Новости и аналитика Новости Налоговики пересмотрели порядок защиты своих интересов в суде

Налоговики пересмотрели порядок защиты своих интересов в суде

Налоговики пересмотрели порядок защиты своих интересов в судеФНС России решила усилить ответственность должностных лиц налоговых органов за результаты работы по представлению интересов в судах. Это сделано в целях повышения эффективности защиты интересов налоговых органов в судах, недопущения формирования судебной практики, влекущей потери бюджета, а также выработки единых принципов и правил взаимодействия налоговых органов по осуществлению судебной работы (приказ ФНС России от 14 октября 2016 г. № ММВ-7-18/560@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах").

Так, основные полномочия по защите интересов налоговых органов в судах возложены на начальников территориальных инспекций. Они обеспечивают контроль за направлением в суды обоснованных и подтвержденных доказательствами заявлений, отзывов, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб и иных процессуальных документов. В том числе по делам о банкротстве предприятий, если иное не установлено порядком разграничения полномочий между центральным аппаратом ФНС России и территориальными налоговыми органами (п. 9 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам при участии в собрании кредиторов).

При принятии решения о направлении апелляционных, кассационных и надзорных жалоб начальники инспекций должны будут учитывать сложившуюся судебную практику. А в случае, если суд вынес решение не в пользу налогового органа, то оставить его без оспаривания начальнику юридического (правового) отдела налогового органа (по делам о банкротстве – начальника структурного подразделения, ответственного за обеспечение процедур банкротства) можно будет только при согласовании с руководителем инспекции, при этом решение принимает руководитель налогового органа.

В свою очередь, начальники управлений ФНС России по субъектам РФ должны будут обеспечить защиту интересов налоговых органов в судебных спорах по заявлениям налогоплательщиков о признании незаконными решений налоговых органов, вынесенных на основании проведенных проверок (ст. 101 НК РФ). Причем, обязательное участие специалистов управлений в судебных делах предусмотрено, когда сумма требований к налогоплательщику превышает 100 млн руб. для Москвы, 50 млн руб. – для Московской области и Санкт-Петербурга и 30 млн руб. – для остальных регионов России. А также в случаях, когда рассмотрение дела может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований.

Дела, где оспариваемая сумма требований составляет свыше 300 млн руб., должны будут контролировать как руководители управлений по субъектам РФ, так и начальники МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

При этом руководители управлений ФНС России по субъектам РФ обязаны передавать в правовое управление центрального аппарата ФНС России следующую информацию:

  • проекты заявлений о взыскании в судебном порядке (подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ);
  • проекты исковых заявлений о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или возмещении ими убытков (п. 3-4 ст. 10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)");
  • проекты гражданских исков, вытекающих из уголовных дел (в порядке уголовного или гражданского судопроизводств), за исключением уголовных дел о преступлениях, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью территориальных налоговых органов;
  • проекты мировых соглашений, одной стороной которых является налоговый орган;
  • информацию о текущем финансовом и имущественном состоянии налогоплательщика, о текущем финансовом и имущественном состоянии (в том числе анализ общего состояния платежеспособности) лица, к которому заявляется требование, либо которое выступает поручителем и (или) залогодателем по мировому соглашению;
  • сведения обо всех взаимозависимых (прямо или косвенно) или подконтрольных лицах, либо об их отсутствии;
  • проект ходатайства о применении обеспечительных мер по заявленному требованию.

Все вышеперечисленные документы перед представлением в суд должны быть согласованы с правовым управлением ФНС России. Несогласованные процессуальные документы направлению (представлению) в суды не подлежат.

Кроме того, управлениям ФНС России по субъектам РФ и МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам необходимо будет на постоянной основе осуществлять сбор и анализ информации о жалобах налогоплательщиков в ВС РФ, в том числе путем отслеживания движения судебных дел в электронных информационных ресурсах арбитражных судов и судов общей юрисдикции, до истечения всех процессуальных сроков для обращения в ВС РФ (для кассационных и надзорных жалоб, жалоб на имя председателя или заместителя председателя ВС РФ и пр.).

В случае выявления факта обращения налогоплательщика с жалобой в ВС РФ или в КС РФ, информация о судебном деле, в рамках которого произошло обращение, подлежит направлению в правовое управление в течение трех рабочих дней с момента выявления факта подачи жалобы.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Читайте также:

Банк обязан принудительно списать деньги в счет уплаты налогов, даже если счет заморожен по требованию налоговой
ВС РФ подчеркнул, что приостановление операций по счету не означает прекращение банком расходных операций, которые требуют осуществить налоговики.

ВС РФ запретил налоговой инспекции взыскать недоимку по НДФЛ с предпринимателя за покупку автомобилей

ВС РФ запретил налоговой инспекции взыскать недоимку по НДФЛ с предпринимателя за покупку автомобилей
Основанием отказа стала недоказанность получения дохода по факту приобретения техники.

Возможно, налоговикам добавят полномочий правоохранительных органов

Возможно, налоговикам добавят полномочий правоохранительных органов
Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму.