Защита прав субъектов предпринимательской деятельности

29 марта в 15-00 в здании Прокуратуры Калужской области состоялось интернет-интервью с прокурором Калужской области Кожевниковым Константином Михайловичем.

Тема интернет-интервью: "Защита прав субъектов предпринимательской деятельности".

Ведущая интернет-интервью – Майор Марина (ООО "Компания "Тектон").

Ведущая: Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью. Наш гость – Кожевников Константин Михайлович, прокурор Калужской области.

Уважаемый Константин Михайлович, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время принять участие в нашем интернет-интервью.

С целью наладить действенную систему надзора за законностью использования органами государственного контроля (надзора) полномочий по проведению проверок выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами издан приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 августа 2005 г. N 29 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности". С учетом требования о недопустимости подмены прокуратурой иных государственных органов в настоящем законе определяются поводы и основания проверок исполнения законов. Каково ваше отношение к данному нововведению?

Кожевников К.М.: С 1 мая 2009г. вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля", который устанавливает, в том числе порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органами, уполномоченными на осуществление государственного и муниципального контроля.

В соответствии с ч.3 ст.1 указанного Федерального закона, его положения не распространяются на надзорную деятельность органов прокуратуры.
Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Таким образом, в сфере осуществления прокурорского надзора за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности никаких изменений не произошло.

Ведущая: Субъект предпринимательской деятельности имеет право обратиться за защитой своих прав в прокуратуру. Федеральный закон от 17.11.1995 N 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает, что физические и юридические лица могут обратиться за защитой своих прав в органы прокуратуры. Поясните полномочия прокуратуры в данном вопросе.

Кожевников К.М.: В органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Субъекты предпринимательской деятельности также вправе обратиться в органы прокуратуры за защитой своих прав.

Деятельность по рассмотрению обращений в органах прокуратуры регламентирована Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ.

По результатам рассмотрения обращений в случае выявления нарушений законодательства прокурор принимает меры реагирования, в том числе решает вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности в установленном законом порядке.

Ведущая: По итогам 2009 года как часто предприниматели обращаются в прокуратуру и по каким вопросам?

Кожевников К.М.: В органы прокуратуры предприниматели обращаются по различным вопросам.

К примеру, в 2009 году в прокуратуру области поступило порядка 20 обращений от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

К наиболее распространенным можно отнести обращения о нарушениях требований закона контролирующими органами при проведении проверок; о создании различных административных барьеров при реализации организации предпринимателями своих прав, о волоките при рассмотрении заявлений.

В случае подтверждения фактов нарушений по результатам рассмотрения обращений субъектов предпринимательства прокуратурой принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования.

К примеру, в прокуратуру области обратился директор сельскохозяйственного предприятия одного из районов по вопросу проведения проверки его деятельности Управлением Россельхознадзора по Калужской области.

В ходе прокурорской проверки установлено, что инспектором Управления Россельхознадзора по Калужской области выход на предприятие осуществлен без достаточных на то оснований.

В связи с отказом директора к допуску на территорию предприятия проверочные мероприятия осуществлены не были.

Вместе с тем, в целях предупреждения в действиях Управления Россельхознадзора по Калужской области нарушений законодательства о защите прав субъектов предпринимательства впредь прокуратурой области руководителю Управления объявлено предостережение о недопустимости нарушений закона.

Ведущая: Как часто обращаются граждане по вопросам несвоевременной выплаты заработной платы? Чем помогла прокуратура?

Кожевников К.М.: Реализация конституционных прав граждан на получение вознаграждения за труд, безусловно, является приоритетным направлением прокурорского надзора.

По сравнению с 2008г. число поступивших в органы прокуратуры области обращений по вопросам соблюдения трудового законодательства увеличилось в 2009г. почти в 4 раза (поступило около 700 обращений).

В первую очередь, это связано с ростом задолженности по заработной плате на ряде предприятий региона, что потребовало принятия дополнительных мер, направленных на профилактику, выявление, своевременное устранение нарушений и привлечение виновных к ответственности.

