Соблюдение прав человека на территории Калужской области

16 июня в 16-00 в помещении аппарата Уполномоченного по правам человека Калужской области состоялось интернет-интервью с Уполномоченным по правам человека Калужской области Зельниковым Юрием Ивановичем.

Тема интернет-интервью: "Соблюдение прав человека на территории Калужской области".

Ведущая интернет-интервью - Майор Марина (ООО "Компания "Тектон").

Ведущая: Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью. Наш гость - Зельников Юрий Иванович, уполномоченный по правам человека в Калужской области. Уважаемый Юрий Иванович, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время принять участие в нашем интернет-интервью.

Юрий Иванович, какими полномочиями обладает Уполномоченный по правам человека в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Калужской области?

Зельников Ю.И.: Деятельность Уполномоченного по правам человека в Калужской области регламентирована региональным законом. Она дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции соответствующих органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

По вопросам своей компетенции Уполномоченный по правам человека в Калужской области вправе:
1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти Калужской области, государственные органы, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также посещать организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественные объединения, расположенные на территории Калужской области, в установленном порядке;
2) запрашивать и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать от органов государственной власти Калужской области, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих Калужской области сведения, документы и материалы;
3) получать разъяснения должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих Калужской области по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами, государственными служащими, муниципальными служащими Калужской области проверку деятельности органов государственной власти Калужской области, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц Калужской области по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
5) поручать компетентным государственным учреждениям Калужской области проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы.

По вопросам своей деятельности Уполномоченный по правам человека пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти Калужской области, государственных органов, органов местного самоуправления, а в установленном законодательством Российской Федерации порядке и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, расположенных на территории Калужской области.

Деятельность Уполномоченного это внесудебная форма разрешения конфликта гражданина и власти.

Основной инструмент Уполномоченного - подготовка заключений и дача рекомендаций органам власти для восстановления нарушенных прав граждан.

Уполномоченный по правам человека в Калужской области рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Калужской области иностранных граждан и лиц без гражданства на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Калужской области, иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом Калужской области, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих Калужской области, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным органам государственной власти Калужской области, государственным органам, должностным лицам и органам местного самоуправления Калужской области за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

Ведущая: Расскажите про основные направления деятельности Уполномоченного в 2010 году.

Зельников Ю.И.: Деятельность Уполномоченного осуществляется по трем основным направлениям: рассмотрение обращений граждан и содействие восстановлению нарушенных прав, совершенствование законодательства и правовое просвещение.
1) Рассмотрение обращений граждан и принятие мер к восстановлению нарушенных прав.
Это является главным направлением деятельности Уполномоченного.
В 2009 году к Уполномоченному поступило 3179 обращений (+ 608 к 2008 году).

В 2010 году Уполномоченным и его сотрудниками на соответствующий период рассмотрено еще большее обращений. Активизирована работа по выездам в муниципальные районы, на места, чтобы дать возможность жителям калужской глубинки лично пообщаться с Уполномоченным. На 1 июня 2010 г. Уполномоченный провел прием в 16 муниципальных районах области.

В результате обращений Уполномоченного значительное число вопросов граждан было разрешено без судебного разбирательства.
2) Совершенствование законодательства Калужской области по вопросам прав и свобод и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами федерального и международного права.
Сотрудники аппарата Уполномоченного активно участвуют в разработке областных нормативных правовых актов в составе рабочих групп различных министерств и ведомств.

Так, 13.02.2009 Уполномоченным в адрес председателя Законодательного Собрания П.Ф. Каменского и министра по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области Г.М. Донченковой были направлены предложения по совершенствованию Закона Калужской области "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калужской области по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству".

На сессии Законодательного Собрания Калужской области 26 марта 2009 года Уполномоченный активно участвовал в обсуждении закона "О внесении изменений в Закон Калужской области "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение и предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг". Вопросы, поставленные Уполномоченным, касались соблюдения прав указанных категорий лиц при изменении механизма расчета средств, выделяемых им на приобретение (строительство) жилья.

