29 декабря 2011

ГАРАНТ. Еженедельный мониторинг федерального законодательства от 29.12.2011
Горячие документы | Бизнес-справки | Информация Минфина | Аудио и видео | Форум юристов

С Новым годом!
Желаем успехов в новом году!
Создайте свою открытку и отправьте ее друзьям

 

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 29 декабря 2011


  • Приказ Минфина РФ от 31 октября 2011 г. N 144н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по рассмотрению в установленном порядке уведомлений о проведении всероссийских стимулирующих лотерей"
    Чтобы получить разрешение на проведение всероссийской стимулирующей лотереи, нужно направить уведомление.
    Установлено, как ФНС России рассматривает уведомления о проведении всероссийских стимулирующих лотерей.
    Такие уведомления подают юрлица-организаторы лотерей. Это необходимо, чтобы получить разрешение на их проведение.
    Уведомление рассматривается в течение 15 дней. Оно должно быть подано не менее чем за 20 суток до начала проведения лотереи.
    Уведомление составляется в произвольной форме. В нем нужно указать срок, способ и место проведения лотереи, наименования заявителя и соответствующего товара (услуги).
    К уведомлению прилагается ряд документов. В частности, засвидетельствованные нотариусом копии учредительных документов заявителя, условия лотереи, порядок хранения невостребованных выигрышей. Они вместе с уведомлением представляются организатором непосредственно в Службу или направляются по почте. Справку о наличии (отсутствии) налоговой задолженности ведомство получает самостоятельно.
    Госпошлина не взимается.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2011 г. Регистрационный № 22706.
     
  • Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 11 ноября 2011 г. N 308 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям государственной услуги "Предоставление информации о тиражах печатных средств массовой информации"
    Информацию о тиражах печатных СМИ можно получить через Единый портал госуслуг.
    Регламентирован порядок предоставления Роспечатью информации о тиражах печатных СМИ.
    Физические и юридические лица могут обратиться в Агентство с письменным запросом о получении указанных сведений лично, по почте или через Единый портал госуслуг. Приведены требования к содержанию запроса.
    Информация по результатам анализа тиражей периодических СМИ предоставляется в течение 30 дней с момента поступления запроса. Это делается бесплатно. Ответ направляется по почте или через Единый портал госуслуг.
    В предоставлении информации отказывают, если невозможно идентифицировать состав требуемых сведений по запросу; запрашиваемые данные отсутствуют в Единой системе мониторинга Роспечати и Российской книжной палаты; издатель не представил соответствующую информацию.
    Ознакомиться с порядком получения сведений о тиражах печатных СМИ можно в Роспечати, на сайте Агентства или на Едином портале госуслуг.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 декабря 2011 г. Регистрационный № 22671.
     
  • Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 14 ноября 2011 г. N 312 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных"
    Контроль за обработкой персональных данных физлиц: о грядущей проверке, как правило, предупредят заранее.
    Установлен новый порядок осуществления Роскомнадзором госконтроля за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства в этой области.
    Проверки проводятся в отношении операторов персональных данных, как включенных в реестр, так и нет. Они могут быть плановыми и внеплановыми. Первые организуются при начале осуществления оператором указанной деятельности, далее - 1 раз в 3 года. Вторые - по фактам нарушений, а также для контроля ранее выданного предписания об их устранении. Анонимные обращения не могут являться основанием для внеплановой проверки.
    Проверки могут быть документарными или выездными. Последние проводятся, если невозможно без выезда на место убедиться в полноте и достоверности имеющихся у Службы документов оператора и оценить соответствие его деятельности предъявляемым требованиям.
    О плановой проверке уведомляют минимум за 3 рабочих дня, о внеплановой - за сутки. Если причиной внеочередного контрольного мероприятия явилось причинение вреда жизни или здоровью граждан, уведомлять заранее не требуется. Выездные внеплановые проверки малого и среднего бизнеса по фактам причинения вреда жизни или здоровью граждан (угрозы такого вреда) согласовываются с прокуратурой.
    Предметом проверок являются документы, содержащие персональные данные, информационные системы таких сведений и деятельность по их обработке. Эффективность технических мер по обеспечению безопасности персональных данных в ходе их обработки в негосударственных информационных системах оценивается с помощью привлекаемых экспертов.
    Четко определены права и обязанности проверяющих и проверяемых. Так, должностные лица Службы и ее территориальных органов вправе получать доступ к информационным системам персональных данных в режиме просмотра и выборки сведений. Они могут потребовать от оператора уточнить, блокировать или уничтожить недостоверные либо незаконно полученные данные.
    Оператор вправе присутствовать при проверке, знакомиться с ее результатами, обжаловать действия сотрудников Роскомнадзора. Срок проверки - не более 20 рабочих дней. При необходимости его могут продлить еще на столько же.
    По итогам проверки составляется акт. При выявлении нарушений выдается предписание об их устранении. По фактам административных правонарушений оформляется протокол. При наличии оснований для возбуждения уголовного дела материалы передаются в правоохранительные органы.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 2011 г. Регистрационный № 22595.
     
