Повышение финансовой грамотности населения Калужской области

20 декабря в 12-00 состоялось интернет-интервью с руководителем Управления Роспотребнадзора по Калужской области Кручининым Александром Анатольевичем.

Тема: "Повышение финансовой грамотности населения Калужской области".

Организаторы – Управление Роспотребнадзора по Калужской области, ООО "Компания "Тектон", ИА "ГАРАНТ".

Ведущий – Новиков Р.В. (ГК "Тектон")

Ведущий: Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью. Наш гость – руководитель Управления Роспотребнадзора по Калужской области Кручинин Александр Анатольевич.

Тема нашей беседы: "Повышение финансовой грамотности населения Калужской области". Александр Анатольевич, первый вопрос. Что следует понимать под термином "финансовая грамотность населения"?

Кручинин А.А: Это, прежде всего, знание действующих законодательных актов в сфере оказания финансовых услуг, осведомленность в вопросах банковского и потребительского кредитования, возможность управления финансовыми рисками, способность планирования своего денежного обеспечения, а так же четкое понимание своих прав.

Ведущий: Каковы критерии оценки финансовой грамотности населения?

Кручинин А.А: Во-первых, об этом говорит уровень обращаемости граждан в этой сфере деятельности в защиту своих прав. Во-вторых - это компетентность и сложность вопросов, с которыми обращается потребитель. В-третьих - способность самостоятельно, в рамках законодательства, отстаивать свои права.

Ведущий: Что будет сделано Управлением Роспотребнадзора по Калужской области для повышения финансовой грамотности населения?

Кручинин А.А: Одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Калужской области является организация мероприятий в сфере оказания финансовых услуг. В этом важнейшем сегменте потребительского рынка, безусловно, вопросы повышения финансовой грамотности населения играют ведущую роль. Нами будут использованы все доступные способы для достижения положительного результата.

Прежде всего, это - организация и проведение обучающих семинаров, в том числе в муниципальных образованиях с приглашением граждан - потребителей финансовых услуг, совершенствование консультативной помощи в Управлении и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", организация "горячей линии" на телевидении и радио, проведение тематических "круглых столов", постоянно действующая страничка на сайте Управления "В помощь потребителю".

И, конечно, оказание практической помощи: составление образцов исковых заявлений для обращения в суд, подготовка отзывов на уже поданные исковые заявления, участие стороной в судебных заседаниях в защиту прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг.

Ведущий: Вопрос от Кулешовой Е., г. Калуга. На что нужно обращать внимание при заключении с банком договора потребительского кредитования?

Кручинин А.А: На доведение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах.

К такой информации, в том числе, относятся: размер кредита, полная сумма, подлежащая выплате потребителем, график погашения этой суммы, полная стоимость кредита в процентах годовых.

На сегодняшний день банками установлены формы стандартных договоров для клиента - заемщика (юридическое и физическое лицо), в которые могут быть заведомо включены условия, ущемляющие права потребителей:

  • это рассмотрение споров в судах по месту нахождения банковских организаций, тогда как в соответствии со ст. 17 Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" иски в защиту прав потребителей могут быть предъявлены в суды по выбору истца;
  • это одностороннее изменение процентной ставки по кредиту без письменного согласия заемщика, однако, ст.ст. 310, 450-452, 820 Гражданского Кодекса РФ письменное соглашение предусмотрено обязательно;
  • незаконным является также взимание процентов за досрочное погашение кредита (нарушение статей 315, 330, 810 ГК РФ, статей 16, 32 закона "О защите прав потребителей");
  • в договоры необоснованно включается взимание дополнительной платы за открытие и ведение ссудного счета (данный счет служит для учета задолженности по кредиту), что противоречит ст. 819 ГК РФ согласно которой клиент должен возвратить только полученную денежную сумму и уплатить проценты на неё;
  • зачастую практикуется навязывание обязательного страхования жизни заёмщика в конкретных страховых компаниях, выбранных банками, а по Гражданскому Кодексу РФ страхование жизни может быть только добровольным;
  • имеет место взимание дополнительной платы (исчисляется в тыс. руб.) в случае отказа гражданина от получения кредита, если деньги от банка он еще не получил (ст.32 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает право гражданина на отказ от исполнения договора с возмещением только лишь понесенных фактических расходов (на основании сметы, расчетов) и т. д.

Ведущий: Вопрос от Штоймана А., г. Обнинск. По вашему мнению, какие ключевые проблемы в отношениях между банками и физическими лицами может решить принятие законопроекта "О потребительском кредитовании"?

Кручинин А.А: Принятие нового законопроекта "О потребительском кредитовании" приблизит кредитование в России к международным стандартам.

Ведущий: Вопрос от Прохоровой И., г. Калуга. Можете ли Вы назвать организации, работающие на рынке потребительского кредитования, чья деятельность не вызывает нареканий со стороны Управления Роспотребнадзора по Калужской области?

Кручинин А.А: Нет, в каждой организации есть нарушения.

Ведущий: Вопрос от Ростовцевой Е., г. Малоярославец. У меня есть задолженность по кредиту. Естественно, я хочу ее погасить, но в банке мне отвечают, что долг перепродан коллекторам, и платить "уже поздно". Что делать в этой ситуации?

Кручинин А.А: Потребитель заключил договор с банком, и все законные проценты он оплачивает банку. Привлечение кредитными организациями коллекторов для взимания долгов незаконно и недопустимо.

Ведущий: Вопрос от Солоповой С., г. Малоярославец. Александр Анатольевич, обращаюсь к Вам со следующей проблемой. Мною был взят кредит на неотложные нужды. Завела в банке, где оформила кредит, банковскую карточку. Три месяца, по уважительной причине, я по кредиту не платила. Теперь в банке карточку заблокировали. Как поступить в этой ситуации, остаток даже снять не могу, - детей кормить нечем. Заранее спасибо.

Кручинин А.А: Обратиться с письменным заявлением к руководству банка с просьбой разблокировать карточку, составить новый график погашения кредита; насколько мне известно, банки, как правило, часто идут навстречу потребителям.

Ведущий: Анонимный вопрос. Не складывается ли у Вас впечатление, что в законодательстве наблюдается перекос в сторону защиты интересов потребителя? Очень "финансово грамотным" стал клиент. Например, у нас покупают дорогую бытовую технику, пользуются ею, а потом -возвращают. И знаете, что говорят? Мы, дескать, приняли решение "под давлением ваших продавцов", "нас ввели в заблуждение" и т.д. Если мы отказываемся принимать уже б/ у товар, то нам грозят обращением в суд или, извините, в Роспотребнадзор. Лишние проверки и суды нам не нужны. Как защититься продавцам и поставщикам услуг от "финансово грамотных" клиентов - шантажистов?

Кручинин А.А: Конечно, у нас есть и потребители-террористы, но если продавец грамотно оформил документы, если ответил в срок на претензию потребителя, если нет оснований для возврата товара по принципу "не хочу-не нравиться", никакой Роспотребнадзор ему не страшен.
Помимо этого, у Роспотребнадзора нет полномочий по возврату денег потребителям. Такие полномочия есть только у суда, а в суде также будут рассматривать все обстоятельства дела. Хочу также дополнить: ни одному предпринимателю наши специалисты не отказали в консультации.

Ведущий: Вопрос от Лукашовой Е.А., г. Калуга. Александр Анатольевич, хочу высказаться по теме банкоматов. Вставляете карточку, деньги снимаете, а вот купюру получить не можете. При этом снятие с карточки фиксируется. Мой случай, отнюдь, не рядовой. Подскажите, как поступать в данной ситуации. О чём говорить с кассирами в банке, если доказательств, фактически, нет?

Кручинин А.А: Обращаться в банк, к которому относится данный банкомат, с письменной претензией о возврате денежных средств, о проверке работоспособности банкомата, и, желательно, в короткие сроки, а не через месяц или полгода. Банк обязан рассмотреть Вашу претензию и расследовать все обстоятельства. А чтобы Ваши слова ни были "пустыми", снимать деньги лучше со свидетелями.

Ведущий: Вопрос от Максима Е., г. Калуга. Купленный в магазине CD-плейер оказался неисправен. Продавцы принимать товар отказываются, "только после экспертизы". Самое главное: экспертиза за мой счёт. Но деньги за это платить не хочу. Так за чей же счёт должна проводиться экспертиза? Есть ли возможность провести бесплатную экспертизу в Роспотребнадзоре по КО?

Кручинин А.А: Согласно ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Статьей 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" установлено, что продавец обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.

Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

В полномочия Управления Роспотребнадзора по Калужской области не входит проведение экспертиз товаров. Существуют независимые экспертизы, такие как: Бюро товарных экспертиз пл. Старый Торг, 5 тел. 56-59-71, ООО "Эксперт-Версия", ул. Георгиевская, 39 тел.74-10-93

Ведущий: Вопрос от Мониной И., г. Калуга. Я приобрела телевизор, оформила кредит. Телевизор вернула по причине его неисправности (деньги мне возвратили). Хотела бы у Вас спросить, обязана ли я продолжать выплачивать проценты по взятому кредиту, ведь товар, получается, не куплен?

Кручинин А.А: Согласно п.5 ст. 24 Закона РФ "О защите прав потребителей" в случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.
Чтобы не было вопросов со стороны банка, его следует уведомить письменно и потребовать расторгнуть договор кредитования.

Ведущий: Вопрос от Шевченко Б., г. Калуга. В 2009 году мною был взят кредит на покупку квартиры. Сейчас я готов кредит погасить. Но в банке мне заявили, что с меня возьмут процент за досрочное погашение. Неужели эти поборы законны?

Кручинин А.А: Данное условие договора противоречит гражданскому законодательству, а именно статьям 315, 330, 810 Гражданского кодекса Российской Федерации и ущемляет права потребителей.
Гражданским законодательством установлено, что единственным условием для досрочного погашения займа является согласие заимодавца (пункт 2 статьи 810 ГК РФ). Досрочное погашение суммы займа является надлежащим исполнением обязательств в более ранний срок, чем это установлено договором, а санкций за досрочное погашение займа действующим законодательством не установлено. Таким образом, включение в договор займа указанных условий, ущемляет права потребителей.

Ведущий: Это последний вопрос интернет-интервью с руководителем Управления Роспотребнадзора по Калужской области Кручининым Александром Анатольевичем. Благодарим Вас за участие. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в рамках совместных информационно-правовых мероприятий ООО "Компания "Тектон" и ИА "ГАРАНТ".

Читать ГАРАНТ.РУ в и