия соответствующих федеральных законов того периода, в том числе, решения необходимые для пресечения коррупционного поведения муниципальных служащих. Конечно, нормы о противодействии коррупции постоянно совершенствуются, и городская Дума также продолжает работу в этом направлении.

В 2012 году городской Думой принимались решения, направленные на пресечение коррупционного поведения лиц, замещающих муниципальные должности (это депутаты городской Думы, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе). В частности, были приняты:

– Решение Тамбовской городской Думы от 25 июля г. 2012 № 682 "О порядке предоставления лицами, замещающими муниципальные должности на постоянной основе, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей";

– Решение Тамбовской городской Думы 25 июля 2012 г. № 683 "О порядке увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия".

В соответствии с указанными документами, депутаты, работающие на постоянной основе, обязаны ежегодно предоставлять сведения о своих доходах и доходах своей семьи, установлен порядок предоставления таких сведений. Сведения подлежат размещению на официальном сайте Тамбовской городской Думы. Также установлена процедура освобождения депутата от должности в связи нарушением требований к поведению депутата с точки зрения пресечения коррупционного поведения.

Необходимо сказать, что с 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в соответствии с которым, в том числе, муниципальные служащие и депутаты городской Думы, работающие на постоянной основе, обязаны будут отчитываться о своих расходах.

Ведущая: Ну что ж, Алексей Владимирович, благодарим Вас интересную, развернутую беседу, за то, что раскрыли столько важных для жизни и развитии города тем. А теперь мы переходим к ответам на вопросы интернет-аудитории. По чьей инициативе и как давно был создан Совет по рассмотрению предложений о наименовании и переименовании объектов в городе Тамбове, присвоению муниципальным предприятиям и муниципальным учреждениям имен выдающихся людей? В чем необходимость его создания?

А. В. Кондратьев: Совет по рассмотрению предложений о наименовании и переименовании объектов в городе Тамбове, присвоению муниципальным предприятиям и муниципальным учреждениям имен выдающихся людей образован по инициативе Главы города Тамбова с учетом заключения постоянной комиссии по местному самоуправлению и защите прав граждан.

Состав Совета утвержден решением Тамбовской городской Думы IV созыва от 25 апреля 2008 г. № 626. После выборов депутатов Тамбовской городской Думы V созыва состав Совета был обновлен. Ранее Совет осуществлял свою деятельность при исполнительном органе (при мэре города Тамбова). Совет является совещательным коллегиальным органом при Главе города. В его состав вошли депутаты городской Думы, представители научных, культурных и общественных организаций, представители Администрации города Тамбова.

Совет по поручению Главы города обобщает поступившие на его имя предложения о наименовании и переименовании улиц, площадей, сооруженных памятников и монументов, по увековечиванию памяти выдающихся деятелей или исторических событий в названиях улиц и площадей, о присвоении муниципальным предприятия и муниципальным учреждениям имен выдающихся людей и подготавливает заключения с учетом мнения населения, проживающего на территории расположения объекта. Выявление мнения населения осуществляется путем проведения собрания граждан, проведение опроса, оповещение населения с помощью размещения публикаций в средствах массовой информации и на сайте Тамбовской городской Думы в сети Интернет.

Заключение Совета направляется Главе города, который вносит проект решения в городскую Думу, либо направляет заявителю обоснованный отказ о нецелесообразности принятия положительного решения по поставленному вопросу.

Ведущая: Насколько активным вы считаете участие населения в осуществлении местного самоуправления? Что делает городская Дума для вовлечения горожан в этот процесс?

А. В. Кондратьев: Успех реализации планов экономического и социального развития города во многом зависит от того, насколько ясны и понятны их цели населению, и насколько само население готово участвовать в их реализации.

Одной из главных составляющих местного самоуправления является участие людей, в том числе и непосредственное, в решении вопросов местного значения. Без сознательного их участия, заинтересованности в результатах работы местной власти деятельность последней становится ничем иным, как реализацией государственных функций – а это отступление от основных принципов местного самоуправления. Именно поэтому важной задачей является создание условий для вовлечения населения в деятельность местной власти, то есть в осуществление местного самоуправления.

