10 февраля 2014

ГАРАНТ. Самые важные документы недели от 10.02.2014
Горячие документы | Бизнес-справки | Информация Минфина | Аудио и видео | Форум юристов

 

IX Всероссийский профессиональный Конкурс
"ПРАВОВАЯ РОССИЯ"


 

Вы можете подписаться на рассылку "Самые важные документы недели" и еженедельно, каждый понедельник, получать перечень изменений прошедшей недели в виде аннотаций с прямыми ссылками на полные версии документов. Данная услуга предоставляется бесплатно.

Узнать обо всех федеральных документах, появившихся за последнюю неделю, можно в разделе Федеральный мониторинг.

Версия от 8 февраля 2014 года:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Транспорт и связь
Бюджетная система
Выборы, избирательная система, референдум
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Семейное право
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

 

Приказ Минфина России от 5 декабря 2013 г. N 115н "Об утверждении состава сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет, и порядка их размещения"

С 30 апреля 2014 г. на сайте ФНС России будут ежедневно размещаться сведения о регистрации организаций и ИП.
Определен состав сведений о регистрации юрлиц, К(Ф)Х и ИП, размещаемых на официальном сайте ФНС России.
В частности, публикуется следующая информация.
В отношении организации указываются ее наименование, способ образования, размер уставного (складочного) капитала, данные об учредителях, сведения о полученных лицензиях, информация о ликвидации (реорганизации) юрлица и т. д.
В отношении ИП и К(Ф)Х отражается следующая информация. Это ФИО лица (главы К(Ф)Х), его гражданство, ОГРН, коды по ОКВЭД, дата и способ прекращения деятельности, и пр.
Сведения размещаются ежедневно. При этом указываются дата и номер записи, которой данные внесены в ЕГРИП.
Приказ вступает в силу 30 апреля 2014 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2014 г. Регистрационный N 31152.

Письмо Федеральной налоговой службы от 21 января 2014 г. N ГД-4-3/606@ "Об отдельных вопросах применения положений налогового законодательства, вступающих в силу с 1 января 2014 года"

Добыча углеводородного сырья на новых месторождениях: разъяснены некоторые особенности исчисления налога на прибыль.
С 1 января 2014 г. вступили в силу поправки, направленные на стимулирование морской добычи углеводородного сырья.
Установлены особенности налогообложения для следующих лиц. Это организации, имеющие лицензии на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья или в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку такого месторождения. Речь также идет об операторах указанных месторождений.
В частности, предусмотрен специальный порядок формирования базы по налогу на прибыль.
Так, расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены к деятельности лица (в т. ч. связанной с добычей углеводородного сырья на упомянутом месторождении) учитываются в доле, определяемой плательщиком в соответствии с порядком распределения затрат. Это также касается расходов, относящихся к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на нескольких месторождениях.
Порядок распределения указанных расходов можно согласовать с налоговыми органами. Для этого подается соответствующее заявление.
Сообщается, что в настоящее время ФНС России разрабатывает форму упомянутого заявления и порядок его представления.
Пока указанные документы не утверждены, используется рекомендуемая форма заявления (она приведена). Даны пожелания по заполнению заявления.
В частности, документы рекомендуется представлять в 2-х экземплярах. Они должны быть подписаны уполномоченным лицом и заверены печатью. Желательно прикладывать расчетные документы.
Заявление рассматривается не более 30 дней. Установлено, как плательщик уведомляется о согласовании порядка (отказе в этом).
Разъяснено, что порядок распределения расходов должен быть отражен в учетной политике плательщика.

Банковская деятельность

 

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 1 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

Обязанность представительств иностранных банков в России получать аккредитацию ЦБ РФ прописали в законе.
Поправки касаются открытия в России представительств иностранных кредитных организаций.
В Законе о банках и банковской деятельности закрепляется их обязательная аккредитация ЦБ РФ. Представительство иностранной кредитной организации может вести деятельность на территории нашей страны с момента такой аккредитации.
Отметим, что полномочие по аккредитации представительств кредитных организаций иностранных государств на территории России закреплено в Законе о Банке России.
Также ЦБ РФ наделяется правом обрабатывать персональные данные руководителей указанных представительств, их заместителей и кандидатов на эти должности. Это необходимо для реализации Банком России возложенных на него контрольных и надзорных функций.
Кроме того, сфера создания и прекращения деятельности на территории России представительств иностранных кредитных организаций выводится из-под действия Закона об иностранных инвестициях. Этот закон регулирует деятельность лишь филиалов иностранных лиц как одну из форм осуществления иностранных инвестиций.
Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования.

Информация Банка России от 30 января 2014 г. О порядке проведения операций на валютном рынке

Операции на валютном рынке: разъяснения ЦБ РФ.
Разъяснены детали проведения операций на валютном рынке.
Операции Банка России на валютном рынке осуществляются в рамках механизма, подробная информация о котором опубликована на сайте ЦБ РФ в тематическом разделе.
Основу действующего механизма составляет операционный интервал шириной 7 руб., при нахождении внутри которого стоимости бивалютной корзины Банк России продает (покупает) иностранную валюту в установленных объемах. Во внутреннем "нейтральном" диапазоне операционного интервала интервенции не проводятся. В примыкающих к нему диапазонах объем интервенций составляет по 200 млн долл. США в день, а в ближайших к внешним границам диапазонах - 400 млн.
Границы 7-рублевого интервала сдвигаются автоматически: при совершении ЦБ РФ продаж (покупок) иностранной валюты на сумму 350 млн долл. США границы перемещаются на 5 коп. вверх (вниз). Новые границы начинают действовать немедленно. Неоднократная корректировка границ возможна и в течение 1 дня. С начала 2014 г. по 29 января границы сдвигались 18 раз, т. е. в совокупности на 90 коп.
При выходе валютного курса на верхнюю границу операционного интервала Банк России проводит валютные интервенции без ограничения по объему до тех пор, пока стоимость бивалютной корзины не вернется в операционный интервал либо границы не сдвинутся автоматически, т. ч. стоимость бивалютной корзины окажется внутри новых границ операционного интервала.
Таким образом, в дни, когда стоимость бивалютной корзины выходит на границу операционного интервала, объем операций может превышать 400 млн долл. США. Так, 27 января объем продаж иностранной валюты составил 1 млрд 138 млн долл. США, 28 января снизился до 400 млн долл.
Информация о параметрах операций Банка России на валютном рынке, их объеме и динамике границ операционного интервала ежедневно публикуется в разделе "Статистика".
В рамках политики по повышению гибкости курса национальной валюты Банк России изменяет параметры проведения операций на валютном рынке. Каждое решение сопровождается пресс-релизом. С начала 2014 г. было 1 изменение. С 13 января 2014 г. до нуля снижена величина целевых интервенций, которая не учитывалась при расчете накопленной суммы операций для сдвига границ операционного интервала. При этом установленные объемы интервенций, направленных на сглаживание колебаний валютного курса, не изменились.