Ряд предложений вносился Уполномоченным по совершенствованию федерального законодательства. Они направлялись Уполномоченным для обсуждения на заседании Координационного Совета Уполномоченных по правам человека с участием министра экономического развития Российской Федерации В. Басаргиным в конце октября 2009 года, а также в центр мониторинга законодательства и правоприменительной практики при Совете Федерации ФС РФ. Предложения касались внесения изменений в Жилищный кодекс РФ, в частности, по вопросу реализации прав детей в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения (п. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

В Государственную Думу Федерального Собрания РФ Уполномоченный направил свои предложения для внесения изменений в федеральное законодательство, касающихся вопросов посещения изоляторов временного содержания региональными уполномоченными.

В адрес министерства юстиции РФ Уполномоченным были направлены предложения по развитию форм оказания бесплатной юридической помощи в субъектах РФ, в том числе в калужском регионе.

В 2010 году Уполномоченным внесено два вопроса для рассмотрения на сессии Законодательного Собрания Калужской области.
3) Правовое просвещение населения области по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Основными формами работы Уполномоченного в сфере правового просвещения являются:
- консультирование граждан, в том числе из других субъектов Российской Федерации и стран, с помощью официального сайта Уполномоченного, который по рейтингу посещаемости стабильно занимает ведущее место среди официальных сайтов органов власти Калужской области;
- издание и распространение журнала Уполномоченного "Права человека", различных памяток, буклетов, брошюр, справочников, календарей, иных изданий и публикаций;
- регулярное размещение правовой информации, материалов, статей, интервью в средствах массовой информации области;
- проведение круглых столов, семинаров, конференций лекций, бесед, встреч с различными категориями населения;
- реализация совместных с органами государственной власти, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями, иными учреждениями и организациями соответствующих мероприятий, программ, проектов;
- развитие институтов помощников Уполномоченного в муниципальных образованиях области и уполномоченных по правам учащихся в общеобразовательных учреждениях.

Ведущая: Какова динамика обращения граждан в аппарат Уполномоченного за последние годы?

Зельников Ю.И.: Поступившие к Уполномоченному обращения граждан являются важным индикатором состояния соблюдения прав человека в регионе, настроения людей. Изучение обращений, а также их статистический анализ по различным параметрам позволяет определить проблемные точки, требующие решения и особого внимания властей.

Обращения жителей Калужской области к Уполномоченному поступают по различным информационным каналам: по обычной и электронной почте, непосредственной доставкой заявителями, через депутатов, помощников Уполномоченного в муниципальных образованиях, путем непосредственного общения с гражданами на личных приемах, во время проведения выездных приемов, посещения областных учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, мест отбывания наказания и содержания под стражей.

В 2009 году к Уполномоченному поступило 3179 обращений, что стало наибольшим количеством за все прошедшее время работы, начиная с 2005 года. Прежде всего, отметим, что в этом году активность граждан значительно выше. Если на 15 июня 2009 года к Уполномоченному обратилось 1456, то на 15 июня 2010 года - 1900 граждан. Это с учётом письменных, устных и обращений по электронной почте.

Во многом это объясняется активизацией работы Уполномоченного и сотрудников его аппарата в формате выездов в муниципальные образования, развитием сети общественных помощников Уполномоченного на местах, а также текущей экономической ситуацией.

Ведущая: С жалобами на нарушения в какой области чаще всего обращаются к Уполномоченному в нынешнем году?

Зельников Ю.И.: Наибольшее количество обращений касается жилищных прав - 463 обращения (в 2009 году - 365). На втором месте - вопросы в сфере миграции - 252 обращения (2009 год - 210). Затем вопросы, касающиеся прав на пенсионе обеспечение и социальную защиту - 155 (2009 год - 93), защиты прав осуждённых - 110 обращений. Значительно выросло количество обращений по вопросам защиты прав потребителей ЖКУ - 131 (в 2009 году - 76). Примерно на одном и том же уровне вопросы защиты трудовых прав - 89 (в 2009 году - 98), здравоохранения - 39 (в 2009 - 43), по исполнительному производству 21 в этом и 15 в 2009 году.

Ведущая: С какими СМИ и какими способами сотрудничает аппарат Уполномоченного?

Зельников Ю.И.: Мы открыты к сотрудничеству со всеми средствами массовой информации.

В Калужской области наиболее активно работаем с журналистами таких газет как "Весть", "Знамя", "АиФ-Калуга", "Калужский перекресток", "Калужская неделя", телерадиокомпаниями "НИКА-ТВ", ГТРК "Калуга". К тому же у Калужского Уполномоченного есть свой сайт www.ombudsman.kaluga.ru, где подробно освещается наша деятельность, даются ответы на многочисленные вопросы посетителей сайта, есть библиотека, форум и другие странички.

