Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Антимонопольное регулирование конкуренции в деятельности органов государственной власти Тульской области

Антимонопольное регулирование конкуренции в деятельности органов государственной власти Тульской области

31 января 2012 года в 12-00 часов в компании "Гарант-Тула» состоялась интернет-конференция руководителя Управления федеральной антимонопольной службы России по Тульской области Елагина Юрия Владимировича.

Организаторы - Тульское УФАС России и компания "Гарант-Тула".

Ведущая - Наташина Светлана (ООО "Гарант-Тула")

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Добрый день, уважаемая интернет-аудитория. Мы начинаем интернет-конференцию. Разрешите представить наших гостей - Елагина Юрия Владимировича, руководителя Тульского УФАС России, Попова Павла Дмитриевича, заместителя руководителя Тульского УФАС России и Алпатову Диану Андреевну, начальника отдела контроля органов власти Тульского УФАС России.

Тема нашей беседы: "Антимонопольное регулирование конкуренции в деятельности органов государственной власти Тульской области"

К моменту начала проведения интернет-конференции поступило значительное число проблемных и интересных вопросов, которые мы сегодня обсудим.

Ведущая: Юрий Владимирович, перед тем как ответить на поступившие вопросы, расскажите, пожалуйста, об итогах работы управления за 2011 год.

Елагин Ю.В.: Добрый день, уважаемые участники конференции. В начале мероприятия, мне хотелось бы поблагодарить компанию "Гарант-Тула" за то, что она взяла на себя вопросы организации интернет конференции. На протяжении трех лет такие встречи становятся хорошей традицией, на которых мы подводим итоги года, рассказываем об изменениях в законодательстве и отвечаем на поступившие вопросы. Итак, хочется отметить, что к числу приоритетных направлений в работе управления в 2011 году по-прежнему оставалась защита граждан от действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, либо достигающих отрицательного эффекта такого положения за счет согласованных действий и соглашений, влекущих за собой необоснованное повышение цен и тарифов на товары, работы и услуги.

В качестве примера была приведена ситуация по хлебу: проведенная в предыдущие годы работа по сдерживанию роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия в какой-то мере ограничила неправомерные действия предприятий хлебопечения Тульской области, однако существенного снижения цен на хлебопродукты не произошло, даже, несмотря на снижение цен на зерно. Это произошло из-за согласованных действий мукомольных предприятий Тульской области, поддерживающих необоснованно высокие цены на производимую ими муку, что, в конечном счете, оказало существенное влияние на установление высокой цены на хлеб в розничной продаже. Производители и поставщики муки пшеничной хлебопекарной в Тульской области: ОАО "Тульский комбинат хлебопродуктов", ЗАО "Новомосковский мельничный комбинат" и ОАО "Тулахлебопродукт" признаны нарушившими антимонопольное законодательство, им выданы предписания впредь не допускать участия в совершении согласованных действий, ведущих к установлению уровня оптовых цен на указанном товарном рынке при отсутствии обстоятельств, в равной мере влияющих на всех участников рынка и являющихся объективной причиной повышения цен, вынесены постановления о наложении оборотных административных штрафов. Правомерность действий управления подтверждена Арбитражным судом Тульской области и апелляционной инстанцией.

В 2011 году Управлением рассмотрено 287 заявлений по признакам нарушений Закона "О защите конкуренции".

Из числа поступивших заявлений наибольшую долю составляют заявления граждан-абонентов в отношении противоправных действий управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, в том числе по вопросам оказания услуг по техническому и аварийному обслуживанию внутридомового газового оборудования, обоснованности требований по оплате за коммунальные услуги.

Специалистами управления возбуждено 60 дел по фактам нарушения рекламного законодательств, выявлено 62 нарушения антимонопольного законодательства со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациям, рассмотрено 163 жалобы по нарушениям в сфере государственных закупок, взыскано в доход бюджета штрафов на сумму более 10 млн. рублей.

Ведущая: Спасибо, Юрий Владимирович, за теплые слова. Мы надеемся, что и эта встреча станет хорошим продолжением нашего сотрудничества. А теперь перейдем к поступившим вопросам от интернет-аудитории. Итак, первый вопрос. Расскажите подробнее о том, какие полномочия региональных и муниципальных властей урезаны с принятием третьего антимонопольного пакета законов?