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

 

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 января 2014 г. N 9 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов бумаги и картона"

Снижены ставки импортных пошлин на некоторые виды бумаги и картона.
Уменьшены ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды бумаги и картона.
Так, с 15% до 5% снижены ставки пошлин на отдельные виды беленых бумаги и картона, покрытых каолином или слюдяным порошком, а также на крафт-бумагу и крафт-картон, кроме используемых для письма, печати или других графических целей (коды ТН ВЭД ТС 4810 31 000 0, 4810 32 100 0 - 4810 39 000 0, 4810 99 100 0 - 4810 99 900 0).
Ставка пошлины на мелованную легковесную бумагу в рулонах шириной более 15 см или в листах с размером одной стороны более 36 см и размером другой стороны более 15 см в развернутом виде (код ТН ВЭД ТС 4810 22 100 0) вместо 12,5% составляет 10%. Отметим, что ранее временно (с 20.04.2013 по 19.01.2014 включительно) в отношении указанного товара применялась пониженная ставка 5%.
С 15% до 10% снижаются ставки пошлин на отдельные виды бумаги и картона, используемые для письма, печати или других графических целей, не содержащие волокон, полученных механическим или химико-механическим способом, или с содержанием таких волокон не более 10% от общей массы волокна (коды ТН ВЭД ТС 4810 13 800 9, 4810 19 900 0). Причем в отношении этих товаров с 01.03.2014 по 31.08.2014 включительно будет действовать ставка в размере 5% (как и в период с 20.04.2013 по 19.01.2014 включительно).
Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Закупки для государственных и муниципальных нужд

 

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 27 декабря 2013 г. N 2161 "Об утверждении Правил проведения экспертизы отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров, указанных в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства"

Госзакупки для обороны и безопасности государства: как подтвердить, что требуемый товар не производится в нашей стране?
С 1 января 2014 г. действует контрактная система закупок для государственных и муниципальных нужд. В ее рамках сохранен запрет на закупку иностранных товаров, работ и услуг для обороны и безопасности России. Исключение сделано для товаров (работ, услуг), которые не производятся в нашей стране или не соответствуют требованиям госзаказчиков.
Пересмотрен порядок проведения экспертизы, подтверждающей отсутствие российского производства вышеуказанных товаров.
Государственные (муниципальные) заказчики не позднее 5 числа текущего месяца представляют в Минпромторг России заявление о выдаче заключения об отсутствии производства. В нем указываются название, полные коды ТН ВЭД ТС и ОКП. Прикладывается информация о технических характеристиках товара по определенному перечню показателей.
Документы оформляются на бумажном и электронном носителе отдельно на каждый товар. Они должны быть подписаны руководителем (уполномоченным лицом) и заверены печатью заказчика. Грифы секретности не допускаются.
Для проведения экспертизы создается специальная комиссия. Об этом издается приказ Министерства.
Комиссия не позднее 27 числа текущего месяца принимает решение о возможности/невозможности выдачи заключения об отсутствии производства. Отрицательное решение выносится, если в представленных документах обнаружена недостоверная информация.
В 7-дневный срок со дня принятия решения готовится проект заключения либо уведомления об отсутствии возможности выдачи заключения.
В течение 3 дней после подписания заключения (уведомления) оно направляется заказчикам.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2014 г. Регистрационный N 31162.

Промышленность, топливно-энергетический комплекс

 

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 2-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере транспортировки, распределения и реализации природного газа на территории Киргизской Республики"

Соглашение России и Киргизии о сотрудничестве в сфере транспортировки, распределения и реализации газа на территории Киргизии прошло ратификацию.
Ратифицировано Соглашение России и Киргизии о сотрудничестве в сфере транспортировки, распределения и реализации природного газа на территории Киргизии. Оно предусматривает следующее.
Киргизия учреждает 100-процентное дочернее общество ОАО "Кыргызгаз" с передачей ему всего имущества, прав и интересов данного ОАО.
Далее ОАО "Газпром" приобретает 100-процентную долю в уставном капитале дочернего общества за 1 доллар США.
Дочернему обществу, в частности, разрешены поставка газа в Киргизию, транспортировка газа по ее территории, подземное хранение, распределение и реализация газа на ней, строительство, реконструкция и эксплуатация, диагностирование и ремонт газотранспортной и распределительной систем, объектов подземного хранения газа и других объектов инфраструктуры газового комплекса Киргизии.

Транспорт и связь

 

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности"

Как усилить транспортную безопасность?
Поправки касаются вопросов транспортной безопасности (далее - ТБ).
Расширен перечень лиц, которым запрещено выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением ТБ. В него включены те, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; кто сообщил заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу или не прошел подготовку и аттестацию сил обеспечения ТБ. Кроме того, к работам не должны допускаться лица, имеющие медицинские противопоказания к их выполнению.
Предусмотрены автоматизированные централизованные базы персональных данных не только о пассажирах, но и о персонале транспортных средств. При этом дополнительно передаются сведения о пассажирах, которые перемещаются на водном или автотранспорте из одного региона страны в другой (ранее - только в международном сообщении и по отдельным маршрутам).
При проверках субъектов транспортной инфраструктуры, застройщиков ее объектов, перевозчиков, в т. ч. при плановых и внеплановых выездных проверках, разрешено использовать тест-предметы и тест-объекты. Речь идет о предметах, имитирующих оружие, взрывчатые вещества и другие запрещенные к провозу вещи, а также о лицах, имитирующих нарушителей требований ТБ.
Появились новые статьи, посвященные подготовке и аттестации сил обеспечения ТБ. Аккредитации юрлиц в качестве подразделений ТБ. Досмотру (в т. ч. дополнительному и повторному), наблюдению и собеседованию в целях обеспечения ТБ. Особенностям защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Лица, отказавшиеся от досмотра, в зону ТБ не допускаются. С ними расторгается договор перевозки в одностороннем порядке.
Техсредства обеспечения ТБ подлежат обязательной сертификации. Требования к их функциональным свойствам и порядок такой сертификации определяет Правительство РФ.
Работников подразделений ТС обязали ежегодно проходить медосмотры, а также периодические проверки на годность к применению физической силы, спецсредств и служебного огнестрельного оружия.
К стратегическим видам деятельности отнесены оценка уязвимости транспортных объектов, их защита от актов незаконного вмешательства, а также аттестация сил обеспечения ТБ.
Поправками к Кодексу внутреннего водного транспорта РФ и к Уставу ж/д транспорта закреплено, что грузы повышенной опасности допускаются к перевозке по специальным разрешениям. Перечень таких грузов и соответствующий порядок определяет Правительство РФ.
Усилена административная и уголовная ответственность за нарушение требований ТБ. Введены новые составы. Напр., непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств.
Отменено госрегулирование цен (тарифов) на услуги по оценке уязвимости транспортных объектов.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 9-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"

Универсальные услуги связи: что нового?
Цель поправок - повысить доступность и качество универсальных услуг связи (далее - УУС).
В Законе о связи закреплены понятия "средство коллективного доступа" и "точка доступа".
Средство коллективного доступа - оконечное оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользоваться услугами связи с применением пользовательского оборудования абонента или без него. Точка доступа - средство коллективного доступа, позволяющее любому лицу получить услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету через оборудование абонента.
К УУС отнесены услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств. Ими также являются услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету через средства коллективного доступа и точки доступа.
В населенных пунктах, в которых проживают от 250 до 500 человек и установлено средство коллективного доступа для телефонной связи, должна быть хотя бы одна точка доступа. Последняя должна подключаться с использованием волоконно-оптической линии связи и обеспечивать возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью от 10 мегабит в секунду.
Обязанность оказывать УУС по всей стране возлагается Правительством РФ на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем 2/3 регионов. С этим оператором заключается соответствующий договор сроком на 10 лет. В нем, в частности, прописывается порядок выплаты оператору ежегодной фиксированной суммы финансового обеспечения оказания УУС из резерва универсального обслуживания.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования.

