Актуальные вопросы развития ЖКХ города Липецка

30 апреля в 14-00 часов в конференц-зале Липецкого городского Совета депутатов состоялась интернет-конференция, на которой выступил заместитель председателя Липецкого городского Совета депутатов Жигаров Федор Алексеевич.

Тема интернет-конференции: "Актуальные вопросы развития ЖКХ города Липецка".

Интернет-конференция организована ООО "Гарант-Сервис".

Ведущий интернет-конференции - Васильев Владимир (ООО "Гарант-Сервис").

Ведущий: Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория. Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего сегодняшнего гостя: заместитель председателя Липецкого городского Совета депутатов Федор Алексеевич Жигаров. Федор Алексеевич, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время для ответов на вопросы интернет-аудитории. Сегодня мы поговорим об актуальных вопросах ЖКХ города Липецка, приоритетных направлениях в этой сфере, пробелах и путях совершенствования законодательства в этой области.

Вопросы, связанные с реформированием жилищно-коммунального хозяйства, а также обеспечением комфортным жильем граждан продолжают оставаться актуальными. Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны, обеспечение безопасных и комфортных условий для проживания граждан, привлечение частных инвестиций в отрасль, создание и запуск механизма устойчивого развития отрасли без участия государства.

Сегодня в стране впервые развернута полномасштабная кампания по капитальному ремонту домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В ходе интернет-конференции обсуждались сущность и цели жилищно-коммунальной реформы, приоритетные задачи, стоящие перед администрацией города в настоящее время. Участники мероприятия выяснили, как решается вопрос о практическом применении 307-го Постановления Правительства РФ, как законодательная и исполнительная власть решает проблему аварийного жилого фонда, какие возникают проблемы при реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, каким образом последствия финансового кризиса сказываются на реализации указанной программы и программы капитального ремонта многоквартирных домов.

 

Жигаров Ф.А.: Добрый день! Вопросы жилищно-коммунального хозяйства города Липецка постоянно находятся в поле зрения депутатов городского Совета. Два года назад мы провели депутатские слушания, пригласили независимых экспертов, которые сделали анализ состояния дел в отрасли. Разговор получился конструктивный, о мерах, предпринимаемых для улучшения дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отчитались практически все заинтересованные стороны: коммунальщики, жилищники, представители ресурсопоставляющих организаций, управляющие компании, товарищества собственников жилья. Тогда, собственно, были намечены дальнейшие пути предобразования отрасли.

Большая часть обращений к депутатам от жителей посвящены именно проблемам, связанным ЖКХ, поэтому не держать руку на пульсе мы не можем.

Недавний пример. 24 апреля на заседании постоянной комиссии горсовета по жилищно-коммунальному хозяйству, градостроительству и землепользованию обсуждался вопрос о практическом применении 307-го постановления Правительства РФ. Эта проблема не в первый раз поднимается в стенах горсовета. По инициативе депутатов, многим из которых в ходе предвыборной кампании неоднократно задавались подобные вопросы, департаментом ЖКХ проведен анализ определения размера платы населению за электроэнергию в рамках этого документа. По итогам 9 месяцев прошедшего года жителям города доначислено 37,8 процента от начисленного объема электроэнергии по нормативам и по показаниям индивидуальных приборов учета. При этом анализ показывает, что в среднем на одного человека по приборам учета отписывали меньше, чем тем, кто платил по нормативу. Тем не менее, конкретные потребители со счетчиком, особенно класса 2,0 и ниже, платят больше, чем по нормативу. Ситуация изменилась в этом году, когда пришло разъяснение из Минрегионразвития РФ по поводу методики расчета платы за электроэнергию "нормативщикам".

Однако бремя платы за коммунальные услуги по-прежнему тяжело как для одних, так и для других. Какие выходы из этого положения предложили депутаты? В первую очередь, мы убеждены, необходимо организовать контроль самих жильцов (собственников) за правильностью начислений общедомового потребления и распределения небалансов по 307-му постановлению. Для чего в каждом доме необходимо выбрать представителя собственников, который вместе с управляющей компанией будет снимать показания приборов, вести реестр собственников, а также отслеживать число фактически проживающих в доме, чтобы исключить ситуации с пресловутыми "нулевыми" квартирами. Причем для того, чтобы представитель жителей многоквартирного дома могут грамотно отстаивать права собственников, его нужно обучить.