Одним из наиболее эффективных способов решения данной задачи является формирование и развитие в городе целостной и эффективной системы информирования людей о деятельности городской власти и жизни города, создание устойчивых каналов "обратной связи", учета мнения горожан при принятии решений органами местного самоуправления. Значимость данного аспекта на сегодняшний день еще более возрастает в связи с проводимой реформой местного самоуправления.

Практика подтверждает, что органы власти наиболее успешно решают вопросы жизнеобеспечения территорий, работая не просто с населением, а с организованным населением. В настоящее время в городе осуществляют деятельность 337 территориальных общественных самоуправлений, созданных в домах многоквартирного и на улицах индивидуального жилищного фонда. Разработанная управлением нормативная база способствует развитию данной формы самоуправления на территории города. Такая форма общественного самоуправления как ТОС требует дальнейшего развития и совершенствования, т.к. они находятся ближе других институтов, как гражданского общества, так и государства, к реальным интересам населения муниципального образования. ТОСы активно участвуют в благоустройстве и озеленении дворовых территорий, осуществлении контроля за проведением капитального ремонта и т.д. Реализация одного из направлений деятельности ТОС – общественного контроля – может быть расширена. Для осуществления представителями ТОС общественного контроля в различных сферах жизнедеятельности в настоящее время отсутствуют организационно-правовые основы.

Разобщенность действий ТОСов и их территориальная разбросанность показали необходимость создания 18 координирующих органов – советов территорий, которые способствуют дальнейшему развитию территориального общественного самоуправления в городе. Границы их совпадают с границами избирательных округов.

На расширенных и рабочих заседаниях советов территорий председатели органов ТОС получают информацию о деятельности органов местного самоуправления, обсуждают актуальные вопросы жизнедеятельности города и принимают решения, которые носят рекомендательный характер. Такая форма работы позволяет выстроить партнерские отношения между властью и общественностью, а также способствует преодолению отчуждения людей от власти и повышает степень доверия и участия каждого в принятии решений, касающихся вопросов местного сообщества.

Органы власти, равно как и органы общественного самоуправления, должны признать, что своевременное и исчерпывающее информирование друг друга и местного сообщества в целом по вопросам выработки, реализации решений и оценки эффективности и последствий реализованных действий является определяющим для возникновения, внедрения и укрепления в нем атмосферы взаимного доверия местной власти и жителей.

Традиционными для информирования населения остаются встречи Главы города с общественным активом советов территорий, представителями некоммерческого сектора областного центра, участие депутатов Тамбовской городской Думы в работе "зеленых площадок" в летний период, работа депутатских центров на округах, размещение информации на стендах, расположенных на дворовых территориях многоквартирного жилищного фонда и в местах массового скопления горожан, привлечение населения к решению городских проблем через участие в общегородских проектах, конкурсах, акциях.

В соответствии с Уставом города Тамбова и полномочиями Главы города Тамбова относится создание и координация деятельности совещательных, консультативных и иных рабочих органов. При Главе города Тамбова действуют:

  • комиссия по наградам города Тамбова;
  • комиссия по именным стипендиям и единовременным премиям города Тамбова;
  • совет по рассмотрению предложений о наименовании и переименовании объектов в городе Тамбове, присвоению муниципальным предприятиям и муниципальным учреждениям имен выдающихся людей;
  • совет по монументальному искусству;
  • общественный комитет содействия развитию города

В состав комиссий и советов помимо депутатов городской Думы и представителей органов городской Администрации входят представители общественных организаций и объединений, науки, образования, культуры. В декабре 2012 года начал осуществлять свою деятельность молодежный совет. Общественная составляющая при принятии важных управленческих решений – значимый фактор в работе Тамбовской городской Думы.

Ведущая: Насколько живо и содержательно проходят публичные слушания? Какова активность представителей трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций города, членов общественных объединений и всех заинтересованных жителей Тамбова относительно принятия решения в публичных слушаниях?

А. В. Кондратьев: Публичные слушания – одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, привлечения граждан к обсуждению вопросов, находящихся в компетенции муниципальной власти.

 Посредством участия в слушаниях граждане имеют возможность влиять на процессы принятия общественно значимых решений путем выражения собственных мнений.

