Поддержка малого и среднего бизнеса. Экономическое будущее Ивановской области

11 ноября 2012 года в конференц-зале ООО "Гарант-Инфо" состоялась интернет-конференция начальника Департамента экономического развития и торговли Ивановской области Давлетовой Светланы Валентиновны.

Ведущая интернет-конференции Екатерина Мясникова, специалист по связям с общественностью компании ООО "Гарант-Инфо".

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория, уважаемые гости! Разрешите представить участника нашей интернет-конференции – начальника Департамента экономического развития и торговли Ивановской области Давлетову Светлану Валентиновну. Мы начинаем нашу интернет-конференцию, тема которой "Поддержка малого и среднего бизнеса. Экономическое будущее Ивановской области". 

Светлана Валентиновна, каковы промежуточные итоги 2012 года по долгосрочной целевой программе Ивановской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ивановской области на 2009-2013 годы"? Что ждет нас в 2013 году?

Давлетова С.В.: Как Вы уже упомянули, на территории Ивановской области действует программа по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Ивановской области на 2009-2013 годы.

В соответствии с приоритетом Минэкономразвития РФ и в этом году мы очень тщательно подошли к наполнению мероприятиями данной программы, очень плотно взаимодействовали с нашими общественными организациями, например, с Опорой России, которая непосредственно представляет интересы всего малого бизнеса Ивановской области. Мы включили ряд новых программных мероприятий – это субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитным договорам на строительство и реконструкцию зданий производственного значения, на техническое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, на подготовку и повышение квалификации кадров, а также на разработку, приобретение и обновление интернет-портала. На выполнение мероприятий в этом году было направлено из областного бюджета 62,5 млн рублей и из федерального бюджета 243,8 млн рублей.

В рамках программы у нас реализуется такой проект как поддержка инфраструктуры индустриального парка Родники. В целом пока у нас один индустриальный парк работает за счет федеральных и областных средств, поэтому мы будем сегодня говорить о нем, а потом я расскажу о некоторых проектах, которые предполагаются к реализации. На индустриальный парк в этом году из областного бюджета выделены средства в размере 36,7 млн рублей и из федерального бюджета 147 млн рублей. За 10 месяцев текущего года нами уже освоено 76,4 млн рублей.

На какие мероприятия уже потрачены деньги и в каком объеме – конкретизирую. На уплату первоначального взноса при заключении договора лизинга мы освоили 20,6 млн рублей, на уплату процентов по кредитам и лизинговым договорам на приобретение оборудования – 9,6 млн рублей, на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам микрофинансовыми институтами для кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – 4,2 млн рублей, на аренду выставочных площадей – 1,3 млн рублей, на создание интернет-порталов предпринимателей – 200 тыс. рублей, на уплату процентов по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность – 13 тыс. рублей. Оговорюсь, почему такая небольшая сумма. Это сейчас не востребовано, нужно понимать, что деньги выделяются по запросу, по заявлению субъектов малого предпринимательства. Также на проведение рекламно-информационной кампании о возможности получения государственной поддержки – это новое мероприятие, которое включено в программу для повышения уровня информированности малого бизнеса о том, что сегодня делается и какая поддержка оказывается – сегодня освоено уже 1,5 млн рублей. И, как я уже говорила, на создание промышленного индустриального парка сегодня освоено 39 млн рублей.

Сразу скажу о том, что с каждым годом количество малых и средних предпринимателей, которым мы оказываем финансовую форму поддержки растет. Уже в этом году за соответствующий период мы оказали финансовую форму поддержки 260 субъектам малого предпринимательства.

Что касается перспектив, я думаю, что до конца года мы освоим те средства, которые остались. До сих пор мы принимаем заявки от субъектов малого предпринимательства, они все будут рассмотрены, поэтому я надеюсь и жду, что предприниматели будут активны и заявятся к нам в департамент за поддержкой. То, что касается 2013 года. Перспективы – как минимум все те мероприятия, которые сегодня реализуются программой, будут сохранены, но, конечно, приоритет мы будет отдавать тем мероприятиям, по которым более востребована поддержка, куда больше заявились предприниматели. Посмотрим, как это будет выглядеть по итогам 2012 года и уже соответственно перераспределение пойдет на 2013 год именно на те мероприятия, которые востребованы малым бизнесом. Это кратко то, что сегодня и то, что на перспективу. 

Ведущая: Расскажите подробнее об индустриальных парках, каково их значение для региона? В чем выгода для жителей области?

Давлетова С.В.: Сначала стоит отметить, что наряду с индустриальным парком Родники, который сегодня развивается на основе использования механизма государственно-частного партнерства, поскольку мы привлекаем здесь средства бюджетов двух уровней и частные инвестиции, на сегодняшний день на территории области уже зарегистрированы два индустриальных парка – Кинешма и Иваново-Вознесенск. Мы о них пока не говорим в полной мере, потому что они сейчас развиваются как частные индустриальные парки. По индустриальному парку Кинешма уже есть серьезные подвижки, разработана концепция его развития, его инфраструктуры. По Иваново-Вознесенску мы сейчас отрабатываем все моменты, которые будет необходимо дальше непосредственно с управляющей компанией решать для того, чтобы в дальнейшем заняться уже развитием, по возможности с привлечением бюджетных средств, непосредственно этих индустриальных парков.

Я думаю, что это хорошая перспектива для развития муниципалитетов. Я также справочно могу сказать, что на сегодняшний день в Российской Федерации практически во всех субъектах существуют индустриальные парки, технопарки – все зависит от юридической правовой формы. Сейчас их 200. Большинство этих парков было создано на зеленых площадках, то есть с нуля. К сожалению, мы единственная область, где производственные площадки, серьезные, оставшиеся нам в наследство, что называется, еще от советских времен, не используются таким образом. Все знают, что монопрофильность нашего региона нам также досталась в наследство и многие предприятия в муниципалитетах являются не только градообразующими, но и муниципально образующими, это серьезные предприятия, площадки которых сейчас простаивают. Выбранный подход мы для себя считаем оптимальным – именно развивать индустриальные парки на существующих производственных площадях старых предприятий.

Что это дает муниципалитету? В первую очередь, если мы будем рассматривать на примере индустриального парка Родники – это создание новых рабочих мест, что ведет за собой и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней и подоходные налоги и все то, что связано с осуществлением любого бизнеса. Сейчас в Родниках 27 компаний производственного профиля, всего 36 резидентов в индустриальном парке. Кроме рабочих мест, это дает развитие инфраструктуры. Сейчас индустриальный парк для города Родники является не только градообразующим с точки зрения рабочих мест, но и определенным объектом социальной инфраструктуры. Там находится и мини-ТЭЦ газовая новая, которая была построена инвестором и снабжает не только резидентов индустриального парка, но и другие муниципальные предприятия, тарифы значительно ниже, чем у других компаний, которые предоставляют услуги по энергоносителям. Надеемся, что в перспективе индустриальные парки будут точками экономического развития этих муниципалитетов. Не надо бояться внутренней миграции не только с точки зрения рабочей силы, но и предприятий, когда они будут концентрироваться в тех муниципалитетах, где более благоприятные созданы условия, это позволит им отчасти конкурировать друг с другом, а мы знаем, что в здоровой конкуренции рождаются хорошие условия для развития бизнеса.

Что касается индустриального парка Родники, полностью реконструирована в прошлом году вся дорожная сеть, которая находится на территории парка, проведено благоустройство. В этом году мы планируем направить на его развитие 295 млн рублей. В планах – строительство железнодорожного терминала погрузки-разгрузки, работа по подведению сетей инженерной инфраструктуры к площадке в 44,7 га, продолжение работ по благоустройству парка. Что касается площадки – это абсолютно зеленая площадка, которая будет пока единственной в регионе, она будет полностью подготовлена со всей инженерной инфраструктурой для инвестора – мы расширяем зону индустриального парка – это готовая зеленая площадка, то к чему мы стремимся, с полным пакетом документов, освобожденная от каких-либо обременений.

