Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Предоставление отчетности в электронном виде через Интернет, электронные услуги налогоплательщикам (госпортал)

Предоставление отчетности в электронном виде через Интернет, электронные услуги налогоплательщикам (госпортал)

2 июня 2011 года в 11-00 в конференц-зале компании "МастерСофт" состоялось интернет-интервью с руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургкой области Соломиным Андреем Алексеевичем.

Тема интернет-интервью: "Предоставление отчетности в электронном виде через интернет, электронные услуги налогоплательщиками (госпортал)".

Ведущая интернет-интервью: Тюрина Александра Васильевна (специалист по работе с ОГВ и ВУЗами СЦ Гарант ООО "МастерСофт").

Ведущая: Чем был обусловлен переход налоговых органов на прием отчетности в электронном виде?

Соломин А.А.: Это настоятельное требование времени и снимает многие из таких проблем как ожидание в очереди, необходимость многократно обращаться по одному и тому же вопросу, длительные ожидания результата, коррупционные составляющие, недостаток информации о процедуре получения услуг и другие.
В рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия", основная цель которой создание системы предоставления государственных услуг населению в электронном виде, перед налоговыми органами поставлена задача качественно поднять взаимоотношения с налогоплательщиком с использованием всех возможных телекоммуникационных технологий. И мы в своей каждодневной деятельности разъясняем плательщикам, что сдавать отчетность в электронном виде через Интернет очень удобно, выгодно и надежно. Уже 73% организаций и 69% индивидуальных предпринимателей представляют отчетность по защищенным каналам связи.

Ведущая: Андрей Алексеевич, скажите пожалуйста представление отчетности по каналам связи имеет свои плюсы для налогоплательщиков?

Соломин А.А.: Да, и их немало. Это существенная экономия рабочего времени, ведь плательщику не нужно лично посещать налоговую инспекцию. Он может, не покидая рабочего места, в любое время суток отправить из офиса необходимую отчетность. Не требуется и дублирования этой информации на бумажных носителях, а значит, отпадает необходимость и в традиционных архивах. Благодаря средствам выходного контроля налогоплательщикам удается избежать ошибок при подготовке и формировании налоговой отчетности. При этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы; обновляются форматы представления информации в электронном виде, и в случае их изменения налогоплательщик оперативно получает новые версии.

Ведущая: Имеется ли возможность при сдаче отчетности по ТКС получить в электронном виде акт сверки?

Соломин А.А.: Если налогоплательщик заключил договор со специализированным оператором связи по сдаче отчетности по ТКС, то он по запросу в режиме off-line может получить в течение суток справку о состоянии расчётов по налогам, выписку операций по расчёту с бюджетом, перечень бухгалтерской и налоговой отчётности, акт сверки расчётов с бюджетом, справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов.
Кроме того, все, кто сдает отчетность в электронном виде, получают рассылку важных новостей и информации по налоговому законодательству непосредственно из налоговой инспекции.

Ведущая: Объясните пожалуйста, а как можно передать в налоговый орган декларацию, составленную в программе 1 С?

Соломин А.А.: Вам нужно обратиться в организацию, у которой Вы приобретали программный продукт 1С и уточнить встроен ли в нее модуль сдачи налоговой отчетности. Если используемая программа 1С имеет модуль, необходимо его использовать. Если модуль не встроен, а Вы желаете передавать отчетность по ТКС, для этого нужно заключить договор со специализированным оператором связи.

Ведущая: Многие пользователи интересуются, что делать, если отчет не принят налоговым органом?

Соломин А.А.: Электронный документооборот завершается в полном объеме если Вы получили от налогового органа квитанцию о приеме и извещение о вводе. Если на отправленную отчетность получено уведомление об отказе в приеме, декларация считается не представленной. Поэтому Вы должны устранить ошибки и повторно представить налоговую декларацию с тем же признаком вида документа (первичная, корректирующая, № корректировки.

Ведущая: Можно ли отправить отчетность со своего обычного почтового ящика электронной почты в сети Интернет?

Соломин А.А.: Нет, нельзя. Чтобы перейти на представление отчетности по каналам связи нужно заключить договор со специализированным оператором связи. При сдаче отчётности в электронном виде по ТКС применяются средства криптографической защиты информации. Это комплекс аппаратно-программных средств: шифрование и электронная цифровая подпись. Они обеспечивают защиту информации в соответствии с утверждёнными стандартами.
Других способов отправки отчетности через сеть Интернет, минуя специализированного оператора связи, на сегодняшний день не предусмотрено.

Ведущая: Как подключиться к передаче отчетности по ТКС?

Соломин А.А.: В первую очередь, нужно проверить собственную техническую готовность. Для сдачи отчетности через Интернет необходим компьютер и выход в Интернет. Затем выбрать специализированного оператора связи, с помощью которого вы будете пересылать отчетность в инспекцию. После того, как ваша организация получила от оператора связи программный комплекс и средства криптографической защиты, можно приступать к работе.

Ведущая: А как нам определиться какого специализированного оператора связи выбрать?

Соломин А.А.: На сегодняшний день в области действует 9 специализированных операторов связи. Отмечу, некоторые программные продукты специализированных операторов связи и их представителей реализуют ряд дополнительных возможностей, так что – выбор за налогоплательщиками!
Информацию о специализированных операторах связи, оказывающих на территории области услуги по представлению отчетности по ТКС, можно получить в налоговой инспекции или на сайте Управления.

Ведущая: Расскажите о возможности подачи налоговой отчетности и заявлений о государственной регистрации в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг.

Соломин А.А.: Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) предлагает пользователю информацию о 18 государственных услугах, предоставляемых налоговыми органами, в том числе 15 из них - это услуги по приему от плательщиков налоговых деклараций. Другие три позволяют пользователям подать документы на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В области уже 169 налогоплательщиков, которые представили через портал в электронном виде документы для регистрации и постановки на налоговый учет.

Ведущая: Андрей Алексеевич, какие новые услуги может предложить налоговая служба гражданам?

Соломин А.А.: Для физических лиц на интернет-сайтах ФНС России и Управления функционирует онлайн-сервис "Личный кабинет налогоплательщика" (на главной странице справа). Сервис позволяет гражданам бесплатно и без обращения в налоговый орган получить информацию о задолженности по налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам. Кроме того, с помощью сервиса можно выбрать субъекты Российской Федерации (в одном запросе - до 3 субъектов), где плательщик имеет объекты налогообложения, и получить информацию о задолженности в этих регионах.
Хочу отметить, что эта услуга очень востребована у оренбуржцев - в 2011 году ею воспользовались около 27 тысяч посетителей, которые распечатали через Интернет платежные документы на уплату задолженности на сумму 36,5 миллиона рублей.
Сейчас ФНС России готовит запуск нового варианта "Личного кабинета". Там будет дан подробный перечень всего налогооблагаемого имущества налогоплательщика. Например, адрес и площадь квартиры, модель и госномер автомобиля. Перечислены льготы по уплате налогов. Приведена задолженность и сумма переплаты по каждому виду налогов. Кроме того, в ближайшем будущем налогоплательщик сможет получать всю необходимую информацию по электронной почте и даже вести переписку с налоговыми органами. Сейчас идет тестирование этих сервисов внутри Налоговой службы.

Ведущая: Какие еще электронные сервисы предлагаются плательщикам на сайте ФНС России?

Соломин А.А.: На сайте функционирует много различных полезных сервисов:

  • Обращение в УФНС (ИФНС) России
  • Узнай адрес ИФНС
  • Узнай ИНН
  • Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
  • Заполнить платежное поручение
  • Проверь себя и контрагента
  • Действительные ИНН юридических лиц
  • Недействительные ИНН физических лиц
  • Доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП
  • Недействительные ИНН юридических лиц
  • Анкетирование – опрос посетителей
  • Интерактивная карта
  • Форум УФНС России по Оренбургской области
  • Уплата госпошлины
  • Недействительные свидетельства
  • Подача электронных документов на государственную регистрацию
  • Нормативные и методические материалы ФНС России
  • Почтовая рассылка
  • Вакансии
  • Подача заявления физического лица о постановке на учет

Ведущая: Могу ли я направить запрос в налоговую через Интернет?

Соломин А.А.: Да, можете ,через сервис "Обращение в УФНС (ИФНС) России".
Он является дополнительным средством для обращений пользователей в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, и его подведомственные инспекции.
С помощью этого сервиса пользователь может отправить Интернет-обращение на адрес электронной почты любого налогового органа Оренбургской области, поэтому, прежде всего, необходимо выбрать налоговый орган по месту учета (прописки) налогоплательщика. Для этого достаточно указать свои ФИО, почтовый и электронный ящик и, конечно, правильно обозначить суть вопроса. Ответ будет дан в течение 30 дней.
Обращаем Ваше внимание, что обращение может быть не рассмотрено, если в нем не указаны сведения о заявителе, Ф.И.О., почтовый адрес; обращения, на которые не может быть дан ответ без разглашения сведений, составляющих налоговую тайну.

Ведущая: Каким образом узнать адрес налогового органа через Интернет?