  • Указание ЦБР от 23 декабря 2011 г. N 2758-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
    С 26 декабря 2011 г. ставка рефинансирования ЦБР уменьшается с 8,25 до 8% годовых.
    Напомним, что прежняя ставка применялась с 3 мая 2011 г. С этой даты она была повышена на 0,25 процентного пункта (с 8 до 8,25% годовых).
    Указание вступает в силу со дня его подписания.
     

 

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 28 декабря 2011


  • Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2011 г. N 1115 "О единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств"
    Данные о прохождении ТО заносятся в специальную автоматизированную систему.
    С 1 января 2012 г. должна заработать единая автоматизированная информационная система техосмотра транспортных средств.
    Установлены правила сбора, обработки, хранения, передачи и использования информации, содержащейся в системе, а также порядок доступа к ней.
    Напомним, что с указанной даты полномочия по проведению ТО передаются от Госавтоинспекции частным организациям-операторам ТО.
    В системе содержится информация об операторах ТО. Последние передают в нее ряд сведений, в т. ч. марку, модель, год выпуска, VIN и номер кузова ТС, ФИО лица, предоставившего автомобиль на ТО, адрес пункта ТО, реквизиты и срок действия талона или международного сертификата ТО, ФИО техэксперта, электронную диагностическую карту.
    Вся указанная информация используется при заключении договоров ОСАГО, а также для обеспечения прав и законных интересов лиц, пострадавших в ДТП в результате технеисправностей, не выявленных либо не внесенных в диагностическую карту оператором ТО. Кроме того, система позволяет профессиональному объединению страховщиков контролировать деятельность операторов ТО.
    Информация об операторах ТО сообщается профессиональным объединением страховщиков в течение суток с момента внесения соответствующих сведений в спецреестр.
    Данные передаются с применением средств усиленной квалифицированной электронной подписи. Последние также необходимы для доступа к системе. Плата за доступ не взимается.
    Закреплены требования к технологическим, программным, лингвистическим и организационным средствам системы.
    Информация, содержащаяся в системе, и электронные журналы учета операций ежедневно копируются на резервный материальный носитель. Он хранится 5 лет.
    Оператором системы, отвечающим за ее функционирование, выступает МВД России.
    Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.
     
  • Постановление Правительства РФ от от 22 декабря 2011 г. N 1086 "Об установлении на 2012 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации"
    Сколько иностранцев могут привлечь к работе хозяйствующие субъекты в сферах спорта и розничной торговли в 2012 г.?
    Установлена допустимая доля иностранных работников, которых могут использовать хозяйствующие субъекты сфер спорта и розничной торговли в 2012 г.
    Речь идет о розничной торговле алкоголем (включая пиво), фармацевтическими товарами, в палатках и на рынках, вне магазинов (коды ОКВЭД соответственно 52.25.1, 52.31, 52.62, 52.63). Для указанных видов деятельности доля иностранцев составляет 0%.
    Их доля в прочей деятельности в области спорта (код 92.62) равна 25%
    Хозяйствующие субъекты должны привести численность используемых иностранных работников в соответствие с установленными нормами до 1 января 2012 г.
     
  • Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1077 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012 - 2014 годы"
    Федеральные стандарты оплаты жилья и услуг ЖКХ на 2012-2014 гг.
    Утверждены федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг на 2012-2014 гг. Они применяются для определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых регионам (в том числе на оказание финансовой помощи по оплате жилья и услуг ЖКХ).
    Стандарты определены в среднем по стране и по субъектам Федерации. Так, предельная стоимость жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц в среднем по России на 2012 г. составляет 97,2 руб., на 2013 г. - 104,5 руб., на 2014 г. - 111,8 руб. Эти суммы используются только для расчета объема субвенций, предоставляемых региональным бюджетам на оказание помощи отдельным категориям граждан по оплате услуг ЖКХ.
    Стоимость капремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц в целом по стране в 2012 г. равняется 6 руб., в 2013 г. - 6,5 руб., в 2014 г. - 7 руб.
    С 1 января 2012 г. утрачивают силу федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг на 2011-2013 гг.
     
  • Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1074 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет"
    Как исчисляется выслуга лет для назначения военнослужащим-контрактникам ежемесячной надбавки?
    Закреплено, как исчисляется выслуга лет для назначения военнослужащим-контрактникам соответствующей ежемесячной надбавки.
    Определены периоды, которые засчитываются в календарном исчислении в выслугу лет указанным лицам. В частности, это военная служба в ВС РФ (СССР), других войсках, воинских формированиях, Объединенных ВС стран СНГ. Речь идет и о нахождении в плену или в качестве заложников, интернировании в нейтральных государствах - до полного выяснения таких обстоятельств и освобождения. Также это служба в федеральных органах налоговой полиции, в ФТС России в качестве сотрудников, имеющих спецзвания.
    В выслугу лет на льготных условиях (1 месяц за 2) включается время службы на воинских должностях летного состава, выполняющего полеты по планам боевой (учебно-летной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов и экранопланов. Это касается и парашютистов-испытателей, совершающих прыжки с парашютом или катапультирование по плану научно-исследовательских работ.
    Время службы на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, засчитывается в выслугу лет из расчета 1 месяц за 1,5. Речь идет и о должностях, предусмотренных в штатах управлений океанографических, гидрографических и океанографических экспедиций, экспедиционных аварийно-спасательных отрядов, соединений кораблей и судов, военно-морских баз, флотилий и др.
    Периоды военной службы, включаемые в выслугу лет на льготных условиях, исчисляются со дня вступления в соответствующую должность и по день освобождения от нее включительно. При этом учитывается время нахождения в отпуске, служебной командировке, на лечении или обучении по специальности без освобождения от должности по месту службы.
    Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г. В отношении военнослужащих инженерно-технических, дорожно-строительных и спасательных воинских формирований, СВР, органов ФСБ России, военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета нашей страны и др. оно применяется с 1 января 2013 г.
     
  • Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1073 "О порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту"
    Ежемесячная надбавка контрактникам за особые условия военной службы: правила выплаты.
    Утверждены Правила выплаты контрактникам ежемесячной надбавки за особые условия военной службы.
    Речь идет о контрактниках ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов.
    Надбавка выплачивается в составе денежного довольствия в порядке, установленном в федеральных органах исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов госвласти России, органах военной прокуратуры и военных следственных органах СК РФ.
    Надбавка может составлять от 10% (например, для пограничников, непосредственно охраняющих госграницу) до 100% оклада (в частности, для членов экипажей подводных лодок).
    Конкретный размер надбавки определяется в соответствии с правовыми актами вышеперечисленных органов.
    При наличии двух и более оснований для получения надбавки ее размер определяется путем суммирования процентов по каждому основанию, однако он не может превышать 100%.
    Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г. (за исключением некоторых лиц, в отношении которых оно применяется с 1 января 2013 г.).
     
  • Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1072 "О денежном довольствии военнослужащих, проходящих военную службу по призыву"
    С 1 января 2012 г. оклады призывников вырастут.
    Установлены размеры окладов по типовым воинским должностям призывников, а также допвыплат.
    Например, оклад старшины (батальона, отряда, дивизиона, роты, батареи) и старшего инспектора ДПС составляет 1 800 руб., водителя, телефониста, спасателя, гранатометчика, пулеметчика, снайпера - 1 100 руб.
    Призывникам, назначенным на должности офицерского состава, оклады устанавливаются по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих службу по контракту.
    Разъяснено, как исчисляются оклады лицам, зачисленным в военные образовательные учреждения профессионального образования, в учебные воинские части и учебные подразделения, школы техников, прапорщиков, мичманов в период прохождения службы.
    Размеры доплат за классную классификацию (квалификационную категорию) для 1-го класса составляют 20% оклада, за 2-й и 3-й - 10% и 5% соответственно. Приведены размеры иных доплат.
    Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г. В отношении некоторых категорий призывников - с 1 января 2013 г. Это, в частности, военнослужащие инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти.
     
  • Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1068 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2011 г."
    Прожиточный минимум на душу населения уменьшился на 218 руб.
    Прожиточный минимум в целом по России за III квартал 2011 г. составил на душу населения 6 287 руб., для трудоспособного населения - 6 792 руб., пенсионеров - 4 961 руб., детей - 6 076 руб. (в предыдущем квартале - 6 505 руб., 7 023 руб., 5 141 руб., 6 294 руб. соответственно).
    Он представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. В него также включаются обязательные платежи и сборы.
    С помощью минимума можно оценить уровень жизни населения при реализации социальной политики в стране. Он применяется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. В статистике, научных исследованиях и прогнозах показатель прожиточного минимума рассматривается как граница бедности.
     
  • Приказ Минфина РФ от 30 ноября 2011 г. N 165н "О внесении изменений в Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2002 г. N 51н"
    Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта: рассчитываем стабилизационный резерв.
    Установлен метод расчета стабилизационного резерва по обязательному страхованию (сострахованию) гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на нем (учетная группа 15.1).
    В качестве базы расчета принимается величина коэффициента состоявшихся убытков по указанному виду страхования.
    Страховщик определяет стабрезерв, если коэффициент отклоняется от его расчетной величины.
    Последняя рассчитывается как доля нетто-ставки в структуре страхового тарифа.
    Стабилизационный резерв определяется в следующем порядке.
    Из размера стабрезерва на начало отчетного периода вычитается заработанная страховая премия за отчетный период, умноженная на коэффициент, уменьшенный на его расчетную величину.
    Приведена таблица расчета, установлен порядок ее заполнения страховщиком.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2011 г. Регистрационный № 22710.
     

 

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 27 декабря 2011


  • Приказ Минфина РФ от 18 ноября 2011 г. N 155н "О порядке обеспечения бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра, а также учета, хранения, передачи и уничтожения таких бланков"
    Как операторы получают бланки талонов, а также международных сертификатов техосмотра?
    Установлено, как операторы техосмотра обеспечиваются бланками талонов, а также международных сертификатов техосмотра. Речь идет и о правилах учета, хранения, передачи и уничтожения таких бланков.
    Так, бланки предоставляются на основании трехсторонних договоров между профессиональным объединением страховщиков, изготовителем и операторами техосмотра.
    Количество бланков для каждого оператора техосмотра определяется профессиональным объединением страховщиков на основании заявок на обеспечение ими (образец приводится). При этом учитывается число транспортных средств, услуги по техосмотру которых может оказать оператор техосмотра за определенный промежуток времени (пропускная способность операторов техосмотра). Также во внимание принимается наличие у него остатков бланков и необходимого запаса, составляющего не более 5% от пропускной способности. В противном случае это может послужить основанием для отказа в утверждении заявки.
    Оператор техосмотра, как правило, направляет заявку ежеквартально не позднее чем за 45 календарных дней до начала очередного квартала. Она утверждается профессиональным объединением страховщиков в течение 10 рабочих дней со дня ее представления, но не позднее чем за 30 календарных дней до начала очередного квартала.
    Заявка на изготовление бланков (образец приводится) направляется профессиональным объединением страховщиков изготовителю не позднее чем за 30 календарных дней до начала очередного квартала. Заявка отзывается (ее исполнение приостанавливается) в случае аннулирования (приостановления действия) аттестата аккредитации оператора технического осмотра.
    Приказ вступает в силу с 1 января 2012 г.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2011 г. Регистрационный № 22739.
     
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 28 ноября 2011 г. N 697 "Об утверждении Правил аккредитации операторов технического осмотра"
    Аккредитация операторов техосмотра: правила.
    С 1 января 2012 г. проведение техосмотра передается частным организациям-операторам. Утверждены правила их аккредитации.
    Для аккредитации организация подает в профессиональное объединение страховщиков, созданное в соответствии с Законом об ОСАГО, заявление о предоставлении аттестата с приложением определенных документов (перечень приводится).
    Заявление регистрируется в течение рабочего дня, следующего за датой получения.
    Пакет документов в течение 5 рабочих дней рассматривается на предмет полноты и соответствия установленным требованиям. Если все верно, то далее объединение страховщиков в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления проводит в отношении заявителя документарную проверку. По ее результатам принимается решение о предоставлении аттестата либо об отказе в этом. Срок - 3 рабочих дня.
    Решение оформляется приказом, копия которого предоставляется заявителю в день его принятия под роспись или отправляется по почте с уведомлением о вручении.
    Приказ вступает в силу с 1 января 2012 г.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2011 г. Регистрационный № 22736.
     
  • Приказ Федеральной налоговой службы от 6 декабря 2011 г. N ММВ-7-3/909@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/611@"
    Если физлицо получает доходы, облагаемые по нескольким ставкам налога, налоговый агент представляет одну справку по форме 2-НДФЛ.
    Скорректированы форма 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20_ год", порядок ее заполнения, а также формат.
    Гражданин от налогового агента может получить доходы, облагаемые по нескольким ставкам налога. Установлено, что в этом случае представляется одна справка. Ранее справки по каждому такому физлицу формировались отдельно по каждой ставке налога.
    В заголовке раздела 3 приводится та ставка налога, в отношении которой он заполняется.
    Если налоговый агент выплачивал физлицу в течение отчетного периода доходы, облагаемые по разным ставкам налога, то разделы 3-5 справки заполняются для каждой из таких ставок.
    Например, если гражданин в течение налогового периода получал доходы, облагаемые по ставкам 13% и 9%, то названные разделы последовательно заполняются для ставки 13% и таким же образом для ставки 9%.
    По доходам в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, в отношении одного кода дохода может быть указано несколько кодов вычета. В этом случае первый код вычета и его сумма отражаются напротив соответствующего кода дохода. Остальные коды и суммы вычетов приводятся в соответствующих графах строками ниже. Графы (поля) "месяц", "код дохода", "сумма дохода" напротив таких кодов и сумм вычетов не заполняются. Общая сумма вычетов, относящихся к этому доходу, не должна превышать сумму дохода. Это касается и доходов по операциям с ценными бумагами и с финансовыми инструментами срочных сделок, а также по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.
    В разделе 5 отражаются общие суммы дохода и налога по ставке, указанной в его заголовке.
    Уточнен порядок заполнения справки в случае, когда нельзя удержать налог.
    Определено, что если справка не может быть размещена на одной странице, то заполняется необходимое количество страниц. При этом они нумеруются, а поле "налоговый агент" заполняется на каждой из них.
    Кроме того, внесены поправки в Справочник "Коды доходов".
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 декабря 2011 г. Регистрационный № 22685.
     
  • Приказ Минфина РФ от 27 октября 2011 г. N 141н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче в установленном порядке разрешений на проведение всероссийских негосударственных лотерей"
    Как получить разрешение на проведение всероссийских негосударственных лотерей?
    Регламентировано, как ФНС России выдает разрешения на проведение всероссийских негосударственных лотерей.
    За оказанием услуги могут обратиться российские юрлица. Для этого они подают заявление о предоставлении названного выше разрешения, составленное в произвольной форме. В нем указываются срок проведения лотереи и ее вид. Определен перечень документов, которые прилагаются к заявлению. Это, в частности, условия лотереи, нормативы распределения выручки от ее проведения (в процентах), макет лотерейного билета с описанием обязательных требований к нему (при необходимости - способов защиты от подделки) и нанесенных на него скрытых надписей, рисунков, знаков.
    Документы представляются непосредственно в ФНС России или отправляются по почте. Срок их рассмотрения составляет 2 месяца с момента подачи. Заявителю направляется уведомление о выдаче разрешения (отказе в этом) в течение 3 дней со дня принятия решения. За предоставление разрешения взимается пошлина в размере 6 тыс. руб.
    Перечислены обстоятельства, по которым может быть отказано в оказании услуги. Это предоставление недостоверных сведений, несоответствие документов требованиям закона, наличие у заявителя задолженности по налогам и сборам или возбуждение арбитражным судом в отношении него дела о банкротстве.
    Регламентировано, как принимаются и регистрируются документы, проверяется их соответствие требованиям законодательства, выносятся решения, высылаются уведомления заявителю и выдаются разрешения.
    Уделено внимание формам контроля за исполнением регламента, а также досудебному (внесудебному) порядку обжалования решений и действий (бездействия) ФНС России и ее должностных лиц.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 2011 г. Регистрационный № 22579.
     
  • Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан В.Д. Власенко и Е.А. Власенко"
    Выводы, сделанные судом в гражданском споре, - не препятствие для возбуждения и рассмотрения уголовного дела.
    Оспаривались нормы о преюдиции в уголовном процессе.
    Исходя из них, определенные обстоятельства признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.
    Имеются в виду те обстоятельства, которые установлены вступившим в силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства.
    КС РФ признал эти нормы конституционными и указал, что они имеют следующее значение.
    Преюдиция действует во всех видах судопроизводства. Ее цель - обеспечить стабильность и общеобязательность судебного решения. Между тем она не абсолютна. Ее пределы обусловлены тем, что предметы доказывания (и задачи в целом) в разных видах судопроизводства не совпадают.
    С учетом этого преюдициальный характер имеют фактические обстоятельства, установленные судом в гражданском деле, когда в уголовном судопроизводстве рассматривается вопрос о правах и обязанностях того лица, правовое положение которого уже определено ранее вынесенным судебным актом.
    В уголовном судопроизводстве результатом межотраслевой преюдиции может быть принятие судом только определенных данных.
    Это данные о наличии либо об отсутствии какого-либо деяния или события, установленного в порядке гражданского судопроизводства, но не его квалификация как противоправного.
    Названные обстоятельства сами по себе не могут предопределять выводы суда о виновности обвиняемого по уголовному делу (которая устанавливается только на основе всей совокупности доказательств).
    Применение преюдиции не может препятствовать рассмотрению уголовного дела на основе принципа презумпции невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления.
    Его невиновность может быть опровергнута исключительно посредством процедур, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.
    В результате гражданское дело в определенных случаях в дальнейшем может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам.
    Если обстоятельства (которые не являлись основанием для разрешения гражданского дела по существу) имеют признаки состава преступления против правосудия, они должны быть проверены на всех стадиях уголовного судопроизводства.
    В частности, вопрос о фальсификации доказательств как об уголовно наказуемом деянии может быть рассмотрен только в рамках уголовного судопроизводства.
     
  • Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. N 29-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Авиационная компания "Полет" и открытых акционерных обществ "Авиакомпания "Сибирь" и "Авиакомпания "ЮТэйр"
    Авиаперевозка детей по льготным тарифам: кто возместит расходы авиакомпаниям?
    Предметом проверки КС РФ стали нормы, предусматривающие применение льготных тарифов при авиаперевозке детей от 2 до 12 лет.
    Таким детям предоставляются отдельные места. При этом, исходя из законодательства, скидка при их перевозке - 50% от нормального или специального тарифа.
    Как указали заявители-авиакомпании, подобные нормы, по сути, возлагают на них социальные обязательства государства. Они лишают права получать плату за оказанные услуги в полном объеме без какой-либо компенсации затрат на подобную перевозку.
    КС РФ воздержался от признания этих норм неконституционными, пояснив следующее.
    Деятельность по оказанию услуг по воздушной перевозке пассажиров является социально необходимой и публично значимой.
    С учетом этого федеральный законодатель был вправе предусмотреть дополнительные требования, в т. ч. дифференцировать условия предоставления перевозчиком соответствующих услуг в отношении определенных категорий потребителей.
    Поэтому само по себе правило о перевозке названных детей по льготным тарифам не противоречит конституционным предписаниям.
    Между тем в законодательстве нет четкого механизма, который позволял бы возмещать авиакомпаниям расходы на подобную перевозку.
    Такая перевозка детей не называется в нормах льготой, что позволяло бы в итоге возместить расходы на нее за счет бюджетных средств.
    Кроме того, затраты на нее конкретно не причисляются к числу расходов, которые перевозчик вправе включать в пассажирских тариф. Это в итоге влечет за собой неопределенность в вопросе о том, могут ли они компенсироваться таким образом.
    Тем самым допускается, что перевозчик несет подобные расходы за свой счет.
    В то же время выполнение коммерческими организациями обязанностей публичного характера за собственный счет не согласуется с основной целью их деятельности.
    Отсутствие в правовом регулировании названного механизма порождает неопределенность, которую нельзя устранить конституционным толкованием оспариваемых норм.
    Поэтому с федерального законодателя не снимается обязанность уточнить правовое регулирование с тем, чтобы обеспечить необходимый баланс публичных и частных интересов в этой сфере.
     

 

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 26 декабря 2011


  • Указ Президента РФ от 17 декабря 2011 г. N 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль"
    Утвержден новый список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль.
    Он состоит из разделов и категорий такой продукции. Среди последних - специальные материалы и связанные с ними оборудование и снаряжение, электроника, взрывчатые материалы промышленного назначения, обработка материалов.
    Приведены определения терминов, используемых в списке.
    Установлено, что коды ТН ВЭД ТС, приведенные в названном перечне, при необходимости могут уточняться ФТС по согласованию со ФСТЭК России.
    Прежний список утрачивает силу. Также это касается указов, которые вносили в него изменения.
    Указ вступает в силу через 3 месяца со дня его официального опубликования.
     
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 сентября 2011 г. N 1052н "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений"
    Как организации зарегистрироваться по месту нахождения ее обособленных подразделений в территориальном органе ФСС России?
    Определены стандарт, сроки и последовательность действий территориальных органов ФСС России по регистрации и снятию с учета страхователей-юрлиц по месту нахождения их обособленных подразделений.
    Результат предоставления госуслуги - выдача (направление) заявителю уведомления о регистрации в качестве страхователя, а также о размере страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; принятие решения и издание приказа о снятии с учета, сообщение об этом в территориальный орган по месту нахождения юрлица. В случае регистрации (снятия с учета) в связи с изменением места нахождения обособленного подразделения заявителю предоставляется уведомление о регистрации.
    Организации регистрируются в качестве страхователей по месту нахождения их обособленных подразделений, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют вознаграждение физлицам, а также снимаются с учета в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты получения последнего из необходимых для этого документов (сведений).
    Услуга оказывается безвозмездно.
    Кроме того, регламентированы требования к порядку выполнения административных процедур. Уделено внимание формам контроля за исполнением регламента, а также досудебному (внесудебному) порядку обжалования решений и действий (бездействия) органа государственного внебюджетного фонда и должностных лиц.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 ноября 2011 г. Регистрационный № 22382.
     