Индустриальный парк в Кинешме развивается на базе предприятия "Автоагрегат", концепция разработана, утверждена и я думаю, что дальше мы будем двигаться в направлении разработки проектно-сметной документации на те объекты инфраструктуры, в которых будет нуждаться индустриальный парк, чтобы дальше развиваться и привлекать на свою территорию инвесторов. Вы знаете, что ряд инвесторов пришли в кинешемский индустриальный парк, выбран профиль машиностроения, тяжелой промышленности. Если в Родниках базисный якорный инвестор – это текстильные предприятия, то здесь больше идет ориентация на машиностроительный комплекс. Те инвесторы, которые сегодня в Кинешме есть, дают точку для развития малого бизнеса, смежников. 

Ведущая: Каково будущее Ивановской области в отношении текстильной промышленности?

Давлетова С.В.: Мы все прекрасно понимаем, что тех объемов производства, того количества предприятий, которое было ранее на территории области – я имею ввиду советские времена, когда действительно регион нес на себе функцию текстильного края, который снабжал не только Российскую Федерацию, но и весь Советский союз текстилем, сейчас нет. Мы понимаем, что спрос рождает предложение, а он резко упал, поскольку государство стало другим. Но сегодня сохраняется ядро устойчивости из наших текстильных компаний – ТДЛ, Шуйские ситцы, Нордтекс, Ивановское текстильное объединение, которые позволяют говорить о том, что текстильная отрасль в Ивановской области жива. Мы по-прежнему сохраняем, пусть и в меньших количественных позициях, преимущество, позиции текстильного края, поскольку только 1% всей текстильной продукции выпускается за пределами Ивановской области, 99% – у нас.

Если мы будем находиться в том низком сегменте, в котором мы сегодня находимся, и не будем двигаться вперед, то есть в улучшение ассортимента, поисках принципиально нового ассортимента, развития не будет. Мы неоднократно говорили о том, что субъект намерен реализовывать такой проект, как строительство комбината по производству синтетического волокна – только инновации и новый ассортимент продукции позволит нам серьезно конкурировать не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом. Понятно, что таким образом мы уйдем от зависимости от хлопка, поскольку производство должно находиться там, где произрастает сырье – Узбекистан в этом направлении очень серьезно и успешно продвигается, создает новые промышленные площадки, поэтому конкурировать нам будет все сложнее и сложнее.

Что мы связываем со строительством нового комбината. Сегодня рынок производства синтетического волокна в России не осваивается никем. Я думаю, что та поддержка, которая сегодня нам оказывается на федеральном уровне – и президентом, и председателем Правительства, станет хорошим подспорьем, уже ряд совещаний в Правительстве по этом вопросу проведен. Это даст серьезный толчок в целом и развитию текстильной промышленности. Кроме того, якорные предприятия создают условия для развития их смежных производств – это и швейное производство, и те текстильные предприятия, которые есть на территории области и могут присоединиться к реализации этого проекта и не только в части финансирования, но именно по выпуску принципиально новой продукции. Много иностранных инвесторов уже высказывают свои намерения, что в случае открытия такого производства на территории области, придут сюда и организуют те предприятия, которые будут потреблять синтетическое волокно, которое мы будем производить.

Поскольку мы сегодня говорим о малом бизнесе, наверное, нужно сказать, что около 270 малых и средних предприятий работают именно в текстильной отрасли, заняты сегодня более 1200 человек. Серьезно мешает в этом сегменте контрафакт и контрабанда. Все те меры государственной поддержки, которые существуют, к сожалению, недостаточны. Последнее совещание, которое мы проводили в рамках форума "Золотое кольцо" с комиссией Совета Федерации, в очередной раз подтвердило, что существующие меры недостаточны не только для борьбы в этом направлении, но и в связи с вступлением России в ВТО. Нужны кардинально новые действия, я думаю, что все те намерения, которые были нами высказаны, протокол с Советом Федерации у нас уже подписан, будут очень серьезно рассматриваться на уровне Федерального Правительства и будут приняты. 

Ведущая: Какая ситуация с коррупцией на данный момент?

Давлетова С.В.: Конечно, это вопрос для соответствующих контрольно-надзорных органов, которые и ведут эту работу, это больше вопрос к УВД. Я, как руководитель органа исполнительной власти, скажу о том, что мы должны рассматривать заявления от граждан, юридических лиц, которые поступают в Департамент. Если вдруг усматривается в действиях сотрудников Департамента коррупционная составляющая, мы должны принять меры. Сегодня я с радостью заявляю, что таких заявлений не поступало.

