Вопросы совершенствования досудебного урегулирования налоговых споров.

15 августа 2012 года состоялось интервью с начальником правового отдела УФНС России по Республике Хакасия Капутской Юлией Валерьевной.

Тема интернет-интервью: "Вопросы совершенствования досудебного урегулирования налоговых споров".

Организатор мероприятия: УФНС России по Республике Хакасия, компания ООО "Гарант-Эталон". Ведущая интернет-интервью: Потехина Олеся Владимировна (специалист ОВС).

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью. Позвольте представить начальника правового отдела УФНС России по Республике Хакасия Капутскую Юлию Валерьевну. Тема нашей беседы "Вопросы совершенствования досудебного урегулирования налоговых споров".

Юлия Валерьевна, расскажите, пожалуйста, как давно в системе налоговых органов существуют подразделения, занимающиеся досудебным урегулированием налоговых споров?

Капутская Ю.В.: Подразделения досудебного урегулирования налоговых споров были созданы в системе налоговых органов России в 2006 году, однако особенно их роль в разрешении налоговых споров возросла с введением с 2009 года процедуры обязательного досудебного обжалования решений налоговых органов, принимаемых по результатам камеральных и выездных налоговых проверок.

Ведущая: Что именно представляет собой система досудебного урегулирования налоговых споров?

Капутская Ю.В.: Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой двухуровневую систему.

Первый уровень – это уровень налоговых инспекций, на котором рассматриваются возражения налогоплательщиков на акты налоговых проверок. По результатам рассмотрения материалов налоговых проверок и возражений налогоплательщиков инспекциями принимаются решения о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

Второй – это уровень вышестоящего налогового органа по отношению к налоговым инспекциям – Управления Федеральной налоговой службы по соответствующему субъекту РФ, в нашем случае по Республики Хакасия. Управление рассматривает жалобы налогоплательщиков на решения налоговых инспекций принятые, в том числе по итогам рассмотрения материалов налоговых проверок и возражений налогоплательщиков. Иначе говоря, если налогоплательщик не согласился с тем, как инспекция рассмотрела его возражения по акту налоговой проверки и отразила это в своем решении, он вправе обратиться в Управление с жалобой.

Кроме того, Управление также рассматривает жалобы на иные акты ненормативного характера налоговых органов Республики Хакасия, а также на действия (бездействия) должностных лиц.

Ведущая: А может ли налогоплательщик обратиться непосредственно в суд, минуя Управление, в случае несогласия с решением налоговой инспекции?

Капутская Ю.В.: Действующая редакция НК РФ не позволяет налогоплательщикам, минуя этап рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом, непосредственно обращаться в суд в случае оспаривания решений налоговых органов, выносимых по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, а также производного от них решения об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость. Все остальные решения налоговых органов, требования, уведомления, действия (бездействия) должностных лиц могут быть оспорены в судебном порядке. Вместе с тем, планируется внесение изменений в налоговое законодательство и введение процедуры обязательного досудебного обжалования в отношении всех категорий налоговых споров.

Ведущая: Каким образом налогоплательщик может узнать порядок и сроки обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган и (или) суд?

Капутская Ю.В.: В обязательном порядке в решении налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении указывают срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также указываются наименование органа, место его нахождения и другие необходимые сведения. Порядок обжалования можно узнать из главы 19 НК РФ.

Ведущая: Сроки обжалования одинаковы для всех категорий налоговых споров?

Капутская Ю.В.: Нет, НК РФ установлены разные сроки для обжалования. Так, на

– апелляционное обжалование не вступивших в силу решений налоговых органов, принимаемых по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, отводится 10 рабочих дней со дня вручения лицу (его представителю) в отношении которого оно вынесено;

– обжалование вступивших в силу (по истечении 10 рабочих дней) решений налоговых органов, принятых по результатам налоговых проверок, – в течение одного года с момента их вынесения;

– обжалование всех остальных решений, требований налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц – в течение трех месяцев с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Ведущая: Каковы результаты или статистика рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке?

Капутская Ю.В.: Данная статистика ведется с самого начала функционирования подразделения досудебного аудита. За первое полугодие 2012 года на первом уровне досудебного урегулирования налоговых споров налоговыми министерствами республики было рассмотрено 316 возражений налогоплательщиков на акты налоговых проверок на общую оспариваемую сумму более 604 млн руб., удовлетворенные суммы составили практически 134 млн руб. или 22% от всех оспоренных налогоплательщиками сумм. На втором этапе досудебного урегулирования, то есть на этапе рассмотрения жалоб, вышестоящим налоговым органом Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия было рассмотрено 132 жалобы налогоплательщиков на общую сумму 469 млн руб. Количество удовлетворенных жалоб составило 51,39%, удовлетворенные суммы составили 10,4% от оспариваемой суммы или 49 млн руб.

