Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Функции антимонопольных органов по контролю в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Электронный аукцион в системе госзаказов. Актуальные проблемы размещения заказов

Функции антимонопольных органов по контролю в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Электронный аукцион в системе госзаказов. Актуальные проблемы размещения заказов

22 апреля в 11-00 часов состоялась интернет-конференция с заместителями руководителя Тверского УФАС России Фоминым Владимиром Михайловичем и Посоховой Людмилой Владимировной.

Тема: "Функции антимонопольных органов по контролю в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Электронный аукцион в системе госзаказов. Актуальные проблемы размещения заказов".

Ведущая – Копылова А.В. (ЗАО "ГАРАНТ – ЦПС").

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа. Здравствуйте, уважаемая интернет – аудитория. Мы приветствуем вас на очередной интернет – конференции в компании "ГАРАНТ – Центрпрограммсистем". Тема сегодняшней интернет – конференции: "Функции антимонопольных органов по контролю в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Электронный аукцион в системе госзаказов. Актуальные проблемы размещения заказов". Позвольте представить Вам участников: генеральный директор компании "ГАРАНТ – Центрпрограммсистем" Лорман Виктор Александрович и наших уважаемых гостей: заместитель руководителя Тверского УФАС России Посохова Людмила Владимировна и заместитель руководителя начальник отдела контроля размещения госзаказа Фомин Владимир Михайлович. К моменту начала проведения конференции поступило значительное число прблемных и интересных вопросов, которые мы сегодня обсудим. А сейчас для открытия конференции предоставляется слово генеральному директору ЗАО "ГАРАНТ – ЦПС" Лорману Виктору Александровичу.

Лорман В.А.: Здравствуйте уважаемые гости и интернет-аудитория. Подобные интернет-конференции наша организация проводит уже четвертый год. На сегодняшний день проведено свыше десятка таких интернет-конференций с различными органами государственной и муниципальной власти. А сегодня мы проводим интернет - конференцию с Тверским Управлением Федеральной антимонопольной службы. Чему мы очень рады. Я хотел сказать несколько слов о на-шей компании. Справочная правовая система ГАРАНТ, а вместе с ней и компания "Гарант" в конце декабря 2010 года отметила свое 20-летие. Региональные партнеры компании "Гарант" оказывают информационно-правовые услуги во всех регионах России. ЗАО "ГАРАНТ – Центрпрограммсистем" является представителем ГАРАНТа в Твери и Тверской области вот уже 19 лет. На сегодняшний день "ГАРАНТ-Центрпрограммсистем" обслуживает более тысячи организаций и предприятий не только в областном центре, но и во всех районах региона. Помимо предоставления услуг по обновлению информации в справочной правовой системе, "ГАРАНТ-Центрпрограммсистем" оказывает целый комплекс смежных услуг, таких как бесплатное обучение пользователей эффективным методам работы со справочной системой, бесплатная информационная и техническая поддержка пользователей, всероссийские спутниковые онлайн - семинары по экономической и юридической тематике, которые проходят практически еженедельно и заранее анонсируются. Недавно появилась еще одна интересная услуга – правовой консалтинг, что очень помогает деятельности организаций и предприятий. В пользователи получили возможность задавать индивидуальные вопросы, ответы на которые дают эксперты правового консалтинга компании "Гарант".

Свыше половины наших клиентов – это организации бюджетной сферы. Все эти организации участвуют в государственных и муниципальных закупках в соответствии с 94 ФЗ. Для нашей организации тема сегодняшней конференции также близка. С декабря прошлого года мы являемся представителями удостоверяющего центра "ГАРАНТЭкспресс" по предоставлению электронной цифровой подписи для участия в электронных торгах.

Ведущая: Спасибо, Виктор Александрович. Владимир Михайлович, прежде чем задать вопросы, которые поступили нам, предоставляю вам слово.

Фомин В.М.: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94 – ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также – закон о размещении заказов) регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также – размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В указанный закон неоднократно вносились изменения (более 15 раз), общий объем изменений более чем в три раза превысил первоначальный объем закона. Не всегда такие изменения носят технический характер.

Вопрос контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов регулируется прежде всего статьей 17 закона о размещении заказов.
Федеральный орган исполнительной власти (согласно постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 – Минэкономразвития РФ), осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 17 закона о размещении заказов контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о размещении заказов осуществляют уполномоченные на осуществления контроля в сфере размещения заказов федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на осуществления контроля в сфере размещения заказов органы местного самоуправления муниципального района, городского округа (далее также – контролирующие органы).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 17 закона о размещении заказов контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов 1) заказчиком, 2) уполномоченным органом или 3) специализированной организацией, 4) конкурсной, 5) аукционной или 6) котировочной комиссией, 7) уполномоченным на ведение официального сайта федеральным органом исполнительной власти, 8) организацией, оказывающей услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, 9) уполномоченными на ведение реестров заключенных по итогам размещения заказов государственных или муниципальных контрактов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, 10) операторами электронных площадок осуществляется путем плановых и внеплановых проверок. При проведении указанных проверок не подлежат проверке результаты оценки заявок на участие в конкурсе по критериям, указанным в пунктах 1 и 1.1 части 4 статьи 28, пунктах 1, 2 и 4 части 3 статьи 31.6 закона о размещении заказов.

