Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Поддержка сельхозтоваропроизводителей Чувашии в рамках реализации госпрограммы развития аграрно-промышленного комплекса

Поддержка сельхозтоваропроизводителей Чувашии в рамках реализации госпрограммы развития аграрно-промышленного комплекса

31 июля 2012 г. в 10.00 в компании "Гарант-Чебоксары" состоялась интернет-конференция на тему “Поддержка сельхозтоваропроизводителей Чувашии в рамках реализации госпрограммы развития аграрно-промышленного комплекса”.
В Интернет-конференции приняли участие:
заместитель председателя Кабинета Министров - министр сельского хозяйства Чувашской Республики - Павлов Сергей Владимирович.
Интернет-конференция организована компанией "Гарант-Чебоксары".
Ведущая интернет-конференции - Стальненко Ольга Анатольевна (компания "Гарант-Чебоксары"). 

Ведущая: Всем доброе утро! Сегодня в конференц-зале компании “Гарант-Чебоксары”будет проходить интернет-конференция на тему “Поддержка сельхозтоваропроизводителей Чувашии в рамках реализации госпрограммы развития аграрно-промышленного комплекса”. Организаторы этого мероприятия - министерство сельского хозяйства Чувашской Республики и компания “Гарант-Чебоксары”. У нас в гостях заместитель председателя Кабинета Министров - министр сельского хозяйства Чувашии Павлов Сергей Владимирович. Сергей Владимирович, Вам слово: вкратце расскажите, пожалуйста, об основных направлениях, об основных мероприятиях, запланированных в рамках госпрограммы развития АПК, основные акценты, запланированные сроки, может быть, какие-то результаты. Вот об этом вначале.

Павлов С.В.: Добрый день, уважаемые участники интернет-конференции. Если рассказать о реализации госпрограммы, то в первую очередь хочу отметить, что “Российская госпрограмма развития сельского хозяйства”у нас действует с 2008 по 2012 год. Но до этого у нас действовал приоритетный национальный проект, который дал импульс развитию сельского хозяйства. Что касается госпрограммы, то она действует. Основные направления - это развитие растениеводства, развитие животноводства, развитие социальной сферы на селе, которые предусматривают объемы субсидии для сельхозтоваропроизводителей. Хочу отметить, что по этому году только у нас всего из двух уровней бюджета для сельхозтоваропроизводителей предусмотрено 2 миллиарда 200 миллионов рублей республиканских и федеральных средств. И на сегодняшний день уже свыше 1 миллиарда было трансформировано сельхозтоваропроизводителям, что позволило сельхозтоваропроизводителям не только провести весенне-полевые работы вовремя, но и закончить полугодие с плюсом. Индекс физического объема сельхозпроизводства составил 100,5%. Неплохие показатели показали животноводы в производстве: производство мяса увеличилось на 4%, увеличилось производство молока на 0,5%. Виды урожая в этом году неплохие, надеемся, что по итогам года сельхозтоваропроизводители получат положительный экономический эффект. Что касается самой реализации госпрограммы, я хочу еще отметить, что эта госпрограмма у нас продлена с 2013 по 2020 год. Уже принята новая госпрограмма Российской Федерации, где заложены новые направления поддержки - это и разные формы хозяйствования, и личные подсобные хозяйства, и сельхозорганизации, и крестьянско-фермерские хозяйства. Надеемся, что она даст дополнительный импульс развития. 

Ведущая: Вот Вы рассказали о результатах программы. Есть вопрос как раз на эту тему. Я его зачитаю: “Как Вы оцениваете результаты действия госпрограммы развития агропромышленного комплекса? Мы в своем районе, Аскарино, Марпосадский район, ее действия практически не видим, и еще год-другой - окружающие поля окончательно преобразуются в березовые рощи и сосновые боры. Как совхоз развалился в 90-ые годы, так и с тех пор поля не обрабатываются. Работы нет, мужики хорошо, если на заработки куда-нибудь уезжают, а многие просто спиваются”.

Павлов С.В.: Мы так и говорим, это не секрет, что у нас по Чувашской Республике есть необрабатываемые земли и, к сожалению, многие предприятия, которые не смогли выдержать ту конкуренцию перехода советского времени на рыночные отношения, не смогли удержаться на плаву, и кто-то обанкротился, кто-то, скажем, если смог вовремя переформироваться, образовал новые юридические лица, в том числе уже с частным капиталом, которые неплохо развиваются. Что касается обрабатываемых земель, у нас в республике присутствует 29 тыс. гектаров неиспользованных земель. И главой республики ставится задача ввести в оборот залежные земли. К сожалению, очень тяжело идет этот процесс, но за последние четыре года республика все-таки смогла ввести в оборот залежные земли - это 110 тыс. гектаров. Этому, конечно, способствовало выделение дополнительных средств из республиканского бюджета на компенсацию части затрат на введение в оборот залежных земель, где государство субсидирует 50% затрат от введения в оборот. На сегодняшний день в таких районах как Батыревский, Комсомольский, Яльчикский уже, наоборот, идет процесс нехватки земель, и люди пытаются, скажем, у неэффективных собственников забирать земли и отдавать эффективным собственникам. Но по Моргаушскому району такая проблема существует еще в связи с тем, что Моргаушский район - близлежащий к городу Чебоксары, и здесь возможны такие факты, что земли сельхозназначения приобретались у долевиков для дальнейшей возможности перепродажи. Конечно, нам надо с этим бороться, потому что земли сельхозназначения должны использоваться именно по своему назначению, а не для строительства или других целей. Только после перевода их можно использовать в других целях, поэтому Моргаушский район - особенно привлекательный для таких лиц, которые занимаются перепродажей, и надо с этим бороться. 