В числе предложений, прозвучавших на комиссии, - разработка городской программы по установке индивидуальных приборов учета электроэнергии в тех квартирах, владельцем которых является муниципалитет; направление запроса в Государственную Думу с обращением разъяснить порядок взаимоотношений в многоквартирном доме владельцев жилых и нежилых помещений и др. Все они нашли отражение в решении комиссии.

Ведущий: На брифинге 5 апреля т.г. председатель департамента ЖКХ Николай Сизоненко затронул одну важную для липчан тему. С марта 2009 года тарифы на содержание и ремонт жилья не изменялись. В условиях роста цен на услуги сторонних организаций и расходные материалы и обязательной установки до 1 января 2012 года коллективных приборов учета назрела необходимость в пересмотре стоимости на данные услуги. По данным председателя департамента ЖКХ в среднем повышение составит 10%. Какова позиция городского Совета по данному заявлению? И каково ваше личное мнение с позиции рядового налогоплательщика?

Жигаров Ф.А.: Жилищный Кодекс дает право собственнику определять размер платы за содержание и текущий ремонт жилья. Каким образом это достигается? Необходимо провести собрание собственников жилья в конкретном многоквартирном доме, на котором и определить, какие именно работы и по какой стоимости требуются в этом конкретном доме. Но тариф этот должен быть экономически обоснован. Уже был в Липецке прецедент, когда жильцы установили плату за содержание жилья 4 рубля. Вы же понимаете, что за эти средства никто не придет убирать лестничные пролеты, не говоря уже о том, чтобы выполнить работы по текущему ремонту. В то же время, если жильцы не определились в размере тарифа, то управляющая компания в соответствии с Жилищным Кодексом может обратиться в департамент ЖКХ, который проверит правильность установления тарифа на содержание жилья и согласиться и утвердит предложенный тариф или даст заключение по пересмотру тарифа. Для поддержания жилого фонда в надлежащем виде действительно нужен тариф на каждый конкретный дом, и в этом Николай Иванович Сизоненко прав. Будет ли это 10 процентов или выше, или ниже - определяется, как я уже сказал, на каждый конкретный дом.

Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос. "Я проживаю в многоквартирном благоустроенном доме. В моей квартире установлен индивидуальный счетчик электроэнергии. А в доме установлен общий счетчик, учитывающий расход электроэнергии во всем доме. В квитанции оплаты за электроэнергию указанна сумма потребленной мною электроэнергии согласно показаний моего индивидуального счетчика 500 Кв и внутридомовой расход электроэнергии еще 500 Кв. Почему я должен платить за электроэнергию в два раза больше чем потребляю? В договоре о предоставлении мне электроэнергии указано, что я обязуюсь оплачивать фактически потребленную энергию! Ведь, когда мы идем в магазин, оплачиваем только то, что лежит у нас в корзине."

Жигаров Ф.А.: И вновь обратимся к Жилищному кодексу. Корзиной для собственников жилья является весь дом, а не только квартира. На собственнике лежит ответственность за содержание не только жилого помещения, но и общедомового имущества.

Ведущий: Еще вопрос от интернет-слушателя. "Мне была начислена сумма за общедомовое потребление электроэнергии, хотя я в квартире не зарегистрирована и фактически не живу и это отмечено в квитанции. На каком основании я должна оплачивать эту сумму? Как я могу проверить правильность начисления данной суммы?

Жигаров Ф.А.: Ответ тот же. Даже если вы не зарегистрированы в квартире, но являетесь ее собственником, за содержание общедомового имущества платить должны. Вы можете не пользоваться машиной, к примеру, которая у вас есть, но страховку и налоги на нее вы должны же платить. И у вас не возникает желания прийти в налоговую инспекцию и сказать, я не буду платить налог, потому что машиной не пользуюсь, она круглый год стоит у меня в гараже.

Ведущий: Федор Алексеевич, к Вам обращается Поливкин Максим Иванович. Его, как и всех других жителей по ул. Гастелло, интересует вопрос переселения жильцов их посёлка из санитарной зоны НЛМК. Просит пояснить, планируется ли переселение жителей их улицы по программе "Сноса аварийного и ветхого жилья". Жильцы неоднократно обращались в местные и федеральные органы. Им были даны обещания о скором решении данной проблемы. Но никаких действий не последовало. В связи с тем, что их посёлок находится в зоне ответственности ОАО "НЛМК", просит подсказать, куда и к кому нужно обратиться.

Жигаров Ф.А.: В городской целевой программе переселения граждан Липецка из аварийного жилья на 2010-2012 годы вашего дома нет. Но это не значит, что он не может быть туда внесен. Есть порядок признания дома аварийным, порядок внесения такого дома в Программу. Приходите в городской Совет, подскажем, как и куда обратиться.

