Новости и аналитика Важная тема Реформа законодательства о госзакупках: два подхода, два проекта

Реформа законодательства о госзакупках: два подхода, два проекта

Необходимость масштабной реформы законодательства о госзакупках сегодня осознают практически все. Динамика его изменения и так остается очень высокой, однако речь идет о пересмотре основ правового регулирования в этой сфере. Уже почти год в правительстве не могут определиться, как именно будет проходить реформа: по варианту, предлагаемому Минэкономразвития России, или по варианту ФАС России.

На этой странице мы собрали сведения об этих альтернативных законопроектах, о хронологии событий, происходящих вокруг реформы. Это сделано для того, чтобы лучше понять разницу между двумя подходами, оценить их перспективы, а также выразить собственную позицию по этой теме на открытом нами фейсбук-обсуждении

Примите участие в опросе "Какой законопроект о госзакупках вы поддерживаете?"

Хронология событий

В конце ноября 2010 года Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ потребовал разработать новую редакцию закона о госзакупках, поскольку ситуация ухудшается: потери государства достигают 1 трлн руб. В новой редакции закона глава государства предлагал предусмотреть норму о заблаговременном информировании об открытии закупок и планировании закупок минимум на 3 года.

24 февраля глава ФАС России Игорь Артемьев и начальник Управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа Михаил Евраев представили новую концепцию законодательства о госзакупках. В концепции предлагает не создавать новый закон, а внести изменения в закон N 94-ФЗ.

5 марта на сайте Минэкономразвития России опубликована Концепция проекта Федерального закона "О федеральной контрактной системе (ФКС)". Авторы документа предлагают создать в России новую систему государственных (муниципальных) закупок, заменив закон 94-ФЗ новым законом. И новый закон посвятить всему процессу госзакупок, а не только стадии размещения (как сейчас в 94-ФЗ). Тогда Счетная палата поддержала Минэкономразвития России по вопросу перехода на федеральную контрактную систему в сфере государственных закупок. Об этом сообщил глава палаты Сергей Степашин. Он считает, что перерабатывать Федеральный закон N94-ФЗ больше нельзя. Позднее заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев сообщил, что концепцию создания федеральной контрактной системы поддерживают все министерства и ведомства страны, за исключением ФАС РФ и Минфина России.

24 марта с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова прошло обсуждение вариантов изменений в законодательство о госзакупках, в котором приняли участие и Минэкономразвития России, и ФАС России. На совещании было принято решение о сохранении закона N 94-ФЗ. Поэтому ни проект нового закона "О федеральной контрактной системе" от Минэкономразвития, ни поправки к закону N 94-ФЗ, предложенные ФАС России, не были рассмотрены Президиумом Правительства РФ в течение лета 2011 г.

Однако на прошедшем 28 марта совещании глава государства потребовал от Правительства РФ доклад о ходе разработки законодательства, повышающего эффективность системы государственных закупок. Президент РФ подчеркнул необходимость внятных, прозрачных и эффективных правил действия в сфере проведения закупок и отметил, что особое внимание нужно уделить планированию обеспечения государственных нужд, обоснованию начальных цен закупок, управлению исполнением контрактов, мониторингу этих контрактов.

В связи с этим 21 апреля был подписан закон о внесении изменений в закон о госзакупках N 94-ФЗ. Поправки прежде всего касаются определения начальной цены контрактов, повышения гарантий качества товара и финансовых гарантий на этапе допуска к торгам.

В законе о госзакупках появилась новая ст. 55.3 "Особенности размещения заказов по решению Правительства РФ", наделяющая Правительство РФ правом устанавливать особенности размещения конкретных госзаказов. Также кабинет министров наделен правом по конкретному заказу определять необходимость установления в контракте условия о предъявлении встречных требований при исполнении государственного контракта. Помимо этого, размещать заказ у единственного поставщика теперь смогут лица, привлекаемые бюджетными учреждениями, заключившими контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), бюджетные учреждения в случае выполнения НИОКР за счет полученных грантов, художники-постановщики, декораторы и др. Внесены поправки о порядке подачи жалоб на положения конкурсной документации. Установлен минимальный и максимальный размеры общего годового объема поставок товаров для заказчиков, размещающих заказы у субъектов малого бизнеса - 10% и 20% соответственно. Определены дополнительные требования к товару, поставляемому по госзаказу. Он должен быть новым, не бывшим в употреблении, с неистекшим сроком годности. В основу принятых поправок легла концепция, предложенная Минэкономразвития России, в части позиций, по которым у ФАС России и министерства не было разногласий.

Как отмечал заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев, поправки "носят характер (решения) неотложных задач". В частности, они направлены на обеспечение максимально эффективного расходования бюджетных средств и повышение качества закупаемых товаров, работ, услуг, а также на создание более гибкой и корректной процедуры закупок. Закон о госзакупках пообещали продолжить дорабатывать.

И вот 1 сентября глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина представила проект федерального закона "О федеральной контрактной системе". Им хотят заменить действующий закон о госзакупках 94-ФЗ.