Ведущая: Понятно. Вот теперь о животноводстве. Одно из направлений национального развития АПК определено как ускоренное развитие животноводства. Что Вы под этим подразумеваете? “Даешь пятилетку за три года, или чем больше напичкаем добавками, тем быстрее получим результаты?”Или что-то другое?

Павлов С.В.: Ну конечно. Вот еще раз хочу сказать: приоритет национального развития АПК дал рывок - этот положительный момент сказался на том, что стали субсидироваться процентные ставки по кредитам, и за это время на развитие животноводства сельхозтоваропроизводителями было получено свыше 4-х миллиардов рублей кредита на строительство, реконструкцию животноводческих помещений. И что это дало? Во-первых, у нас увеличилось производство мяса в сельхозорганизациях, если сравнить с 2000 годом, где-то в 2 раза. Появились современные свиноводческие комплексы, такие как “Сувар-2”, “Цивильский бекон”, “Вурнарский мясокомбинат”, где действительно используются новые современные технологии, которые позволяют добиваться наибольшего эффекта. Ведь сельское хозяйство - это тоже бизнес, и здесь также нужно выпускать конкурентную продукцию с низкой себестоимостью и с высоким качеством. То, что Вы говорите “добавками напичканные”... Но я считаю, что у нас в Чувашской Республике практически не используются так называемые ГМО, не используются дополнительные и запрещенные в Европе препараты, и здесь хочу сказать, что в Чувашской Республике в основном производят экологически чистый, безопасный продукт, что подтверждено участием в выставках “Золотой осени”. Ежегодно Чувашская Республика участвует и привозит золотые медали по качеству продукции: это и мясная продукция, и птица, и мука. Природа Чувашии способствует этому. Ведь у нас, если сравнить по содержанию тяжелых металлов и вредных веществ в почве, оно в десятки раз ниже, чем предельно допустимая концентрация. Это все позволяет выпускать качественный продукт, поэтому модернизироваться в любом случае нам нужно, модернизация - это процесс неизбежный. Конечно, он предусматривает за собой и сокращение ручного труда, сокращение человеческого фактора, но это все приводит к улучшению качества продукции. 

Ведущая: Вот давайте критические такие вопросы разбавим разговором об инновациях. Какие инновации применяются в наше время в сельском хозяйстве и животноводстве? Может быть, чуть поподробнее?

Павлов С.В.: Если взять растениеводство, то здесь хочется отметить, что в последнее время республика, как и Российская Федерация, взяла направление на модернизацию, на техническое оснащение парка машин, то есть на сегодняшний день сельхозтоваропроизводители приобретают более энергонасыщенные агрегаты, машины, трактора. Что касается агрегатов, приобретается комбинированный агрегат, который позволяет за один проход делать несколько операций, что в свою очередь сокращает затраты на энергоресурсы, в том числе на дизельное топливо, на горючесмазочные материалы, потому что они в структуре себестоимости занимают значительную долю и влияют на себестоимость продукции, и поэтому эта работа продолжается, и я хочу сказать, что по энергосберегающим технологиям у нас уже возделываются около 40% зерновых культур и около 70% картофеля. Что касается животноводства, то здесь можно разделить на три направления. В основном это птицеводство. Я считаю, оно наиболее развито в Чувашской Республике по внедрению и модернизации. Такие предприятия как “Чувашский бройлер”, Моргаушская птицефабрика, агрохолдинг “Юрма”достигают хороших результатов в производстве. Кроме этого, у нас в этом году запустили Атлашевскую птицефабрику. Сейчас планируется модернизация этого производства и в дальнейшем увеличение производства мяса, тем более спрос на это мясо существует. Что касается молочного скотоводства, то здесь оно очень долго окупаемое. Но вложения в молочное скотоводство все равно необходимы, потому что мы живем в 21 веке, и я считаю, что доение в ведра - это 20 век, который уже закончился, и мы должны в каждом хозяйстве иметь молокопровод или доильный зал. Тем более даже у нас в республике есть с кого брать пример - это “Акконд-агро”- построил новую ферму на 1000 голов дойного стада с доильным залом, которая производит высококачественное молоко высшего сорта круглогодично. Такие же предприятия строятся и в Моргаушском районе - “Путь Ильича”, в Вурнарском районе - “Вурнарский мясокомбинат”, но есть и небольшие предприятия, которые модернизируют свое производство на имеющихся площадях, улучшая условия труда и работы. Это “Новый путь”в Аликовском районе или “Прогресс”в Яльчикском районе. И глава республики в своем послании в 2010 году, по-моему, сказал, что: “Сельское хозяйство - это не коса, мотыга и резиновые сапоги, а высококультурное производство”, и мы к этому должны стремиться. И следующее направление “свиноводство”в животноводстве у нас тоже неплохо развивается. Есть и крупные свинокомплексы: это “Сувар”, как я уже сказал, “Цивильский бекон”, открылось в этом году ООО “Южный”по выращиванию свиней, на единовременное содержание 12 тыс. голов, тем более с учетом того, что сохраняется угроза по Российской Федерации, в том числе не исключено и по Чувашской Республике, не дай бог, конечно, возникновение африканской чумы свиней, которая в первую очередь попадает в те предприятия, которые не подготовлены к этому. Для того, чтобы быть подготовленными, нужно современное производство. И поэтому здесь многие перестраиваются. Есть комплексы на 2000 голов. Это и СХПК “Луч”Вурнарского района, и ряд других предприятий. Вот сейчас строится новый свинокомплекс “Прогресс”в Чебоксарском районе, в Яльчикском районе “Прогресс”тоже запустил новое предприятие. Модернизация идет, останавливать процесс нельзя, тем более в программе на 2013-2020 год этому направлению уделяется особое внимание. 

Ведущая: Все преобразования, инновации требуют вложений. Поэтому такой вопрос: Может ли рассчитывать на какие-то дополнительные преференции из федерального бюджета наша республика в результате того, что министром сельского хозяйства Российской Федерации стал наш президент?

Павлов С.В.: Здесь хочется отметить, что финансирование из федерального бюджета так же, как из республиканского бюджета, строго регламентировано, существуют правила выделения средств, существует методика распределения лимитов по регионам Российской Федерации. У нас существует методика распределения лимита среди районов Чувашской Республики, поэтому практически мы можем рассчитать, сколько на следующий год средств получим, но, кроме этого, есть одно направление - это экономически значимые региональные программы, на которые в этом году из федерального бюджета выделяется около 12 млрд. рублей. В какой форме будут выплачиваться денежные средства? Регионы предоставляют экономически значимые программы в Минсельхоз России. Там на конкурсной основе они рассматриваются, и потом определяется сумма, которая будет выплачиваться регионам. И здесь хочу сказать вам, Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики Минсельхозу России было представлено на конкурс 9 программ: из них протокольным решением от 5 мая было отобрано 5 программ, 6 программ в общей сложности. Это развитие молочного скотоводства, где мы из федерального бюджета получили 24 млн. и отдали сельхозтоварпроизводителям, кроме этого, программа развития хмелеводства, программа развития мясного скотоводства, программа развития убойных цехов под свиноводство, программа развития картофелеводства и программа развития пищевой перерабатывающей промышленности. Пока в проекте у нас предусмотрена сумма около 200 млн. рублей из федерального бюджета, и в республиканском бюджете эта сумма уже заложена, и софинансирование из республиканского бюджета в размере 60 млн. рублей заложено. Если эти суммы мы получим, будет очень неплохо. Сейчас проект в Минсельхозе согласован с другими органами и должен уйти в правительство Российской Федерации. Я думаю, что Николай Васильевич нас поддержит в этом, и мы сможем получить эти средства и отправить сельхозтоварпроизводителям на развитие отрасли картофелеводства. Если взять то, что мы в прошлом году ощутили нехватку покупного спроса, то есть не было цены, картофель было реализовать трудно. Поэтому нам нужно развивать переработку, такую как мойку, фасовку, или глубокую переработку, такую как сушка. Потребитель всегда прав, потребитель уже не хочет покупать грязный продукт, нужен чистый, и домохозяйки меньше времени хотят тратить на приготовление пищи. Поэтому мы должны идти им навстречу и готовить уже какие-то полуфабрикаты. 

Ведущая: А что с поддержкой начинающих фермеров? Слышала, что существует программа поддержки фермеров, которая из бюджета выделяет 1 млн.руб. начинающим фермерам. Каким образом можно претендовать на поддержку по этой программе? Какие документы и куда надо предоставить? Каким образом отчитываться по использованию средств?