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора"
    Разъяснены вопросы, связанные с исполнением приговоров.
    Подготовлены разъяснения по применению правил исполнения приговоров, в т. ч. по процедуре разрешения связанных с этим вопросов.
    Подобные вопросы рассматриваются судом в открытом заседании.
    Отмечены особенности, которые нужно учитывать, определяя момент вступления в силу некоторых судебных актов.
    В частности, промежуточные судебные решения, которые не подлежат самостоятельному обжалованию в апелляционном (кассационном) порядке, вступают в силу и обращаются к исполнению немедленно.
    Их законность и обоснованность могут быть проверены судом второй инстанции только одновременно с итоговым решением по делу.
    Разобраны правила, которые должны применяться при замене некоторых наказаний одного вида на другой, при освобождении от наказания в связи с болезнью.
    Так, при замене обязательных, исправительных работ или ограничения свободы ее лишением в срок отбывания последнего включаются время содержания под стражей, а также период самостоятельного следования осужденного в колонию-поселение.
    Указано, как необходимо определять вид исправительного учреждения при замене наказания.
    Подробно разобраны моменты, которые должны быть приняты во внимание при отмене условного осуждения.
    Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.
    Указывается, что объявление розыска подобного осужденного не относится к числу вопросов, которые подлежат рассмотрению судом при исполнении приговора.
    Выделены особенности, касающиеся правил применения нового уголовного закона, имеющего обратную силу.
    Приведены примеры вопросов, которые суды могут разрешить дополнительно (в частности, о вещественных доказательствах, если суд не принял решение относительно них в приговоре).
    Если суд удовлетворяет ходатайство осужденного о рассрочке уплаты штрафа, в решении должны указываться ее период и суммы ежемесячных выплат.
    Признаются недействующими на российской территории разъяснения по схожим вопросам от 1964 г.
     

Вопросы и ответы Правового консалтинга: Налоги и налогообложение от 26.12.2011


Главные новости:


VII Всероссийский профессиональный Конкурс
"ПРАВОВАЯ РОССИЯ"


Победителям - ценные призы
Регистрация с 12 декабря 2011 года

Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство".


СОБЫТИЯ

16 февраля 2012 года пройдет Деловой форум "Борьба с контрафактной продукцией: практика защиты репутации компании". О ситуации на российском рынке и практики борьбы госорганов с фальсификатом в масштабах государства расскажут представители ФТС, Роспотребнадсор, МВД, МОЗП. Подробнее

17 февраля 2012 года состоится конференция "Коммерческая недвижимость в России". Аудиторию конференции составят представители девелоперских компаний, банки и инвестиционные структуры, частные и институциональные инвесторы, сервисные компании, консультанты, аналитики, розничные и дистрибьюторские сети, консалтинговые и оценочные компании, государственные органы и регуляторы рынка. Подробнее

Институт права и публичной политики приглашает экспертов из России и других государств принять участие в уникальной Международной научной конференции "Конституционные и политические процессы в Центральной и Восточной Европе: 20 лет спустя", которая пройдет 17-18 февраля 2012 года. Подробнее

С 20 февраля по 6 июля 2012 года будет открыт вечерний курс "Комплексное долгосрочное повышение квалификации юристов". Подробнее

Приглашаем вас принять участие в ежегодном межрегиональном форуме "Автозаправочный комплекс России", который состоится 21 февраля 2012 года в Москве. Подробнее

 


(c) ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2011. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU