Новости и аналитика Новости Статусы третейских и государственных судей предлагают уравнять

Статусы третейских и государственных судей предлагают уравнять

Статусы третейских и государственных судей предлагают уравнятьТакую инициативу высказал президент Союза Третейских Судов Алексей Кравцов в пятницу на V Съезде Союза Третейских судов. В частности, предлагается привлекать лиц, оказывающих воздействие на третейских судей, к ответственности, установленной в настоящий момент за угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Напомним, эти деяния в отношении судьи наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере дохода за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет (ч. 1 ст. 296 УК РФ). А посягательство на его жизнь – лишением свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо пожизненным лишением свободы (ст. 295 УК РФ). По мнению Кравцова, распространение этой уголовно-правовой защиты от давления на третейских судей оградит их от неправомерных действий со стороны недобросовестных участников спора.

На сегодняшний день арбитры подобной защитой не обладают. "Я как третейский судья по сути не защищен ничем. Только своим именем, честью, некоторыми положениями закона – например, меня нельзя допросить в качестве свидетеля о сведениях, ставших мне известными в ходе арбитража [ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"; далее – закон об арбитраже. – Ред.]. Но это совсем не то, что нужно. 90% третейских судей согласятся с тем, что изменение законодательства в части статуса арбитров необходимо", – поддержал вице-президент Ассоциации Строителей России, третейский судья Владимир Кривошеев.

Это далеко не единственная высказанная экспертами инициатива по совершенствованию третейского разбирательства. В частности, председатель Президиума Союза Третейских Судов Валерий Чичканов предложил создать при Союзе рабочую группу по развитию законодательства. Предполагается, что члены этой рабочей группы в первую очередь должны детально рассматривать положения закона об арбитраже, вступившего в силу с 1 сентября текущего года, и выявлять, какие из статей работают на практике, а какие – нет и почему. Результат этой работы Чичканов предложил доводить до сведения законодателя с тем, чтобы как можно оперативнее и качественнее разрабатывались подзаконные нормативно-правовые акты, призванные наладить работу третейских судов и устранить все выявленные пробелы.

Куда может обратиться заявитель (истец) с решением третейского суда и каким образом он может взыскать денежные средства по нему, если соответчик-физическое лицо отказывается добровольно исполнить решение третейского суда? Ответ – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Кроме того, Владимир Кривошеев убежден, что Союзу Третейских Судов необходимо обратиться к Председателю ВС РФ Вячеславу Лебедеву с тем, чтобы была инициирована подготовка Постановления Пленума ВС РФ под условным названием "О совершенствовании практики взаимодействия третейских судов и государственных судов". "Сегодня такого документа нет, поэтому я как судья сталкиваюсь с проблемой, когда государственные суды не всегда понимают принципы третейского разбирательства и порядок взаимодействия с арбитражом", – пояснил он. Добавим, что примером такого взаимодействия является, в частности, выдача арбитражным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 41 закона об арбитраже, ст. 236 АПК РФ).

К тому же эксперты убеждены, что отдельного разъяснения требуют положения закона об арбитраже, устанавливающие критерии, которым должна соответствовать некоммерческая организация для получения права на осуществление третейского разбирательства и создания третейского суда. "Есть ряд технических моментов по оформлению документов, но есть и несколько размытых формулировок – например, НКО, при которой планируется создать третейский суд, должна иметь хорошую репутацию (п. 4 ч. 8 ст. 44 закона об арбитраже). Слово репутация – очень широкое. Для кого-то 10 лет работы – не репутация, а для кого-то и два дня после открытия могут стать значительными. Это оценочное суждение настораживает", – поделился Алексей Кравцов, предложив конкретизировать данное положение во избежание субъективного оценочного подхода.

Все высказанные инициативы президент Союза Третейских Судов обещал по окончании съезда направить в виде резолюции в Минюст России. А Владимир Кривошеев предложил представить резолюцию V Съезда Союза Третейских судов также в администрацию Президента РФ, Госдуму, Правительство РФ и в ВС РФ.

Вместе с тем Алексей Кравцов озвучил инициативу создания единого третейского суда при Союзе Третейских Судов, который объединит все действующие арбитражи в одну большую систему. "Это достаточно сложный проект, но такое предложение есть", – отметил он. В настоящий момент, по данным Кравцова, из почти 1500 третейских судов лишь 89 находятся в Союзе Третейских Судов – это, как отметил он, "живые" действующие суды. В процессе реализации требований закона об арбитраже, по его оценке, по всей стране будет официально действовать всего около 150 судов.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

 

Читайте также:

Новая форма третейских судов
С 1 сентября 2016 года они будут создаваться исключительно при НКО по специальному разрешению Правительства РФ и называться арбитражными учреждениями.

Как получить право на осуществление третейского разбирательства?

Как получить право на осуществление третейского разбирательства?
Создаваемые по новым правилам арбитражные учреждения смогут начать работу не ранее 1 ноября этого года.

Запущена онлайн-система по ведению третейского разбирательства

Запущена онлайн-система по ведению третейского разбирательства
Она позволит осуществлять его в электронной форме.