Павлов С.В.: С этого года действительно действует программа “Начинающий фермер”и “Семейный фермер”, она тоже прошла в рамках экономически значимых. В принципе, в тех регионах, которые представили эту программу раньше, она прошла. И нашей Республике был выделен лимит на семейные животноводческие фермы из федерального бюджета 18 млн.руб., а начинающим фермерам 38 млн.руб. Кроме этого, было обеспечено финансирование из республиканского бюджета, итого на начинающего фермера было предусмотрено около 50 млн.руб., а на семейные фермы 28 млн.руб. В феврале месяце был объявлен конкурс на участие в этой программе. В Минсельхоз Чувашской Республики были представлены более 160 фермеров, которые желали участвовать в этой программе. Кто имеет право участвовать как начинающий фермер - это фермеры, которые зарегистрированы в качестве фермеров более 12 месяцев, и которые не получали какой-либо другой поддержки в виде грантов, например, это грант Минэкономразвития, как начинающим предпринимателям или 58 тысяч через службу занятости, что выдается на создание собственного дела. И вот таких у нас оказалось из 160 где-то около 90 фермеров. Вот этих 90 фермеров мы рассматривали на комиссии, которая состояла на 60% не из чиновников, чтобы не было вопросов, а из представителей ассоциаций, банковской структуры, и на этом конкурсе был отобран 51 фермер. На сегодняшний день они получили 1 млн. 100 тыс.руб. поддержки каждый. Неплохая сумма для начала бизнеса, но самое главное то, что ведь 1 млн. 100 тыс.руб. - это не сумма, что даст толчок. Для того, чтобы развиваться дальше, нужно брать кредиты. Поэтому сейчас они работают с банками для получения кредита, чтобы их бизнес начал спокойно развиваться. Ну, какие документы они должны были представить? Это небольшой пакет документов в плане учредительных документов, паспорта и т.д., но, кроме этого, бизнес-план развития своего дела. И бизнес-план являлся оценкой того, как оно будет в дальнейшем развиваться. Плюс учитывали, что на данный момент этот фермер имеет, от чего стартует. 

Ведущая: Т.е. у начинающего фермера уже должен быть?

Павлов С.В.: Если у начинающего фермера просто есть желание, но нет земли, нет, условно говоря, скота, пусть даже одной коровы, то сложно человеку просто приехать и начать развиваться. А если он занимается личным подсобным хозяйством, ведет его свыше 3-х лет, значит, у него уже что-то есть, уже есть навыки работы, есть земельный участок, т.е. это мы все-таки учитывали. Но и второе направление - это семейное животноводство. Здесь субсидии выделяются фермерам, которые проработали более 12 месяцев, и сумма составляет 10 млн.руб., не более 10 млн.руб., или 60% затрат от строительства фермы. Т.е. 60% затрат, но не более 10 млн. Среди этих фермеров у нас выиграли 3 фермера, потому что сумма, к сожалению, не позволяет. Мы сейчас, конечно, вышли с предложением в Минсельхоз РФ для того, чтобы нам увеличили лимит, потому что фактически мы - единственный регион, которому дали эти деньги полностью по РФ. У нас получили по семейным фермам 3 фермера - это Комсомольский район - Атласкин - фермер строит новую ферму на 200 голов с доильным залом, Тагеев - это Марпосадский район, тоже строит ферму на 200 голов с молокопроводом и Голубев - Порецкий район, строит ферму на производство мясного скота. Поэтому мы их контролируем, они должны сдавать нам ежегодную отчетность, поэтому будем отслеживать, писать о них чаще, чтобы люди знали, что деньги потрачены не зря, что создали рабочие места, что они развиваются. 

Ведущая: А вот вопрос: Что такое малая форма хозяйствования? 1 гектар земли и, может, 5-10 голов скота или все же больше? Если даже при такой малой форме оформить официально индивидуальное предпринимательство, то есть ощущение, что налоги и другие сборы съедят не только доход. У автора вопроса есть ощущения. Что вы думаете по этому поводу?

Павлов С.В.: Вообще федеральное законодательство гласит, что личное подсобное хозяйство имеет право иметь 0,5 гектаров на одно личное подсобное хозяйство, но субъектам РФ разрешено увеличивать это ограничение в 5 раз. У нас в республике действует по законодательству, что личным подсобным хозяйством считается то, которое имеет 1 гектар. Поэтому те личные подсобные хозяйства, которые имеют больше 1 гектара, должны переоформиться в крестьянско-фермерские хозяйства или в индивидуальные предприниматели. Съедят ли налоги вообще или не съедят, я могу вам сказать на цифрах. У нас по прошлому году крестьянско-фермерские хозяйства заплатили налогов всего около 18 млн.руб. - это где-то 500 фермерских хозяйств. В среднем на хозяйство получается 37 тыс.руб. Но крестьянские фермерские хозяйства уже имеют право пользоваться дополнительными льготами по субсидиям в процессе работы. 500 фермеров в прошлом году получили 149 млн. субсидий. Поэтому здесь говорится о 18 млн.руб. налога, а дополнительно о 149 млн. субсидий - это практически в 10 раз превышает, и здесь никакой боязни не должно быть о личном подсобном хозяйстве, сельхозпроизводителе, что если они зарегистрируются, то с них начнут, условно говоря, “драть налоги”. Все равно, основной налог - это на доходы физических лиц, если выплачивают зарплату наемным рабочим. Если фермер занимается сам, то налоги у него небольшие, поэтому если есть вопросы, у нас существует “Агроинновация”, которая находится в Чебоксарах, кроме этого, в 9 районах есть консультационные центры, которые консультируют по этому вопросу. Понятно, что люди боятся заполнять отчетность, но когда привыкаешь, ничего страшного в этом нет, и здесь не нужно бояться бумаги. Сначала нужно идти к знающим людям интересоваться, чтобы поделиться опытом, и потом никаких проблем не будет, а будет только поддержка. 