Кроме того, в этом году я неоднократно принимал приглашения от представителей Первого канала российского телевидения для участия в передаче Анастасии Мельниковой "Участок" в качестве эксперта. В прямом эфире радио "России" высказывал свое мнение по миграционной амнистии. К нам постоянно обращаются журналисты Информационных агентств "Регнум", REX, "Агентства национальных новостей", на сайтах которых освещается деятельность калужского Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав и свобод, по правовому просвещению, по наиболее актуальным проблемам.

Сотрудники аппарата Уполномоченного еженедельно готовят ответы на вопросы читателей газет "Весть" и АиФ. Журналисты регулярно обращаются к нам за комментариями по различным актуальным вопросам. Так, в июне 2010 года юрист аппарата Уполномоченного выступал в качестве эксперта по жилищным вопросам в прямом эфире на "Радио40", а сам я давал комментарий к сюжету прошедшему на НИКЕ по поводу несчастного случая, произошедшего с калужанином: на проходившего по тротуару мужчину обрушилась кирпичная стена дома.

Конструктивное и регулярное сотрудничество регионального Уполномоченного по правам человека со средствами массовой информации - дело важное, так как именно СМИ играют ведущую роль в деле правового просвещения граждан и защиты их прав и свобод. В связи с этим хочу выразить компании "Тектон" благодарность за предоставленную мне возможность - дать ответы на вопросы посетителей вашего сайта.

Ведущая: Каким образом вы принимаете участие в правовом воспитании школьников?

Зельников Ю.И.: Существенный вклад в популяризацию знаний о правах человека и способах их защиты вносят организуемые Уполномоченным проекты, конкурсы и иные мероприятия со школьниками и студентами. В числе основных акций отмечу:
- Проект Уполномоченного по правам человека в Калужской области и Управления образования г. Калуги "Уполномоченный по правам учащихся в общеобразовательном учреждении" (октябрь 2008 - по настоящее время) и формирование в общеобразовательных учреждениях области совместно с Министерством образования и науки области института уполномоченных по правам участников образовательного процесса;
- Конкурс среди учащихся общеобразовательных школ г. Калуги "Права человека глазами ребенка" (декабрь 2008 г. - июнь 2009 г.);
- Ежегодный конкурс детского рисунка "Мы рисуем право", приуроченный ко Дню защиты детей, который проводится ежегодно 1 июня;
- Межрегиональная конференция "Актуальные вопросы соблюдения прав человека в Российской Федерации" (17 сентября 2009 г.);
- Областной конкурс научных работ студентов учреждений высшего профессионального образования Калужской области "Права человека и будущее России", который стал ежегодным (сентября - декабря).

Ведущая: Как происходит взаимодействие УПЧ с органами государственной власти и местного самоуправления Калужской области?

Зельников Ю.И.: Уполномоченный по правам человека может эффективно осуществлять свою деятельность лишь в тесном взаимодействии с органами государственной власти различного уровня, органами местного самоуправления, с использованием возможностей межрегионального и международного сотрудничества.

Актуальность такого взаимодействия объясняется необходимостью совместными усилиями реализовать задачи восстановления нарушенных прав, профилактики их нарушений, способствовать улучшению качества жизни в регионе.

Законом Калужской области "Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области" установлено, что основным средством взаимодействия Уполномоченного с органами власти различного уровня являются ежегодные доклады Уполномоченного, специальные доклады, которые включают в себя оценку ситуации по результатам мониторинга соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, а также рекомендации по устранению имеющихся нарушений прав и свобод человека и гражданина в Калужской области.

Взаимодействие с властными структурами различного уровня и их должностными лицами не исчерпывается изданием доклада и получением реакции на рекомендации, замечания Уполномоченного. Наиболее плодотворными формами взаимодействия являются повседневное сотрудничество, совместная работа по развитию государственных гарантий прав человека, профилактике их нарушений, повышению качества жизни населения региона.

Сложились конструктивные отношения Уполномоченного с Губернатором Калужской области А.Д. Артамоновым. В ходе регулярных встреч с главой региона рассматриваются наиболее актуальные вопросы соблюдения прав человека, обсуждаются вопросы, требующие оперативного решения. В адрес высшего должностного лица области Уполномоченным направляются аналитические материалы, предложения, в том числе по вопросам, требующим решения на федеральном уровне.