С точки зрения коррупции, все наши нормативно-правовые документы, которые создает не только Департамент, но и все органы исполнительной власти, проходят оценку на коррупционную составляющую. Они вывешиваются в сеть в общедоступном формате и все соответствующие министерства и ведомства с точки зрения юридических моментов их отсматривают и если усматривается коррупционная составляющая, нам на это указывают, и мы корректируем.

Ведущая: Достаточно много внимания уделяется продаже алкогольной продукции. Каковы цели и результаты этой деятельности?

Давлетова С.В.: Конечно, этому уделяется большое внимание, поскольку на сегодняшний день рынок этот несовершенен с точки зрения наличия на нем, очень много фактов мы выявляем, продукции, которая не соответствует качеству, то есть поддельная продукция, и продукция, которая реализуется с поддельными акцизными марками. Также мы отслеживаем ситуацию по ряду нормативно-правовых актов, которые были нами приняты – время продажи алкогольной продукции, продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.

Я, как руководитель Департамента, наделена полномочиями вынесения административных штрафов по административным правонарушениям. Нами на сегодняшний день привлечено к административной ответственности 50 торговых точек, которые реализуют алкогольную продукцию, по судебным решениям мы наложили штраф на общую сумму более 500 000 рублей. То, что касается непосредственно моих постановлений, мы взыскали около 700 000 рублей, это серьезное пополнение в бюджет. На самом деле, это не самоцель – собрать больше штрафов.

Цель у нас одна – сделать этот рынок цивилизованным. Буквально два месяца назад в одном из муниципальных образований в центре двора была закрыта торговая точка, в которой было нарушено практически все. Таких недобросовестных предпринимателей просто нужно убирать с рынка. Именно те штрафы, которые мы накладываем, серьезные суммы от 500 тыс. рублей, не представляют дальше им возможности осуществлять свою деятельность. Человек торговал без лицензии, без акцизных марок, продавал несовершеннолетним и нарушал временное ограничение продажи алкогольной продукции. Таких фактов становится меньше, потому что крупные торговые сети этим не грешат, все четко отслеживается. К сожалению, пока не все работают в том законодательном поле, которое сегодня существует. Я думаю, что мы всегда будем обращать самое серьезное внимание на это и сведем к минимуму эти нарушения. 

Ведущая: Когда для бизнеса появится возможность брать кредиты под низкие проценты?

Давлетова С.В.: Эта возможность есть и сегодня, но, к сожалению, не посредством банков. Хотя сейчас многие, в том числе Сбербанк, новый пакет для малого и среднего бизнеса разрабатывают, процент медленно, но верно снижается. Конечно, сейчас бизнесу очень сложно кредитоваться и не только с точки зрения высоких ставок, но и отсутствия длинных денег – займа на определенный период, который бы позволил с меньшими затратами возмещать этот кредит.

Что касается ставки, то в программе поддержки, о которой мы сегодня говорим, существует субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам – 2/3 от ставки рефинансирования. Также я хочу обратить внимание предпринимателей, которые реализуют инвестиционные проекты, они могут также заявится к нам в Департамент, пройдя соответствующую процедуру – Межведсовет. В этом году у нас возмещалось по привлекаемым кредитам на инвестиционные цели 1/2 ставки рефинансирования, на следующий год – это уже согласовано и внесен законопроект – эта ставка будет повышена до 2/3. На эти цели сегодня в бюджете предусматривается около 42 млн рублей. Я думаю,что эта сумма сохранится на следующий год. Отмечу, что также поддержка оказывается Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, где микрозаймы до 1 млн рублей можно получить на год под невысокие ставки, проценты, которые значительно ниже, чем в банках. Об этой форме поддержки тоже не стоит забывать. 

Ведущая: Многие компании – представители малого и среднего бизнеса – имеют в числе клиентов большое количество бюджетных организаций с большой дебиторской задолженностью из-за недостатка федерального финансирования, что в результате приводит к кризисным ситуациям. Как решается этот вопрос? Какие выходы из сложившейся ситуации существуют?

