Август

Введение понятия "информационный посредник", определение его прав и обязанностей
vandame / Shutterstock.com

Введение понятия "информационный посредник", определение его прав и обязанностей

1 августа 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях", которым в Гражданский кодекс России введена ст. 1253.1, определяющая особенности ответственности информационного посредника за нарушение интеллектуальных прав в информационно-коммуникационной сети.

Данная норма появилась в связи с усилением защиты исключительных прав на фильмы. Изменения направлены на борьбу с интеллектуальным пиратством в информационно-телекоммуникационных сетях.

В соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ "Особенности ответственности информационного посредника", определено само понятие "информационный посредник" – это лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, а также лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети.

При этом информационный посредник, осуществляющий передачу информации в сети, несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях при наличии вины, за исключением случаев, если он одновременно не являлся инициатором передачи контента и не определял получателя указанного материала; он не изменял указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала; он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицом, инициировавшим передачу материала, содержащего соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, является неправомерным.

Кроме того, информационный посредник не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении следующих условий: информационный посредник он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным; он в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети "Интернет", на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав.

Однако, даже если информационный посредник не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, к нему могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав, не связанные с применением мер гражданско-правовой ответственности, в том числе об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней.

Кроме того, этим же законом была внесена поправка в ст. 1302 ГК РФ "Обеспечение иска по делам о нарушении авторских прав" – она дополнена п. 3, предусматривающим принятие обеспечительных мер, направленных на ограничение доступа к информации, нарушающей исключительные права, к ресурсам, в отношении которых выдвинуто предположение о нарушении исключительных прав.

 

Изменение порядка установления вознаграждений за использование объектов авторских и смежных прав

3 августа 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 222-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации".

Предыдущая редакция ГК РФ предусматривала установление Правительством РФ только минимальных ставок вознаграждения за отдельные виды использования произведений, а также за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Указанный же федеральный закон внес изменения в ст. 1246 ГК РФ "Государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности" и теперь Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за отдельные виды использования объектов авторских и смежных прав, а также порядок его сбора, распределения и выплаты. Кроме того, Правительство РФ может определять минимальные ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Одновременно с внесением этих изменений, признаны утратившими силу абз. 3 п. 4 ст. 1286 "Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения" и абз. 4 п. 4 ст. 1370 ГК РФ "Служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец".

 

Внесение изменений в определение кладов, которые подлежат передаче в государственную собственность

24 августа 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии", который призван усовершенствовать нормативно-правовую базу об археологическом наследии России.

Так, им внесена поправка в абз. 1 п. 2 ст. 233 ГК РФ "Клад", предусматривающий обязательную передачу клада в государственную собственность, согласно которой выражение "относящиеся к памятникам истории или культуры" было заменено на "которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право".