Разработан проект Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года
В целях координации деятельности органов власти всех уровней в сфере государственной культурной политики РФ и обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества подготовлена Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года1 (далее – Стратегия). Проект документа вынесен на общественное обсуждение.
Главными целями государственной культурной политики определены формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития. Кроме того, такая политика должна быть направлена на укрепление гражданской идентичности, создание условий для воспитания граждан, сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования, создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала, а также обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
При этом намечены межотраслевые приоритеты Стратегии:
- усиление и расширение влияния российской культуры за рубежом;
- сохранение единого культурного пространства как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России;
- активизация культурного потенциала территорий и сглаживание региональных диспропорций;
- повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики;
- повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм;
- содействие формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики;
- сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры;
- формирование новой модели культурной политики.
Документом предложено три ключевых сценария реализации Стратегии: инерционный (предусматривает сохранение основных тенденций в культурной сфере и уровня финансирования), инновационный (предполагает быстрое достижение качественно иного социального статуса культуры при увеличении прямых бюджетных расходов и ускоренном запуске многоканальной системы финансирования), базовый (определяется постепенным развитием имеющихся позитивных тенденций и преодолением существующих проблем, увеличением прямого бюджетного финансирования культуры, повышением эффективности госуправления в сфере культуры, обеспечением приоритетного культурного и гуманитарного развития).
В рамках реализации Стратегии предполагается, в частности, создать многоканальную (инновационную) систему финансирования сферы культуры. Привлекать в указанную сферу дополнительные финансовые вложения планируется посредством: введения дифференцированных нормативов бюджетного финансирования; проведения общенациональной лотереи в области культуры; создания федеральных и региональных эндаумент-фондов по видам культурной деятельности; применения эффективной системы налоговых преференций (льготы по налогам для лиц, участвующих в создании культурных ценностей, для организаций культуры и коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью в сфере культуры). Кроме того, намечено введение маркированных налогов, предусматривающее прямое направление в сферу культуры части отчислений от конкретных видов налогов и сборов (например, от акцизов на алкоголь и табак, туристического налога, доходов от тотализаторов и букмекерских контор). Также запланировано введение института бюджетных назначений, предоставляющего право каждому налогоплательщику по его выбору направлять 1-2% его подоходного налога на поддержку культуры.
Одновременно Стратегия предусматривает принятие в период 2016-2020 годов базового системообразующего акта в сфере культуры – нового закона "О культуре в Российской Федерации" и сопутствующих ему нормативных документов.
Стратегию планируется реализовывать в два этапа – 2016-2020 годы и 2021-2030 годы. На первом этапе предполагается утвердить план реализации Стратегии, обеспечить синхронизацию и гармонизацию документов стратегического планирования и планов по их реализации, а на втором – предпринимать конкретные меры по достижению целей и задач документа.
Конечными результатами реализации Стратегии определены:
- формирование новой, ценностно ориентированной модели государственной культурной политики;
- удовлетворительное состояние всей федеральной культурной инфраструктуры;
- создание эффективного механизма привлечения частных инвестиций в культуру;
- обеспечение выравнивания условий доступности и качества услуг для жителей малых городов и сельских территорий;
- создание эффективнрй и ресурсно обеспеченной системы сохранения объектов культурного наследия;
- обеспечение использования исторического и культурного наследия для воспитания и образования;
- создание новой многоканальной системы финансирования культуры, позволяющей увеличить финансирование культуры;
- формирование рынка творческих индустрий;
- обеспечение последовательного устойчивого роста количества носителей русского языка в мире;
- обеспечение передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
- создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
- обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
До 1 февраля 2016 года документ будет проходить общественное обсуждение.