Давлетова С.В.: В первую очередь отмечу, что от этого никто не застрахован, потому что в период заключения контракта все эти моменты и риски надо предусматривать. Если это бюджетное учреждение, оно не может просто так взять и объявить конкурс и являться государственным заказчиком по какому-либо проекту. Оно обязательно должно быть подкреплено бюджетными ассигнованиями, то есть тот предприниматель, который собирается на конкурс, может посмотреть бюджет, есть ли такая строка и если она есть, то вероятность неуплаты равна нулю.

А если такие моменты возникают, то в соответствии с административным кодексом, я всем предлагаю решать эти вопросы в Арбитражном суде, это нормальная практика, будь то государственное или негосударственное учреждение – это никому не позволяет нарушать те договоренности, которые обозначены в контракте. Я считаю, что предприниматель имеет полное право обращаться в суд для решения этих вопросов. 

Ведущая: Как получить инвестиции под стоящий проект, нужный для развития региона? К кому обратиться за помощью?

Давлетова С.В.: В бюджете региона нет такой формы поддержки, как создание фонда для реализации инвестиционных проектов. Такие венчурные фонды существуют в России в основном под инновационные разработки, которые очень рискованны. Финансирование идет под проекты, которые обладают наименьшими рисками и очень серьезно проработаны.

К сожалению, сегодня заемные средства для осуществления инвестиционных намерений – это пока только средства наших кредитных организаций. Фонд поддержки малого предпринимательства также оказывает такого рода поддержку, но на возвратной основе. За консультациями по этим вопросам можно всегда обращаться в Департамент, если кого-то интересует, где можно получить кредит на осуществление своих инвестиционных целей, мы всегда можем подсказать. 

Ведущая: Единственным вариантом избежать уплаты федеральных налогов (42% от зарплаты сотрудника, включая 13%, которые вычитаются из зарплаты) видится вывод части зарплаты в "черную", что делать?

Давлетова С.В.: К сожалению, до сих пор существуют недобросовестные налогоплательщики. Кого они наказывают? Если речь идет о социальных выплатах с фонда оплаты труда – риски принимают работники, это гражданская позиция. Если я хочу иметь какое-то будущее и хочу, чтобы у меня формировались пенсионные накопления, был полный социальный пакет – это выбор мой, выбор самого наемного работника, который идет на эти условия. Тоже самое и с подоходным налогом, поскольку предприниматели не являются плательщиками, налог передают в бюджет, исчисляя со своих работников. Подоходный налог формирует в большей степени бюджет, то есть о чем можно спрашивать с бюджета, если мы туда ничего не вкладываем.

Ради справедливости отмечу, что с точки зрения экономики шаг по повышению страховых взносов, думаю, был не совсем взвешен, и вы помните, какая была "чехарда" с тем, что сначала установили одну ставку, затем все-таки ее снизили. Та тенденция, которая сейчас существует в структуре бизнеса, а именно разукрупнение средних предприятий и та статистика налоговых поступлений, отчислений в бюджеты всех уровней, будет проанализирована Федерацией. Мы не единственный субъект, который поддерживает инициативу бизнеса по снижению этих ставок. Я думаю, что в будущем Федерация пересмотрит этот момент, потому что все, что сегодня происходит, подталкивает к такому решению. 

Ведущая: Высокая арендная плата торговых точек приводит к необходимости переезжать в менее проходимые места, а в конечном варианте – закрывать производство и торговлю, каков выход из этой ситуации?

Давлетова С.В.: Здесь сложно спорить, потому что два хозяйствующих субъекта заключают договор и любой арендатор прекрасно понимает, что входит в структуру формирования арендной платы – это и местоположение торговой точки, ассортимент, которым он торгует, потому что маркетинговые исследования арендодателя позволяют ему судить о том, с кого он может здесь получить больше выгоды, а цель каждого бизнеса – это извлечение прибыли.