Елагин Ю.В.: Во-первых, основополагающая статья 15 ФЗ "О защите конкуренции" теперь будет распространяться не только на различные органы власти и иные осуществляющих их функции организации, но и на организации участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг к числу которых относятся выдача всевозможных справок, разрешений, согласований и т.д.
Во-вторых, статья 17 ФЗ "О защите конкуренции", регламентирующая требования при проведении публичных процедур (конкурсов и аукционов) направленных на создание равных условий при проведении торгов теперь будет распространятся и на процедуры проводимые в рамках запроса котировок.

В-третьих, статья 17.1 ФЗ "О защите конкуренции", определяющая особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества дополнена нормами, позволяющими добросовестному арендатору в отдельных случаях вне зависимости от воли отдельных чиновников заключить заключать новые договора аренды на ранее арендуемые государственные и муниципальные объекты.

В-четвертых, ранее при проведении торгов (за исключением торгов проводимых в рамках ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") антимонопольный орган не имел возможности оперативно реагировать на нарушения при проведении торгов путем их приостановления, однако внесенная в третьем пакете поправка теперь позволяет приостановить торги до рассмотрение по существу вопроса о наличии или отсутствии нарушений антимонопольного законодательства и принятия исходя из этого решения о возможности или невозможности заключения соответствующих договоров по результатам торгов.

Ведущая: Почему возникла необходимость в разработке третьего антимонопольного пакета законов? В чем основная направленность третьего антимонопольного пакета?

Елагин Ю.В.: Третий антимонопольный пакет составляют Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившие в силу соответственно 6 и 7 января 2012 года.
Определить основные причины его разработки можно, проанализировав внесенные им нововведения.
Основные изменения направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям.

Уточнены критерии монопольно высокой цены, закреплено право Правительства РФ определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий.

Уточнен порядок осуществления государственного контроля за экономической концентрацией и порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Изменения, внесенные в Федеральный закон "О защите конкуренции" предоставляют антимонопольному органу право направлять предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на рынке, если такое заявление может привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган получил право выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Федеральный закон "О защите конкуренции" дополнен новой статьей 18.1, устанавливающей административную процедуру рассмотрения жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

Кроме того, третий антимонопольный пакет уточнил состав уголовной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, а также ряд процессуальных норм, определяющих порядок производства по делу об административном правонарушении.

Ведущая: Можно ли ожидать, что цены на продукты, услуги и т.п. монополистов снизятся в связи с вступлением в силу новых поправок. Могут ли эти поправки повлиять на инфляцию?

Елагин Ю.В.: Что касается цен на продукты, то их составляющая во многом зависит от роста цен на регулируемые виды деятельности, тарифы на которые утверждает Федеральная служба по тарифам РФ и региональный Департамент по тарифам Тульской области, а именно: электроэнергия, газ, вода, теплоэнергия и т.д. Одновременно необходимо отметить, что вступившие в силу поправки если и не снизят цены на отдельные услуги, то позволит антимонопольному органу адекватно реагировать в случае необоснованного предъявления отдельными лицами при получении различных документов требований заказать в том или ином органе услугу, которая на прямую не предусмотрена действующим законодательством.

Ведущая: Как часто в УФАС обращаются предприниматели с жалобами на бездействия местных властей в сфере предоставления им земельных участков для хозяйственной деятельности?

Елагин Ю.В.: Подобного рода жалобы поступают в Тульское УФАС России очень редко, как и жалобы, связанные с неправомерными действиями властей при предоставлении земельных участков.
Однако Тульское УФАС России обладает достаточно широким спектром полномочий для противодействия с подобного рода нарушениями, которые можно проиллюстрировать конкретным примером.

Так, в 2011 году исполнительные органы власти муниципального образования Б. проводили аукцион по продаже права аренды на земельный участок для жилищного строительства.

Для участия в нем подали заявки 3 строительные фирмы. Однако комиссия по проведению аукциона не допустила к участию двух из них по причине предоставления недостоверных сведений, представленных в Заявке, не смотря на то, что обществами до окончания срока приема заявок на участие в аукционе были поданы письма о внесении изменений в заявку. Данный отказ был обоснован тем, что аукционная документация не предусматривала возможность изменения или дополнения поданных заявок.