Проверки, которые проводятся контролирующими органами, различаются по следующим признакам:
• место проведения (выездная/камеральная);
• предмет проверки (сплошная/выборочная);
• основание проведения проверки (плановая/внеплановая).

В соответствии с частью 3 статьи 17 закона о размещении заказов плановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд осуществляются соответственно уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, городского округа. До настоящего времени порядок проведения плановых и внеплановых проверок, осуществляемых антимонопольной службой, установлен Методическими рекомендациями по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами, утвержденными письмом ФАС России от 25.05.2007 № АЦ/8325.

28.01.2011 Приказом Минэкономразвития России от 28.01.2011 № 30 утвержден Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, который был опубликован в "Российской газете" 13.03.2011.

В соответствии с частью 4 статьи 17 закона о размещении заказов внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд осуществляются соответственно уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом местного самоуправления муниципального района, городского округа.

В соответствии с частью 5 статьи 17 закона о размещении заказов внеплановая проверка осуществляется в случае 1) обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, 2) поступления информации о нарушении законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов, 3) а также в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с частью 9 настоящей статьи. При этом рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 8 Закона о размещении заказов. В случае, если внеплановая проверка осуществляется на основании жалобы участника размещения заказа, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения указанной жалобы принимается единое решение.

Согласно положениям статьи 57 закона о размещении заказов (часть 4) участник размещения заказа вправе подать в письменной форме, в том числе посредством использования факсимильной связи, жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг для федеральных нужд, нужд федерального бюджетного учреждения, а также на действия (бездействие) оператора электронной площадки в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти; (часть 5) участник размещения заказа вправе подать в письменной форме жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Участник размещения заказа вправе подать в письменной форме жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа для муниципальных нужд, нужд муниципального бюджетного учреждения в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии совершены при размещении заказа для нужд заказчиков путем проведения в соответствии с положениями главы 3.1 Закона о размещении заказов открытого аукциона в электронной форме, участник размещения заказа вправе подать жалобу на такие действия (бездействие) исключительно в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти.

Таким образом, Федеральная антимонопольная служба как уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе осуществлять плановую проверку только при размещении заказов для федеральных нужд; при размещении заказов для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд Федеральная антимонопольная служба вправе осуществлять только внеплановую проверку.

В соответствии с частью 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 статьи 17 Закона о размещении заказов лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе:

1) выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов;
2) выдать указанным в части 1 статьи 17 Закона о размещении заказов лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.

В соответствии со статьей 62 Закона о размещении заказов (Ответственность за нарушение законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов) лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ведущая: Разрешается ли в пределах одного квартала заключать несколько контрактов на поставку продуктов по различным категориям с одним и тем же поставщиком, победившим в проведении запроса котировок? При этом запрос котировок был объявлен на каждую группу товаров (размещалось несколько извещений). Статья 8 Закона о размещении заказов регламентирует требования к участникам размещения, следовательно, мы не можем отказать одному участнику в подаче заявок по каждому извещению? Можно ли в пределах одного квартала заключить с указанным поставщиком еще и ряд других договоров поставки по другим категориям продуктов на сумму до 100 тыс. руб. каждый? Не будет ли это нарушением требований 94-ФЗ?

Фомин В.М.: В соответствии с частями 2 и 3 статьи 42 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 статьи 42 Закона о размещении заказов в случаях, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 42 и главой 5 Закона о размещении заказов. Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.

Приказом Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601 утверждена номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в соответствии с которой заказчики, уполномоченные органы обязаны определять одноименность товаров, работ, услуг.

Перечисленные нормы ограничивают право заказчиков, уполномоченных органов на размещение заказов на одноименные товары, работы, услуги на сумму более 500 000 рублей квартал, но не ограничивают право любого из участников размещения заказа участвовать в каждом из размещаемых заказов. При этом право отклонять котировочную заявку участника только на том основании, что он по товарам, включенным в одну группу, в этом же квартале подавал заявку, Законом не предусмотрено
При соблюдении ограничений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 42 и пункта 14 части 2 статьи 55 Закона не будет являться нарушением 94-ФЗ заключение контрактов (договоров) с одним и тем же лицом на разные категории товаров.

