Модернизация здравоохранения как основа повышения качества жизни россиян

9 июля в 11-00 в здании администрации Калужской области состоялся круглый стол "Модернизация здравоохранения как основа повышения качества жизни россиян".

Круглый стол организован при участи Центра социально-консервативной политики ЦФО, Калужского регионального исполнительного комитета (РИК) Всероссийской политической партии "Единая Россия", Государственно-патриотического клуба по Калужской области, министерства здравоохранения Калужской области, Законодательного Собрания Калужской области, ООО "Компания ТЕКТОН", ИА "Гарант".

Список участников круглого стола:

  1. Авраменко Виктор Федорович Депутат ЗС
  2. Бабурин Виктор Сергеевич Председатель Законодательного Собрания КО
  3. Барков Александр Георгиевич Депутат ЗС КО
  4. Водилина Лариса Михайловна Главный врач участковой больницы №2 с. Льва Толстого
  5. Галкина Лидия Ивановна Председатель КОО профсоюза работников здравоохранения
  6. Иванов Александр Георгиевич Председатель Городской Думы г. Калуги
  7. Калугин Олег Анатольевич Координатор Государственно-патриотического клуба по КО
  8. Комлева Людмила Федоровна Заместитель главврача Облкожвендиспансера
  9. Кондратьев Юрий Алексеевич Министр здравоохранения КО
  10. Кручинин Александр Анатольевич Руководитель Управления Роспотребнадзора по Калужской области
  11. Логачева Наталья Николаевна Депутат Законодательного Собрания
  12. Михайлов Виктор Михайлович Главный врач Детской областной больницы
  13. Северинов Андрей Андреевич Начальник Управления здравоохранения Городской управы по Калужской области
  14. Смирнов Олег Анатольевич Заместитель гл. врача Калужской Городской больницы скорой медицинской помощи
  15. Степанов Сергей Владимирович Руководитель Фонда обязательного медицинского страхования
  16. Тимощенко Любовь Аркадьевна Руководитель Управления Росздравнадзора по Калужской области
  17. Тюриков Александр Георгиевич Директор ЦСКП-ЦФО
  18. Федорова Ирина Михайловна Заместитель руководителя исполкома – начальник отдела организационной работы, координатор ЦСКП – ЦФО по КО

Тюриков А.Г.: Добрый день, уважаемые коллеги. Спасибо, что пришли в такое тяжелое летнее время, нашли возможность обсудить очень важную и злободневную тему, связанную с модернизацией здравоохранения как основы повышения качества жизни населения. Прежде чем перейти к содержательной части, я хотел бы сказать о технологической составляющей. Как правило, Центр социально-консервативной политики проводит обсуждение той или иной темы с двумя целями.

Первая цель – это получить позитивный опыт и позитивную практику, которые имеются сегодня в регионах, продвигать этот позитивный опыт на федеральном уровне. Вторая цель – это, безусловно, выстраивание горизонтальных связей между экспертами, муниципалитетами, регионами и федеральным уровнем. Это очень важно, потому что центр тяжести проблемы здравоохранения в 2011 году ляжет на плечи регионов.

Отсюда степень ответственности и важности принимаемых решений, и, самое главное, занятие позиций, адекватных ситуации. Поэтому разрешите предоставить слово Кондратьеву Юрию Алексеевичу, министру здравоохранения Калужской области.

Кондратьев Ю.А.: Уважаемые коллеги, добрый день. 16 июля состоится плановый совет по здравоохранению при Губернаторе КО, на котором будет обсуждаться вопрос "Модернизация системы здравоохранения КО". Поэтому сегодня у нас есть шанс выслушать все инициативы, сверить часы и понять, в каком направлении должны двигаться все участники этого процесса, начиная от исполнителей, заканчивая законодательной властью. В основе всех задач, поставленных Правительством РФ, стоят медико-демографические показатели. В КО в последние годы наблюдается положительная тенденция; количество ребятишек (10 553 чел) - это наиболее высокий показатель за последние 5-6 лет. Это говорит о том, что государственная политика в области демографии имеет положительный аспект.