Так как тематика слушаний затрагивает интересы значительных групп населения города, соответственно, участниками слушаний являются представители трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций города, общественных объединений и жители областного центра. Участники вправе обсуждать проект муниципального правового акта на публичных слушаниях и представлять в письменной форме свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту.

Предложения экспертов, иных участников публичных слушаний должны быть обоснованными. Обоснованиями предложений по обсуждаемым проектам муниципальных правовых актов или вопросам могут являться:

– приведение в соответствие с федеральным законодательством, законами Тамбовской области, решениями городской Думы;

– защита прав и интересов граждан;

– сохранение объектов культурного наследия;

– защита окружающей среды;

– предупреждение катастроф и чрезвычайных ситуаций;

– иные обоснования.

Рабочая комиссия для организации и проведения публичных слушаний определяет перечень должностных лиц, специалистов, организаций и представителей общественности, приглашаемых к участию в публичных слушаниях в качестве экспертов, направляет им официальные приглашения с просьбой дать свои рекомендации и предложения по проектам муниципальных правовых актов, выносимым на обсуждение.

Ведущая: Насколько активным было участие прокуратуры в деятельности Думы этом году?

А. В. Кондратьев: За Тамбовской городской Думой осуществляет надзор прокуратура Ленинского района города Тамбова. Взаимодействие городской Думы с прокуратурой осуществляется в постоянном режиме. Все проекты решений в обязательном порядке направляются на рассмотрение прокурора, который всегда имеет возможность внести свои предложения и поправки. Кстати, прокурор Ленинского района города Тамбова в соответствии с Уставом города является самостоятельным субъектом правотворческой инициативы. В прошедшем году прокурор пользовался своим правом внесения проектов решений. В частности, по инициативе прокурора в феврале 2012 года было скорректировано решение городской Думы "Об установлении нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия на территории городского округа – город Тамбов".

Кроме того, с удовлетворением можно сообщить, что в 2012 году между прокуратурой Ленинского района города Тамбова, Тамбовской городской Думой и администрацией города Тамбова было заключено соглашение о взаимодействии в сфере правотворчества.

Ведущая: Какова общая статистика нормотворческой деятельности городской Думы за 2012 год?

А. В. Кондратьев: В период с января по ноябрь 2012 года проведено 17 заседанийгородской Думы, в том числе 6 внеочередных, на которых рассмотрено 303 проекта решения, принято 291 решение.

Ежемесячно проходили заседания комитетов городской Думы. Проведено 114 заседаний комитетов, на которых рассмотрено 581 вопрос.

Примечание. Таблица.

 

п/п

Комитет

Состоялось

заседаний

Рассмотрено

вопросов

1.

По местному самоуправлению и защите прав граждан

21

119

2.

По социально-экономическому развитию и бюджету

21

71

3.

По городскому хозяйству

30

132

4.

По муниципальной собственности и развитию предпринимательства

30

200

5.

По безопасности и противодействию коррупции

12

59

Ведущая: В минувшем году практически половина решений, принятых городской Думой, была посвящена вопросам муниципальной собственности. Какое направление стало приоритетным в текущем году?

А. В. Кондратьев: В период с января по ноябрь текущего года Тамбовской городской Думой принято 291 решение, из них:

122 решения – по вопросам муниципальной собственности (из них – 70 решений по вопросам приватизации); 5 решений – о внесении изменений в инвестиционные программы; 2 решения – об установлении надбавок к тарифам на услуги; 3 решения – по вопросам ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения; 35 решений – в рамках осуществления контроля (утверждение отчетов, рассмотрение информаций); 43 решения – по вопросам деятельности органов местного самоуправления города Тамбова; 17 решений – по вопросам награждения. В 2012 году приняты следующие решения: О внесении изменений в Устав города Тамбова (25.07.2012 № 681); О Стратегии социально-экономического разви­тия города Тамбова до 2020 года (23.05.2012 № 584); О Правилах со­держания домаш­них животных в го­род­ском ок­руге – город Там­бов (23.05.2012 № 585); три решения – О внесении изменений в решение Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 № 949 "О новой редакции Правил благоустройства и содержания территории городского округа – город Тамбов" (23.05.2012 № 586, 28.09.2012 № 713, 31.10.2012 № 752); О внесении изменений в решение Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 № 74 "Об установлении земельного налога на территории го­рода Тамбова" (31.10.2012 № 733);

Ведущая: Как вы оцениваете уровень правовой культуры тамбовчан? Научились горожане правильно понимать и трактовать нормативно-правовые акты, правильно ориентироваться в огромном информационно-правовом пространстве?

