Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Гласность в деятельности избирательных комиссий. Возможность общественного контроля за ходом избирательной кампании, голосования и определения результатов выборов

Гласность в деятельности избирательных комиссий. Возможность общественного контроля за ходом избирательной кампании, голосования и определения результатов выборов

02 сентября в 11-00 в здании Избирательной комиссии Калужской области состоялось интернет-интервью с председателем избирательной комиссии Калужской области Кузнецовым Вячеславом Ивановичем.

Тема интервью: "Гласность в деятельности избирательных комиссий. Возможность общественного контроля за ходом избирательной кампании, голосования и определения результатов выборов".

Организаторы: Избирательная комиссия Калужской области, ООО "Компания "Тектон", ИА "ГАРАНТ".

Ведущая интервью – Майор Марина (ООО "Компания "Тектон").

Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью. Наш гость - председатель Избирательной комиссии Калужской области Кузнецов Вячеслав Иванович.

Ведущая: Какие меры будут приняты по обеспечению избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями на муниципальных выборах?

Кузнецов В.И.: Вопросы обеспечения избирательных прав инвалидов являются приоритетными для избирательных комиссий всех уровней. Территориальными избирательными комиссиями ведется большая работа по уточнению сведений о них совместно с органами местного самоуправления, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами социальной защиты, общественными организациями инвалидов; определению для них удобных вариантов голосования: на дому или в помещении для голосования; определению видов помощи при голосовании: установлению пандусов на входах в помещения для голосования для инвалидов-колясочников (и размещению помещений для голосования, как правило, на первых этажах зданий), приобретению увеличительных стекол для слабовидящих избирателей, настольных ламп.

В г. Калуге шесть избирательных участков будут оборудованы специальными кабинами для тайного голосования инвалидов-колясочников. Для голосования инвалидов по зрению, владеющих азбукой Брайля, будут подготовлены специальные трафареты.

Избирательная комиссия Калужской области плотно взаимодействует по вопросам выборов с региональными общественными организациями инвалидов, инвалидов по зрению и слуху, с областной библиотекой для слепых им. Н.А. Островского, регулярно проводит встречи с активом, разъясняет вопросы выборного законодательства. На сайте Облизбиркома создан специальный раздел для слабовидящих.

Вся работа по обеспечению избирательных прав инвалидов координируется специально созданными при Избирательной комиссии Калужской области и территориальных избирательных комиссиях рабочими группами.

Ведущая: Вячеслав Иванович, не кажется ли Вам, что выборных кампаний слишком много? Люди устали от выборов. Может быть, пустить "выборные деньги" на что-то полезное для области, города, конкретного человека?

Кузнецов В.И.: Если сравнить ситуацию с выборами в 90-е годы и нынешнюю, то однозначно можно сказать – выборов в Калужской области стало почти вполовину меньше. Перестали избираться на прямых выборах члены Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Губернатор Калужской области, главы муниципальных образований, а в 6-ти районах Калужской области теперь не избираются и депутаты районных собраний (в Кировском, Козельском, Людиновском, Медынском, Тарусском и Ферзиковском районах районные собрания теперь формируются из депутатов и глав поселений).

Так что согласиться с тем, что "выборных кампаний слишком много", нельзя.
В то же время, в 3-й статье Конституции Российской Федерации закреплено, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. И осуществляет он свою власть либо непосредственно (на референдуме), либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Другого способа осуществления власти народом через органы власти, кроме как делегирования в указанные органы своих представителей посредством прямых выборов, еще не придумано.

Ведущая: Вячеслав Иванович, как вы решаете проблему низкой явки населения на муниципальные выборы?

Кузнецов В.И.: С одной стороны, после того, как в июле 2006-го года Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" был отменен официальный порог явки избирателей, региональные и местные выборы будут признаны состоявшимися при любой, самой минимальной явке избирателей.

С другой стороны, Избирательная комиссия Калужской области не перестает пытаться донести до каждого избирателя, что он сам является творцом своей судьбы, и если он не принимает участия в выборах, значит, выбор за него сделают другие (те, которые голосовать придут). К сожалению, не все избиратели до сих пор это понимают.

Апатия и неверие в то, что его голос может что-то решить, оставляют избирателя дома, тем более что погода в Единые дни голосования (март и октябрь) редко бывает хорошей.