Динамика рождаемости и смертности в КО объясняется уровнем урбанизации. Т.е муниципальные образования, где уровень урбанизации высокий (г. Обнинск, Бабынинский, Боровский районы и др.), имеют наиболее хороший показатель. Иначе говоря, люди, получая хорошую среду обитания, начинают задумываться о том, чтобы у них в семье были дети.
Коэффициент рождаемости и смертности показывает, что на сегодняшний день показатель смертности у нас превалирует. Это особенность и нашего региона, и центрально-федерального округа. Женщин фертильного возраста катастрофически не хватает. Вопросы рождения первого ребенка откладывают на более поздний срок. Таким образом, и государственная политика и политика КО должны быть направлены на мотивацию увеличения детей в семьях.

Структура причин смертности в КО. Болезни системы кровообращения – 61%. Этот показатель в дальнейшем у нас будет иметь тенденцию к росту, т.к. в области в этом году идет реализация программы по модернизации отрасли здравоохранения, по открытию 4 центров, которые должны будут взять эту патологию. Необходима четкая диагностика причин смерти.
Сегодня вводится стандарт, по которому мы должны с вами работать. Профилактическими мероприятиями, через центры здоровья мы можем, прежде всего, наше население мотивировать на формирование здорового образа жизни.

Второй показатель – смертность от новообразований – 14%, это очень большой проблемный пласт, за который мы с вами отвечаем. В соответствии с принятым постановлением областной бюджет выплачивает каждому медицинскому работнику 1000 руб., который при первичном осмотре установил диагноз онкология либо туберкулез. Это сделано для того, чтобы мотивировать медицинских работников на профилактические мероприятия для работы с населением на раннее выявление, т.к. на ранних стадиях в 95% выявленный страшный диагноз может быть излечен. В поздних стадиях – это гораздо дороже и тяжелее.

Динамика показателей основных причин смертности по КО. Благодаря мероприятиям в рамках программы "Здоровье", начиная с 2005г. по 2009г. показатели у нас улучшаются.

Система министерства здравоохранения КО включает 60 самостоятельных лечебно-профилактических учреждений (с входящими функциональными подразделениями – 155). Модернизация коснется всех звеньев, мы должны не только отремонтировать базу, мы должны изменить структуру. Медицинские учреждения, имеющие маленькую функциональную нагрузку, должны быть трансформированы и должны передать часть своих функций межрайонным центрам.

Итоги реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2006-2010г. по влияли на повышение коэффициента рождаемости с 10,4 до 10,6 на 1000 населения, ежегодно увеличивается доля рождения в семье вторых и последующих детей (за 4 года на 1,5%, их доля в 2009г составила 44,1%). Коэффициент общей смертности снизился на 3% (самое большое снижение в динамике за 5 лет) с 17,3 до 16,8 на 1000 населения. Снизилась заболеваемость и смертность от туберкулеза.
Для нас стала нормой 100%-я диспансеризация населения, стала нормой 100%-я иммунизация детского и взрослого населения. Реализация программы "Родовой сертификат" позволила дополнительно направить дополнительные средства в учреждения родовспоможения, снизить перинатальную и младенческую смертность в 2,2 раза.

В результате реализации программы развития службы крови модернизированы учреждения службы, получена передвижная станция переливания крови.

Реализована программа совершенствования помощи пострадавшим при ДТП. Система "золотого часа": в г. Калуге, и на федеральной трассе - до места ДТП не более 20 минут. Т.е. в федеральный норматив 30 минут мы укладываемся. Это позволяет машинам подстраховывать друг друга.
Реализована программа совершенствования онкологической помощи населению. Проводятся кустовые собрания.

Также в Калужской области функционируют 4 центра здоровья. 30 тыс. человек прошли через эти центры.

В медицинские учреждения области было поставлено оборудования на 450 федеральных млн. рублей. Принят закон КО, согласно которому, мы доплачиваем донорам из областного бюджета за каждую кроводачу от 400 до 800 рублей в зависимости от того, какой материал мы должны получить. Работа показала, что штатных доноров стало больше, и возраст доноров "помолодел" (22-24 года). Соответственно улучшилось качество оказания услуги, снимаются абсолютно все противоречия.

В рамках всех наших направлений главной становится разработка и принятие федерального закона "Об обязательном медицинском страховании". Это обеспечит свободное вхождение в систему ОМС для медицинских организаций любой формы собственности. В этом случае, в государственном заказе мы получим конкурентную среду, потому что сегодня много частных медструктур, которые оказывают медпомощь, но не могут войти в нашу программу.

