Итоги деятельности Арбитражного суда Липецкой области за первое полугодие 2012 года

10 июля 2012 года в конференц-зале Арбитражного суда Липецкой области в 11 часов состоялась интернет-конференция на тему «Итоги деятельности Арбитражного суда Липецкой области за первое полугодие 2012 года». На вопросы интернет-аудитории и присутствующих ответила председатель Арбитражного суда Липецкой области Ролдугина Галина Дмитриевна.

Ведущий: Галина Дмитриевна, июнь знаменует окончание первого полугодия, следовательно, наступила пора подводить промежуточные итоги работы в 2012 году. Оцените, пожалуйста, деятельность Арбитражного суда Липецкой области за истекший период.

Галина Дмитриевна: Сразу скажу, что первое полугодие текущего года было сложным. Сложным потому, что на рассмотрение в суд поступило заявлений больше чем в два раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, в первом полугодии в суде было рассмотрено 3354 спора, что на 74% больше, чем в прошлом году. Ежемесячная нагрузка по разрешенным делам на судью возросла более чем на 20 дел и составила 51 дело.
При этом, в суде удалось улучшить показатели соблюдения процессуальных сроков рассмотрения споров. С превышением установленных законом сроков рассмотрено 2,4% дел. Ни по одному делу не допущено волокиты и необоснованного продления срока.
Еще одним важным показателем деятельности суда является качество судебных актов. По этому направлению нам также удалось улучшить свои показатели. Процент отмененных и измененных судебных актов составил 1,58% против 2,59% в 2011 году. Апелляционная инстанция нашего суда, осуществляющая правосудие в городе Воронеж, отменила (изменила) 1,19% судебных актов. Кассационная инстанция, с недавних пор работающая в городе Калуга, отменила (изменила) 0,39% наших решений. Вышестоящие инстанции в самое ближайшее время разместят результаты деятельности за первое полугодие. Мы сможем проанализировать свою деятельность по сравнению с другими судами нашего округа. И надеемся, что результаты будут высокими.

Ведущий: Какова степень реализации планов, намеченных на первую половину текущего года?

Галина Дмитриевна: Как известно, суд планирует свою деятельность. Помимо непосредственного отправления правосудия, в суде проводится много мероприятий, направленных на формирование единообразных правовых подходов. Это и обобщения судебной практики, и круглые столы по проблемным вопросам правоприменения, и организационные вопросы делопроизводства. Все мероприятия, намеченные на первую половину текущего года, выполнены. На заседании Президиума суда в июне 2012 года были подведены итоги. Все исполнители доложили о проделанной работе за полугодие. Президиум суда положительно отметил деятельность всех судебных составов и структурных подразделений. В свою очередь, я лично хочу отметить и поблагодарить весь коллектив суда за то, что при сложившейся высокой нагрузке по рассмотрению споров, все запланированные мероприятия были выполнены на высоком организационном уровне.

Ведущий: Как известно, 2012 год – юбилейный для арбитражной судебной системы страны. Какие мероприятия были запланированы и уже проведены в суде в связи с этим событием?

Галина Дмитриевна: К празднованию 20-летия создания судебной арбитражной системы Российской Федерации мы подготовились очень обстоятельно. Еще летом прошлого года был составлен и утвержден план работы суда по организации празднования юбилейной даты. Часть из намеченных мероприятий была проведена в конце прошлого года: круглые столы совместно с Липецким региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», с представителями средств массовой информации; день открытых дверей для выпускников школ и студентов учебных заведений Липецкой области.
Сотрудниками суда была осуществлена дизайнерская разработка макета юбилейного логотипа Арбитражного суда, заказ сувенирной продукции, подготовлен раздаточный материал к торжественному собранию, посвященному 20-летнему юбилею образования Арбитражного суда Липецкой области, которое состоялось в феврале текущего года. Предварительно был проделан внушительный объем работы по созданию тематического видеофильма о деятельности арбитражного суда, изданию красочного буклета, посвященного юбилею. Также были выпущены два сборника научных статей судей и работников аппарата суда в бумажном и электронном виде.
В начале мая мы подвели итоги конкурса «Лучший по профессии», впервые проводившегося в нашем суде среди помощников судей и секретарей судебного заседания.
Но главное наше достижение и подарок к 20-летнему юбилею – это наш труд по осуществлению правосудия, обеспечению доступности и эффективности правосудия, которому мы служим. 