Ведущая: Какой процент выпускников Чувашской Сельхозакадемии едет работать в села и деревни? Как обеспечивается аграрный промышленный комплекс молодыми специалистами с высший образованием? Т.е., какая поддержка оказывается молодым специалистам, которые решили поехать работать?

Павлов С.В.: К сожалению, по данным Сельхозакадемии у нас в республике всего трудоустраивается около 80% выпускников. Часть идет в армию, кто-то в декретный отпуск уходит, но непосредственно именно в сельское хозяйство уходит где-то около 10%. Конечно, это мало, и нас это очень беспокоит, и здесь до поддержки хочу сказать, что труд сельского жителя немного неправильно поставляется СМИ. Я считаю, что здесь нужно больше работать для того, чтобы говорить, что сельским хозяйством заниматься прибыльно, выгодно, престижно. Но, к сожалению, на телевидении, радио мы всегда видим фильмы о том, что там какая-то девушка из деревни покоряет Москву, становится бизнес-леди, и все у нее хорошо. Это та действительность, которой мы живем, и нам надо ее ломать, потому что жизнь на селе меняется, и если в советское время говорили, что была задача стереть границы между селом и городом, - это, конечно, не получилось, - то в настоящее время мы к этому идем. У нас до каждой деревни дороги с твердым покрытием, газ, в каждой деревне можно устроить такие жизненные условия, которых в городе нет. Да, конечно, это стоит денег, и вот здесь государство готово идти навстречу и молодым специалистам, и гражданам, которые проживают в сельской местности, мы выплачиваем субсидии на строительство или приобретение жилья. С 2003 года действует Программа социального развития села, и до 2013 года она будет продлена. Всего за это время 3760 семей улучшили свои жилищные условия. В этом году планируется улучшить жилищные условия около 220 семей. На эти цели с учетом этого года планируется выделить около 1 млрд. рублей. Т.е. в прошлом году это было 870 млн.руб., в этом году на эти цели дополнительно будет выделено где-то 120 млн.руб. Поэтому на одну семью из 4 человек субсидия может достигать до 800 тыс. рублей. Конечно, это не все, но взяв кредит, заключив договор с хозяйством, работая в сельхозпредприятии, в течение 5 лет молодая семья может полностью обустроиться и в дальнейшем жить в благоустроенном хорошем помещении. Я думаю, эта поддержка очень сильная, тем более в городах поддержка этой федеральной программы у нас действует, но там процент гораздо меньше и очереди такие, что практически дождаться своей очереди сложно. В районных центрах у нас максимальный срок ожидания очереди 2 года. Это в таких густонаселенных районах как Батыревский, Яльчикский, можно получить за 2 года, а в таких районах как Шумерлинский, Марпосадский мы фактически еле-еле набираем молодых специалистов, которые готовы пойти на эту программу. Поэтому бояться не надо, без молодых специалистов, конечно, мы не сможем дальше развиваться. Работать в сельском хозяйстве становится все-таки интереснее в плане того, что есть новая техника, оборудование, высокая культура производства, что радует и говорит другим о том, что это и у нас можно сделать. 

Ведущая: А кого-то все-таки неблагоустроенность сельской местности смущает. Я хочу один вопрос зачитать. Года 2-3 назад после завершения проекта по строительству дорог сельских населенных пунктов стали говорить о развитии этого проекта и прокладке асфальтированных дорог по центральным улицам сел и деревень. В нашей деревне Вурманкасы, Ильинское сельское поселение Моргаушского района, в конце 2009 года сделали глиняный наст на центральной улице и засыпали метров 10 щебенкой. За 3 года наст развезло, вновь образовались колеи. Будет ли реализована эта программа, ведь изначально ее планировали закончить к 2015 году?

Павлов С.В.: Да, действительно программа есть, никуда она не делась, просто дело в том, что для реализации данной программы в любом случае необходимы средства. И я хочу сказать, что 2009 год - кризисный год, повлиял на доходность республиканского бюджета, и вы же знаете, что на строительство этих дорог было потрачено свыше 10 млрд. рублей. И сегодня Республика выплачивает кредиты за те дороги, которые были построены за 2008-2009 годы. И только в этом году республиканский бюджет выплатил около 4 млрд. рублей кредитных ресурсов. Поэтому на сегодняшний день такая задача все равно не снимается, дороги делаться будут, но пока в рамках того дорожного фонда, который формируется как из транспортных налогов, так и на акцизах, которые поступают в республиканский бюджет. Поэтому общий фонд по ЧР около 2 млрд. рублей, из них 5%, как минимум, должно пойти на сельские дороги. Конечно, сразу во всех деревнях это сделать не получится, но работы нужно проводить. Конечно, это вопрос злободневный, задаваемый везде. Районы не могут одни справиться, конечно, нужны средства для того, чтобы решить эту проблему. Хочу сказать, что мы в 2008-2009 годах построили дороги за счет средств республиканского бюджета, а в 2011-2012 годах выделяются средства из федерального бюджета на строительство дорог до деревень. А мы не можем эти деньги получить, потому что у нас до всех деревень построены дороги. Получается, люди могут строить сейчас за счет средств федерального бюджета, а мы не можем воспользоваться федеральной субсидией. Поэтому мы тоже вышли с предложением к Росавтодору, который распределяет эти деньги, для того, чтобы изменили правила, потому что это не совсем справедливо в отношении нас. Не знаю, какое решение будет принято, но будем работать в этом направлении. 

Ведущая: Автор следующего вопроса нашел документ в Гаранте: Указ Президента Чувашской Республики от 19 января 2009 г. № 1 “Об осуществлении пилотного проекта по комплексной компактной застройке и благоустройству сельских поселений в Чувашской Республике”. Сергей Владимирович, могли бы Вы рассказать поподробнее об этом проекте, какие поселения участвовали в проекте, что действительно сделано, продолжает ли он действовать?

Павлов С.В.: Да, действительно такой указ был и, согласно этому указу, у нас проводится конкурс среди сельских поселений. Рассматривается сельское поселение, как развивается это поселение, есть ли там работающие предприятия, насколько увеличивается его доходная часть, и, получается, наилучшее сельское поселение выигрывает этот конкурс. Им выделяются средства на ремонт культурных учреждений, на ремонт школ, на ремонт садиков и на другие объекты социальной сферы. И в этом году на эти цели выделено 50 миллионов из республиканского бюджета, и такая же сумма выделена из местных бюджетов. Программа действует уже четвертый год, но на следующий год (мы обсуждали этот вопрос у председателя правительства) все-таки нужно включить и строительство дороги, т.е. чтобы это было более комплексно, не просто объекты. Зачастую действительно - есть объект, скажем, дом культуры, а до него нет дороги и, наверно, это неправильно. Поэтому ведется работа по изменению, плюс хотим внести изменения в это правило в том, чтобы софинансирование из сельских поселений было не 50%, а меньше, потому что у сельского поселения доходная часть, мы понимаем, не очень высокая, и обеспечить софинансирование очень тяжело. Вопросы стоят на повестке дня, мы их рассматриваем и, я думаю, что к какому-то мнению придем. 

Ведущая: Вопрос такой: 17 июля на территории Чувашской Республики прошло стихийное бедствие, особенно пострадал Марпосадский район. Глава республики обещал, что никто не останется без поддержки. Каким образом будет осуществляться эта поддержка?

Павлов С.В.: Да, действительно прошел ураганный ветер с градом, всего пострадало более 2000 личных подсобных хозяйств, посевные площади повреждены и погибли на площади 2700 гектаров. Всего в сельхозорганизациях пострадали 4 сельхозорганизации и 3 крестьянских фермерских хозяйства. Из 2700 га - 2000 га было застраховано. Сейчас акты гибели и соответствующие документы подготовлены и представлены в страховую компанию, и страховая компания рассмотрит вопросы о выделении компенсации за потерю урожая, это для сельхозорганизаций. Что касается личных подсобных хозяйств, вообще пострадало более 300 жилых домов, и правительством Чувашской Республики было принято решение - выделение 50% от затрат, т.е. 50% от ущерба. На вчерашний день были перечислены средства 20 домохозяйствам, вчера были готовы еще дополнительно 80. Я думаю, что по сообщению, которое вчера было обсуждено на планерке, на этой неделе все 300 хозяйств получат субсидии 50% от затрат. Но, кроме этого, там есть и застрахованные хозяйства, т.е. дома были застрахованы, и они уже будут получать 50% за вычетом страховки. 

Ведущая: А те, кто не застраховал свое имущество?

Павлов С.В.: Те, кто не застраховал, будут получать 50%, а те, кто застраховал - ущерб минус страховка и еще 50%. Я хочу сказать, если пострадали овощи, картофель, возможно, будет нехватка семенного материала, мы здесь со своей стороны организуем работу по обеспечению семенным материалом на следующий год тех поселений, которые имеют трудности в этом направлении. 

