Основные направления тарифного регулирования на 2012 год

22 ноября в 9-00 часов в Комитете по тарифам и ценам Курской области состоялось интернет-интервью председателя комитета по тарифам и ценам Курской области Карнаушко Алексея Владимировича.

Ведущая интернет-интервью – Глушкова Ольга (ООО "Плюс Гарантия Курск").

Тема интернет-интервью: "Основные направления тарифного регулирования на 2012 год".

Карнаушко Алексей Владимирович
Дата рождения: 28.11.1975.

Образование: высшее, Курский государственный технический университет 1997 г. инженер-электрик "Электроснабжение", Курский государственный технический университет 1999 г. юрист "Юриспруденция".

На должность председателя комитета по тарифам и ценам Курской области Алексей Карнаушко пришел с должности председателя городского комитета по управлению муниципальным имуществом. Алексей Владимирович работал юристом в правовом управлении, потом занимал должность начальника отдела в департаменте финансов г. Курска.
Тел./Факс: 8(4712)58-81-97/58-81-98. E-mail:ktc@tarifkursk.ru

Ведущий: Здравствуйте, Алексей Владимирович!

Карнаушко А.В.: Добрый день!

Ведущий: У жителей города Курска и области возникает много вопросов, касающихся регулирования тарифов и цен. Из ваших предыдущих интервью нам стало известно, что тарифы на коммунальные услуги не изменятся до 1 июля 2012 года. Однако есть ряд моментов, которые еще не освещались и вызывают интерес. Один из них касается так называемых "бесхозяйных сетей". Могли бы Вы разъяснить суть понятия "бесхозяйные сети".

Карнаушко А.В.: По поводу "бесхозяйных сетей", могу сказать следующее. Когда строились заводы, вокруг возникали жилые комплексы, общежития или жилые дома, бремя содержания этих сетей брали на себя хозяйствующие субъекты. После того как у нас произошла перестройка, возникли рыночные отношения. В соответствии с законодательством, предметы инфраструктуры должны передаваться органам местного самоуправлении, т.е. ставиться на баланс, а затем обслуживаться соответствующими организациями, а не за счет бюджетного финансирования тех или иных муниципальных образований. К сожалению, на тот момент не было Росреестра, учет велся как БТИ, так и самостоятельно заводами. Какие-то объекты коммунальной инфраструктуры просто не были "паспортизированы", т.е. не имели технических и кадастровых паспортов.

На сегодняшний день есть ряд объектов инженерной инфраструктуры, как правило, это сети водоснабжения, водоотведения, которые не находятся на балансе муниципалитета, где они должны находиться. Вместе с тем, существует определенная процедура: при отсутствии правоудостоверяющих документов, т.е. паспорта БТИ, регистрации в юстиции (в росреестре), то для того, что бы муниципалитет взял на обслуживание эти сети, он должен обратиться в суд о признании этих объектов бесхозяйными (срок около года). Если за это время никто не обратился и не заявили себя собственником этого имущества, то "бесхозяйная" сеть переходит органам местного самоуправления, затем передается в соответствующие эксплуатирующие организации, которые будут обслуживать и, соответственно, нести бремя расходов.

Хочу добавить, что, к сожалению, такие вещи имеют место быть, в связи с тем, что за 3-5 лет с момента плотного развития этой ситуации, невозможно принять все "бесхозяйные" сети на баланс муниципального образования, но этим занимается каждое муниципальное образование, на территории которой находятся эти бесхозяйные сети. Бесхозяйные сети нуждаются в обслуживании. Износ огромный, никто ими не занимается. Они нуждаются в восстановлении, капитальном ремонте. К сожалению, денежных средств не хватает, инвестиций тоже. Поэтому сейчас принимаются решения сделать более емкие производства, отходить от достаточно больших по протяженности сетей водоснабжения, создавать когенерацию (т.е. вырабатывать и тепловую энергию и электрическую вместе) со значительным удешевлением. Разрабатываются различные подходы к данному вопросу. Процесс передачи и оформления в собственность муниципальными образованиями довольно долгий.

Ведущий: Спасибо за ответ. Поступила просьба разъяснить, что такое предельный индекс изменения размеров платы граждан за коммунальные услуги.

Карнаушко А.В.: Предельный индекс изменения размеров платы граждан за коммунальные услуги - это тот максимальный рост конечного платежа гражданина, выше которого соответствующая организация, формирующая вам квитанцию или ресурсники, которые напрямую с вами работают, не имеют права выставлять счета на оплату коммунальных услуг.

На сегодняшний день принято постановление комитета по тарифам и ценам, где с 1 января по последний день июня 2012 года индекс не изменится, т.е. никакие изменения платы граждан за коммунальные услуги в нем не предусмотрены. А вот с 1 июля планируется изменение в рамках инфляции. Это решение Правительства РФ.

Ведущий: Часто граждане не знают, куда им обращаться в случае неправомерного завышения тарифов на коммунальные услуги. Подскажите, куда в таких случаях необходимо идти в первую очередь.

Карнаушко А.В.: Если это неправомерное завышение тарифов, подлежащих государственному регулированию, то в комитет по тарифам и ценам курской области. Мы рассмотрим правильность применения тарифа. Если мы говорить о нормативах потребления коммунальных ресурсов, то жилищная инспекция Курской области, которая имеет полномочия на проверку выставляемых счетов. Сам тариф утверждается один раз на год и не подлежит изменению. Конечный платеж гражданина – эта тариф (цена за единицу коммунального ресурса), который устанавливает соответствующий орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов (в данном случае комитет по тарифам и ценам Курской области), умноженный на объем потребленного ресурса по приборам учета, а в их отсутствие по нормативу потребления. Возможно, управляющая компания допустила арифметическую ошибку, и гражданин первоначально должен обратиться в управляющую компанию, но если вопрос не решился, вас не устраивает объяснение или ответ, то следует обращаться в жилищную инспекцию Курской области. Так же для многих жителей существуют субсидии, дотации, льготы, которые выделяются - вот это все должно быть учтено в конечном платеже гражданина.