Однако, согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям: 1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; 2) непоступление задатка на счет, указанный в извещении о проведении аукциона, до дня окончания приема документов для участия в аукционе; 3) подача заявки на участие в аукционе по продаже земельного участка лицом, которое в соответствии с федеральными законами не имеет права приобретать в собственность земельные участки; 4) отсутствие сведений о заявителе в едином государственном реестре юридических лиц (для юридических лиц) или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей).

В связи с чем, Тульское УФАС России признало вышеописанные действия нарушением антимонопольного законодательства и, чтобы защитить нарушенные права заявителей и обеспечить конкуренцию при проведения аукциона, обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением об отмене результатов рассматриваемого аукциона.
Исковые требования были удовлетворены в полном объеме, аукцион и его результаты были признаны недействительными.

Ведущая: В настоящий момент Тульское УФАС России рассматривает дела по так называемым "картелям"? Можете ли Вы привести примеры того, какую ответственность несут организаторы "картелей"?

Елагин Ю.В.: В законодательстве впервые появилось определение "картеля" – незаконного соглашения между конкурентами на рынке, реализация которого приводит или может привести к следующим последствиям:
•установление и поддержание цены (в том числе на торгах);
•раздел товарного рынка (по составу продавцов или по территориальному принципу);
•отказ от заключения договора с определенным покупателем (т.н. "бойкот");
•прекращение, отказ от производства товаров при наличии спроса.
Согласно третьему антимонопольному пакету, только за картельный сговор будет предусмотрена уголовная ответственность по 178 статье УК РФ. Согласованные действия теперь декриминализированы.

Ведущая: В 2005 – 2006 годах на основании решения представительного органа о целевом предоставлении были заключены договоры аренды недвижимого муниципального имущества сроком на 11 месяцев. В последующем они неоднократно заново перезаключались на новый срок.
Можно ли в связи с целевым предоставлением данного имущества в аренду заключить новый договор в отношении этого же имущества с тем же арендатором на новый срок без проведения торгов?

Елагин Ю.В.: Нет, по данному основанию нельзя. Однако часть 4 статьи 53 Закона "О защите конкуренции" устанавливает, что до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

Также основания для заключения договоров аренды муниципальным недвижимым имуществом без проведения торгов установлены частью 1 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции".

Ведущая: Госучреждение планирует сдать в аренду федеральное имущество, принадлежащее ему на праве оперативного управления. Если аукцион будет признан несостоявшимся в связи с тем, что на один лот – одна заявка, можно ли заключить договор аренды в этом случае?

Елагин Ю.В.: Да, данное право предусмотрено пунктом 15 части 1, частью 3 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции".

Так, часть 3 статьи 17.1 устанавливает, что заключение договоров аренды в отношении государственного недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением, осуществляется в порядке, установленном частью 1 рассматриваемой статьи.

Одновременно пункт 15 части 1 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции" устанавливает, что для организатора торгов является обязательным заключение договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона

Ведущая: Обязательно ли проведение торгов для заключения договоров аренды с целью размещения отделений почты в объектах муниципального недвижимого имущества?

Елагин Ю.В.: Не обязательно. Согласно пункту 7 части статьи 17.1 Федерального закона " О защите конкуренции" заключение, в том числе, договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов возможно для размещения сетей связи , объектов почтовой связи.

Ведущая: По истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации. Вопрос следующий: этот подпункт 1 пункта 9 распространяется полностью на часть 1 и 3 или только на договоры заключенные по результатам торгов? Те договоры, которые заключены до 1 июля 2008 года, они до 2015 года продлеваются без торгов, но обязательно ли проводить оценку рыночной стоимости по таким договорам?

Елагин Ю.В.: Нет, в случае заключения договоров на новый срок на основании пункта 4 статьи 53 Федерального закона " О защите конкуренции" ввиду установления им обособленного (самостоятельного) перечня критериев, по которым возможно такое перезаключение с рядом субъектов малого и среднего предпринимательства без проведения торгов.

Ведущая: Необходимо ли размещать информацию о проведении аукционов по статье 17.1 Закона "О защите конкуренции" в печатных СМИ?

Елагин Ю.В.: Нет, с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции", размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции"), в связи с чем требование о необходимости опубликования соответствующей информации в официальных печатных изданиях прекратило действие.