Ведущая: Следующий вопрос: Часто слышу от производителей зерна - собрать-то собрали, а деть некуда, да и покупатели предлагают мизерные, невыгодные цены, зная, что деть некуда, приходится покупателя искать далеко за пределами Чувашии. Может, в Чувашии действует ценовой сговор и что делать в Чувашии, чтобы развить отрасль по переработке зерновых культур?

Павлов С.В.: Я хочу сказать, что Чувашская Республика не является зерновым регионом - это во-первых, и основная часть зерна, которую мы производим, - это зерно фуражное, и поэтому основная задача сельхозпроизводителей Чувашской Республики - это произведенное зерно максимально перерабатывать через животноводство. Но на сегодняшний день, я думаю, что этот вопрос не актуален в плане того, что, да, в 2009 году этот вопрос можно было поднять, тогда мы говорили, что зерно это золотой фонд, оно хранится проще, чем такие культуры, как картофель или овощи, и помните 2010 год, когда цены взлетели до 10 рублей. И в прошлом году, я считаю, что во время уборки цены немного снизились, но потом уже стали 5 - 6 рублей, что позволило рентабельно закончить год по производству зерна. В этом году также существует проблема, потому что в 16 регионах Российской Федерации отмечена такая чрезвычайная ситуация, как засуха, идет сокращение производства зерна. Южный Федеральный округ, Сибирь также прогнозирует большое снижение производства зерна и, соответственно, ценовая ситуация на рынке уже сегодня, хотя мы установили минимальные гарантированные цены, - 5 рублей 30 копеек за 1 кг пшеницы третьего класса, то на сегодняшний день цена пшеницы 3 класса без НДС - 5,90 и прогнозируется рост этой цены и у нас задача здесь, наоборот, сельхозпроизводителям, которые занимаются свиноводством, птицеводством, которым не хватает собственного фуражного зерна, закупать зерно в первую очередь у наших сельхозпроизводителей для того, чтобы обеспечить себя в кармане. Что касается переработки, конечно, большие надежды были на переработку, которую начали в Шумерлинском районе, - это производство “Лизина”, но, к сожалению, собственники у этого производства несколько раз менялись, и до сих пор этот проект не реализуется. Но я хочу сказать, что у нас в Алатырском районе в прошлом году осенью, сдан новый современный комбикормовый завод, который может выпускать 40 тон комбикормов в час, здесь просто нужно работать по загрузке этого предприятия. Выпускает качественные комбикорма, поэтому я думаю, что проблем по реализации зерна не будет. 

Ведущая: Какой прогноз на урожай этого года?

Павлов С.В.: Я думаю, что мы в этом году соберем чуть больше 500 тысяч тонн зерна. Это, конечно, меньше, чем к уровню 2011 года, в 2011 году мы собрали 555 тысяч тонн, но на это все-таки сказалась, во-первых, гибель озимых культур: у нас озимых погибло 45% культур, притом что даже 55% оставшихся в угнетенном состоянии, очень изреженные, и валовой сбор у них будет небольшой. Урожайность на сегодня, если смотреть по сборке, составляет 20 центнеров с одного гектара, тогда как в прошлом году у нас по озимым в это время было где-то 25 - 26 центнеров. Второй момент - теплый май. Он, скажем, не позволил нам в мае месяце полностью использовать площади под посев, и у нас произошли сокращения посевных площадей. Но, в том числе, мы много пересевали озимых культур - это была нагрузка на сельхозпроизводителей, дополнительные затраты. В общей сложности у нас на сегодняшний день 246 тысяч гектаров зерновых, зернобобовых культур. Я думаю, что 500 - 510 тысяч тон мы должны собрать. 

Ведущая: Раньше очень часто к уборке урожая в сентябре месяце привлекали студентов, это и сплачивало коллектив и помогало колхозу в уборке урожая. Может быть, эту практику нужно возобновить?

Павлов С.В.: В принципе, мы не против. Конечно, мы рады всегда, когда есть дополнительные руки, которые в сезон могут помочь сельхозпроизводителям, и я хочу сказать, что в прошлом году это было организовано. Вы помните, что в сентябре месяце прошлого года было только 3 дня без дождей, в остальные дни были дожди, и, соответственно, уборка картофеля у нас очень затянулась. И труженики в других отраслях, и студенты сделали все возможное для того, чтобы убрать выращенный урожай. Сельскохозяйственные вузы - это понятно, я считаю, что они обязаны этим заниматься, но я так понимаю, что вы говорите о вузах других, таких как педагогический или кооперативный институт, но не знаю, к сожалению, почему, но многие студенты учатся платно. Они платят деньги для того, чтобы получить образование, и заставить их в это время идти на картофель, в том случае, когда они платят деньги за образование, я думаю, очень сложно и не предоставляется возможным, если только это в добровольном порядке, но, к сожалению, их мало. 

Ведущая: Видимо это только раньше было?