Ведущий: Галина Дмитриевна, давайте обратимся к статистике. Каких дел на рассмотрение к вам поступает больше и с чем это, на ваш взгляд, связано?

Галина Дмитриевна: Статистические показатели деятельности суда за первое полугодие текущего года говорят о следующем: в суде рассмотрено 57,7% споров, вытекающих из гражданских правоотношений, рассмотрено 39% споров, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. В аналогичном периоде прошлого года соотношение гражданских споров к административным было 71% к 22%. По категориям споров можно отметить споры о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам. Рассмотрено 1578 таких дел (или 47% от всех рассмотренных). Ненадлежащим образом исполнялись обязательства по договорам купли-продажи (972 дела), из них 600 дел рассмотрено о ненадлежащем исполнении договора энергоснабжения, 320 дел - договора поставки, 105 дел – подряда. Из публичных споров можно отметить дела, связанные с применением законодательства об административных правонарушениях. Таких споров рассмотрено 219.
С чем связано поступление такого количества дел на рассмотрение? Это вопрос, требующий большого экономического анализа. Наш суд экономический. А экономические процессы в обществе зависят от целого ряда факторов: экономических, политических, общественных.

Ведущий: По каким критериям следует оценивать эффективность работы судьи?

Галина Дмитриевна: На сегодня эффективность работы судьи оценивается показателями качества выносимых ими судебных актов и соблюдением процессуальных сроков. На мой взгляд, деятельность судьи следовало бы оценивать по наличию обоснованных жалоб на его работу с одной стороны и с другой стороны по количеству дел, рассмотренных с превышением разумного срока на судопроизводство. Качество судебных актов формируется от количества отмененных и измененных судебных актов. Но не всегда отмененный или измененный судебный акт говорит о недостаточном профессионализме или отношении к работе. Зачастую это различные правовые подходы в судах первой инстанции, изменения судебной практики, законодательства. Для этого и существуют вышестоящие инстанции, чтобы формировать судебную практику по округам, а затем и по системе в целом. Что касается рассмотрения спора в разумный срок, то этот срок также определен законодателем. Он позволяет суду разрешить спор, выполнить все необходимые процессуальные действия: при необходимости провести экспертизы, отложить рассмотрение и предоставить спорящим сторонам возможность достигнуть мирового соглашения. Участники процесса при этом знают, в какой стадии судебного процесса находится рассмотрение их дела.

Ведущий: Галина Дмитриевна, сколько дел разрешается в арбитражном суде в упрощенном порядке?

Галина Дмитриевна: В истекшем полугодии в порядке упрощенного производства рассмотрено всего три дела. В настоящее время принят Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства». Насколько он эффективен, покажет время, пока делать выводы рано.

Ведущий: В 2010 году был принят Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». Много ли жалоб подобного рода поступило в Арбитражный суд Липецкой области? Сколько из них удовлетворено, на какие суммы?

Галина Дмитриевна: Хочу уточнить, что дела данной категории рассматривает суд кассационной инстанции, в нашем случае – это Федеральный арбитражный суд Центрального округа. По нашей информации, таких жалоб на рассмотренные нашим судом споров, не поступало.

Ведущий: Галина Дмитриевна, расскажите, как последние изменения в арбитражном процессуальном законодательстве отразились на деятельности Арбитражного суда Липецкой области?

Галина Дмитриевна: Вопрос не совсем конкретный. Позволю себе ответить на него следующим образом. Изменения в действующий Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации вносятся постоянно. На данный момент существует не один законопроект о внесении изменений в этот документ. И все изменения каким-то образом сказываются на деятельности суда, направлены на улучшение, совершенствование деятельности по отправлению экономического правосудия. Если к последним масштабным изменениям отнести подачу документов в суд в электронном виде, проведение судебных заседаний посредством видеоконференц-связи, аудиозапись судебных заседаний, то они изменили ведение арбитражного процесса существенно. Раньше вся информация предоставлялась только на бумажных носителях, то сейчас суд может оценить и информацию на электронных носителях.
То же самое относится и к протоколу судебного заседания. Судьи и работники аппарата суда внесли изменения в свои функции, освоили фиксирующие и воспроизводящие функции компьютерной техники. Соответственно трудозатраты на один судебный процесс у работников аппарата значительно увеличился. Участники процесса могут участвовать в процессе, находясь в другом населенном пункте. Несмотря на все сложности, эти изменения позволили в большей мере решить вопрос с обеспечением открытости и доступности экономического правосудия. 

Ведущий: Что Вы можете сказать о ходе реализации концепции «электронного правосудия» в возглавляемом Вами суде?

Галина Дмитриевна: Этот вопрос является логическим продолжением предыдущего. Сегодня определенно можно сказать, что внедрение в судебную практику новых информационных технологий оказалось более чем эффективным. Автоматизированные системы «Банк решений арбитражных судов», «Картотека арбитражных дел», «Календарь судебных заседаний» содержат более 33 млн документов. «Мобильная картотека арбитражных дел», информационный раздел «Президиум онлайн», позволяют любому человеку увидеть, как рассматриваются дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда РФ. Все эти информационные средства работают, они востребованы и полностью оправдывают целевое назначение.
В течение полутора лет работает сервис «Мой арбитр», который позволяет гражданам подавать исковые заявления и жалобы в электронном виде через сеть Интернет. Использование данного сервиса существенно упрощает подачу заявлений, сокращает временные и финансовые затраты на доставку документов в суд, облегчает порядок получения копий материалов дела. За первое полугодие 2012 года в суде было обработано 1081 обращение граждан и организаций. К сожалению, в достаточной степени участники споров в нашем регионе возможности этого функционала не оценили.
Несмотря на это, отдельно хочу отметить успешное функционирование системы видеоконференц-связи, позволяющей проводить заседание с участием сразу нескольких арбитражных судов одновременно в режиме многоточечной видеоконференции. Например, за шесть месяцев текущего года состоялось 92 сеанса видеосвязи. Судебные процессы с использованием ВКС велись с арбитражными судами Иркутской, Новосибирской, Вологодской областей. Самый удаленный контакт – с Арбитражным судом Сахалинской области. Нетрудно представить, какое количество средств, времени и сил позволяют экономить освоенные информационные ресурсы.
Фактически у нас появились реальные механизмы, которые позволят впервые в истории российского правосудия решить проблему расстояний, ускорить документооборот, и в результате, сделать арбитражное судопроизводство по-настоящему доступным в любом регионе Российской Федерации.

Ведущий: Галина Дмитриевна, как Вы оцениваете эффективность действия закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившего в силу полтора года назад?

Галина Дмитриевна: Закон вступил в силу, действует, но широкого применения в предпринимательской среде пока он не нашел. В настоящее время ученые-аналитики работают над этим, изучают причины его неработоспособности. На мой взгляд, закон очень своевременный и нужный. Он мог бы значительно сократить нагрузку на суды, сократить сроки разрешения экономических споров. Возможно, появятся какие-то дополнительные правовые механизмы, позволяющие его эффективно применять.

Ведущий:Ведущий: Расскажите, пожалуйста, как в арбитражном суде осуществляется взаимодействие со СМИ?

Галина Дмитриевна: Взаимодействие со средствами массовой информации – одно из основных направлений деятельности, включающее в себя размещение на сайте суда всех судебных актов, ежемесячных обзоров судебной практики по отдельным категориям споров; подготовку пресс-релизов, публикаций для региональных и федеральных газет и журналов, проведение итоговых совещаний по результатам за год с приглашением представителей СМИ, привлечение представителей СМИ для освещения особо значимых дел, рассматриваемых в суде; организацию выступлений председателя суда в прямом эфире местного телевидения и радио и т.д.
Также мы отвечаем на запросы представителей СМИ по конкретным делам. Сегодня можно присутствовать на любом судебном процессе, если осуществляется открытое судопроизводство, делать видео- и фотосъемку, получив предварительное разрешение судьи.
В нашей работе не зафиксировано ни одного случая отказа журналистам в предоставлении запрашиваемой ими информации.
Предметом особой гордости является ежемесячное издание с 2008 года информационно-аналитического журнала Арбитражного суда Липецкой области «Информационный бюллетень», который со второго полугодия 2011 года размещается на нашем сайте и по качеству публикуемых материалов не уступает профессиональным изданиям.
Кроме того, в федеральных и местных печатных изданиях периодически публикуются статьи наших судей и работников аппарата суда по проблемам правоприменения. В настоящее время мы сотрудничаем с журналами «Закон», «Арбитражная практика», «Бизнес-пресс», «Правосудие в Московской области», «Налоговая политика и практика», «Арбитражный управляющий» и другими. Именно в этом проявляется воспитательная, профилактическая, превентивная функция судопроизводства.

Ведущий: В Вашем суде в апреле-мае проводилось анкетирование участников процессов. Что Вы можете сказать о результатах анкетирования.

Галина Дмитриевна: Действительно, в суде в третий раз проводилось анкетирование участников судебно-арбитражных процессов об информированности общества о деятельности судов и уровне доверия к судебным органам в 2012 году.
Результаты опроса 2012 года имеют значительную положительную динамику.
Так, значительно возрос уровень интереса к сведениям о деятельности Арбитражного суда Липецкой области и судебно-арбитражной системы, при этом значительная часть респондентов стала достаточно часто интересоваться соответствующими сведениями: в отношении Арбитражного суда Липецкой области это 74% опрошенных, что на 10% больше по сравнению с опросом 2009 года. Количество лиц, которые совсем не интересуются сведениями о деятельности Арбитражного суда Липецкой области, сократилось до 2% (9% в 2007 году), а 69% опрошенных удовлетворены информацией как о деятельности Арбитражного суда Липецкой области, так и судебно-арбитражной системы. В 2009 году этот показатель составлял только 50% опрошенных.
Более 70% респондентов удовлетворены информацией о деятельности Арбитражного суда Липецкой области, в 2009 году этот показатель составлял 64% опрошенных.
Всего 4% респондентов не удовлетворены информацией о деятельности Арбитражного суда Липецкой области, что более чем в два раза лучше показателя 2009 года - 9%.
Подавляющее большинство респондентов – 99 человек или 88% доверяют Арбитражному суду Липецкой области, что также выше показателей опросов предыдущих лет, составляющих 85% в 2009 году и 74% в 2007 году.
Только один респондент (1%) высказал недоверие Арбитражному суду Липецкой области. В 2009 году показатель недоверия составлял 5%, а в 2007 году - 8%.
Результаты проведенного анкетирования доведены до сведения всего коллектива. Соответствующая информация будет доведена до сведения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Общественной палаты Липецкой области и размещена на официальном сайте суда.
Помимо этого, руководством суда сделаны определенные выводы в организационной деятельности суда.

Ведущий: Галина Дмитриевна, произошли ли кадровые изменения в Вашем суде за последнее время?

Галина Дмитриевна: Кадровые изменения в суде происходят в перманентном режиме. В конце февраля текущего года ушла в отставку опытнейший судья, председатель второго судебного состава Истомина Елена Ивановна. Аппарат суда меняется более динамично. Уходят и помощники судей, и секретари судебного заседания. Уходят и те, кто не привык работать в таком режиме, и профессионально зрелые кадры. Необходимость перемены места работы связана как с обстоятельствами в личной жизни сотрудников, так и с профессиональным ростом. Главное, что в коллективе удается сохранить высокий профессиональный настрой, комфортную для работы атмосферу взаимного уважения и доброжелательности.

Ведущий: И в заключение расскажите, пожалуйста, какие задачи Вы ставите перед собой на ближайшую и долгосрочную перспективу?

Галина Дмитриевна: Если говорить о ближайших планах, то в настоящее время проводится подготовительная работа к расширенному совещанию, на котором будут подведены итоги деятельности Арбитражного суда Липецкой области за первое полугодие.
Приоритетной задачей в перспективе станет участие в мероприятиях, посвященных подготовке и проведению VIII Всероссийского съезда судей.

Ведущий: Галина Дмитриевна, позвольте поблагодарить Вас за то, что нашли время для участия в интернет-конференции и пожелать от имени компании «Гарант-Сервис» успехов в вашей работе!

Читать ГАРАНТ.РУ в и