Ведущий: Федор Алексеевич, можно ли сделать так, чтобы средства, поступающие от квартиросъемщиков, напрямую направлялись поставщикам услуг, чтобы исключить их нецелевое использование управляющими компаниями? А то управляющих компаний развелось больше чем видов услуг, за которые мы платим.

Жигаров Ф.А.: На самом деле, управляющих компаний мало, надо больше. Эффективно работает та управляющая компания, в ведении которой находится 200-300 тысяч кв. метров жилья. Если вы не доверяете управляющим компаниям, возьмите в свои руки управление вашим домом, и тогда обо всех услугах, а также тарифах на них будете сами договариваться с их поставщиками. Это называется непосредственное управление. Можно создать товарищества собственников жилья как альтернативу управляющей компании. У вас, кроме того, есть право проконтролировать и качество оказания коммунальных услуг управляющей компанией, и их стоимость.

Ведущий: А есть ли в Липецке практика, когда жители домов полностью отказались от услуг управляющих компаний и перешли на самоуправление? Если да, то хотелось бы ознакомиться с этим опытом. Кроме того, интересно узнать, будет ли это выгодно для жильцов?

Жигаров Ф.А.: Такие примеры есть. Их немного, но тем не менее.

Ведущий: Владельцы квартир подозревают, что УК сильно завышают сметы, поскольку неизвестно, сколько они платят субподрядчикам (благоустройство, вода, тепло, канализация) и какова маржа. Процент, который берут себе УК, выяснить сложно, они, как правило, не показывают структуру расходов. Сейчас, когда все ограничены в средствах, очень хотелось бы заставить УК отчитываться по финансовой деятельности и четко показывать структуру расходов. Мало того, что УК не отчитываются перед жильцами, но и зачастую их услуги бывают ненадлежащего качества. Я лично считаю, что УК нельзя давать возможность предъявлять к собственникам иски о взыскании с них задолженности по оказанным услугам, если они не отчитываются перед жильцами о расходах и доходах. Интересно ваше мнение.

Жигаров Ф.А.: Давайте разделять. У жильцов есть права, в том числе требовать от управляющей компании отчет о проделанной работе, расходах, доходах и т.д. Но есть и обязанности оплачивать коммунальные услуги. Управляющая компания в большинстве случаев выступает как посредник между жильцами и поставщиком ресурсов. Если вы не платите за оказанные услуги, то, соответственно, управляющей компании нечем будет расплачиваться с поставщиком, а сегодня разговор в этом случае короткий - ограничение или приостановление поставки ресурсов, то есть воды, газа, электроэнергии и т.д.

Ведущий: Следующий вопрос от интернет-слушателя. Следующий вопрос. "Прошу разъяснить ситуацию. Управляющая компания - это коммерческая организация, а зарплату сотрудники компании получают ежемесячно и в срок, независимо от результатов своей работы, и от того, сколько средств они собрали у населения. И получается, что все бремя несет на себе добропорядочный гражданин, который исправно платит, и которого заставляют платить все больше. Я лично считаю, что любая управляющая компания, любое предприятие, любое общество с ограниченной ответственностью, любой индивидуальный предприниматель получает зарплату от прибыли, которую он получает. Что, в ЖКХ по-другому начисляют себе зарплату?"

И еще один вопрос о работе управляющих компаний. "Столкнулся с таким вопросом как проведение общих собраний именно в выходной день, т.к. это удобно жильцам, а управляющим компаниям оказывается за это надо доплачивать дополнительно, т.к. они работают только по рабочим дням. Мне кажется это смешным, т.к. управляющая компания оказывает платные услуги, занимается бизнесом. Собрание жильцов нужно в первую очередь им, потому что мы платим, а они трудятся.

Жигаров Ф.А.: Взаимоотношения управляющей компании и собственников жилья выстраивается на договорных началах. Вы вправе на собрании жильцов, которое является высшим органом управления домом, решать, каким должен быть договор с компанией, как вы будете выстраивать отношения с УК. Единственное условие - собрание правомочно тогда, когда в нем принимает участие не менее половины (50 процентов) собственников. Что же касается времени и места проведения собраний, не забывайте, что Трудовой Кодекс никто не отменял, сотрудники управляющих компаний так же, как и вы, трудятся на основе трудового законодательства. Кстати, собрание можно провести и в заочной форме, это предусмотрено Жилищным Кодексом.

Ведущий: Качество услуг в разных управляющих компаниях различается. Об этом я слышал от жителей разных районов Липецка. Все говорят о "хороших" и "плохих" управляющих компаниях. Понятно, что одни компании вкладывают средства в благоустройство, а значит в жителей, а другие приходят на рынок ЖКХ с целью обогащения и сбора денег. Где можно посмотреть информацию, которая поможет сравнить деятельность всех управляющих компаний, дать им оценку, в том числе и со стороны граждан?

Жигаров Ф.А.: В настоящий момент департаментом ЖКХ администрации Липецка формируется реестр управляющих компаний, предусмотрено и составление рейтинга организаций, оказывающих услуги на рынке ЖКХ. Вся эта информация будет доступна на официальном сайте администрации и городского Совета депутатов.

Ведущий: Федор Алексеевич, ответьте, пожалуйста, что такое "экономически обоснованный тариф"? Он устанавливается для всех или может быть для конкретного дома?

Жигаров Ф.А.: Экономически обоснованный тариф устанавливается исходя из затрат, которые необходимы для поддержания дома в надлежащем состоянии, как минимум, пригодном для проживания. Он должен устанавливаться для каждого конкретного дома. Вы, опять же на собрании собственников жилья, вправе обсудить и размер тарифа на содержание жилья, и объем работ, который будет предусмотрен, даже провести независимую экспертизу этого тарифа. Развитие конкуренции на рынке ЖКХ позволит снижать тариф на содержание жилья, вы просто сможете выбирать тех поставщиков, которые предложат вам наиболее низкие цены на свои услуги по содержанию вашего дома. Условия для создания конкурентной среды в настоящее время создаются городским властями. В 2009 году число управляющих компаний увеличилось с 18 до 29, товариществ собственников жилья - с 49 до 53. 

Ведущий: Вопрос от Игоря Петровича, пенсионера. "Очень хотелось бы видеть доступный для понимания счет на оплату услуг. То есть когда собственник, человек несведущий, просто прочитывая этот счет, должен увидеть, какие работы сделаны, сколько стоят и т.д.

Жигаров Ф.А.: Вся эта информация просто не поместиться на небольшом квитке о квартплате. Но вы всегда можете потребовать эти сведения от управляющей компании. Об этом я уже говорил.

Ведущий: Еще вопрос от интернет-аудитории. "Мы жители 21 микрорайона. У нас проходило общее собрание жильцов с участием представителей УК. Управляющая компания нам заявила о том, что вот мы управляем всего 1,5 года, а всё, что у вас творилось 20 лет - мы за это не несем ответственность. А кто должен за это нести ответственность? Мы 20 лет платили и не получали услуги в полном объеме и надлежащего качества. Подъезды не ремонтируются, стояки не меняются и т.д. А нам говорят: мы ваши деньги не получали - какие претензии к нам? Ответьте, пожалуйста, где нам искать справедливость?"

Жигаров Ф.А.: Если вы считаете, что ваши права нарушены, решайте спор в судебном порядке. К тому же есть Жилищная инспекция, Роспотребнадзор и другие контролирующие органы, куда вы можете обратиться.

Ведущий: С 1 января 2012 года планируется ликвидация перекрестного субсидирования. По мнению экспертов - это является одним из важнейших направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Что это означает для обычных граждан?
Каких улучшений в системе ЖКХ простому гражданину ждать от принятия нового закона?

Жигаров Ф.А.: Что такое перекрестное субсидирование? Это система, при которой для населения устанавливались тарифы на порядок ниже, чем для предприятий, то есть фактически субсидируется за счет юридических лиц. В результате, на первый взгляд, низкий тариф для населения компенсировался высокой, в немалой степени за счет высоких тарифов на коммунальные слуги для предприятий, стоимостью их продукции. Федеральным законодательством предусмотрена ликвидации перекрестного субсидирования

Ведущий: Вопрос. "Федор Алексеевич! В 2007 году, мы судились с ООО ГУК "Левобережная", и выиграли. Деньги нам ООО ГУК "Левобережная" выплатила, а те работы, которые должны быть сделаны, до сих пор не выполнены. И в этом году отопление в квартире плохо грело, а в подъезде вообще отопление отключили. Ответьте, пожалуйста, как нам быть в этих ситуациях?"

Жигаров Ф.А.:

Ведущий: Уважаемый Федор Алексеевич! Спасибо вам за объемные и интересные ответы. Желаем вам успехов в решении вопросов жилищно-коммунального хозяйства нашего любимого города.

Читать ГАРАНТ.РУ в и