Ведущая: Обязательна ли подача заявок в электронном виде от участников размещения заказа для участия в запросе котировок.

Фомин В.М.: В соответствии с частью 2 статьи 46 Закона котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Таким образом, Законом не установлено, что участник размещения заказа обязан подавать котировочную заявку в форме электронного документа.

Вместе с тем, Законом установлено право на подачу такой заявки в форме электронного документа, из чего следует обязанность заказчика, уполномоченного органа обеспечить участнику размещения заказа такую возможность.

В этой связи заказчик, уполномоченный орган не вправе отказывать участникам размещения заказа в приеме котировочных заявок в форме электронного документа на том основании, что у него отсутствует техническая возможность.

Ведущая: Какой срок размещения сведений о заключении муниципальных (государственных контрактов) на официальном сайте.

Фомин В.М.: В соответствии с частями 3-4 и 6 статьи 18 Закона в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта заказчики направляют указанные в пунктах 1-7 части 2 статьи 18 Закона сведения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений направляют в указанный орган сведения, которые предусмотрены частью 2 статьи 18 Закона и в отношении которых были внесены изменения в условия контракта. Сведения, указанные в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 18 Закона, направляются заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней со дня соответственно исполнения или расторжения контракта. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляет размещение на официальном сайте указанных в части 2 статьи 18 Закона сведений в течение трех рабочих дней со дня их получения. Порядок ведения реестра контрактов, требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом, на котором размещается указанный реестр, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ведущая: Какие новые требования к обеспечению исполнения контракта?

Фомин В.М.: В настоящее время обеспечение исполнения контракта может быть представлено в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном документацией. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных определяется участником самостоятельно.

Ведущая: Какие требования к оформлению заявок на участие в открытом аукционе на электронной торговой площадке (ЭТП)?

Фомин В.М.: В соответствии с частью 2 статьи 41.6 Закона заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать требования к оформлению и форме заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Ведущая: Какие правила заключения контракта на ЭТП?

Фомин В.М.: Порядок заключения контракта по результатам открытого аукциона установлен статьей 41.12 Закона, согласно которой:

1. По результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого в соответствии со статьей 41.11 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

2. Заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.

3. В течение одного часа с момента получения проекта контракта оператор электронной площадки направляет проект контракта без электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика, участнику открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт.

4. В течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 настоящей статьи протокол разногласий.

5. В течение одного часа с момента получения проекта контракта, подписанного электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона в электронной форме, а также документа об обеспечении исполнения контракта, подписанного электронной цифровой подписью указанного лица, но не ранее чем через десять дней со дня размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона, оператор электронной площадки направляет заказчику подписанный проект контракта и документ об обеспечении исполнения контракта.

6. Заказчик, уполномоченный орган в течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки проекта контракта и, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, документа об обеспечении исполнения контракта, подписанных электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона в электронной форме, обязаны направить оператору электронной площадки контракт, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи.

7. Оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения контракта, подписанного электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, уполномоченного органа, обязан направить подписанный контракт участнику открытого аукциона, с которым заключается контракт.

8. Контракт считается заключенным с момента направления оператором электронной площадки участнику открытого аукциона в электронной форме контракта в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

9. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.

10. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо в случае заключения контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме по цене, предложенной таким участником открытого аукциона.

11. Участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частями 4, 4.4 и 4.6 настоящей статьи, не направил оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий в случаях, предусмотренных настоящей статьей, либо не направил подписанный электронной цифровой подписью указанного лица проект контракта по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола в случае, предусмотренном частью 4.4 настоящей статьи, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.

12. В случае уклонения участника открытого аукциона в электронной форме от заключения контракта в течение одного рабочего дня со дня внесения сведений о таком участнике открытого аукциона в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона оператор электронной площадки прекращает осуществленное в соответствии с частью 11 статьи 41.8 настоящего Федерального закона блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытом аукционе в электронной форме такого участника открытого аукциона в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в этом открытом аукционе, перечисляет данные денежные средства заказчику, а также списывает со счета такого участника открытого аукциона денежные средства в качестве платы за участие в открытом аукционе в размере, определенном по результатам отбора операторов электронных площадок.

13. В случае, если победитель открытого аукциона в электронной форме признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя открытого аукциона заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником открытого аукциона в электронной форме, который предложил такую же, как и победитель открытого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем открытого аукциона условий.