А. В. Кондратьев: На современном этапе развития России задача борьбы с правовым нигилизмом и коррупцией, провозглашенная Президентом РФ, не может быть решена без обеспечения гарантированного ст. 48 Конституции РФ права на получение квалифицированной юридической помощи, для реализации которого необходимо объединение усилий представителей научной общественности, практикующих юристов, органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий и общественных объединений.

Интенсивный процесс законотворчества, который мы сейчас наблюдаем, незнание или недоступность юридических услуг может привести к еще большему ухудшению положения и без того социально незащищенных слоев населения. Ведь, к сожалению, многие горожане остаются неграмотными в правовых вопросах, поэтому, зачастую, не могут отстоять свои интересы в суде, на приеме у чиновников, в магазине или кабинете работодателя. Действительно весьма трудно разобраться и со всем количеством самых разнообразных законов, число которых только продолжает расти.

На сегодняшний день низкий уровень правовой и политической культуры части представителей городского сообщества остается питательной средой для разного рода негативных проявлений. Отсюда возникает очевидная потребность в создании эффективной системы услуг по оказанию юридической помощи и правовой поддержки населению на безвозмездной основе.

С 15 января 2012 года вступил в силу Федеральный Закон от 21 ноября 2011 г.  № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", нормами которого установлены главные гарантии реализации гражданами прав на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. 23 ноября 2012 в Тамбовской городской Думе была организована рабочая встреча с представителями некоммерческих организаций, юридических клиник и органов студенческого самоуправления высшего профессионального образования.

В диалоге с высшим должностным лицом областного центра приняли участие представители Администрации города Тамбова, автономной некоммерческой организации "Юридический Центр "Гарант", Тамбовской местной общественной организации "Содружество молодых юристов", Тамбовского регионального отделения "Ассоциация юристов России", студенты Института права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, преподаватели и студенты Тамбовского филиала Российского нового университета, сотрудники Централизованной библиотечной системы города, члены молодежного совета при Главе города Тамбова.

Встреча была посвящена обсуждению актуальных вопросов, связанных с деятельностью в сфере правового просвещения и юридической помощи, оказываемой населению на безвозмездной основе. Опытом своей работы поделились как вновь сформированные юридические клиники, так и объединения, занимающиеся этой проблемой еще до вступления в действие Федеральный Закон от 21 ноября 2011 г.  № 324-ФЗ.

Особое внимание уделялось вопросам взаимодействия организаций, оказывающих юридическую помощь, с органами местного самоуправления. Все участники встречи были единодушны в стремлении действовать в едином информационном пространстве.

По итогам встречи были приняты ряд рекомендаций по основным направлениям взаимодействия органов местного самоуправления и социально ориентированного некоммерческого сектора города. В частности, рекомендации по вопросу оказания юридической помощи населению на безвозмездной основе

На принципах социального партнерства общественным объединениям предоставляются нематериальные виды помощи, а именно – помещения, находящиеся в муниципальной собственности, для проведения приемов населения, информационная поддержка, присутствует организационно-техническая составляющая совместной деятельности.

На основании вышеизложенного участники встречи считают необходимым выделить основные направления взаимодействия муниципальной власти, некоммерческих организаций, юридических клиник и органов студенческого самоуправления высшего профессионального образования в сфере оказания горожанам бесплатной юридической помощи, повышения правосознания и правовой грамотности населения:

1. Закрепление от органов местного самоуправления (от Тамбовской городской Думы – отдел общественных связей, от Администрации города Тамбова – управление по связям с общественностью) координаторов для осуществления взаимодействия с некоммерческими организациями, юридическими клиниками и органами студенческого самоуправления высшего профессионального образования по вопросам оказания юридической помощи горожанам и правового просвещения населения.