Традиционно тесным остается взаимодействие Уполномоченного с Законодательным Собранием Калужской области.

Деловые отношения с областными министерствами и ведомствами позволяют оперативно решать большинство возникающих вопросов. Уполномоченный и работники его аппарата входят в состав различных областных комиссий и советов.

В минувшем году была продолжена практика выездов Уполномоченного и специалистов его аппарата в муниципальные образования области. В ходе таких поездок Уполномоченный осуществлял личный прием граждан совместно с руководителями органов местного самоуправления, определяя пути решения возникающих проблем.

Важным условием повышения эффективности взаимодействия Уполномоченного с органами местного самоуправления является деятельность общественных помощников Уполномоченного в муниципальных образованиях области. В настоящее время, на основании представлений глав администрации муниципальных районов области, помощники Уполномоченного назначены в десяти муниципальных образованиях области.

Отношения конструктивного сотрудничества с должностными лицами, органами и организациями находят свое отражение при подготовке журнала "Права человека". Публикации, подготовленные руководителями и представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, позволяют проанализировать различные аспекты актуальных вопросов защиты прав человека, популяризируют правозащитную проблематику в целом, помогают населению лучше ориентироваться в политике и практической деятельности областных структур.

Рассмотрение обращений граждан, необходимость принятия мер по защите прав и свобод граждан диктуют потребность тесного сотрудничества Уполномоченного с территориальными органами федеральных органов государственной власти.

Значительная часть обращений граждан связана с компетенцией и деятельностью федеральных структур. Совместное рассмотрение обращений граждан, иные, согласованные с территориальными органами федеральных органов государственной власти действия, способствуют более эффективному результату восстановления нарушенных прав граждан.

Характерными формами такого сотрудничества стали:
- проведение мониторингов, совместных проверок соблюдения прав человека, например, регулярные посещения Уполномоченным СИЗО и исправительных учреждений на территории области, ИВС при РОВД по Калужской области и др.;
- проведение различных совместных мероприятий: рабочих встреч, "круглых столов", семинаров, конференций;
- обмен информацией;
- участие Уполномоченного и сотрудников его аппарата в работе коллегиальных органов - коллегий, общественных и координационных советов.

Организационной основой продуктивной совместной деятельности со многими федеральными государственными органами являются соглашения о сотрудничестве в сфере защиты прав человека, заключенные Уполномоченным в последние годы. В 2009 году Уполномоченным были заключены соглашения с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Калужской области, со Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, с Государственной инспекцией труда в Калужской области.

При поступлении обращений граждан, рассмотрение которых относится исключительно к компетенции руководства федеральных органов, Уполномоченный непосредственно обращался в федеральные министерства и ведомства, что, как правило, приносило положительные результаты (ФМС России, ФСИН России).

Ведущая: По вашему мнению, в какой отрасли сейчас происходит наибольшее количество нарушений прав и свобод?

Зельников Ю.И.: Главная - жилищная проблема. Об этом можно судить по анализу количества обоснованных жалоб. Здесь мы увидим большую разницу. Так, из 463 обращений по жилищным правам обоснованна на 15 июня 2010 года 131 жалоба. По вопросам ЖКУ из 131 обращения 46 обоснованных жалоб. По гражданству и регистрации из 252 обращений - 44 обоснованных жалобы. По трудовым правам - 19, пенсии и социальное обеспечение - 11.

В то же время, из 110 обращений по вопросу нарушения прав осужденных только одна жалоба оказалась обоснованной.

Ведущая: Почему при 2-й группе инвалидности нельзя оформить посторонний уход?

Зельников Ю.И.: В соответствии с Классификациями и критериями, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н, только для 1 группы инвалидности определена нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц.

Инвалиды 1-й группы полностью теряют способность к самообслуживанию, способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.
При 2-й группе инвалидности эти способности сохраняются с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Ведущая: Я живу в доме №13 по улице Аэропортовской. Моей дочери три года. Я вынуждена ездить четыре остановки до детского сада и девять остановок до детской больницы. Прошу оказать содействие в развитии социальной инфраструктуры.

Зельников Ю.И.: По вопросу развития социальной инфраструктуры в г. Калуге необходимо обращаться к Городскому Голове г. Калуги Любимову Николаю Викторовичу. К нему можно записаться на прием по телефону: 57-16-57. Конкретно решить вопрос предоставления ребенку места в детском саду, который находится вблизи Вашего дома, можно в отделе дошкольного образования управления образования г. Калуги по адресу: ул. Дзержинского, д. 53; тел. 72-36-50 или 57-41-72.

Ведущая: Каким образом можно реализовать право на получения жилой площади гражданам, которые поставлены на очередь на улучшение жилищных условий в 1985 году и до сих пор состоящих на этой очереди в городе Калуге?

Зельников Ю.И.: Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определен статьей 57 ЖК РФ.

По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Иными словами, очередность предоставления жилья совпадает с хронологической последовательностью учета граждан как нуждающихся в жилых помещениях.

Однако из общего правила есть важное исключение. И это исключение установлено частью 2 названной статьи, в соответствии с которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1. Гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

3. Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых не возможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 (далее - Перечень N 378).

Как разъяснил ВС РФ, реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за 4-й квартал 2008 года).

Если у гражданина имеются основания для внеочередного предоставления жилья, он может обратиться в орган местного самоуправления, в котором состоит на жилищном учете, с просьбой предоставить жилье вне очереди.
В случае отказа, гражданин может обратиться в суд с иском к органу местного самоуправления о предоставлении жилья вне очереди. В таких случаях мы нередко помогаем гражданам выиграть дело в суде.

Таким образом, если гражданин не имеет права на внеочередное получение жилья, то жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма может быть предоставлено только в порядке очереди, исходя из времени принятия на жилищный учет, после обеспечения жильем граждан, которые были приняты на жилищный учет ранее. К великому сожалению, строительство муниципального жилья для обычных очередников в последние годы резко сократилось. В этом вся проблема. Для этого избирателям нужно обращаться к своим депутатам по месту жительства. Необходима и помощь федерального центра. Субъектам РФ в целом эту проблему не решить.

Ведущая: Ребенок-инвалид находится под опекой. Есть социальный пакет, в который включены, в том числе, расходы на проезд в общественном транспорте. Обязана ли школа покупать такому ребенку проездной билет?

Зельников Ю.И.: Образовательное учреждение обязано приобретать ребенку-инвалиду проездной билет. На эти цели образовательному учреждению по заявке ежеквартально перечисляются денежные средства. Вам следует обратиться к директору школы с письменным заявлением, а в случае его отказа - в органы управления образования.

Ведущая: У работницы двое детей до 12 лет. Имеет ли она право на предоставление очередного отпуска в любое время, в том числе летом?

Зельников Ю.И.: В соответствии со ст. 123 Трудового кодекса очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков.

П.п. "б" п. 3 Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 22.01.1981 N 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" установлено первоочередное право женщины, имеющей двух и более детей в возрасте до 12 лет, на получение ежегодного отпуска в летнее или другое удобное для нее время. Указанное Постановление официально не отменено.

Эта льгота не предусмотрена ни действующим Трудовым кодексом РФ, ни иными федеральными законами, принятыми после его введения либо применяемыми в части, не противоречащей ТК РФ.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 423 ТК РФ нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, изданные до введения в действие ТК РФ, и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Согласно ст. 123 ТК РФ, категории работников, которым предоставляется отпуск по желанию в удобное время, должны быть установлены ТК РФ или иными федеральными законами.

По мнению многих юристов, на основании ст. ст. 123, 423 ТК РФ положения Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 22.01.1981 N 235 в части предоставления женщине, имеющей двух и более детей в возрасте до 12 лет, права на получение ежегодного отпуска в летнее или другое удобное для нее время подлежат применению.

Полагаю, что ни один вменяемый работодатель не откажет в данном случае работнице, имеющей женщине с детьми.

При нарушении трудовых прав, граждане вправе обратиться с заявлением в Государственную инспекцию труда в Калужской области, расположенную по адресу: г. Калуга, ул. Герцена, 16, занимающуюся вопросами разрешения трудовых споров в Калужской области.

В качестве дополнительной информации:
Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. К таким категориям относятся:
1. Работникам в возрасте до 18 лет;
2. Женщинам перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком;
3. Мужчинам в период нахождения жены в отпуске по беременности и родам;
4. Работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;
5. Работникам, которые были отозваны из отпуска, часть отпуска в текущем рабочем году должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год;
6. Лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе;
7. Участникам Великой Отечественной войны, инвалидам войны, ветеранам боевых действий;
8. Гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, катастрофы на Чернобыльской АЭС;
9. Супругам военнослужащих отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском военнослужащих. Ст. 11 ФЗ "О статусе военнослужащих";
10. Лицам, награжденным знаком "Почетный донор России". Ст. 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов";
11. Работающим женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет. П. 3 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 N 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей".

Ведущая: В негосударственном учебном заведении обучается беременная женщина. Обязан ли суз выплачивать ей пособие по беременности и родам и единовременное пособие при рождении ребенка? Обязано ли учебное заведение предоставлять академический отпуск в данном случае?

Зельников Ю.И.: По федеральному законодательству вы имеете право на единовременное пособие при рождении ребенка. С 1 января 2010 года размер пособия составляет 10988,85 рублей (ФЗ от 02.12.2009 № 398-ФЗ). Для этого необходимо обратиться в региональное отделение фонда социального страхования.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 81-ФЗ только в том случае, если студент обучается по очной форме обучения в государственных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, он имеет право на пособие по беременности и родам.
На основании Приказа Министерства общего и профессионального образования РФ от 05.11.1998 № 2782 решение о предоставлении академического отпуска студентам принимает руководитель образовательного учреждения. Основанием для издания приказа является: по медицинским показаниям - личное заявление студента и заключение клинико-экспертной комиссии учреждения здравоохранения. Заключение о возможности предоставления студенту академического отпуска по медицинским показаниям выдается клинико-экспертной комиссией государственного, муниципального лечебно - профилактического учреждения здравоохранения по месту постоянного наблюдения студента, в том числе студенческой поликлиникой.

Финансовые условия предоставления академического отпуска студентам, обучающимся на платной договорной основе, определяются условиями договора с учебным заведением или дополнительного соглашения.

Ведущая: Подводя итоги, позвольте узнать, как вы оцениваете современное состояние правосознания граждан в Калужской области?

Зельников Ю.И.: Благодаря усилиям различных органов власти, правозащитников, представителей гражданского общества ситуация с соблюдением прав и свобод человека и гражданина на территории Калужской области в целом остается удовлетворительной.

В то же время, согласно ежегодно проводимому нами мониторингу со своими вопросами к юристам граждане обращаются зачастую уже в крайне запущенном состоянии, не понимая, как они должны действовать в конкретной ситуации. Такое положение дел связано с достаточно низким уровнем правовой грамотности населения, незнанием собственных прав и обязанностей, а в особенности - методов их реализации. Следствием всего этого является несвоевременность обращения граждан к власти, а при необходимости и к правоприменительным органам и доведение достаточно стандартных проблем до степени, когда решение их уже крайне затруднительно или невозможно.

В связи с этим, усилия Уполномоченного сосредоточены на развитии условий для формирования в регионе целостной системы правового просвещения и образования, расширении охвата населения области различными формами просветительской работы. Основные цели этой работы получили отражение в областной целевой программе "Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009 - 2012 годы".

Уполномоченным осуществляется деятельность по координации правового просвещения населения области, органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных объединений в рамках деятельности Координационного совета при Губернаторе области по правовому воспитанию (правовому всеобучу) населения области. Уполномоченный является председателем данного Совета.

В 2009 году в рамках деятельности сети Центров правовой информации (ЦПИ) при районных библиотеках области удалось активизировать работу по консультированию граждан по правовым вопросам. Было проведено выездное консультирование граждан в 21 районе области с участием сотрудников аппарата Уполномоченного.

Уполномоченным были подготовлены предложения руководству области о придании ЦПИ областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского функций координатора просветительской деятельности, осуществляемой силами сети ЦПИ, юридических клиник при вузах, различных организаций.

Такая, деятельность позволяет повышать правовую культуру населения, способствует более четкому и точному воплощению законности, профилактики правового нигилизма среди населения области.

Ведущая: Юрий Иванович, позвольте поблагодарить вас за то, что вы приняли участие в интернет-интервью ИА "Гарант". Позвольте пожелать вам успехов в вашей профессиональной деятельности.

Зельников Ю.И.: Спасибо.

Читать ГАРАНТ.РУ в и