Соломин А.А.: Сервис "Узнай адрес ИФНС" дает возможность определить инспекцию ФНС России (ее номер, адрес и телефон), соответствующую заданному адресу места проживания налогоплательщика. Здесь также можно узнать и ее реквизиты.

Ведущая: Можно ли узнать через Интернет "свой" и "чужой" ИНН?

Соломин А.А.: Для получения информации о собственном ИНН достаточно заполнить специальную форму с данными (ФИО, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность), ввести шесть предлагаемых цифр и нажать кнопку "Отправить запрос". Сервис обрабатывает запрос, обращаясь к федеральной базе данных "Единый государственный реестр налогоплательщиков", и в считанные секунды дает ответ в режиме online.
Для получения информации о "чужом" ИНН также необходимо заполнить предлагаемую форму. В результате обработки запроса появится ответ, содержащий только сведения о наличии или отсутствии ИНН у физического лица. Но получить информацию о "чужом ИНН" можно, только уплатив госпошлину в размере 100 рублей при предъявлении платежного документа и документа, удостоверяющего личность, в налоговом органе по своему месту жительства в течение 10 рабочих дней.

Ведущая: Как через электронные услуги вносить изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) на основании заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме № Р14001?

Соломин А.А.: Да, возможно внесение в ЕГРЮЛ изменений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме № Р14001.
Направление заявки о государственной регистрации с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) позволит заявителю в приоритетном порядке подать подписанное им соответствующее заявление, а также иные документы, необходимые для государственной регистрации и получить документы, подтверждающие внесение записи в соответствующий государственный реестр.

Ведущая: Андрей Алексеевич, а можно ли получить выписку из ЕГРЮЛ через систему Интернет? В какой форме она будет?

Соломин А.А.: Вы можете получить выписку о себе в режиме online, сделав запрос через Интернет при наличии у вас сертификата ключа подписи (СКП), полученного в удостоверяющем центре ФНС России.
Выписка включает только открытые и общедоступные сведения (без паспортных данных и адресов физических лиц и без сведений о банковских счетах).
Выписка выдается: в электронном виде либо по сети Интернет;
- на бумажном носителе - лично либо почтовым отправлением.
Следует иметь в виду, что предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляется только по запросу, поступившему от лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, в виде выписки из ЕГРЮЛ (в электронном виде или на бумажном носителе) в отношении юридического лица, от имени которого оно действует без доверенности.

Ведущая: Почему данные услуги государство не может предоставить бесплатно?

Соломин А.А.: Государство предоставляет бесплатно информацию на бумажном носителе представителям государственных ведомств, фирмам и бизнесменам, которые запрашивают сведения о себе.
Однако если выписку на бумажном носителе о себе можно получить бесплатно, то за срочность придется заплатить 400 рублей и приложить к запросу оригинал квитанции (платежки) об оплате.
Сведения можно также получить бесплатно через систему Интернет.
Предоставление сведений из ЕГРЮЛ в виде выписки о себе с помощью онлайн-сервиса осуществляется бесплатно.
Если вы хотите просто проверить достоверность сведений о вашем контрагенте, то не обязательно получать выписку из реестра. Узнать точное наименование другой организации, ее ИНН, КПП, ОГРН и дату регистрации вы можете на сайте ФНС России. Данная информация также предоставляется совершенно бесплатно в режиме онлайн.
Cведения из государственных реестров о конкретном (другом) юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются за плату по запросу, составленному в произвольной форме. Размер платы за выписку составляет 200 рублей. Срочное предоставление выписки стоит 400 рублей.
Через Интернет в режиме онлайн за плату можно получить и прямой доступ к разделам сайта ФНС России, содержащим открытые и общедоступные сведения ЕГРЮЛ и (или) ЕГРИП. Однако плата за эту услугу достаточно велика:

  • за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места (по одному реестру - ЕГРЮЛ или ЕГРИП) - 150 000 руб.;
  • за однократное предоставление в полном объеме открытых сведений одного реестра (ЕГРЮЛ или ЕГРИП) - 50 000 руб.;
  • за однократное обновление уже полученных открытых сведений в полном объеме - 5000 руб.

Понятно, что это удовольствие может позволить себе не каждый. Но, имея такой доступ, можно получить полную и самую актуальную информацию абсолютно обо всех организациях или предпринимателях.

Ведущая: Спасибо, Андрей Алексеевич, за интересные и исчерпывающие ответы. Благодарим вас за то, что вы приехали к нам. Желаем удачи в вашей профессиональной деятельности и успешной реализации проекта!

Читать ГАРАНТ.РУ в и