Ведущая: "Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в ст. 1 указана сфера деятельности данного закона, а именно. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов. В уставном капитале ООО "НГВ" - 100 % участия частного капитала. При таких обстоятельствах распространяется ли действие данного закона на ООО "НГВ"? Если данный закон распространяет свое действие на ООО "НГВ", на бюджетные, казенные учреждения, то с какого момента (п.7 ст. 8 – с 01.01.2013 г.)?"

Елагин Ю.В.: Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ), настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:
- государственными корпорациями,
- государственными компаниями,
- субъектами естественных монополий,
- организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов,
- государственными унитарными предприятиями,
- муниципальными унитарными предприятиями,
- автономными учреждениями,
- а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Так как ООО "Новомосковский городской водоканал" (ООО "НГВ") является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения, то ООО "Новомосковский городской водоканал" при закупках товаров, работ, услуг должно руководствоваться Законом № 223-ФЗ.

Ведущая: Распространяется ли действие данного закона на бюджетные, казенные учреждения?

Елагин Ю.В.: Действие Закона № 223-ФЗ не распространяется на бюджетные, казенные учреждения. Закон № 223-ФЗ вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона. В силу части 7 статьи 8 Закона № 223-ФЗ, организации, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 год от всех видов деятельности, осуществляемых такими организациями, применяют положения настоящего Федерального закона с 1 января 2013 года.

Таким образом, для того, чтобы ответить на вопрос, с какого момента (с 01.01.2012 года или с 01.01.2013 года) Закон № 223-ФЗ распространяет свое действие на ООО "НГВ", необходимо знать, какую долю (в %) составляет выручка ООО "НГВ" от видов деятельности, относящихся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, от общей суммы выручки за 2011 год от всех видов деятельности, осуществляемых ООО "НГВ".

Ведущая: Гособразовательное учреждение планирует проводить аукцион на закупку вычислительной , бытовой и фототехники. Товары имеют разные коды классификаторов продукции. Можно ли выделять указанные товары в несколько лотов в рамках одного аукциона?

Елагин Ю.В.: В случае проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 года № 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ), следует руководствоваться разъяснением Минэкономразвития РФ от 10.06.2010 года № д22-823, согласно которому положения главы 3.1 Закона № 94-ФЗ устанавливают, что предметом аукциона является один лот. В этой связи в соглашениях о функционировании электронных площадок, заключенных по итогам отбора электронных площадок между Минэкономразвития РФ, ФАС России и победителями отбора, предусматривается, что на площадках должны проводиться аукционы в составе одного лота.

При проведении аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" следует руководствоваться утвержденным заказчиком Положением о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика.

Ведущая: Является ли ограничением конкуренции объединение в один лот проектных и строительных работ, если при этом требуется наличие конкретных допусков саморегулируемой организации как по проектированию, так и по строительству.

Елагин Ю.В.: В соответствии с письмом ФАС от 23 мая 2011 г. № ИА/19712 о разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части правомерности объединения в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства. В соответствии с действующим законодательством заказчик самостоятельно осуществляет формирование предмета контракта. Вместе с тем при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов возникает вопрос правомерности объединения в один предмет торгов работ по проектированию и строительству. В связи с изложенным ФАС России сообщает следующее. В соответствии с частью 2 статьи 22, частью 2 статьи 34, частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией (часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта. Таким образом, отсутствие проектной документации в составе документации о торгах на строительство объекта означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, лишает участника размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение, и является нарушением части 2 статьи 22, части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, влекущим выдачу предписания о внесении изменений в документацию о торгах. Кроме того, индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. При этом саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций (статья 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Так, контракт на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Контракт на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Таким образом, объединение в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства:
1. является нарушением части 2 статьи 22, части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов в связи с неустановлением заказчиком объема работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта;
2. приводит к ограничению количества участников размещения заказа в связи с тем, что выполнение указанных работ является различными товарными рынками, и является нарушением части 3 статьи 22, части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов;
3. влечет по вышеуказанным основаниям выдачу предписания об аннулировании торгов.

