Новости и аналитика Новости ВС РФ разъяснит положения гражданского законодательства об обязательствах

ВС РФ разъяснит положения гражданского законодательства об обязательствах

ВС РФ разъяснит положения гражданского законодательства об обязательствах

Фото: пресс-служба ВС РФ

 

ВС РФ в ближайшее время рассмотрит вопрос о принятии разъяснений, посвященных применению судами общих положений ГК РФ об обязательствах и их исполнении (далее – проект постановления об обязательствах). Проект документа был представлен вчера судьям на заседании Пленума ВС РФ. Текст проекта постановления имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ. 

Как рассказал судья ВС РФ Сергей Асташов, проект постановления Пленума ВС РФ об обязательствах разрабатывается и принимается впервые. Ранее разъяснялись лишь отдельные положения обязательственного права – об ответственности за неисполнение обязательств, нормы гражданского законодательства об отдельных видах обязательств, пояснил судья. Кроме того, докладчик связывает необходимость принятия документа с многочисленными вопросами, которые возникли как у судов и других правоприменителей, так и у участников гражданского оборота, в связи с принятием Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации". Напомним, этим законом были внесены существенные изменения, в том числе, в общие положения об обязательствах.

Cудья ВС РФ Сергей Асташов

Cудья ВС РФ Сергей Асташов
Фото: пресс-служба ВС РФ

Так, помимо прочего, в проекте документа отражены некоторые вопросы, связанные с межкредиторскими соглашениями, которым посвящены положения ст. 309.1 ГК РФ. В частности, разъясняется, что путем заключения такого соглашения не могут быть изменены порядок проведения процедур банкротства и очередность удовлетворенность требований кредиторов, определяемые Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (абз. 2 п. 4 проекта постановления об обязательствах). А положения ст. 309.1 ГК РФ неприменимы при уступке требования, совершенной кредиторами одного должника между собой – к таким отношениям следует применять положения гл. 24 ГК РФ о перемене лиц в обязательстве.

Значительное число изложенных в проекте постановления разъяснений, касается правил об одностороннем отказе от исполнения обязательств и об их одностороннем изменении. В частности уделено внимание вопросам защиты прав граждан – участников договорных отношений с коммерческими организациями. К примеру, указывается на то, что предприниматель может быть наделен правом на односторонний отказ от исполнения обязательства в отношениях с гражданином, лишь в случаях специально установленных законом либо иными правовыми актами, но не договором (абз. 3 п. 10 проекта постановления об обязательствах).

Также дано разъяснение о том, что в обязательстве, вытекающем из публичного договора, заключенного между предпринимателями, право на односторонний отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь той стороне, для которой заключение сделки не является обязательным. Правда, при этом не следует забывать о том, что право на односторонний отказ от договора может быть предусмотрено правилами об отдельных видах договоров. Например, такое право предоставляется заказчику по договору подряда (ст. 717 ГК РФ), сторонам договора возмездного оказания услуг (ст. 782 ГК РФ), договора транспортной экспедиции и (ст. 806 ГК РФ) т. д. (абз. 2-4 п. 11 проекта постановления об обязательствах).

Между тем разработчики проекта учли новые положения гражданского законодательства о том, что в предпринимательских отношениях реализация права на односторонний отказ от исполнения обязательства, может быть обусловлена необходимостью выплаты компенсации другой стороне обязательства (п. 3 ст. 310 ГК РФ). В связи с этим указывается на недопустимость взимания платы за односторонний отказ от исполнения обязательства, если право на это установлено императивной нормой или если такой отказ был вызван неисполнением обязательства (абз. 2-3 п. 15 проекта постановления об обязательствах).

Одновременно разработчики проекта полагают, что при осуществлении стороной права на односторонний отказ от исполнения обязательства, отказавшаяся сторона должна действовать добросовестно и разумно, учитывая права и законные интересы своего контрагента. Нарушение данной обязанности может повлечь за собой, в том числе, признание судом соответствующего отказа или изменения ничтожными, считают они (абз. 1 п. 14 проекта постановления об обязательствах).

Судьи также считают, что размер компенсации за односторонний отказ должен быть соразмерен неблагоприятным последствиям, вызванным отказом от исполнения обязательства. В противном случае суд вправе отказать в ее взыскании полностью или частично, говорится в документе (абз. 2 п. 16 проекта постановления об обязательствах).

Ряд положений проекта постановления посвящены вопросам денежных расчетов в безналичной форме, а также условиям обязательств выраженных в иностранной валюте. Так, разъясняется, что если должника и кредитора по обязательству, исполняемому путем безналичных расчетов, обслуживает один и тот же банк, моментом исполнения такого обязательства является зачисление банком денежных средств на счет кредитора (абз. 2 п. 26 проекта постановления об обязательствах). А обязательства по договору были выражены в валюте, для которой Банк России не устанавливает курс к рублю, пересчет должен осуществляется на основании предоставленных сторонами данных о курсе этой валюты, устанавливаемом к одной из иностранных валют, котируемых Банком России (абз. 4 п. 30 проекта постановления об обязательствах). 

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

 

Гражданское и арбитражное судопроизводство: на пути к сближению
В арбитражном судопроизводстве появится судебный приказ, а некоторые гражданские споры будут разрешаться в упрощенном порядке.

ВС РФ актуализировал разъяснения по вопросам присуждения компенсации за судебные проволочки и затягивание исполнения судебных актов
Кроме того Пленум ВС РФ намерен обновить позицию по практике применения к судьям мер дисциплинарной ответственности.