Однако из опыта наблюдения за многими местными избирательными кампаниями можно набрать не так уж мало примеров, когда разница в голосах победившего и проигравшего кандидата составляла всего несколько голосов, а то и один голос. Подобное случилось даже на выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области в одном из избирательных округов в г. Калуге (когда выборы еще проводились по одномандатным округам). Там депутатом стал кандидат, набравший на 1 голос больше, чем его соперник.

Явка также зависит от того, интересно ли проходит агитационные кампании кандидатов и политических партий. Насколько активно они вовлекают избирателей в этот процесс.

Заметно повышает явку хорошо выстроенная процедура информирования избирателей, чему избирательные комиссии уделяют все большее внимание. Сказывается на явке также: качественно ли были составлены списки избирателей, всем ли были доставлены приглашения. Даже благоустройство избирательных участков может заметно сказаться на количестве избирателей, решивших придти и проголосовать.

Ведущая: Вопрос от Кирилла Кравцова. В каких случаях выборы на избирательном участке могут быть признаны недействительными?

Кузнецов В.И.: На избирательном участке выборы недействительными признаны быть не могут, поскольку участковая избирательная комиссия не обладает полномочиями по определению результатов выборов. Она определяет итоги голосования и составляет об этом протокол. Результаты выборов на основании протоколов об итогах голосования определяет (в зависимости от вида выборов) либо окружная избирательная комиссия, либо избирательная комиссия муниципального образования, либо Избирательная комиссия Калужской области, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

Поэтому на избирательном участке можно признать недействительными только итоги голосования. Итоги голосования признаются недействительными, когда невозможно установить волеизъявление избирателей.

По опыту работы, можно сказать, что такое происходит достаточно редко и, по большей части, по форс-мажорным обстоятельствам: утрата или уничтожение избирательных бюллетеней, списков проголосовавших избирателей, незаконный выброс бюллетеней и т.д.

За 15 лет существования Избирательной комиссии Калужской области на территории Калужской области не было зафиксировано ни одного подобного случая.

Но иногда к этому могут привести и ошибки в действиях членов участковых избирательных комиссий. Например, на прошедших в марте т.г. выборах в органы местного самоуправления только благодаря тому, что член участковой избирательной комиссии, вовремя обнаружил свою ошибку, удалось избежать признания выборов недействительными на избирательном участке в одном из районов. Поскольку выборы были совмещенными, голосование проводилось по разным видам бюллетеней, а не все избиратели обладали одинаковым активным избирательным правом. Т.е., жители Калужской области, временно проживающие на территории данного участка, могли голосовать за депутатов Законодательного Собрания, но не имели права голосовать за местных депутатов. По ошибке, нескольким из них в первый час голосования были выданы и бюллетени по местным выборам. Если бы участковая избирательная комиссия вовремя не приняла соответствующие меры (своим решением опечатала стационарный ящик, в который попало несколько "неправомочных" бюллетеней, а после окончания голосования признала все находившиеся в нем бюллетени по местным выборам недействительными), то пришлось бы признать итоги голосования по местным выборам по данному избирательному участку недействительными в целом.

Ведущая: Вопрос, поступивший от Цурикменова Хасана (г. Козельск). Если у гражданина нет возможности проголосовать непосредственно в Единый день голосования (10 октября), можно ли это будет сделать досрочно?

Кузнецов В.И.: Нельзя. 31.05.2010 были приняты очередные изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которыми досрочное голосование на местных выборах в том виде, к какому привыкли жители Калужской области, было отменено. Поэтому 10 октября т.г. – единственный день, когда можно будет проголосовать на проходящих сейчас в Калужской области выборах в органы местного самоуправления.

Ведущая: Вопрос от Просова Вячеслава. Какова процедура выборов депутатов в органы местного самоуправления в Калужской области?

Кузнецов В.И.: В двух словах ответить на данный вопрос невозможно. Избирательное право тем и характерно, что процедура выборов: кто, когда и в каком порядке что делает, - описывается непосредственно в законах о выборах. Существуют Федеральные законы: "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации". Существуют региональные законы, описывающие процедуры выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на их территории.

Процедура выборов органов местного самоуправления в Калужской области прописана в Законе Калужской области "О выборах в органы местного самоуправления в Калужской области" (№ 556-ОЗ от 25.06.2009). Это достаточно большой по объему документ. Но и его одного, для полного понимания процедуры местных выборов, недостаточно. В нем содержится большое количество отсылочных норм к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (67-ФЗ от 12.06.2002).

Хотелось бы отметить еще одну особенность выборного законодательства – оно постоянно меняется. Как только в вышеупомянутый Федеральный закон вносятся какие-либо изменения (а с 2002-го года изменения в него вносились 39 раз), тут же приходится вносить изменения в законы, регулирующие порядок выборов в Калужской области.