Одноканальное финансирование оказанной медпомощи с оплатой по полному тарифу за законченный случай. Это то, к чему мы давно стремимся. В 2003г. КО работала по полному тарифу по 9 статьям. Нам надо было вписаться в эксперименты, когда нас перевели на деньги пенсионного фонда и вернули на 5 статей. После чего муниципалитеты тихо недодали деньги, а когда в обратную сторону вернули - опять недодали. Мы с вами получили замороженный тариф на медицинскую услугу в течение 5 лет, т.е. только деньги на инфляцию. Одноканальное финансирование позволит обеспечить следование денег за конкретным пациентом. Эта система также позволит руководителю учреждения при качественном выполнении заказа а) стимулировать оплату труда; б) развивать новые технологии. Хорошо, что это принимается на федеральном уровне.

Проведение порядка экспертизы и контроля качества оказанной медицинской помощи. Тяжелое направление в рамках нашей совместной работы. Всегда стоял вопрос удовлетворенности населения качеством оказания медуслуги. Но когда в Брянской, в Тульской, Смоленской областях процент удовлетворенных качеством оказанием медпомощи выше, чем в Калужской области, возникает проблема: мы недорабатываем. Я не берусь обсуждать состояние материально-технической базы. В половину хуже лекарственное обеспечение, в половину хуже база. Тем не менее, наше население привыкло получать услуги более качественные. Значит, это направление надо дополнительно разрабатывать. Не зря в министерстве здравоохранения создан отдел, который занимается постоянным мониторингом качества и контролем. В последнее время наметилась положительная тенденция в этом направлении: у нас этот показатель стал выше - 33, а был 24.

Но это только шаги, потому что на сегодняшний день решение КО, оно, так сказать, не характерно для всей РФ. Организация телефонов горячей линии, не просто телефонов, а call-центра, куда любой житель может позвонить и поинтересоваться, где ему получить услугу, как получить медполис, как попасть в то или иное учреждение. Нужно развивать городское здравоохранение еще большими темпами. Сегодня этот шикарный шаг - больница БСМП – создание сосудистого центра; я уже посчитал, что 90 млн. руб. будут вложены в этом году в больницу в Сосновой роще. Далее, в рамках модернизации инфраструктуры ЛПУ, мы должны подходить очень взвешенно и проводить публичные слушания по всем вопросам реорганизации медучреждений.

КО включена в пилотный проект на 2011 год по модернизации в системе информатизации. Предполагается внедрение системы скоростной передачи информации, электронный документооборот, рецептура, история болезни, экспертиза качества.

Внедрение стандартов оказания медпомощи, в том числе становление дополнительных государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи неработающим пенсионерам. В результате анализа представленных смет, мы пришли к выводу: для того чтобы привести материально-техническую базу в КО к норме, нам потребуется 2 млрд. 200 млн. руб. В том числе затраты по государственным учреждениям здравоохранения составили 897974, 331 тыс. руб., по муниципальным – 1122267, 761 тыс. руб. В целях эффективного использования денежных средств создана специальная комиссия в министерстве, которая совместно с руководителями учреждений, будет определять приоритетность объектов в соответствии с концепцией развития здравоохранения КО. Через две недели Минздрав социального развития вывесит официальный формат, по которому мы будем готовить паспорта здоровья каждому муниципальному образованию.

Основным итогом модернизации системы здравоохранения станет создание целостной структуры. Предложенная система модернизации позволит нам грамотно воспользоваться дефицитом по кадрам и соответственно улучшить качество оказания медпомощи. Одно из ключевых направлений в этой области - принятие закона о переходе отрасли здравоохранения на отраслевую систему. Спасибо.

Тюриков А.Г.: Спасибо Юрий Алексеевич за столь содержательный доклад. Была сказана очень важная вещь. Здравоохранение отвечает только на 18-20% здоровья человека, 80% - вне сферы медицины, а в зоне ответственности самого человека. Это очень важно, учитывая большую информационную работу, которую проводят сами медики и администрация.

В 2003г мы проводили исследования по качеству жизни, и было опрошено 35тыс. домохозяек. 75% опрошенных ответственность за качество жизни перекладывало на государство. В этом году, по результатам такого же опроса, на государство ответственность перекладывает только 42% граждан. Какие требования выдвигает население ЦФО? Безусловно, каждого четвертого волнует вопрос оплаты услуг. Не удовлетворяет система работы поликлиник – 20%, прежде всего это связано с огромными очередями по предварительной записи. Нехватка врачей – до 10%. Устаревшее медоборудование – здесь уже население замечает, что оборудование в городах и районных центрах меняется, т.е. только 7% не наблюдает изменения в этой области. Я думаю, что это очень позитивная тенденция.