Ведущая: Эффективно ли функционирование системы досудебного урегулирования налоговых споров или налогоплательщики предпочитают обращаться за разрешением налоговых споров в суды?

Капутская Ю.В.: Прежде всего, необходимо отметить, что для налогоплательщиков институт досудебного урегулирования налоговых споров имеет ряд преимуществ перед судебным рассмотрением возникшего спора:

– простота оформления и подачи жалобы;

– отсутствие государственной пошлины за рассмотрение жалобы;

– срок рассмотрения жалобы более короткий (один месяц), чем срок судебного разбирательства;

– срок исполнения решения по жалобе также более короткий, чем процедура исполнения судебного акта.

Об эффективности системы досудебного урегулирования налоговых споров свидетельствуют показатели нашей деятельности.

Так, как было ранее отмечено, на первом уровне досудебного урегулирования в первом полугодии 2012 года было удовлетворено 22% суммовых требований налогоплательщиков.

На уровне рассмотрения жалоб налогоплательщиков в среднем около 40% жалоб налогоплательщиков удовлетворяются Управлением полностью или частично.

Кроме того, о росте доверия к досудебному урегулированию налоговых споров свидетельствует показатель соотношения жалоб, рассмотренных Управлением в первом полугодии 2012 года и судебных актов, вынесенных в аналогичном периоде судами по заявлениям налогоплательщиков Республики Хакасия. Так, на 131 рассмотренную Управлением в первом полугодии 2012 года жалобу приходится 57 судебных актов (соотношение 230%).

Ведущая: Каковы результаты рассмотрения арбитражными судами налоговых споров после их отрицательного рассмотрения в досудебном порядке?

Капутская Ю.В.: О качестве досудебного урегулирования напрямую зависят также показатели судебной работы налоговых органов. Так, в первом полугодии 2012 года судами было удовлетворено только 19% требований налогоплательщиков в суммовом выражении и то по причине того, что налогоплательщиком необходимые для разрешения налогового спора документы не были представлены на этапе досудебного урегулирования. То есть в большинстве случаев судом подтверждается законность принятых решений нижестоящих налоговых органов и Управления.

Ведущая: Какие есть предложения по совершенствованию механизмов досудебного урегулирования споров?

Капутская Ю.В.: Предложения по совершенствованию механизмов есть, в первую очередь это внесение изменений в налоговое законодательство, которое позволило бы разрешать все налоговые споры в досудебном порядке. Федеральная налоговая служба – это тот орган, который нацелен на создание налогоплательщикам благоприятных условий для ведения бизнеса. Мы хотим, чтобы все наши ведомственные ошибки и нарушения, допускаемые нижестоящими налоговыми органами, были ликвидированы самостоятельно, в том числе путем рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом. Чтобы эта система функционировала эффективно, необходимо детальное регламентирование процедуры рассмотрения жалоб. Необходимо внести в законодательство изменения, которые позволили бы урегулировать вопрос требований к содержанию жалобы, к представлению налогоплательщиками дополнительных документов вместе с жалобой, и иметь необходимые условия, которые позволили бы нам рассматривать жалобу налогоплательщиков в досудебном порядке.

Ведущая: И последний вопрос, Юлия Валерьевна, чтобы вы хотели пожелать в завершении нашим читателям?

Капутская Ю.В.: Мы призываем всех налогоплательщиков в случае возникновения спорной, на их взгляд ситуации, прежде чем пойти в суд, обращаться с заявлениями и жалобами в налоговые органы. Федеральная налоговая служба и ее территориальные налоговые органы, ориентированы на создание для налогоплательщиков комфортных и благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности и самостоятельности устранения допускаемых налоговыми органами нарушений. Все необходимые разъяснения по порядку обжалования, требованиями к жалобе, иным вопросам разрешения налоговых споров вы можете прочитать на сайте Управления: www.r19.nalog.ru или позвонив по телефонам в правовой отдел Управления +7(3902)22-99-55, +7 (3902)22-99-44.

Ведущая: Спасибо вам большое, Юлия Валерьевна, за интервью! 

Читать ГАРАНТ.РУ в и