Так что, фактически, каждые выборы проводятся по новой процедуре. И если кто-то желает принять участие в местной избирательной кампании в качестве кандидата ли, его доверенного лица или уполномоченного представителя, наблюдателя или члена избирательной комиссии, первое, что хотелось бы ему посоветовать – внимательно изучить актуальную версию Закона Калужской области "О выборах в органы местного самоуправления в Калужской области".

Очень много ошибок и недоразумений возникает из-за того, что избиратели думают: вот, мол, на прошлых выборах было так, значит так должно быть и на этих. Это – большое заблуждение.

Ведущая: Вячеслав Иванович, по вашему мнению, достаточно ли полно обеспечивается в настоящее время на территории Калужской области гласность при проведении выборов?

Кузнецов В.И.: Как уже упоминалось в ответе на предыдущий вопрос, процедуры выборов в органы власти прописаны в соответствующих уровню выборов законах. Применительно к идущим на данный момент в области избирательным кампаниям это – Закон Калужской области "О выборах в органы местного самоуправления в Калужской области" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В последнем имеется статья (№ 30), которая так и называется: "Гласность в деятельности комиссий". Статья большая, в ней подробно прописано кто, когда и в каком порядке имеет право присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, в помещении для голосования, при определении итогов голосования и результатов выборов.

Кроме того, в статье 38 этого же закона имеются указания на то, что кандидаты, их доверенные лица и уполномоченные представители (уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе), сдавшие для проверки подписные лисы, имеют право присутствовать при их проверке, а также при проверке подписных листов других кандидатов (избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов).

В 75-й статье указанного Федерального закона особо отмечается, что при рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

Также законодательством установлено, что все значимые нормативные акты, принимаемые в ходе избирательной кампании, подлежат опубликованию в средствах массовой информации. Специально для этих целей законодатель обязал государственные и муниципальные средства массовой информации в период избирательных кампаний выделять комиссиям бесплатную печатную площадь и бесплатное эфирное время.
Абсолютно все эти нормы закона неукоснительно соблюдаются избирательными комиссиями всех уровней. Другое дело, насколько сами избиратели знакомы со своими правами и насколько активно они ими пользуются.

Ведущая: Анонимный звонок из Обнинска: Может ли гражданин, не состоящий ни в одной партии, выступить в роли общественного наблюдателя? Что для этого нужно сделать?

Кузнецов В.И.: Избиратели могут контролировать процесс выборов, будучи включены непосредственно в состав комиссий всех уровней в качестве членов с правом решающего голоса. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединений, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов могут назначать в комиссии членов с правом совещательного голоса. А еще они могут назначать наблюдателей.

Причем, если выборы проходят не по пропорциональной системе, и избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, может назначить члена с правом совещательного голоса только в избирательную комиссию муниципального образования (на местных выборах), то наблюдателей оно может выдвинуть также и во все нижестоящие комиссии, вплоть до участковой.

Законом Калужской области не предусмотрено право назначать наблюдателей иными общественными организациями (политическими партиями), которые не выдвинули зарегистрированного кандидата, но по опыту работы можно утверждать, что тем или иным партиям или кандидатам всегда не хватает людей, чтобы "закрыть" все избирательные участки.

Более того, хотя законом и установлено, что в помещении для голосования не может одновременно находиться более одного наблюдателя от одного и того же кандидата, избирательного объединения, они имеют право назначать нескольких наблюдателей на один и тот же избирательный участок. Это логично, поскольку одному наблюдателю трудно высидеть практически сутки, не покидая своего поста, и при этом еще и сохранить внимательность при контроле за ходом голосования, подсчетом голосов и подведением итогов голосования.

Поэтому повсеместно распространена практика, когда наблюдатели от одного кандидата подменяют друг друга в помещении для голосования, чтобы дать возможность отдохнуть. И, кроме того, когда один наблюдатель выезжает с членами комиссии для голосования "на дому", его место в помещении для голосования может занять другой наблюдатель.

Таким образом, наблюдателей надо много, и каждый активный гражданин, который хочет своими глазами убедиться в том, насколько честно проводится голосование и подсчет голосов, может предложить свои услуги тому или иному кандидату, избирательному объединению.

На наш взгляд – чем больше наблюдателей от противоборствующих сторон присутствует на избирательном участке, тем прозрачнее результаты выборов.

Однако, по опыту проведения значительного количества избирательных кампаний, хотелось бы высказать несколько замечаний и предложений будущим наблюдателям.

Участковые избирательные комиссии, зачастую, вовсе не приходят в восторг, когда после открытия избирательного участка в него валом валят наблюдатели и члены с совещательным голосом. И вовсе не из-за того, что они изначально настроены что-то там "намухлевать". А потому, что наблюдатели бывают разные. Некоторые смутно представляют себе процедуру голосования, и, особенно, процедуру подсчета голосов.

К сожалению, очень часто с наблюдателями не проводится даже малейшего "правового ликбеза". Поскольку наблюдатели чаще всего появляются на избирательных участках только в день голосования, привлечь к их обучению избирательные комиссии не представляется возможным. А ведь, в последние годы, к каждым выборам выпускается "Блокнот члена участковой избирательной комиссии", где подробнейшим образом, с учетом всех последних изменений в законодательстве, прописаны все процедуры. На последних выборах Избирательной комиссией Калужской области была выпущена также "Памятка избирателю".

На наш взгляд, если наблюдатель не ознакомится заранее с указанными блокнотом и памяткой, то от такого наблюдателя будет мало пользы. Не зная процедуры, он не сможет отследить момент, когда (если) она будет нарушена. А ведь некоторые нарушения могут привести к серьезным последствиям. И об этом наблюдатель тоже должен быть осведомлен. Так же как и о своих правах и обязанностях.

А прав у него много, вплоть до того, что наблюдатель может сопровождать подписанный протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования до момента его сдачи в вышестоящую комиссию. А наблюдатель, назначенный в эту вышестоящую комиссию, может проследить, чтобы все данные из этого протокола без изменения попали в систему ГАС "Выборы". После этого изменить что-либо в результатах невозможно. Так установлено законом.

В общем, резюмируя, Избирательная комиссия Калужской области призывает граждан с активной жизненной позицией приходить на избирательные участки в качестве наблюдателей, но, только, предварительно ознакомившись с правилами и процедурами того, за чем они собрались наблюдать.

Ведущая: 10 октября 2010 года в г. Калуге пройдут выборы в Городскую думу. На каком этапе находится подготовка к данному мероприятию? Сколько зарегистрировано кандидатов в депутаты?

Кузнецов В.И.: Избирательное законодательство, прописывающее процедуру проведения выборов, отличается, в том числе, и тем, что сроки избирательных действий строго регламентированы. Это относится буквально ко всем стадиям процесса, начиная от образования избирательных округов и назначения даты голосования и заканчивая определением результатов выборов и сдачей финансового отчета комиссией о расходовании средств, выделенных на подготовку выборов. Собственно, и сам период избирательной кампании начинается со дня опубликования решения о назначении выборов и заканчивается в день сдачи этого отчета.

Поэтому перед началом каждой избирательной кампании все организующие выборы комиссии составляют Календарный план мероприятий, в котором четко указано: в какой период то или иное действие должно быть осуществлено, и кем оно может (должно) совершаться. Отступление от сроков, указанных в этих календарных планах, может послужить основанием как к недопущению к выборам кандидатов (сроки представления документов для регистрации), недопущению средств массовой информации и полиграфических организаций к участию в агитации (сроки уведомления комиссии и опубликования расценок услуг) и др., так и отмены результатов выборов (нарушение сроков назначения выборов, формирования нижестоящих комиссий и др.).

Если ознакомиться с Календарным планом мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Городской Думы г. Калуги 10 октября 2010 года, утвержденный постановление избирательной комиссии муниципального образования "Город Калуга" (№ 25 от 29.04.2010), то можно установить, что 3 сентября т.г. заканчивается регистрация кандидатов в депутаты. Всего на утро 2-го сентября их зарегистрировано 70 кандидатов.

В соответствии с Календарным планом уже были образованы избирательные участки и опубликованы их списки. В настоящий момент идет процесс формирования участковых избирательных комиссий, который должен закончиться не позднее 14 сентября. 11 сентября начинается период агитации в средствах массовой информации. До 19 сентября должны быть утверждены тексты избирательных бюллетеней по каждому округу и т.д.

Ведущая: Во сколько обойдутся муниципальные выборы в Калуге городской/ областной казне?

Кузнецов В.И.: В соответствии с законодательством расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета.

Это означает, что выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации финансируются из федерального бюджета, выборы депутатов Законодательного Собрания Калужской области – из областного, а выборы органов местного самоуправления – исключительно из местных бюджетов.
На выборы депутатов Городской Думы г. Калуги 10.10.2010 из бюджета г. Калуги выделено 11 млн 115 тыс. руб., что составляет менее 40 рублей на одного избирателя.

Ведущая: Минова Алина Владимировна задаёт следующий вопрос. Вячеслав Иванович, каким образом проходит процедура выборов в органы власти с использованием ГАС "Выборы"?

Кузнецов В.И.: Изначально ГАС "Выборы" в обязательном порядке должна была использоваться только на выборах федерального и регионального уровня, как установлено в статье 74 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Однако этой же статьей Центральной избирательной комиссии России предоставлялось право определять случаи и порядок использования ГАС "Выборы" также при проведении выборов в органы местного самоуправления. До 2008-го года по решению Центральной избирательной комиссии России в систему ГАС "Выборы" заводились, в основном, выборы в муниципальных районах и крупных городах. Но потом Центральная избирательная комиссия России приняла постановление (№ 138/1019-5 от 19.11.2008), обязывающее использовать ГАС "Выборы" при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления также и поселений, и утвердила Порядок этого использования.

Таким образом, ГАС "Выборы" используется сейчас на выборах всех уровней.

Поскольку количество комплексов средств автоматизации (КСА) ГАС "Выборы" в области (28) соответствует количеству территориальных избирательных комиссий Калужской области, а всего муниципальных образований в области 317, то один КСА ГАС "Выборы" обслуживает от 6-ти до 20-ти муниципальных образований (в зависимости от количества поселений на территории района).

При имеющейся практике возложения полномочий большинства избирательных комиссий муниципальных образований на территориальные избирательные комиссии (самостоятельных избирательных комиссий поселений и городских округов на данный момент всего 11) процедура ввода в ГАС "Выборы" всех необходимых данных по каждой избирательной кампании мало отличается от уже отработанной процедуры при проведении выборов федерального и областного уровня.

Если же выборы проводит самостоятельная избирательная комиссия поселения (городского округа), то в соответствии с вышеуказанным постановлением Центральной избирательной комиссии России Облизбирком утверждает свой Порядок передачи данных, в том числе оперативный, избирательной комиссией поселения в территориальную избирательную комиссию, с учетом имеющихся средств связи, транспорта и иных условий.

На выборах 10.10.2010, в которых, помимо нескольких территориальных избирательных комиссий, принимают участие также и избирательные комиссии муниципальных образований "Город Калуга" и "Город Малоярославец", такой порядок установлен постановлением Избирательной комиссии Калужской области (№ 200/40-IV от 06.08.2010).

Ведущая: Военнослужащий (звонок из Козельска): Вячеслав Иванович, поясните, пожалуйста: разрешена ли предвыборная агитация в воинских частях?

Кузнецов В.И.: В соответствии с пунктом 7 статьи 53 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предвыборная агитация посредством проведения публичных агитационных мероприятий в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещена. Встречи зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, могут проводиться только за пределами воинских частей.

Но возможны и исключения. Если, например, единственное здание или помещение, пригодное для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении. Тогда, по запросу соответствующей комиссии, командир воинской части должен предоставить это помещение для встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, с избирателями из числа военнослужащих.

Главным условием такого публичного мероприятия является то, что комиссия обязана заблаговременно (не позднее чем за 3 дня до его проведения) оповестить о месте и времени его проведения всех зарегистрированных кандидатов, представителей всех избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов.

Ведущая: Вопрос из Медыни. К сожалению, приславший письмо не назвал себя. Вячеслав Иванович, известно, что СМИ должны на выборах обеспечивать равный доступ к аудитории всем политическим партиям. Нарушает ли закон печатное СМИ, если на его страницах размещаются агитационные материалы кандидатов только от одной партии?

Кузнецов В.И.: Для начала следует отметить, что утверждение анонимного избирателя: "…известно, что СМИ должны на выборах обеспечивать равный доступ к аудитории всем политическим партиям", - несколько некорректно.

Во-первых, СМИ бывают разные: государственные, муниципальные, негосударственные, принадлежащие (учрежденные) избирательным объединениям, кандидатам.

Во-вторых, к каждому виду СМИ Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предъявляет разные требования.

Общее требование к ним только одно – все они, если хотят принять участие в агитационной кампании, обязаны не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны и представить указанные сведения вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации в соответствующую избирательную комиссию.

А вот дальше требования начинают разниться.

Самые жесткие требования предъявляются к государственным и муниципальным СМИ. Они в обязательном порядке должны предоставлять бесплатные эфирное время и печатную площадь, которые поровну делятся между всеми зарегистрированными кандидатами (избирательными объединениями). Платные эфирное время и печатная площадь также делятся между ними поровну, причем условия оплаты должны быть одинаковы для всех. Бывает, что не все кандидаты/избирательные объединения соглашаются выкупать предоставленные им доли, тогда редакции используют освободившуюся площадь по своему усмотрению, но получить больше эфира или площади, чем ему досталось при первоначальном распределении, кандидат (избирательное объединение) не вправе.

Какие СМИ являются государственными, а какие муниципальными, Федеральный закон объясняет в статье 47. Однако надо иметь в виду, что если, например, газета "Весть" на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Законодательного Собрания Калужской области является "государственной" и обязана выполнять все вышеперечисленные требования, то на выборах в органы местного самоуправления не обязана. А газета, скажем "Малоярославецкий край", не обязана соблюдать эти требования как раз на выборах федерального и областного уровня, но при проведении выборов Малоярославецкого районного собрания депутатов она уже подпадает под эти требования.

К негосударственным же СМИ требование, по сути, одно. Они не должны менять заявленные заранее расценки, другие условия оплаты, а также тираж и периодичность выхода в зависимости от личности кандидата или наименования политической партии. Но, в то же время, редакции негосударственных периодических печатных изданий вправе отказывать в предоставлении своей площади тем или иным кандидатам, избирательным объединениям по своему усмотрению.

Ну а если газета была учреждена кандидатом или избирательным объединением, то к ней даже требование по предоставлению площади по единым расценкам не относится.

Так что, возвращаясь к вопросу анонимного избирателя: "Нарушает ли закон печатное СМИ, если на его страницах размещаются агитационные материалы кандидатов только от одной партии?" - можно ответить так: все зависит от того, какие это выборы, и к какому виду относится данное СМИ. Каждый случай индивидуален. Поэтому в Избирательной комиссии Калужской области создана специальная Рабочая группа по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов, которая в периоды избирательных кампаний дает оценку – нарушает то или иное действие средства массовой информации, кандидата, избирательного объединения правила проведения предвыборной агитации.

Ведущая: Вопрос от Швецова К.: Какая из партий лидирует по числу нарушений на уровне региональных выборов?

Кузнецов В.И.: Последние прошедшие региональные выборы (выборы депутатов Законодательного Собрания Калужской области 14.03.2010) не выявили лидера по числу нарушений. Претензии к проведению избирательной кампании, выражавшиеся в подаче жалоб и заявлений на те или иные действия той или иной партии, поступали в Избирательную комиссию Калужской области от всех участников этих выборов на протяжении всего периода.

КПРФ и ЛДПР жаловалась на Единую Россию, Единая Россия – на Справедливую Россию и КПРФ, и т.д. Всего в Избирательную комиссию Калужской области поступило 44 жалобы, которые были рассмотрены на ее заседаниях. Только по одной из них, касающейся агитационной деятельности одной из партий, было вынесено предупреждение.

Ведущая: Есть ли законные ограничения по предвыборному бюджету кандидатов в депутаты? Иначе получается, что выигрывают те, у кого больше денег, а не честные кандидаты от народа?

Кузнецов В.И.: Законодательством о выборах предусмотрено, что для финансирования своей избирательной кампании кандидат может, а в определенных случаях (если численность избирателей в округе, по которому он баллотируется, превышает 5 тысяч человек) обязан создавать свой избирательный фонд. И, конечно же, законом установлены максимальные суммы, которые кандидат может потратить на свою избирательную кампанию.

Превышение кандидатом расходов из своего избирательного фонда на 5% от установленной законом максимальной суммы может служить основанием для отказа кандидату в регистрации и отмены регистрации уже зарегистрированного кандидата. Если уже после определения результатов выборов будет установлено, что кандидат расходовал на свою избирательную кампанию средства помимо тех, которые находились в его избирательном фонде, и если сумма этих "левых" расходов превысит 10% от установленной законом максимальной суммы, суд может отменить результаты выборов.

Ведущая: Это последний вопрос интернет-интервью с председателем избирательной комиссии Калужской области Кузнецовым Вячеславом Ивановичем. Благодарим вас за интересную и содержательную беседу. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в рамках совместных информационно-правовых мероприятий ООО "Компания "Тектон" и ИА "Гарант".

Читать ГАРАНТ.РУ в и