Павлов С.В.: Но тогда, скажем, 100% на платном не было, и тогда привлекали в добровольно-принудительном порядке, теперь в принудительном порядке невозможно. 

Ведущая: Вот еще вопрос или предложение: В прошлом году в Моргаушском районе осталось неубранное картофельное поле. Может, в таких случаях давать объявления: приходите, выкопайте для себя, чтоб добро не пропадало?

Павлов С.В.: Я уже сказал, что в прошлом году была очень тяжелая уборка картофеля. Просто люди потом уже работали и в дождь, и в снег. Конечно, каждый хозяин надеется, что успеет завершить и собрать, но в последние дни давали 50% собранного урожая. И объявления были, и в городе, и по телевидению показывали, но вот кто-то пришел, кто-то работал, но, к сожалению, массово не было. Только сельские жители потом, в конце концов, уже отдавали 100% “если хотите - забирайте”. Примем к сведению, конечно, но надеемся, что такого не должно повториться, потому что это и бесхозяйственность. 

Ведущая: Ну и от вопросов частных к общему. Что Вы ожидаете от вступления России в ВТО, есть ли какие-то прогнозы, как это скажется на чувашских производителях, в чем на ваш взгляд плюсы и минусы от вступления в ВТО?

Павлов С.В.: Конечно, вступление России в ВТО каждый по-разному интерпретирует, кто-то говорит, что будет хорошо, кто-то говорит, что будет плохо. Если оценить, то, конечно, минусы для нас будут. Во-первых, это снижение таможенных пошлин на продукцию, что увеличит конкуренцию. Но без конкуренции, как мы знаем, развиваться не может любое общество, любое предприятие. Поэтому конкуренция нужна, но я хочу отметить, что с теми минусами, о которых мы говорим, все равно остаются плюсы: это сохранение квоты на ввоз мяса, разрешение увеличения объемов субсидий до 9 миллиардов долларов, хотя у нас в Российской Федерации с учетом субъектов всего 5 с половиной миллиардов рублей. Плюс здесь, скажем, государство имеет право распределять в условиях ВТО, так сказать, условно желтые и зеленые корзины. Желтые - это у нас поддержка сельхозтоваропроизводителей. Сельхозпроизводство - это как раз 9 миллиардов, которые мы можем увеличить, правительство Российской Федерации в целом, и зеленные корзины - это социальное развитие села, это как раз то, о чем мы говорим: молодые специалисты, дороги, водопровод и другая инфраструктура. Вот эта зеленая корзина не ограничена, и нам еще много нужно сделать в этом направлении, чтобы улучшить жизнь на селе. Надеемся, в этом направлении будет выделяться больше денег. Туда же можно включить ту же мелиорацию, которая в дальнейшем будет использоваться для сельскохозяйственного производства и увеличит конкурентоспособность крестьян. Многие эксперты говорят, что три четверти регионов Российской Федерации не почувствует вступление России в ВТО. Больно все-таки скажется вступление России в ВТО на такие отрасли, как свиноводство. Потому что, понятно: есть квотирование на ввоз мяса свиней, но нет квотирования на завоз живых свиней. И поэтому прогнозируется, что в пограничной зоне будут строиться бойни, завозиться свиньи и забиваться. Всё это может пагубно влиять на ценовую ситуацию мяса свиньи по Российской Федерации. Хочу отметить, что на сегодняшний день ценовая ситуация пока стабильная, неплохая, где-то мясо свиньи живым весом идет 70 - 75 кг, когда себестоимость на таких предприятиях как “Цивильский бекон”, “Сувар”составляет 50 - 56 рублей. Получается неплохая рентабельность, и, я думаю, что они еще смогут конкурировать и с ведущими европейскими предприятиями. Конечно, себестоимость в других странах не может быть гораздо ниже нашей, она может быть только из-за того, что им выплачивают субсидии. Здесь наша задача поддержать сельхозтоваропроизводителей при вступлении в ВТО. Об этом говорил и Президент Российской Федерации Путин, еще будучи премьером. Когда нас, аграрников, собирали в Уфе, он сказал так: “Вы думаете, что у меня душа не болит? У меня тоже есть сомнения, как и у любого другого человека. Если будут возникать какие-то сложности в том или ином направлении, мы будем гибко реагировать на эти изменения, чтобы где-то поддержать сельхозтоваропроизводителей”. Я думаю, что это будет сделано. 

Ведущая: У присутствующих в зале участников конференции есть какие-то вопросы к Сергею Владимировичу? Мне кажется, вот на такой ноте мы можем закончить нашу интернет-конференцию. Спасибо всем, кто задал вопросы, и Вам, Сергей Владимирович, большое спасибо за ответы на вопросы. Стенограмма интернет-конференции традиционно будет размещена на официальном сайте компании Гарант-Чебоксары www.garant-zakon.ru и на сайте Министерства сельского хозяйства.

Павлов С.В.: Спасибо. 

Читать ГАРАНТ.РУ в и