14. В случае, если участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт при уклонении победителя открытого аукциона в электронной форме от заключения контракта, признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении указанного участника открытого аукциона заключить контракт и о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить контракт с участником открытого аукциона, который предложил такую же, как и указанный участник открытого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных указанным участником открытого аукциона условий. В случае, если все участники открытого аукциона, которые обязаны заключить контракт при уклонении победителя открытого аукциона или иного участника открытого аукциона, с которым заключается контракт, признаны уклонившимися от заключения контракта, заказчик принимает решение о признании открытого аукциона в электронной форме несостоявшимся. В этом случае заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с частью 1 статьи 40 настоящего Федерального закона. При этом такой контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, и цена такого контракта не должна превышать предложенную при проведении открытого аукциона наиболее низкую цену контракта.

15. Участниками открытого аукциона в электронной форме, которые обязаны заключить контракт при уклонении победителя открытого аукциона в электронной форме или иного участника открытого аукциона, с которым заключается контракт, от заключения контракта, являются:
1) участники открытого аукциона, заявки на участие в открытом аукционе которых получили первые три порядковых номера в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона;
2) иные участники открытого аукциона, не отозвавшие заявок на участие в открытом аукционе в соответствии с частью 13 статьи 41.11 настоящего Федерального закона к моменту направления такому участнику открытого аукциона проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

16. В случае, если от подписания контракта уклонились все пять участников открытого аукциона в электронной форме, заявки на участие в открытом аукционе которых ранжированы в протоколе подведения итогов открытого аукциона, заказчик, уполномоченный орган повторно осуществляют действия, предусмотренные статьей 41.11 настоящего Федерального закона.

17. В течение одного рабочего дня со дня заключения контракта оператор электронной площадки прекращает осуществленное в соответствии с частью 11 статьи 41.8 настоящего Федерального закона блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме всех участников открытого аукциона в электронной форме в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в таком открытом аукционе. При этом оператор электронной площадки списывает со счета для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме участника открытого аукциона, с которым заключен контракт, денежные средства в качестве платы за участие в таком открытом аукционе в размере, определенном по результатам отбора операторов электронных площадок.

18. В случае заключения контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя и иного занимающегося частной практикой лица, оплата такого контракта, если иное не предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

19. В случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно. Если участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется.

20. В случае, если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, поручителем выступает юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации и которое соответствует следующим требованиям:
1) капитал и резервы поручителя, указанные в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должны составлять не менее чем триста миллионов рублей и превышать размер поручительства не менее чем в десять раз;
2) чистая прибыль поручителя, указанная в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должна превышать не менее чем в три раза размер поручительства или размер чистой прибыли поручителя должен составлять более чем сто миллионов рублей;
3) стоимость основных средств (в части зданий) поручителя, указанная в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должна составлять не менее чем триста миллионов рублей и превышать не менее чем в десять раз размер поручительства или стоимость указанных основных средств должна составлять более чем один миллиард рублей.

21. Соответствие поручителя требованиям, установленным частью 20 настоящей статьи, определяется по данным бухгалтерской отчетности за два последних отчетных года или, если договор поручительства заключен до истечения срока предоставления годовой отчетности, установленного законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, по выбору поручителя по данным бухгалтерской отчетности за два отчетных года, предшествующих последнему отчетному году. При этом соответствие поручителя требованиям, установленным частью 20 настоящей статьи, определяется по данным бухгалтерской отчетности за каждый отчетный год.

22. В случае, если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, контракт может быть заключен только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, одновременно с договором поручительства соответствующих копий бухгалтерских отчетностей поручителя, представленных в налоговый орган в установленном порядке, а также документов в отношении поручителя, указанных в пунктах 3 и 5 части 2 статьи 41.3 настоящего Федерального закона и подтверждающих его полномочия.

Ведущая: У нас, как я понимаю, сейчас стоит вопрос об облегчении малым предприятиям доступа к государственным и муниципальным заказам. К каким заказам могут иметь отношение малые предприятия? Ведь федеральные власти не мыслят при распределении заказов масштабами малого бизнеса. Что остается? Региональный заказ?

Фомин В.М.: В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства вправе осуществлять такое размещение заказов.

Такой Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 642.

При этом Закон не содержит исключений, кроме указанных в части 1 статьи 15 Закона, в отношении федеральных заказчиков.

Кроме того, частями 11 и 12 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрено, что неразмещение должностным лицом заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, равно как и размещение должностным лицом заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков у субъектов малого предпринимательства в размере более чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок - влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Ведущая: Вопрос поступил от Титова Павла: Я директор фирмы, участвующей в конкурсе на размещение заказа. Правомерно ли поступает заказчик, отказываясь рассматривать заявки на участие в открытом аукционе в моем присутствии?

Фомин В.М.: Да, правомерно. Законом предусмотрена в подобных случаях только одна публичная процедура – вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе. 

Читать ГАРАНТ.РУ в и