Состоялось первое чтение закона "О ФОМС", к 2013 г  планируется, что каждый регион должен предложить собственную структуру здравоохранения, которая будет индивидуальной, привязана к конкретике субъекта федерации. В случае принятия этого закона с 2013г. деньги пойдут строго за пациентом. В 2015г. планируется провести лицензирование врачей.

Северинов А.А.: Уважаемые коллеги, очень серьезная тема поднята. Настал тот момент, когда уже следует принимать решения. Каждый муниципалитет имеет свои особенности, но особенность г. Калуги в том, что у нас нет одной большой и мощной больницы, что затрудняет оказание неотложной помощи гражданам нашего города. У нас рядом находится Москва, куда едут квалифицированные специалисты. У нас страшный отток кадров. Заработная плата врачей в столице около 60 тыс. руб, мы такие условия предоставить не можем. В соответствии с Постановлением №168 мы доплачиваем фельдшерам, хирургам, медсестрам и другим категориям. В связи с низкими тарифами, у нас наиболее острая проблема – кадровая. Поэтому хотелось бы как-то привязать политику обеспечения кадрами к партийному проекту: какое бы мы оборудование не поставили, не получим должного результата не имея квалифицированных работников. У меня есть вопрос к Виктору Сергеевичу по поводу системы оплаты труда. Данный вопрос находится на рассмотрении у Правительства КО и хотелось бы, чтобы быстрее проходило согласование.

Тюриков А.Г.: У меня тоже вопрос на понимание. В Москву идет отток кадров медицинских и не только. Сейчас кадровая проблема стоит везде, и даже в самой Москве. Потому что в Москве, где абсолютно другой уровень оплаты, не хватает специалистов не только узкого профиля, а именно в поликлинических, в первичных звеньях. Значит, проблема намного глубже, и ее понимание и решение должно быть на другом уровне. Спасибо.

Кондратьев Ю.А.: С точки зрения кадровой политики в прошлом году Губернатор КО А.Д. Артамонов дал задание организовать дни Калужской области в каждом ВУЗе, с которым мы работаем. Мы работаем с шестью ВУЗами. Мы выяснили, что проблема заключается в следующем. Одним из факторов, который не позволяет молодым людям остаться на работе – это отсутствие жилья. У нас принято постановление в КО, по которому главным врачам в лечебных учреждениях разрешается компенсировать оплату жилья, снимаемого под наем для медработников, на величину двух прожиточных минимумов, установленных на территории КО. Это примерно 10,5 тыс. руб. в месяц. По ценовым параметрам за 15 тыс. руб. в Калуге можно снять приличную однокомнатную квартиру.

Второе направление, которое сегодня стало получать хорошие отзывы, – это постановление, по которому бюджет КО компенсирует часть процентной ставки по кредиту, полученному семьей медработников на приобретение, строительство жилья. Сейчас важно, чтобы все муниципальные образования приняли такие постановления на своем уровне. Я считаю то, что вы сегодня Андрей Андреевич озвучили, действительно важно, и это тот фактор, который действительно сдерживает людей. Сегодня кадровый вопрос для бюджета остается самым тяжелым, потому что всем хочется получить благоустроенное жилье. Сегодня мы заканчиваем проектирование бывшего здания фармацевтического колледжа, который находится на ул. Болотникова г. Калуге. В следующем году мы восстановим это здание полностью.

Авраменко В.Ф.: Уважаемые коллеги, тот вопрос, который сегодня вынесен на нашем совещании, во многом зависит от того, как партия "Единая Россия" реализует этот проект. Концепция модернизации системы здравоохранения представлена во всех разделах, единственное, что мне хотелось бы подчеркнуть, об этом говорил и Юрий Алексеевич, все моменты модернизации должны проходить публично, гласно, с участием депутатов, руководителей исполнительных органов власти, муниципалитетов и населения. Есть моменты в этом проекте, которые меня смущают. В частности, вопрос софинансирования пенсий неработающего пенсионера. С одной стороны вроде бы хорошо. А что мы получим на выходе? Просматривается ситуация, когда граждане, особенно в возрасте 55-60 лет элементарно, уклоняются от проведения даже флюорографии. Менталитет у нас такой "не пойду". С этой проблемой надо работать.