В 2009 году органами прокуратуры области проведено более 1000 проверок соблюдения требований трудового законодательства. Для устранения выявленных нарушений внесено 420 представлений, возбуждено около 250 дел об административных правонарушениях. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено более 230 лиц, нарушивших законодательство о труде, в том числе 7 руководителей предприятий освобождены от занимаемой должности.

По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования в дисциплинарном порядке наказано 326 виновных должностных лиц. Объявлено 200 предостережений. В суды направлено более 3 тыс. заявлений о взыскании заработной платы на сумму свыше 42 млн. рублей.

Например, только после принятия мер прокурорского реагирования полностью погашена задолженность перед работниками ОАО "Специальное конструкторско-технологическое бюро радиооборудования" в размере более 7,5 млн. руб.

В результате мер, принятых органами прокуратуры совместно с контролирующими и правоохранительными органами, удалось добиться снижения размера задолженности по оплате труда со 100 млн. руб. (в отдельные периоды 2009 года) до 20,5 млн. руб. (по состоянию на 11.03.2010г.).

Сумма погашенной по результатам прокурорского вмешательства задолженности составила более 210 млн. руб.

Ведущая: Какую информацию обязаны предоставлять субъекты предпринимательской деятельности по запросу прокуратуры? Требование к форме запроса.

Кожевников К.М.: Согласно ст.6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Какой-либо определенной формы запроса прокурора о предоставлении информации законодательством не установлено.

Ведущая: Каким образом прокуратура реализует полномочия по согласованию выездных проверок субъектов малого и среднего бизнеса?

Кожевников К.М.: В связи с внесением изменений в федеральное законодательство и возложением на органы прокуратуры новых полномочий в сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 27 марта 2009 г. N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Приказом установлен порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основанием для проведения внеплановой выездной проверки, подлежащей согласованию в органах прокуратуры, является поступление в контролирующие органы обращений и заявлений, а также сведений из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда или непосредственного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъектами малого или среднего бизнеса.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы, представленные в органы прокуратуры, рассматриваются в день их поступления. При этом оценивается законность проведения внеплановой выездной проверки.

По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, заместителем прокурора или непосредственно прокурором принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Решения об отказе в согласовании внеплановой выездной поверки выносятся по основаниям, предусмотренным ч. 11 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ (отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании, отсутствие оснований для проведения проверки, несоблюдение требований к оформлению решения органа контроля о согласовании проверки и др.).

В 2009г. органами прокуратуры области согласовано 85 внеплановых выездных проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Отказано в согласовании проверок в отношении 84 субъектов предпринимательства.

В основном, причинами принятия решений об отказе в согласовании внеплановых выездных проверок явились несоблюдение требований к оформлению решения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки; отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки.

После завершения внеплановой выездной проверки органы контроля направляют в прокуратуру акт проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления.

Ведущая: Каким образом осуществляется мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности?

Кожевников К.М.: В целях осуществления мониторинга в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами прокуратуры налажено информационное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами.

В органы прокуратуры регулярно поступает информация о проведенных проверках в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По результатам полученных сведений проводятся обобщения, в том числе для совершенствования надзорной практики.
Кроме того, прокурорами проведен ряд проверок в органах контроля по исполнению требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По результатам проведенных проверок в 2009г. органами прокуратуры выявлено 168 нарушений законодательства, в целях устранения которых внесено 49 представлений, по результатам рассмотрения представлений 32 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. На незаконные правовые акты принесено 73 протеста. Предостережено 23 лица о недопустимости нарушений закона.

К примеру, Кировская межрайонная прокуратура установила, что районная станция по борьбе с болезнями животных согласно ежегодному плану проведения проверок в марте 2010 года собиралась проверить ряд предприятий, с момента государственной регистрации которых прошло менее трех лет. В соответствии с законодательством включить их в план проверки можно было по истечении трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, в связи с чем проведение плановых проверок в марте 2010 года является незаконным. В результате вмешательства прокуратуры нарушения прав субъектов предпринимательства предотвращены.

Проведенной прокуратурой области проверкой в деятельности Управления Роспотребнадзора по Калужской области установлены нарушения порядка организации проверок, оформления результатов проверок, факты повторного привлечения индивидуальных предпринимателей, должностных лиц к административной ответственности за одно и тоже административное правонарушение в рамках одной плановой выездной проверки.

В связи с выявленными нарушениями законодательства в адрес руководителя Управления Роспотребнадзора внесено представление.

В ходе проверки деятельности Ростехнадзора прокуратура области установила, что в ряде случаев внеплановые проверки в отношении субъектов малого и среднего бизнеса должностными лицами проводились без согласования с органами прокуратуры.

Выявленные нарушения влекли ущемления прав субъектов предпринимательской деятельности и воспрепятствовали осуществлению их законной деятельности.

В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой области в адрес руководителя Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, приняты меры к устранению выявленных нарушений. Виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Факты проведения органами ветеринарного надзора внеплановых выездных проверок без согласования с органами прокуратуры выявлены и прокуратурой Мещовского района.

По результатам рассмотрения внесенного представления заместитель главного государственного ветеринарного инспектора по Сухиничскому, Думиничскому и Мещовскому районам привлечен к дисциплинарной ответственности.

Ведущая: ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусматривает обязанность Генеральной прокуратуры России размещать на своем официальном сайте в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года ежегодный сводный план проведения плановых проверок. Не считаете ли вы, что данная норма предоставит недобросовестным предпринимателям возможность "завуалировать" свои нарушения или попытаться договориться с проверяющим?

Кожевников К.М.: Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" вступил в силу, и мы обязаны его исполнять.

Кроме того, полагаю, что конечной целью проверок государственного и муниципального контроля является не только наказание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и, в первую очередь, предотвращение нарушений законодательства, их профилактика. Таким образом, если предприниматели будут готовиться к проведению плановых мероприятий, они будут устранять допущенные при осуществлении своей деятельности нарушения.

Ведущая: Встречались ли на практике в Калужской области случаи, когда результаты проверки отменялись из-за грубых нарушений процедуры проведения проверки?

Кожевников К.М.: За период действия Федерального закона №294-ФЗ таких случаев в практике прокуратуры области не было.

Ведущая: Какие меры предпринимаются для исключения фактов дублирования контрольных действий?

Кожевников К.М.: При поступлении заявлений, а также иных установленных законодательством документов, из контролирующих органов о согласовании внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего бизнеса органами прокуратуры проверяются полномочия того или иного органа контроля на наличие дублирования контрольных действий.

Кроме того, органами прокуратуры проверяются правовые акты, принятые органами контроля. В случае их несоответствия действующему законодательству прокурорами приносятся протесты.

Ведущая: Какими способами осуществляется взаимодействие органов власти и субъектов предпринимательской деятельности и достаточно ли полно происходит данный процесс?

Кожевников К.М.: Для обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Калужской области, предпринимательского сообщества, организаций, составляющих инфраструктуру поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, создан Совет по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе Калужской области (постановление Губернатора Калужской области от 16.05.2008г. № 149).

Для учета мнения субъектов предпринимательской деятельности, для повышения гласности и прозрачности прокурорской деятельности на данном направлении, а также в целях своевременного реагирования на нарушения закона и прав хозяйствующих субъектов при прокуратуре области осуществляет свою деятельность общественный совет по защите малого и среднего бизнеса.

Кроме того, как уже было изложено выше, субъекты предпринимательства имеют право обращаться по тем или иным вопросам в органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, полагаю, что в настоящее время нет препятствий для взаимодействия субъектов предпринимательства с указанными органами.

Ведущая: Какую ответственность несут юридические лица за отказ в предоставлении той или иной информации о своей деятельности?

Кожевников К.М.: Лица, умышленно не выполнившие законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, несут административную ответственность.
Согласно ст. 17.7 КоАП РФ такое нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Ведущая: Константин Михайлович, позвольте поблагодарить вас за то, что вы посетили наше интернет-интервью. Позвольте пожелать вам успехов в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности.

Кожевников К.М.: Спасибо большое.

Читать ГАРАНТ.РУ в и