15 сентября начальник управления контроля госзаказов ФАС России Михаил Евраев представил проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа". Это тот же законопроект, что ведомство представляло весной этого года, но несколько доработанный с учетом представленных предложений общественности и бизнеса. Как сообщили представители ФАС России, данная концепция уже получила одобрение Минфина России, Генпрокуратуры, Московской ассоциации предпринимателей, Опоры России, а также более чем 50 субъектов РФ.

Уже 15 сентября заработала рабочая группа по реформированию законодательства о госзакупках при Правительстве РФ. В нее вошли представители ФАС России, Минфина России и Минэкономразвития России. Именно на этой площадке и будет принято решение о судьбе госзакупок в РФ. А пока оба проекта находятся на стадии общественного обсуждения.

29 сентября на совещании "О совершенствовании законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок и формировании федеральной контрактной системы" глава Правительства РФ Владимир Путин заявил, что взамен 94-ФЗ нужно принять новый закон. Также им были обозначены ключевые положения, которые должны найти отражение в законодательстве о госзакупках.

Сравним эти два законопроекта:

ФАС России Минэкономразвития России

Проект ФАС России

Проект Минэкономразвития России

Пояснительная записка к законопроекту

Концепция законопроекта

В чем ключевые различия?

Минэкономразвития России предлагает установить общественный контроль за государственными закупками - граждане смогут участвовать в заседаниях комиссий заказчиков, а общественные объединения будут наделены правом представлять свои предложения по совершенствованию госзакупок. В проекте ФАС России соответствующих положений нет. Их предложение - публиковать как можно больше сведений о закупках, заказчиках, поставщиках на официальных сайтах и пусть общественность смотрит, а в случае чего - жалуется.

Минэкономразвития России предлагается признавать несостоявшимися аукционы в случае снижения начальной цены на 25%. При этом если цена в заявке занижена по отношению к начальной более чем на 25%, заказчик вправе при проведении конкурсных процедур потребовать обоснование цены участником. А вот в ФАС России считают, что при снижении цены контракта на торгах более чем на 30% нужно просто в 1,5 раза увеличивать размер обеспечения - такая защитная мера.

Хоть в Минэкономразвитии России и говорили о перспективе создания особого института контрактных офицеров, эта инициатива в законе о ФКС реализации не нашла. А вот в ФАС России идею взяли на вооружение и предусмотрели создание уполномоченного органа по госзакупкам на федеральном и региональном уровнях, а также в крупных муниципальных образованиях. Речь идет о так называемых контрактных управляющих. При этом и контрактные управляющие, и контрактные офицеры призваны помогать заказчикам и заниматься обеспечением самой процедуры госзакупки.

Помимо этого, ФАС России предлагает:

  • утвердить на федеральном уровне типовые контракты и требования к продукции;
  • заменить запрос котировок процедурой короткого электронного аукциона с порогом закупки до 7 млн руб.;
  • включать в реестр недобросовестных поставщиков не только компании, но и физических лиц, осуществляющих управление такими компаниями;
  • расширить перечень сфер, где возможна предквалификация поставщиков;
  • предусмотреть новые особенности госзакупок для НИР (оценивать предложения и принимать результаты работ будут экспертные советы);
  • ввести принцип платности за необоснованные жалобы.

Минэкономразвития России в свою очередь особое внимание уделяет созданию практически с нуля самой системы ФКС в России - вводятся новые понятия, прописываются полномочия уполномоченного органа по контролю в ФКС и предполагается создание Совета по ФКС, подробно описывается каждая стадия госзакупки.

В частности, министерство предлагает:

  • создать библиотеки типовых контрактов;
  • установить особенности организации поставок продукции в зависимости от предмета и объема контракта, существенных контрактных условий;
  • регламентировать действия по прогнозированию и планированию обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ежегодные планы-графики закупок и сводные прогнозы госнужд);
  • расширить способы размещения заказа и учета специфики закупок товаров, работ и услуг различных видов;
  • ввести новые способы размещения заказа (конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытые способы осуществления закупок);
  • регламентировать действия госзаказчиков и госзакупщиков по обеспечению надлежащего исполнения условий контракта;
  • регламентировать действия заказчика по приемке и учету контрактных результатов (в том числе сопоставление полученных результатов запланированным контрактным целям);
  • предусмотреть правовые механизмы предупреждения демпинга (отклонение заявок с демпинговой ценой).

Несмотря на все разногласия, и Минэкономразивития России, и ФАС России хотят охватить новыми положения все этапы госзакупок - от планирования закупок до контроля их результатов. Кроме того, в обоих законопроектах говорится о прогнозировании закупочной деятельности и создании типовых контрактов.

Создается впечатление, что ФАС России, лучше зная все проблемы и тонкости госзакупок, хочет избавиться от мелких и не очень пробелов в регулировании, которые выявлены антимонопольщиками в процессе работы. Это, в большинстве своем, такие важные "технические" поправки - прописать нормативы, размеры, сроки, ускорить процедуру рассмотрения жалоб и заявок. А вот Минэкономразвития России мыслит глобальнее - предлагает концептуальные изменения системы, но не очень разбирается в мелочах. Так, например, предложения министерства насчет требований к участникам закупок, внесения изменений в положения контракта, одностороннего расторжения контракта уже раскритикованы практиками из ФАС России.