Если совсем нет возможности торговать в крупных торговых центрах, я бы предложила выходить с инициативой создания ярмарок на уровень муниципалитетов, тем более что мы сейчас с ними в этом направлении вплотную работаем. На территории субъекта действует много ярмарок и не только выходного дня, также существуют рынки. Стоимость торговых мест разнится от 17 до 350 рублей в день. Я думаю, что это очень значительное послабление, конечно, условия не столь комфортные, это улица, но и стоимость здесь другая. Например, стоимость торгового места на ярмарке в Гав-Посадском районе – 17 руб. кв. м. в день, Комсомольском районе – от 40 до 50 руб. кв. м. в день, в г. Плес Приволжского района – от 260 до 350 руб. место в день или 500 руб. место в месяц, г. Иваново – от 100 до 170 руб. кв. м. в день. Плес бьет все рекорды, там спрос хороший и проходимость, что и позволяет предпринимателю оплачивать такую аренду. Это один из вариантов, остальное – это те риски, которые на себя берет предприниматель и он должен это все просчитать и понимать, что арендатор вправе выставлять эти условия. Если все же возникают какие-то моменты, то их можно оспорить в суде, если в договоре усмотрено нарушение факта предоставления арендуемой площади. 

Ведущая: Каким сейчас должен быть бизнес, чтобы у него было будущее?

Давлетова С.В.: Время стихийности и, как говорят, "предпринимательского чутья", уходит. Конечно, нужно иметь определенные черты характера, предпосылки, но в первую очередь – это должна быть абсолютная грамотность и понимание того, чего ты хочешь и того, что ты можешь. Я говорила о том, что одно из мероприятий, которое мы предусматриваем в программе, это повышение квалификации, то есть предприниматель должен четко уметь рассчитывать все свои риски и прибыли. Без специального образования, без квалифицированных работников сегодня бизнес существовать не может. Я вижу, что уровень индивидуальных предпринимателей очень сильно растет. Если раньше при встрече с малым бизнесом мы видели, что понимания того, что вообще происходит, как бизнес существует, как его строить, практически не было, то сегодня я слышу абсолютно грамотно, логически выстроенные вопросы в свой адрес, люди понимают то, о чем они спрашивают и то, чего они хотят.

Также и с тем пакетом документов, которые мы сегодня собираем, я не скажу, что он очень емкий или сложный, все предельно просто, но и отношение бизнеса к этому уже совершенно другое. Если раньше они терялись и не знали, в какой графе, что записать, то сегодня посредством интернет-портала малого бизнеса они самостоятельно многие документы получают, оформляют и приносят абсолютно готовый пакет документов. Я думаю, что только самосовершенствование не только в малом бизнесе, но и во всех отраслях позволит сегодня бизнесу успешно развиваться.

С нашей стороны, со стороны органов исполнительной власти всех уровней нужна более стабильная ситуация в экономике и более стабильное налоговое законодательство, потому что для прогнозирования надо понимать базу, от чего отталкиваться и понимать, что ждет в перспективе. К сожалению, сейчас происходят колебания то с налоговыми ставками, то с другими нововведениями, то в бюджетном кодексе, то в налоговом кодексе и бизнесу не всегда просто спрогнозировать свое будущее. Я надеюсь, что вместе мы добьемся успешного развития. 

Ведущая: Каков трудовой потенциал региона? Что делать с утечкой кадров?

Давлетова С.В.: Я уже говорила, что не надо бояться миграции. Понятно, что уезжая на работу в другие регионы, люди там получают заработную плату, оставляют там налоги – конечно, это одна из проблем экономики. Наша задача создать нужные условия, все то, о чем мы сегодня говорили отчасти решает эти проблемы, что в конечном счете приводит к меньшему оттоку рабочей силы.

Общая численность трудовых ресурсов в Ивановской области по итогам 2011 года составила 626 279 человек, при этом среднегодовая численность рабочих и служащих, занятых в экономике – 490 975 человек, в том числе в обрабатывающем производстве – 122 333 человек, оптовой и розничной торговле, сфере услуг – 93 456 человек, здравоохранении и предоставлении социальных услуг – 37 216 человек, образовании – 40 431 человек, в сельском хозяйстве – 31 072 человек, строительстве – 29 374 человек, прочих видах экономической деятельности – 137 093 человек. Потенциал трудовой есть.

И Департамент, и Комитет по труду и содействию занятости населения реализуют программы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, в частности уже 16 предпринимателей из числа безработных граждан оформили микрозаймы и получили такую форму поддержки, открыли свое дело. Я думаю, что эта программа будет пользоваться спросом. Деньги там не большие, сразу открыть большой бизнес невозможно, но трудоустроить себя и еще несколько человек вполне реально.

Цифры пока очень скромные. В 2010 году такой формой поддержки воспользовались 6 человек, в 2011 – 8. Динамика хорошая, здесь все зависит еще от активности самого населения, самих безработных граждан. Общая сумма займов, полученных предпринимателями в Фонде в 2012 году превысила 9 млн рублей. В расчете на одного человека микрозайм составил от 60 до 110 тыс. рублей. Все зависит от активности, я понимаю, что не все имеют способности к предпринимательской деятельности, но пробовать нужно. 

Ведущая: Возможно ли сделать выставки и ярмарки для бизнеса бесплатными для непосредственных участников?

Давлетова С.В.: В рамках программы, о которой мы сегодня говорим, существует такая форма поддержки, как субсидирование части затрат по выставочным площадям. Совсем пока освободить от выплат мы не можем, действует норма 2/3 от арендной платы. Я считаю, что это неплохая форма поддержки и она востребована. Сколько мы реализуем программу – всегда есть спрос и выбираются все деньги, иногда даже мы перераспределяем, чтобы добавить. 

Ведущая: Какие вопросы от граждан являются наиболее распространенными?

Давлетова С.В.: Чаще обращаются по тем вопросам, который непосредственно связаны с деятельностью Департамента экономического развития. По количеству функций, обязанностей, полномочий Департамент экономики самый большой. Конечно, очень много обращений от субъектов малого предпринимательства. Люди обращаются за консультациями. Обращение как таковое в письменном виде посредством интернет-приемной или электронных сообщений – это одна форма. Мы работаем не только с такими обращениями, в этом году мы поменяли формат общения с малым бизнесом.

Мы объехали весь регион, побывали во всех муниципальных образованиях и встречались с бизнесом не для галочки, а просили органы местной власти, чтобы они как можно больше собрали предпринимательское сообщество для того, чтобы они нам задали вопросы, а не мы им рассказали о чем-то, как мы видим. Важно было понять, что бы они хотели от нас увидеть в форме поддержки, потому что это очень важно.

К сожалению, сегодня мы не всегда можем правильно принимать управленческие решения в форме той или иной поддержки, потому, что наша основная боль – индивидуальные предприниматели, ведь у них больше всех проблем на самом деле, рисков больше, хотя они более мобильны. О них статистики не так много, а мы на основания цифр, статистической отчетности должны принимать свои решения. Наши встречи – самое эффективное.

Всегда есть вопросы по алкогольной продукции, жалобы на незаконную торговлю, нарушение всего законодательства, также у нас есть отдел по защите прав потребителей, где мы серьезно консультируем, когда нарушаются права потребителя, взаимодействуем с обществом по защите прав потребителя и со всеми соответствующими ведомствами. Очень много вопросов по инвестициям. Обращений достаточно, в основном все-таки от малого бизнеса, потому что их больше интересует та ситуация, которая есть. Мы рассматриваем также обращения, которые идут в приемную президента. Зачастую начинающие предприниматели задают вопросы именно о том, где взять кредит, как получить форму поддержки. 

Ведущая: По каким вопросам и как могут обратиться к Вам жители области?

Давлетова С.В.: Существует интернет-портал по малому бизнесу, там есть вся информация, полный пакет документов в электронном виде, необходимый для подачи заявки на получение той или иной формы государственной поддержки. Также есть официальный сайт Департамента экономического развития, где есть ссылки на все наши интернет-ресурсы и на этом же сайте есть все интересующие документы, вопросы, программы, то есть полная информация.

Если вдруг хочется пообщаться лично со мной или с сотрудниками Департамента, можно позвонить в приемную (4932) 32-73-48, я всегда готова лично встретиться с предпринимателями и осуществляю прием независимо от того, когда у меня приемные часы, если у меня есть возможность переговорить с предпринимателями – я всегда это делаю. Любой гражданин имеет право к нам обратиться по любым вопросам. Мы готовы взаимодействовать.

Ведущая: Светлана Валентиновна, спасибо огромное за исчерпывающие ответы. Желаем Вам профессиональных успехов и дальнейших побед!

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и