Бюджетная система

 

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 13-ФЗ "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"

МИА "Россия сегодня" получит бюджет РИА Новости и "Голоса России".
Приняты поправки к Закону о федеральном бюджете на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг.
Перераспределены ассигнования, выделенные ликвидируемым "РИА "Новости" и ФГБУ "Голос России". Их потратят на финансовое обеспечение ФГУПа "Международное информационное агентство "Россия сегодня", а также на ликвидацию указанных организаций.
Показатели бюджета не изменились.
Напомним, что указ об образовании ФГУПа был подписан Президентом РФ 9 декабря 2013 г.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 1-ФЗ "О приостановлении действия абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации"

На приведение в 2014 г. государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете дали дополнительное время.
Поправки касаются сроков приведения в 2014 г. государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете.
Согласно БК РФ государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее 2 месяцев со дня вступления его в силу, то есть до 1 марта. Однако сложившаяся процедура корректировки программ не означает их "механического переписывания". Она предусматривает проведение необходимых согласований и экспертизы, что занимает значительное время.
В связи с этим действие указанной нормы БК РФ приостановлено до 1 января 2015 г. Одновременно закреплено, что в 2014 г. государственные (муниципальные) программы приводятся в соответствие с законом (решением) о бюджете до 1 мая 2014 г.
Отметим, что в течение 2014-2015 гг. предполагается перевести бюджеты всех уровней на программный принцип формирования.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Выборы, избирательная система, референдум

 

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений в статьи 33 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Выборы муниципальных глав и в органы госвласти: к какому моменту кандидат должен закрыть счет в иностранном банке?
Изменения касаются выборов в федеральные и региональные органы госвласти, а также выборов глав муниципальных районов и городских округов.
Согласно действующему законодательству кандидат обязан закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличности и ценностей в иностранных банках, расположенных за рубежом, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
Уточнено, что данная обязанность должна быть исполнена не к моменту регистрации кандидата, а к моменту представления необходимых для этого документов.
Документы, подтверждающие выполнение названной обязанности, теперь подаются в избирком, осуществляющий регистрацию кандидатов (ранее - в организующую выборы избирательную комиссию).

Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ

 

Приказ Федеральной миграционной службы от 19 августа 2013 г. N 352 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации"

Признание беженцем и получение временного убежища в России: новый порядок.
Утвержден новый административный регламент, регулирующий оказание госуслуги по рассмотрению ходатайства о признании беженцем и заявления о предоставлении временного убежища в России.
Это обусловлено пересмотром общих правил разработки и принятия администратинвых регламентов, а также изменением законодательства о беженцах.
Госуслуга предоставляется ФМС России и ее территориальными органами (до этого речь шла о госфункции).
Уточнен перечень заявителей. Это иностранцы и лица без гражданства, желающие получить статус беженца, а также те, которые имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются просьбой предоставить им возможность временно пребывать в России. Ранее обратиться за госуслугой могли те, которые из-за опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, политических убеждений и пр. находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этого государства или не желают ею пользоваться вследствие таких опасений.
Если ходатайство подано в нашей стране, оно рассматривается территориальными органами ФМС России; если за ее пределами (в дипломатические представительства или консульские учреждения РФ) - самой Службой.
Как и прежде, заявителю предоставляются услуги переводчика. Установлено, что они оплачиваются за счет федерального бюджета.
Ходатайство о признании беженцем рассматривается территориальными органами и Службой максимум 3 (при продлении- 6) и 2 месяца соответственно. Решение о предоставлении убежища (об отказе в этом) принимается территориальными органами ФМС России в течение 3 месяцев.
Лицо подает ходатайство (заявление) и документ, удостоверяющий личность. При наличии у членов семьи разных фамилий нужно подтвердить родственные отношения (например, свидетельством о рождении). Документы должны быть переведены на русский язык. Заполняются анкета и опросный лист. Приведены их формы. Также необходимо пройти обязательное медосвидетельствование с выдачей медсертификата. Документы подаются лично либо через ОВД или пограничный орган. Электронная форма не предусмотрена.
Перечислены основания отказа в предоставлении госуслуги. Например, если в отношении заявителя возбуждено уголовное дело за совершение преступления в России.
Госпошлина не взимается.
Прежний административный регламент 2007 г. утратил силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 января 2014 г. Регистрационный N 31098.

Приказ Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013 г. N 215 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным Гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации"

Получаем вид на жительство без лишних проволочек.
Установлена новая процедура выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в России. В целом она должна стать более быстрой и удобной.
Обратиться за получением указанного документа вправе совершеннолетние лица, имеющие разрешение на временное проживание в нашей стране. Высококвалифицированным специалистам, членам их семей, гражданам Беларуси и иностранцам, которым в России предоставлено политическое убежище, для получения вида на жительство указанное разрешение не требуется.
Несовершеннолетним или недееспособным лицам вид на жительство выдается по обращению их родителей (усыновителей, опекунов, попечителей).
Сокращен перечень документов, подаваемых заявителем в миграционный орган. Так, не требуется представлять разрешение на временное проживание. Кроме того, миграционный орган самостоятельно запрашивает в соответствующих ведомствах копию декларации о доходах заявителя, сведения о наличии у него недвижимости в России (в отношении лиц, с момента приезда которых прошло более 3 лет), данные об уплате госпошлины. Заявитель может представить эти документы по своей инициативе, но не обязан.
Сокращено максимальное время ожидания в очереди при подаче документов.
Общий срок оформления вида на жительство остался прежним - 6 месяцев. Однако для некоторых категорий заявителей он меньше (например, для высококвалифицированных специалистов, членов их семей, граждан Беларуси - 3 месяца).
Вид на жительство иностранному гражданину выдается на 5 лет (высококвалифицированному специалисту и членам его семьи - на срок действия разрешения на работу).
Прописан порядок оформления лицам без гражданства вида на жительство на новых бланках с электронным носителем информации.
Сокращен срок рассмотрения жалоб на действия и решения должностных лиц территориальных органов ФМС России.
Приведены актуальные адреса и телефоны миграционных органов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2014 г. Регистрационный N 31077.