Ведущая: Федеральный закон от 17.08.95 № 147-ФЗ " О естественных монополиях", в ст. 4 внесены изменения, которые вступили в силу с 05.01.2012г, а именно: к субъектам естественных монополий отнесена деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры. В связи с исполнением настоящего закона, прошу пояснить:
- какой конкретно орган исполнительной власти субъекта РФ в области гос. регулирования тарифов осуществляет регулирование естественной монополии в области водоснабжения и водоотведения (ст. 8 данного закона)
- нужно ли предоставлять какие – либо сведения о ООО "НГВ" в указанный орган для формирования реестра субъектов естественных монополий (ст. 10 закона)? Если нужно, то каким норм. актом регулируется данная деятельность, какие документы оформлять и направлять, сроки представления и прочее?

Елагин Ю.В.: Согласно статье 6 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", вступающим в силу с 1 января 2013 года органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

Согласно статье 33 указанного Закона государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

До вступления в силу Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, осуществляет Федеральная служба по тарифам в соответствии с административным регламентом исполнения государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 30 августа 2010 г. № 417-э.

Ведущая: При изменении условий сделки заключается дополнительное соглашение. Нужно ли уведомлять ФАС об этих изменениях?( организация уведомляет антимонопольную службу о заключенных сделках в соответствии с частью 9 ст. 35 ФЗ "О защите конкуренции" ?

Елагин Ю.В.: Обязанность финансовых организаций направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в письменной форме между ними или ними и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в новой редакции Закона "О защите конкуренции" отменена.

Ведущая: Доля организации А в уставном капитале ООО Б превышает 99% , доли трех других участников в совокупности составляет менее 1% УК.
ООО Б и организация А не являются финансовыми организациями, в реестр не включены. Организация А планирует увеличить свою долю в уставном капитале ООО Б внеся дополнительный вклад (ценную бумагу). Суммарная выручка от реализации товаров ООО Б и организацией А за календарный год, предшествующий году осуществления сделки по увеличению УК ООО Б , превышает 200 млн. рублей

Елагин Ю.В.: Указанная сделка не требует уведомления антимонопольного органа т.к не подпадает под условия статьи 28 и статьи 30.

Ведущая: Стоимость активов ООО Б по последнему балансу превышает 30 млн. рублей. Нужно ли уведомлять антимонопольный орган о совершен6ии такой сделки? В соответствии со ст. 28 закона "О защите конкуренции" необходимо ли суммировать активы по балансам всей группы лиц в случае, если акции (доли) права (имущество) приобретаются одним лицом из состава этой группы лиц?

Елагин Ю.В.: В соответствии со статьей 28 Закона "О защите конкуренции" необходимо суммировать активы по балансам всей группы лиц, несмотря на то, что акции (доли), права (имущество) приобретаются лишь одним лицом из состава этой группы лиц.

Ведущая: Организация намерена обжаловать акты антимонопольной службы – решение и предписание. Трехмесячный срок – это срок момента вынесения решения или с момента получения изготовленного решения?

Елагин Ю.В.: В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона "О защите конкуренции" решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
При этом датой принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме (часть 2 статьи 49 Закона "О защите конкуренции").

Ведущая: Сотрудники органа исполнительной власти субъекта РФ заключили договоры о зачислении заработной платы на пластиковые карты в определённом банке, обслуживание карт осуществляется за счет сотрудников. Работодателем в январе 2003 года был открыт расчетный счет по зачислению заработной платы сотрудников. Обслуживание данного счета банк осуществляет безвозмездно. Надо ли работодателю как государственному заказчику для минимизации финансовых рисков проводить конкурс (торги) на оказание финансовых услуг по обслуживанию расчетного счета для перечисления заработной платы сотрудникам?

Елагин Ю.В.: Если договор заключается между сотрудником и банком, то проведения конкурса закон не требует.

Ведущая: Может ли УФАС запрашивать сведения о работнике коммерческой организации , например, должностную инструкцию, карточку Т-2, сведения о доходах и тп?

Елагин Ю.В.: Антимонопольные органы имеют право запросить эту информацию, при этом запрос должен быть мотивирован.

Ведущая: Имеет ли право бюджетное учреждение брать кредит в банке?

Елагин Ю.В.: Да, имеет.

Ведущая: Юрий Владимирович, Павел Дмитриевич и Диана Андреевна, большое спасибо вам за интересную беседу и подробные исчерпывающие ответы . Желаем вам профессиональных успехов и побед.

Елагин Ю.В.: Огромное спасибо вам и всем присутвующим! До новых встреч. 

Читать ГАРАНТ.РУ в и