2. Активизация работы органов местного самоуправления по всесторонней информационной поддержке деятельности Центров правовой помощи и информации, Консультативных пунктов по оказанию юридической помощи населению, Студенческих правовых бюро посредством размещения информационных материалов с графиками приемов населения, планированием единых дней оказания бесплатной юридической помощи, обозначением планов проведения семинаров и встреч по правовому просвещению:

– на интернет – порталах Тамбовской городской Думы, Администрации города Тамбова, подведомственных учреждений и организаций;

– в городском общественном транспорте при условии обязательного контроля со стороны Администрации города Тамбова (управление по связям с общественностью) за своевременностью и актуальностью размещаемых объявлений информационного характера;

– на дворовых территориях многоквартирных домов, в муниципальных учреждениях, где осуществляется прием населения, в Центрах развития советов территорий;

– в печатных СМИ, на внешних городских информационных носителях, используя рекламные конструкции: светодиодные экраны, билборды, конструкции сити-формата, информационные щиты;

– в информационных сообщения городского радио.

3. Своевременное предоставление некоммерческими организациями, юридическими клиниками, другими заинтересованными организациями необходимой информации о своей деятельности по вопросу оказания бесплатной юридической помощи, а также об изменениях в графиках приема населения в Центрах правовой помощи и информации, Консультативных пунктах по оказанию юридической помощи населению, Студенческих правовых бюро.

4. Обязательное указание перечня видов правовой помощи, которая оказывается населению бесплатно некоммерческими организациями, юридическими клиниками, другими заинтересованными организациями, при предоставлении органам местного самоуправления информации о Центрах правовой помощи, Консультативных пунктах., так как одни центры правовой помощи могут оказывать только консультации, а другие – помощь в составлении юридически значимых документов и представительство в суде.

5. Определение временного порядка оказания бесплатной юридической помощи в экстренных случаях, хотя бы в формате консультаций, координаторами от органов местного самоуправления совместно с представителями некоммерческого сектора, органами студенческого самоуправления, так как Закон Тамбовской области №188-З предусматривает порядок принятия решений об оказании бесплатной юридической помощи в экстренных случаях и обеспечения их исполнения, но в настоящее время данный порядок в Тамбовской области (также и в городе Тамбове) пока не определен.

6. Обеспечение PR-продвижения деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций по вопросам оказания юридической помощи населению, как со стороны органов местного самоуправления, так и некоммерческого сектора.

7. С целью уменьшения социальной напряженности населения использование депутатами Тамбовской городской Думы потенциала некоммерческих организаций, юридических клиник по оказанию юридической бесплатной помощи в работе общественных приемных трех уровней:

– региональной общественной приемной Председателя Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Д.А.Медведева;

– общественной приемной городского местного отделения Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ";

– общественных приемных в депутатских центрах на избирательных округах.

8. С целью уменьшения социальной напряженности населения использование в работе Администрации города Тамбова, отдела по работе с населением и обращениями граждан, отдела общественных связей Тамбовской городской Думы потенциала некоммерческих организаций, юридических клиник по оказанию бесплатной юридической помощи.

9. Проведение органами местного самоуправления мониторинговых исследований эффективности деятельности некоммерческого сектора, юридических клиник высшего профессионального образования по вопросу качества предоставляемых юридических услуг на безвозмездной основе и правового просвещения населения Тамбова.

10. Осуществление непосредственного взаимодействия органов муниципальной власти и некоммерческого сектора в выявлении и решении различного рода проблем с целью достижения общественного согласия, и создания условий для социального развития городского округа – город Тамбов; укрепления доверия горожан к органам местного самоуправления.

Только объединившись, мы сможем достичь большего, так как все действуем в интересах жителей!

Ведущая: Алексей Владимирович, по содержанию нашей беседы совершенно очевидно, что уходящий год был весьма активным для Тамбовской городской Думы. Мы искренне желаем Вам такой же активности и больших результатов в новом году во благо тамбовчан!

А.В. Кондратьев: Был рад поделиться с Вами результатами нашей работы, планами на перспективу, все они связаны с желанием сделать комфортной жизнь в нашем городе, это наша общая задача и пусть она успешно реализуется в новом году!





Читать ГАРАНТ.РУ в и