Приказ Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013 г. N 214 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации"

Выдача разрешений на временное проживание: регламент ФМС России.
Заново утвержден Административный регламент ФМС России по выдаче иностранцам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в нашей стране.
Услуга непосредственно предоставляется территориальными органами Службы и их структурными подразделениями.
Для получения разрешения в территориальный орган ФМС России по месту предполагаемого проживания подаются заявление (форма приводится) в 2 экземплярах, 2 личные фотографии 35 х 45 мм (для лиц без гражданства - 3 фотографии), документ, удостоверяющий личность, документ, выданный органом государства постоянного проживания, подтверждающий отсутствие судимости, вид на жительство и др.
Общий срок предоставления услуги составляет 6 месяцев со дня принятия заявления.
Приказ об утверждении прежнего регламента признан утратившим силу.
Утверждена форма бланка разрешения на временное проживание, выдаваемого лицу без гражданства. Бланк является защищенной полиграфической продукцией уровня "А".
Также утверждена форма отметки о разрешении на временное проживание, проставляемой в документе, удостоверяющем личность иностранца или лица без гражданства.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2014 г. Регистрационный N 31076.

Приказ Федеральной миграционной службы от 30 октября 2013 г. N 430 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства"

Как иностранцу получить визу?
Регламентировано, как ФМС России предоставляет госуслугу по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранцам и лицам без гражданства.
Госуслуга оказывается иностранному гражданину, обратившемуся лично либо через принимающую его в России сторону. Можно посетить уполномоченное подразделение или территориальный орган (по месту постановки иностранца на миграционный учет по месту пребывания (проживания)/фактического пребывания) либо воспользоваться Единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru).
В результате можно получить оформленную, продленную или восстановленную визу либо отказ в этом.
Визы оформляются на машиночитаемом визовом бланке (с цифровым обозначением серии от 10 до 19). Вкладные визовые бланки могут применяться до полного перехода на использование машиночитаемых.
На оказание госуслуги отводится не более 20 рабочих дней с даты принятия от иностранного гражданина анкеты и всех необходимых документов. При этом квитанцию об уплате госпошлины, отрывную часть уведомления о прибытии в место пребывания, миграционную карту, разрешение на работу (при наличии) и их копии обратившийся подает по собственной инициативе.
Перечислены основания для отказа в приеме к рассмотрению документов, отказа в предоставлении госуслуги. Она, в частности, не оказывается, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, общественного порядка, защиты здоровья населения. Иностранец имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого, особо тяжкого или умышленного преступления в России либо за ее пределами. В отношении иностранного гражданина принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в нашей стране.
По общему правилу за предоставление госуслуги взимается госпошлина в размере, установленном НК РФ.
Регламентированы состав, последовательность и сроки административных процедур, требования к порядку их выполнения, формы контроля за предоставлением госуслуги, досудебный (внесудебный) порядок обжалования соответствующих решений и действий (бездействия).
Административный регламент от 2007 г. по предоставлению госуслуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия, восстановлению и по исполнению госфункции по аннулированию виз иностранным гражданам и лицам без гражданства утратил силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2014 г. Регистрационный N 31064.

Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС

 

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 8-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О полиции" и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Контроль за обеспечением безопасности объектов ТЭК возложили на полицию.
Расширяются обязанности полиции. На нее возлагается контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Должностные лица полиции получат право составлять протоколы о нарушении требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
При этом увеличивать штатную численность сотрудников органов внутренних дел и объем финансирования МВД России не планируется. Новые полномочия будут реализованы за счет внутреннего перераспределения штатной численности и в пределах текущего финансирования ведомства.
Федеральный закон вступает в силу через 1 год после его официального опубликования.

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 3-ФЗ "О внесении изменения в статью 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Пункты полиции наделены полномочиями органа дознания.
К органам дознания в системе ОВД наряду с управлениями, отделами и отделениями полиции отнесены также пункты полиции.
В структуре ОВД пункты полиции появились в 2011 г. Они входят в межмуниципальные отделы полиции, но территориально обособлены от них. Ранее у руководителя пункта полиции не было полномочий начальника органа дознания. Сотрудники пункта для утверждения процессуальных документов (обвинительных актов и постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела) вынуждены были выезжать в межмуниципальные отделы. Это влекло дополнительные материальные затраты и сказывалось на своевременности принятия процессуальных решений.

Приказ МЧС России от 16 октября 2013 г. N 665 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"

Монтаж, техобслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности строений: регламент МЧС России по контролю за соблюдением лицензионных требований.
Утвержден Административный регламент МЧС России по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
За проверку соответствия лицензиатов лицензионным требованиям отвечают ГУ МЧС России по регионам и специальные подразделения.
Общий срок проведения плановой или внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий - не более чем на 15 часов. Это делается на основании мотивированных предложений должностного лица (лиц) подразделения лицензирующего органа, проводившего (проводивших) проверку.
Срок проверок в отношении лицензиата, осуществляющего деятельность на территориях нескольких регионов, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству. При этом общий срок проверки не может превышать 60 рабочих дней.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 января 2014 г. Регистрационный N 31101.

Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

 

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 10-ФЗ "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О теплоснабжении"

Закон о теплоснабжении: работа над ошибками.
Скорректирован Закон о теплоснабжении. Поправка касается статьи о требованиях к НКО, необходимым для приобретения статуса СРО в сфере теплоснабжения.
Одно из требований - наличие определенных документов.
Уточнено, что речь идет о документах, предусмотренных частью 3 статьи (ранее - частью 4).
Поправка носит технический характер, т. к. часть 4 в статье отсутствует.

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних"

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил трудовые права женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних.
Разъясняются особенности регулирования труда некоторых работников. Речь идет о женщинах, лицах с семейными обязанностями и несовершеннолетних. Затронуты такие вопросы, как заключение, изменение и расторжение трудового договора, рабочее время и время отдыха.
В отношении указанных лиц не допускаются различия, не основанные на деловых качествах, характеристиках условий труда, при приеме на работу, установлении оплаты, продвижении по службе, при подготовке и дополнительном профобразовании, расторжении трудового договора и т. д.
Ограничивается применение женского труда на вредных и (или) опасных, на подземных работах. Отказ женщине в приеме на эту работу не является дискриминацией, если работодатель не создал безопасные условия труда, что подтверждено результатами специальной оценки и заключением госэкспертизы. На таких работах запрещено применять труд лиц, не достигших 18 лет. Несовершеннолетних нельзя допускать и к работе, способной навредить их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, ночные заведения, производство, перевозка и торговля спиртным, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания), а также предполагающей переноску (передвижение) тяжестей сверх предельных норм. Запрещается применять труд женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
Отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3 лет может быть предоставлен матери, отцу либо деду (бабушке), другому родственнику, а также иному лицу, воспитывающему ребенка без матери (независимо от степени родства и совместного проживания указанного лица с родителями (родителем) ребенка).
Женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком с сохранением права получать пособие по обязательному соцстрахованию и при этом работающей на условиях неполного рабочего времени или на дому, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется.
Увольнять беременную по инициативе работодателя запрещено. Исключения - ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем. Если закрывается обособленное структурное подразделение организации, находящееся в другой местности, то трудовой договор с беременной расторгается как при ликвидации организации, если иное не предусмотрено коллективным, трудовым договором. То, что работодатель не знал о беременности сотрудницы, а также то, что к моменту рассмотрения в суде иска беременность не сохранилась, не являются основаниями для отказа в восстановлении на работе.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 ноября 2013 г. N 658н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по приему документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов"