Еще бы хотелось акцентировать внимание на вопросе дополнительного лекарственного обеспечения. Казалось бы, что сегодня эта проблема более-менее решена – количество жалоб в центры уменьшилось, количество отсроченных рецептов уменьшилось. Это так и есть на самом деле, но данная проблема загнана вглубь, на выборах нам избиратели это скажут итогами голосования. У меня такое предложение. Или вопросы денежной компенсации снимаем, или идем по тому пути: всем даем денежные компенсации, но выделяем группу тяжелых больных, которые будут получать не 450 руб., а 1000-1200 руб., это надо рассчитать. Конечно, все вопросы сразу решить невозможно, но это требует какого-то решения в любом случае. Спасибо.

Тюриков А.Г.: Спасибо, Виктор Федорович. Мне кажется, нужно менять менталитет населения. Сегодня существует расхожая фраза: "Не ходил бы к врачу, не болел бы". А сейчас же медицина совершенствуется, как было видно из доклада министра здравоохранения, мы вернулись к 100% диспансеризации.

Комлева Л.Ф.: Прежде всего, если позволите, скажу следующее. Прозвучало сегодня слово гласность, мне кажется, что уже после сегодняшнего круглого стола население узнает о том, что уже идет реформация здравоохранения. Юрий Алексеевич дал хороший срез уровня здравоохранения в КО. По уровню здравоохранения можно судить о состоянии государства. И сегодня, мне кажется, нельзя не вкладывать деньги в самое святое – в здоровье и жизнь наших людей. И поэтому проект очень важный и нужный для нас. У нас есть прекрасная областная больница, хорошее оборудование, но это единицы, в целом многие больницы ждут ремонта. Поэтому мы ждем поступления средств.

Был затронут сегодня вопрос о заработной плате врачей. Приведенные цифры не в полной мере отражают действительность. Почему врачи работают у нас на 3, на 1,5 ставки, потому что им тоже надо кормить свои семьи. И о каком качестве может идти речь, если врач на работе будет думать о том, там бы добежать доработать? И эта средняя зарплата складывается из тех дежурств, из тех ночей, которые он должен проводить на работе, для того чтобы ее получить. Средняя зарплата медсестры - это 6-8 тыс. руб., врача – 8-10 тыс. руб. Надо создавать престижность этой профессии и престижность медицины.

Кондратьев Ю.А.: Виктор Федорович затронул очень важный вопрос, сколько можно играть с вопросом лекарственного обеспечения. Если в 2006г. у меня было 64 тыс. льготников, и я получал 600млн руб. из федерального бюджета, то в этом году из 34 тыс., я получаю 250 млн руб. А 890-е постановление как финансировалось в объеме 160 млн руб., так и продолжает финансироваться уже 5 лет. Вот вам коллеги и ответ. Мы загнали в дневной стационар то, что недофинансировали. Потому вы как депутат должны разрабатывать концептуальный подход.

Виктор Федорович, нужно четко понимать, чтобы не было ошибочного мнения, "давайте мы все деньги консолидируем в областном бюджете и лекарства будем выписывать". Так не пойдёт. Должна быть индивидуальная ответственность. Как только у главврача остаются средства, он начинает думать, а что делать с ними, в каком объеме и куда направлять.

Нам необходим концептуальный документ, по которому мы могли сегодня перегруппировать уже существующие средства, посмотреть из каких источников они поступили, иначе нам будет трудно объяснить что-либо своим депутатам, т.к. мы взялись за реализацию этого проекта.

Калугин О.А.: Возвращаясь к нашей теме, я не медик и поэтому буду говорить только как опосредованный потребитель медицинских услуг. Тут прозвучала мысль, что калужские врачи едут в Москву и недовольство калужан медуслугами значительно ниже, чем в Туле. Это объективная точка зрения. Что тут можно предложить? Не угонимся мы по зарплате за Москвой. Поэтому чем мы можем ответить? Социалистическими, феодальными преференциями. Например, квартира через несколько лет переходит в собственность врача. Таким образом человек удерживается, работая в наших больницах. А через 10-12 лет в силу тех или иных причин он уже никуда не поедет. Звучит несколько цинично, но это поможет решить нашу проблему нехватки врачей. А проблема жесткая и серьезная. Что еще можно сказать? Проблемы здравоохранения в КО решатся, когда улучшится состояние БСМП, которая нуждается в техническом перевооружении. Самим качеством оказания медуслуг врачами калужане довольны и мало кто жалуется. Сейчас остро стоит проблема именно ухода за больными, надо как-то решать эту проблему, надбавками, квартирными преференциями, чем угодно.

В качестве дискуссионного варианта хотелось бы предложить следующее. Какой мы хотим видеть модернизацию нашего здравоохранения? Либо мы хотим быть покупателями медтехнологий и инноваций, либо мы хотим быть продавцами и создателями этих инноваций. Если мы выберем второй вариант, мы обязаны в области или даже в г. Калуге строить мединституты. Это очень и очень дорого: потребуется строить здания, покупать кадры в Москве и т.д. Но если мы захотим именно быть создателями инноваций, мы от этого никуда не денемся. Это вопрос дискуссионный и я считаю, он имеет место быть.

И, наконец, третий вариант. Он не решается ни на муниципальном, ни на региональном уровнях. Лет 6 назад единоросы озвучили идею наделить врачей, учителей статусом муниципальных служащих. Сейчас эта идея успешно затаилась в силу отсутствия денежных средств. Но я считаю, чем раньше мы начнем реализовывать эту программу, тем лучше для нас.
В целом все, спасибо.

Бабурин В.С.: Спасибо, уважаемые коллеги. Сегодня я буду выступать с позиции Секретаря Регионального политического совета Партии. Тема очень серьезная, злободневная "Модернизация как основа качества жизни", тут поправил себе, "калужан". Цель решения этой проблемы должна быть четко и конкретно определена. Если оценивать качество жизни через призму концепции партийного проекта, то необходимость в его реализации в регионе, безусловно, есть. У вас данные Александр Георгиевич по ЦФО, а я опираюсь на данные по КО, на результаты многочисленных проверенных социологических опросов. И могу сказать, что тема неудовлетворительного состояния медицины на протяжении 2009г. не опускалась ниже 4 места у нас в КО, а иногда поднималась и до 2 и до 3 места. В мае 2010г. был проведен опрос, по результатам которого, 43,3% населения считает, что за последние 3 года состояние здравоохранения ухудшилось. По результатам опроса Калужской торгово-промышленной палаты, 59% жителей областного центра не удовлетворены, Андрей Андреевич, оказанными медуслугами. Поэтому, уважаемые коллеги, давайте будем объективно оценивать свою деятельность и свои результаты выполнения мероприятий. Иначе у нас будет очень серьезный разрыв между тем, что предлагается, и оценкой населения, которая будет главной в конечном итоге.

Сегодня граждане, узнав о том, что "Единая Россия" взяла инициативу на реализацию такого проекта, начали активно обсуждать эту тему; идет сбор подписей, поступают обращения в Региональный политсовет. Это происходит, потому что люди боятся, что их проблемы на местах в ходе реализации этого проекта будут обойдены вниманием, и поэтому они заостряют эти проблемы. В этом плане партийная составляющая играет очень большую роль.

Не хотелось, чтобы повторилась та же ситуация как в области благоустройства улиц: "ничего, якобы, не было сделано". Многие думают, что это является показухой, что все делается к выборам, что все после будет разворовано. И с этим тоже нам надо будет разобраться.
Я внимательно посмотрел, послушал презентацию. Хочу обратить внимание на то, что проекты будут защищаться. Приведу простую арифметику: 460 млрд. руб. предполагается вложить в этот проект. Я думаю, что эксперты, специалисты совершенно точно обосновали эту потребность. По опыту прошлых лет, мы всегда получали на КО не менее 1%. Вы, Юрий Алексеевич, привели цифры на 2 млрд руб. Я могу сказать, что еще на два с лишним млрд руб. мы пока проблем не видим. Мы должны спросить у людей, в чем заключаются проблемы и должны попытаться решить их.
Прослеживаются две позиции. Одна позиция – профессиональная. Как обозначил Олег Анатольевич Калугин – концепция покупатель-продавец. А другая позиция – бытовая, или обывательская, – это население – пользователи услуг. И наша задача - свести эти две позиции в нашем проекте. Тогда мы получаем отдачу, оценка населения положительная. Министерство у нас работает прекрасно. Но я хочу вернуться к следующему. Данный проект является инициативой Владимира Владимира Путина, лидера партии "Единая Россия". Мы должны сделать так, чтобы население увидело реальную заботу, конкретные дела, чтобы население оказало ту поддержку правящей партии, которая способствовала бы дальнейшей работе. Вот, пожалуй, все, что я хотел сказать.

Тюриков А.Г.: Уважаемые коллеги! Спасибо за внимание.

Читать ГАРАНТ.РУ в и