Ведущий: Еще один вопрос, который бы хотелось затронуть, это тариф на жилищные услуги. Для нанимателей жилых помещений тариф не меняется уже два года. Планируются ли изменения в следующем году?

Карнаушко А.В.: В августе 2010 года были внесены серьезные изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Данные изменения касались полномочий по установлению тарифов. Полномочия по установлению тарифов на коммунальные услуги с уровня муниципальных образований были переданы на уровень субъектов РФ, поэтому комитет по тарифам и ценам начал устанавливать тарифы на коммунальные услуги с 1 января 2011 года. Еще одно новшество связано с тем, что если раньше органы МСУ принимали тарифы и нормативы на жилищно-коммунальные услуги, то сейчас органы субъекта РФ - комитет по тарифам и ценам Курской области - принимает решения по установлению тарифов только на коммунальные услуги, а вот жилищные услуги (ремонт и содержание жилья) - это прерогатива тех, кто владеет жилой собственностью. Поэтому на 2012 год они не подлежат тарифному регулированию, это полномочия только собственников, либо органов МСУ в случае, если гражданин является нанимателем жилого помещения. Соответственно, эти вещи должны определяться общим собранием собственников многоквартирного дома, если говорить о многоквартирном доме. На собрании должно быть принято решение об утверждении тех или иных расходов, которые будут планироваться на следующий год. Это право и обязанность собственников жилых помещений: утверждать, собираться, принимать решения и потом требовать отчет с управляющей компании. А управляющая компания обязана отчитаться за собранные средства и проделанную работу.

Ведущий: Мы затронули вопрос ремонта, вызывает интерес слова Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева о том, что он намерен продолжить программу содействия реформированию ЖКХ до 2015 года. Как это соотносится с планами Администрации Курской области?

Карнаушко А.В.: Вы знаете, вот я лично и соответствующие должностные лица Администрации Курской области благодарны Федеральному центру за решение создания этого фонда. Я помню, еще не работая здесь, а возглавляя комитет по имуществу г. Курска, когда только-только мы читали этот закон и были непонимания у жителей, что им 5% нужно вносить на счет для того чтобы провести капитальный ремонт собственного дома. Прошло определенное время, вы сами видите, что фасады, крыши, подъезды, т.е. те работы, которые предусмотрены по финансированию из этого фонда, проводятся. Жильцы многоквартирных домов не могут нести все бремя финансирования капитального ремонта ветхого жилья, необходимо было создание подобного фонда для того, чтобы финансировать не только кап. ремонт, но и переселять людей. Администрация Курской области целиком и полностью поддерживает решение Федерального центра о возможности финансировать эти расходы. У субъектов РФ на это совсем нет денег, потому что очень большой промежуток времени указанными проблемными вопросами ЖКХ никто ни занимался. В инвестиционные программы в большом количестве этих денег тоже не заложишь, иначе это все отразится на тарифных решениях, поэтому необходимо было принимать эти меры. Я считаю, что это достаточно правильное было решение и могу сказать только спасибо. Надеюсь, что это будет и до 2015 года и может быть дальше, может, будут другие механизмы финансирования этой системы.

Ведущий: Отвлечемся от коммунального, жилищного сектора поговорим о стоимости проезда в общественном транспорте. Что нас ждет в ближайшее время, планируется ли повышение стоимости проезда?

Карнаушко А.В.: В комитете по тарифам и ценам Курской области отсутствуют предложения от регулируемых организаций по изменению платы за проезд. Соответственно, это не касается трамваев и троллейбусов, т.к. для них стоимость проезда устанавливает муниципалитет. А что касается ОАО, ПТП 2, частных перевозчиков, таких расчетных материалов нет, как только будут расчетные материалы, будут обращения по увеличению изменений, будем рассматривать. Остановились на том, что соответствующая организация должна провести сплошное обследование пасажиропотока городской транспортной сети, после этого будем определять, принимать какие-то решения. На сегодняшний день, я не вижу оснований для повышения стоимости проезда.

Ведущий: Вырастут ли цены на лекарственные средства?

Карнаушко А.В.: Беда в том, что к нашему регулированию стало относиться только регулирование надбавок (оптовых и розничных) к фактически отпускным ценам производителей лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.. К моему глубокому сожалению, сейчас в аптеках продают лекарственные препараты порядка 20%-30%, а все остальное это биологически активные вещества, пищевые добавки, минералка, средства гигиены и тд., на чем и зарабатывают данные организации. Лекарственными препаратами не торгуют, ими обеспечивают людей. Могу сказать одно, больших нарушений цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты мы не выявляем. Существует целый ряд заградительных мер на уровне правительства РФ. Я считаю, правильно было бы вернуть государственное регулирование на все лекарственные средства, но это прерогатива федерального центра.

Ведущий: Алексей Владимирович, от имени компании "Плюс Гарантия Курс" и нашей интернет-аудитории благодарю вас за интересную беседу, полные, емкие ответы на вопросы. Надеемся на дальнейшее информационное сотрудничество с вами.

Читать ГАРАНТ.РУ в и