При подаче в ФСС РФ документов для исчисления страховых взносов через Единый портал следует использовать усиленную квалифицированную подпись.
Обновлена процедура приема территориальными органами ФСС РФ от страхователей документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты страховых взносов, а также подтверждающих правильность исчисления и своевременность их внесения. Речь идет о пояснениях (подтверждениях), представляемых страхователями по собственной инициативе либо в рамках проведения проверок.
Основные новшества сводятся к следующему. При направлении документов в электронном виде через Единый портал госуслуг должна использоваться усиленная квалифицированная подпись. Также документы можно подать через многофункциональные центры.
Сокращен срок ожидания в очереди при подаче и получении документов.
Приведены актуальные адреса и телефоны региональных отделений Фонда.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 2014 г. Регистрационный N 31112.

Информация Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2014 г. "Вопросы и ответы о выборе варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования в 2014-2015 годах"

О выборе варианта пенсионного обеспечения в 2014-2015 гг.
Приведены ответы на вопросы о выборе варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС в 2014-2015 гг.
Граждане 1967 г. р. и моложе, зарегистрированные в системе ОПС, в 2014 -2015 гг. могут выбрать 1 из двух вариантов пенсионного обеспечения (тарифа страхового взноса).
Первый - оставить 6%, как сегодня.
Второй - отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой пенсии.
При отказе от формирования пенсионных накоплений страховые взносы работодателя в ПФР (в размере индивидуального тарифа 16%) начиная с 2015 г. будут направляться на формирование страховой пенсии.
В 2014 г. все страховые взносы граждан будут направляться на формирование страховой пенсии (т. е. тариф страховых взносов на накопительную пенсию будет составлять 0%). Это решение принято на период санации НПФ и создания механизма гарантирования сохранности пенсионных накоплений.
При этом все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться управляющей компаний или НПФ. Они будут выплачены в полном объеме с учетом инвестиционного дохода, когда гражданин получит право выйти на пенсию и обратится за ее назначением.
Выбор в течение 2014-2015 гг. можно сделать только единожды.
При этом если гражданин, начиная с 01.01.2014, впервые поступает на работу и ему впервые начисляются страховые взносы, то он вправе в течение 5 лет с года первого начисления выбрать, на финансирование какой части пенсии направить 6%. До принятия такого решения 6% тарифа будут перечисляться на страховую пенсию.
Если гражданин ранее уже подавал заявление о выборе УК (инвестиционного портфеля ГУК) или НПФ, то по умолчанию с 2015 г. на накопительную пенсию будет по-прежнему перечисляться 6%, а на страховую - 10% тарифа.
Начиная с 2014 г. тарифа на формирование накопительной части пенсии в размере 2% не будет. Нужно будет либо отказаться от формирования пенсионных накоплений, либо продолжить формировать накопительную пенсию, сохранив, как и сегодня, тариф страховых взносов в 6%.

Семейное право

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2014 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникиева"

Запрет на усыновление для лиц, уголовное дело в отношении которых закрыли по нереабилитирующим основаниям, должен быть скорректирован с учетом позиции Конституционного Суда РФ.
В силу Семейного кодекса РФ некоторые люди не могут быть усыновителями. В их числе - лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (кроме лиц, в отношении которых оно прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (кроме незаконного помещения в психостационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения, общественной нравственности и безопасности.
Конституционный Суд РФ подчеркнул, что данный запрет имеет целью предотвратить опасность для жизни, здоровья, нравственности несовершеннолетних. С этой позиции он соответствует Конституции РФ в той мере, в какой распространяется на случаи совершения тяжких и особо тяжких преступлений, половых преступлений независимо от тяжести, а также иных указанных выше преступлений. Норма конституционна постольку, поскольку на основе оценки опасности таких лиц для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого обеспечивается соразмерность введенного ограничения обозначенным целям.
В силу безусловного характера данного запрета суд при рассмотрении дел об усыновлении не правомочен учитывать обстоятельства преступления, срок, прошедший с момента его совершения, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность человека, в т. ч. последующее поведение, а также иные существенные моменты. Это касается и случаев, когда потенциальный усыновитель (при наличии фактически сложившихся между ним и ребенком отношений и с учетом характера совершенного или вменявшегося деяния) способен обеспечить полноценное развитие ребенка без риска подвергнуть опасности его психику и здоровье. В указанном аспекте норма неконституционна в той мере, в какой она распространяется на людей, имевших судимость, либо лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям (кроме тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы).
Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения. Пока этого не сделано, суд не вправе формально отказывать в усыновлении лицам, имевшим судимость либо подвергавшимся уголовному преследованию за указанные преступления (кроме тяжких и особо тяжких, а также половых преступлений). Он обязан оценить, насколько усыновление ребенка конкретным лицом позволяет максимально защитить права и законные интересы усыновляемого, обеспечить его полноценное развитие без какой-либо опасности.

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

 

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Детям-сиротам вернули прежнюю льготу при поступлении в вуз, но лишь на время.
Поправки касаются дополнительных гарантий права на образование для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с прежним Законом об образовании (утратил силу 1 сентября 2013 г.) указанные граждане принимались в вузы на бюджетные места вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Новый Закон об образовании заменил это право на иные льготы. Это, в частности, прием на подготовительные отделения вузов и преимущественное право зачисления на обучение по программам бакалавриата и специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.
Согласно поправкам детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется дополнительная гарантия - прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований в пределах установленной квоты (при условии успешной сдачи вступительных экзаменов). Эта льгота будет действовать до 1 января 2017 г.
Напомним, что в рамках квоты также принимаются дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период военной службы. Размер квоты вуз определяет самостоятельно (но не менее 10% от общего числа бюджетных мест).
Также поправками устанавливается, что лица, закончившие вуз и получившие квалификацию дипломированного специалиста, могут быть приняты на конкурсной основе в магистратуру. И это не рассматривается, как получение ими второго или последующего высшего образования.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)"

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре): образовательная деятельность.
Закреплен порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Программы аспирантуры (адъюнктуры) реализуют образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профобразования, научные организации. Цель - создать аспирантам (адъюнктам) условия для приобретения необходимого для профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности и подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
Программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией. Уделено особое внимание организации разработки и реализации таковых.
Программа аспирантуры (адъюнктуры), разрабатываемая в соответствии с образовательным стандартом, состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (базовая и вариативная части).
К освоению программ аспирантуры (адъюнктуры) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура).
Высшее образование по программам аспирантуры (адъюнктуры) может быть получено в очной, очно-заочной, заочной формах обучения, а также с сочетанием различных форм (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность). Вне указанных организаций - в форме самообразования.
Детально прописана процедура организации образовательного процесса по программам аспирантуры (адъюнктуры). Так, не позднее 3 месяцев после зачисления обучающемуся назначается научный руководитель, а также утверждается тема научно-исследовательской работы.
Обучающийся имеет возможность выбрать тему научно-исследовательской работы в рамках направленности программы аспирантуры (адъюнктуры) и основных направлений научно-исследовательской деятельности организации.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), подтверждающий получение высшего образования по соответствующей программе.
Выделены особенности организации образовательного процесса по программам аспирантуры (адъюнктуры) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2014 г. Регистрационный N 31137.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1258 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры"

Образовательная деятельность по программам ординатуры: правила организации и ведения.
Утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ординатуры.
Порядок устанавливает правила организации и осуществления указанной деятельности, включая особенности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программы реализуются организациями высшего, дополнительного профессионального образования, научными организациями. Получаемая в итоге квалификация позволяет занимать определенные должности медицинских, фармацевтических работников.
Программы разрабатываются и утверждаются организацией самостоятельно. Имеющие госаккредитацию программы формируются организацией в соответствии с федеральными образовательными госстандартами и с учетом примерных программ, разработку которых обеспечивает федеральный орган власти в сфере здравоохранения.
К освоению программ допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура), а также имеющие высшее медицинское и (или) фармацевтическое образование.
Формы получения образования и обучения устанавливаются федеральными стандартами.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2014 г. Регистрационный N 31136.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию"

Самообследование образовательной организации: показатели.
Законом об образовании предусмотрено самообследование образовательных организаций.
В процессе самообследования оцениваются образовательная деятельность, система управления, содержание и качество подготовки обучающихся, организация учебного процесса, востребованность выпускников, качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-техническая база, функционирование внутренней системы оценки качества образования. Также анализируются показатели деятельности, устанавливаемые федеральным органом власти в сфере образования. Утверждены такие показатели.
Они определены для дошкольной, общеобразовательной, профессиональной образовательных организаций, а также организаций высшего, дополнительного и дополнительного профессионального образования.
Результаты самообследования оформляются в виде отчета. Он размещается в Интернете и направляется учредителю.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2014 г. Регистрационный N 31135.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 октября 2013 г. N 1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам"

Договор об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам: примерная форма.
Утверждена примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам.
В частности, что касается предмета договора, указывается следующее. Наименование дополнительной образовательной программы, форма обучения, вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть программы определенного уровня, вида и (или) направленности). Срок освоения образовательной программы на момент подписания договора и обучения по индивидуальному учебному плану. Документ об образовании и (или) о квалификации или об обучении, который получит обучающийся после освоения и успешного прохождения итоговой аттестации.
Прописываются права и обязанности образовательной организации (исполнителя), заказчика и обучающегося. Так, исполнитель может самостоятельно осуществлять образовательный процесс, устанавливать системы оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающегося. Последний вправе получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний, умений, навыков и компетенции, а также о критериях этой оценки.
Заказчик обязан своевременно вносить плату за оказываемые обучающемуся образовательные услуги, а также предоставлять платежные документы, подтверждающие такую оплату. Обучающийся обязан выполнять задания для подготовки к занятиям, предусмотренным учебным планом, извещать исполнителя о причинах отсутствия на занятиях.
Уделено внимание стоимости услуг, срокам и порядку их оплаты. Отражены основания изменения и расторжения договора, срок его действия, ответственность сторон.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 января 2014 г. Регистрационный N 31102.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. N 1252 "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников"

Всероссийская олимпиада школьников: порядок проведения.
Утвержден Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников.
Порядок устанавливает этапы, сроки проведения олимпиады, а также перечень соответствующих предметов. Он определяет организационно-технологическую модель организации олимпиады, ее участников, их права и обязанности. Устанавливаются правила утверждения результатов олимпиады и определения победителей и призеров, образцы их дипломов.
Олимпиада проводится для выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний. Также она позволяет отобрать лиц, проявивших выдающиеся способности, в составы сборных команд России для участия в международных олимпиадах.
Выделяют школьный, муниципальный, региональный и заключительный этапы.
К предметам относятся математика, русский, иностранный язык (английский, немецкий, французский), информатика и ИКТ, физика, химия, биология, экология, география, астрономия, литература, история, обществознание, экономика, право, искусство (мировая художественная культура), физкультура, технология, ОБЖ.
Олимпиада проводится ежегодно в рамках учебного года с 1 сентября по 30 апреля.
Родитель (законный представитель) обучающегося, заявившего о своем участии в олимпиаде, в письменной форме подтверждает ознакомление с порядком. Это делается не менее чем за 10 рабочих дней до начала школьного этапа. Одновременно он представляет согласие на сбор, хранение, использование, распространение (передачу) и публикацию персональных данных ребенка, а также его олимпиадной работы (в т. ч. в Интернете).
Приказы об утверждении перечня предметов, по которым проводится олимпиада, образцов дипломов победителей и призеров ее этапов, положения об олимпиаде признаны утратившими силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2014 г. Регистрационный N 31060.

Оборона, воинская обязанность и военная служба

 

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации"

Военная полиция ВС РФ: статус.
Поправки посвящены военной полиции ВС РФ.
В Законе об обороне закреплен статус военной полиции. Она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы, обеспечения в ВС РФ законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов. Для противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны (в пределах своей компетенции).
Руководит военной полицией Министр обороны РФ. Он определяет организационную структуру, состав и штатную численность органов и подразделений таковой.
Военнослужащим военной полиции предоставлено право применять в определенных случаях физическую силу, в т. ч. боевые приемы, спецсредства, огнестрельное оружие, боевую и специальную технику.
В УИК РФ внесены уточнения, в частности, в отношении учреждений и органов, исполняющих наказания. Военная полиция занимается военнослужащими: содержание в дисциплинарной воинской части - в специально предназначенных для этого дисциплинарных воинских частях; арест - на гауптвахтах.
Изменения коснулись КоАП РФ, УПК РФ. Так, начальникам органов военной полиции придали статус органа дознания.
Коррективы внесены в Законы о прокуратуре; госзащите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов; содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; судебных приставах; статусе военнослужащих; полиции и др.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.

Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь

 

Федеральный конституционный закон от 3 февраля 2014 г. N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и признании утратившей силу статьи 41 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации"

Институт народных заседателей окончательно уходит в прошлое.
Из законов о судебной системе и военных судах Российской Федерации исключено понятие "народный заседатель".
Это обусловлено упразднением института народных заседателей (в гражданском судопроизводстве - с 1 февраля 2003 г., в уголовном - с 1 января 2004 г.). В рамках проведенной судебной реформы вместо указанного института был введен суд с участием присяжных заседателей.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 2 "О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"

Кассационное обжалование по уголовным делам: иногда суд может известить о заседании, отправив СМС.
В 2013 г. был введен единый апелляционный порядок проверки не вступивших в силу актов для всех судов общей юрисдикции.
Из-за этого неоднократно пересматривались и правила кассационного обжалования.
Надзорное производство было оставлено лишь как экстраординарная форма проверки (проводимой только Президиумом ВС РФ).
Подобная редактура потребовала указаний от ВС РФ.
В связи с этим подготовлены разъяснения по вопросам кассационного обжалования.
Указан круг лиц, которые вправе обращаться в суд кассационной инстанции наряду с теми, кто напрямую перечислен в УПК РФ.
Обращается внимание на то, что кассационные жалоба, представление, равно как и уголовное дело, вначале рассматриваются в нижестоящем, а затем в вышестоящем суде кассационной инстанции.
Даны пояснения относительно одновременного обжалования приговора и постановления судьи, вынесенного в порядке исполнения приговора.
Подобная жалоба, представление рассматриваются судом кассационной инстанции, правомочным пересматривать приговор. При этом не важно, судьей какого районного суда (этого же или другого региона) выносилось решение в порядке исполнения приговора.
Приведены некоторые нюансы, связанные с исчислением срока для кассационного обжалования, его восстановления в случае пропуска по уважительным причинам.
Кассационная инстанция не проверяет фактические обстоятельства дела (вопросы факта).
Вместе с тем отмечается, что суд не может оставить без оценки нарушения, которые повлияли на правильность установления фактических обстоятельств и привели к судебной ошибке.
Относительно извещения участников процесса о заседании указывается, что суд может сделать это и посредством отправки СМС-сообщения.
Условия - имеется согласие на уведомление подобным образом (подтверждается распиской) и зафиксированы факты отправки и доставки СМС-сообщения адресату.
Отдельно разобраны основания, при которых допускается пересмотр решения в кассационном порядке с поворотом к худшему.
Признаны утратившими силу ранее сформулированные разъяснения по вопросам надзорного производства, а также рассмотрения судами отдельных жалоб.

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25 декабря 2013 г. N 257 "Об утверждении Регламента организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений"

Участники судопроизводства будут получать необходимые извещения в виде СМС.
Утвержден Регламент организации извещения участников судопроизводства посредством CMC.
Регламент устанавливает общие порядок и правила организации извещения участников судопроизводства о дате, времени и месте рассмотрения дела или совершении отдельных процессуальных действий посредством отправки им СМС. Это делается с использованием подсистемы "Судебное делопроизводство и статистика" ГАС "Правосудие".
Лица, ответственные за извещение, назначаются приказом председателя суда. Они несут ответственность за надлежащее составление текстов, соблюдение сроков их подготовки и отправки, а также за разглашение конфиденциальной информации.
СМС могут применяться в рамках гражданского, уголовного и административного судопроизводства и судопроизводства по материалам о грубом дисциплинарном проступке военнослужащего.
Они направляются в соответствии со сроками уведомления участников судопроизводства, установленными процессуальным законодательством, а также с расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки.
Извещение возможно только с согласия участника, то есть на добровольной основе. Факт согласия подтверждается распиской (форма приводится). В таком случае лицо будет считаться извещенным с момента поступления СМС на указанный им номер.
Суд в обязательном порядке обеспечивает фиксацию фактов отправки и доставки СМС.
Приказ об утверждении аналогичного временного типового регламента признан утратившим силу.

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11 декабря 2013 г. N 241 "Об утверждении Порядка размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях"

Информацию о внепроцессуальных обращениях к судьям предают гласности, но каким образом?
Внепроцессуальные обращения к судье по делу, находящемуся в его производстве, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, запрещены.
Внепроцессуальным считается письменное или устное обращение, поступившее от не являющегося участником судебного разбирательства госоргана, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица либо гражданина в случаях, не установленных законодательством. Это также обращение участников разбирательства в не предусмотренной процессуальным законодательством форме.
Установлен порядок размещения в сети "Интернет" информации о внепроцессуальных обращениях.
Здесь урегулированы вопросы создания, подготовки и размещения соответствующей информации, обеспечения доступа к ней на официальных сайтах верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных, районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов. Прописаны действия уполномоченных работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции.
Так, информация о внепроцессуальных обращениях публикуется на официальных сайтах федеральных судов общей юрисдикции интернет-портала ГАС "Правосудие" в разделе "Внепроцессуальные обращения".
Решение о размещении сведений, контроль за своевременностью и исполнением размещения на официальном сайте суда, а также общий контроль за соблюдением сроков и этапов опубликования возложены на председателя соответствующего суда либо на уполномоченного им лица. Председатель суда определяет лиц, ответственных за размещение информации на сайте.
Указано, что должна содержать размещаемая информация. Запрещена деперсонификация в текстах публикуемых внепроцессуальных обращений.
Прописан порядок размещения информации о внепроцессуальных обращениях, поступивших в письменной, а также устной формах.

Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

 

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

За экстремизм накажут еще строже.
Цель поправок - усилить уголовную ответственность за преступления экстремистской направленности.
Установлен минимальный штраф за публичные призывы к экстремистской деятельности в сумме 100 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) виновного за период от 1 года. Верхний предел не изменился - 300 тыс. руб. и 2 года соответственно. Максимальный срок лишения свободы за данное преступление увеличен с 3 до 4 лет.
Вдвое больше (4 года вместо 2) стал максимальный срок принудительных работ, назначаемых за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Со 100 тыс. до 300 тыс. руб. поднят минимальный штраф за те же деяния, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, лицом с использованием своего служебного положения, организованной группой. Вместо этой суммы могут назначить минимальный штраф в размере доходов осужденного за 2 года (ранее - за 1).
Более строгая ответственность установлена и за такие преступления, как организация экстремистского сообщества, организация деятельности экстремистской организации.
Напр., за создание экстремистского сообщества предусмотрен штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. (прежде закреплялся только верхний предел - 200 тыс. руб.) или в размере дохода осужденного за период от 18 мес. до 3 лет (ранее - до 18 месяцев). Максимальный срок принудительных работ за данное деяние увеличен с 4 до 5 лет. Лишения свободы - с 4 до 6 лет. За участие в таком сообществе - штраф до 100 тыс. руб. (до этого - до 40 тыс. руб.) или в размере дохода осужденного за период до 1 года (а не до 3 месяцев). Максимальный срок принудительных работ за такое преступление вырос с 2 до 5 лет. Лишения свободы - с 4 до 7 лет. Ограничения свободы - с 1 года до 2 лет.
Некоторые из этих преступлений ранее относились к категории небольшой тяжести. Это ограничивало возможности правоохранителей (нельзя было прослушивать телефон, небольшой срок давности и пр.). В связи с ужесточением наказания они переведены в категорию средней тяжести.

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 4-ФЗ "О внесении изменения в статью 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Душевнобольных, совершивших преступление небольшой тяжести, можно отправлять на принудительное лечение, если они представляют опасность для себя или окружающих.
Исключена норма, обязывавшая суд прекращать уголовное дело и отказывать в применении принудительных мер медицинского характера, если лицо в состоянии невменяемости совершило деяние небольшой тяжести.
Дело в том, что эту норму КС РФ признал неконституционной (постановление от 21 мая 2013 г. N 10-П). Она исключала для суда возможность назначить такие принудительные меры человеку, который в состоянии невменяемости совершил запрещенное уголовным законом деяние небольшой тяжести и при этом опасен для себя или окружающих.
В предмет правового регулирования УПК РФ входит лишь порядок уголовного судопроизводства. Вопреки этому данная норма предусматривала прекращение уголовного дела в отношении лица, совершившего в состоянии невменяемости запрещенное уголовным законом деяние небольшой тяжести, без решения вопроса о назначении принудительных мер медицинского характера. УК РФ допускает отказ в применении таких мер, в т. ч. по делам о преступлениях небольшой тяжести, только в том случае, если человек вследствие улучшения психического состояния утратил опасность для себя и окружающих.

Административные правонарушения, административная ответственность

 

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 6-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Существенно увеличены штрафы за неиспользование сельхозземель по назначению.
Возросли административные штрафы за неиспользование сельхозземель по назначению.
Ранее для граждан штраф составлял 2-5 тыс. руб., должностных лиц - 4-6 тыс. руб., организаций - 80-100 тыс. руб.
Теперь он исчисляется в процентном отношении от кадастровой стоимости участка, являющегося предметом административного правонарушения. Для граждан величина штрафа составляет 0,3-0,5% кадастровой стоимости, но не менее 3 тыс. руб.; для должностных лиц - 0,5-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 50 тыс. руб.; для организаций - 2-10%, но не менее 200 тыс. руб. Максимальный размер штрафа ограничен 500 тыс. руб.
Данная мера призвана стимулировать собственников эффективно использовать земли сельхозназначения и позволит вовлечь неиспользуемые участки в сельскохозяйственный оборот.
Рассмотрение дел об указанных нарушениях возложено на органы Россельхознадзора.


Вопросы и ответы Правового консалтинга: Бухучет и отчетность, 10 февраля 2014 

Нужно ли снимать Z-отчет, если за день не было ни одной продажи?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Снимать Z-отчет на каждом кассовом аппарате необходимо ежедневно (каждый рабочий день) даже в том случае, если операции в этот день не проводились. Обоснование вывода:Z-отчет - это дневной отчет кассы с обнулением информации в оперативной памяти и...  


Читайте новости ИА "ГАРАНТ" в Facebook и в Twitter


  В России появилась система интернет-оповещения о пропавших детях
  Государственные организации могут обязать применять профстандарты
  Продолжается регистрация на IX Всероссийский конкурс "Правовая Россия"

 

CЛУШАЙТЕ НОВОСТИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА!

Узнавайте об изменениях в законодательстве,
не отвлекаясь от других дел


Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство".


 

СОБЫТИЯ

13-14 февраля 2014 г., Москва, Российский фонд образовательных программ "Экономика и управление" приглашает на "Cеминар-практикум по трансформации российской отчетности по МСФО. Подготовка консолидированной отчетности в группе компаний". Подробнее

17 февраля – 25 апреля 2014 г., Москва, юридический институт "М-Логос" проведет вечерний курс повышения квалификации "Договорное право: актуальные вопросы и судебная практика". Подробнее

18-20 февраля 2014 г., Москва, тренинг "Стратегическое и оперативное управление информационными ресурсами. Точная стратегия – оптимальная содержательная модель". Подробнее

18-19 февраля 2014 г, Москва, НОУ "Школа "ПравоТЭК" приглашает на Всероссийский практикум "Налогообложение горнодобывающих компаний". Подробнее

19-20 февраля 2014 г., Москва, Группа компаний "Налоги и финансовое право" под руководством А.В. Брызгалина проводит семинар для юристов (19 февраля) и для бухгалтеров (20 февраля) под общим названием " Актуальные вопросы налогового и бухгалтерского законодательства". Подробнее

24-26 февраля 2014 г., Екатеринбург, Группа компаний "Налоги и финансовое право" под руководством А.В. Брызгалина проводит Семинар \ Курс повышения квалификации для бухгалтеров и юристов по программе "Налоги и налоговое право". Подробнее

25-26 февраля 2014 г., Москва, компания "АСЭРГРУПП" приглашает на ХI Всероссийский Конгресс "Управление государственной и муниципальной собственностью 2014 весна". Подробнее

26 февраля – 10 июля 2014 г., Москва, юридический институт "М-Логос" приглашает на вечерний курс комплексного долгосрочного повышения квалификации юристов. Подробнее

27 февраля 2014 г., Москва, ICC Russia приглашает на мастер-класс "Актуальные вопросы ISBP 2013". Подробнее

27-28 февраля 2014 г., Москва, компания "АСЭРГРУПП" приглашает на Всероссийский Конгресс "Корпоративное управление: правовые аспекты 2014". Подробнее

27 февраля 2014 г., Москва, Центр eLearning приглашает на Саммит разработчиков электронных курсов. Подробнее

28 февраля 2014 г., Москва, газета The Moscow Times приглашает на конференцию "Деофшоризация российской экономики. Тренд 2014 г.". Подробнее

28 февраля 2013 г., Москва, НП "ОКЮР" приглашает на практическую конференцию ОКЮР "Перспективы развития правосудия в Российской Федерации". Подробнее

5 февраля – 5 марта 2014 г., Москва, Институт права и публичной политики под эгидой Конституционного Суда Российской Федерации совместно с Венецианской комиссией Совета Европы приглашает принять участие в IV конкурсе по конституционному правосудию среди студенческих команд "Хрустальная Фемида". Подробнее

18 марта 2014 г., Москва, Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences и CNews Analytics приглашают на конференцию "ИКТ в госсекторе 2014". Подробнее

20 марта 2014 г., Москва, Media Business Solutions приглашает на III ежегодную конференцию ICA "Комплаенс В России: международный контекст". Подробнее

12 декабря 2013 г. – 4 апреля 2014 г., Москва, Российская ассоциация правовой информации ГАРАНТ при поддержке Совета судей РФ приглашают к участию в IX Всероссийском профессиональном конкурсе "Правовая Россия". Подробнее

Конкурс лучших закупочных практик! Предоставь информацию об эффективной закупке, получи приглашение на выставку "Госзаказ" и выиграй приз! Подробнее

5-6 июня 2014 г., Москва, портал CFO-Russia.ru и Клуб финансовых директоров приглашают на Пятый налоговый форум "Корпоративное налоговое планирование". Подробнее


(c) ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2014. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU