Новости и аналитика Новости Нарушение чиновниками Кодекса этики может стать основанием для привлечения их к дисциплинарной ответственности

Нарушение чиновниками Кодекса этики может стать основанием для привлечения их к дисциплинарной ответственности

Нарушение чиновниками Кодекса этики может стать основанием для привлечения их к дисциплинарной ответственностиПо данным Минтруда России, на сегодняшний день в нашей стране насчитывается более 700 тыс. госслужащих, из них 500 тыс. на федеральном уровне и около 200 тыс. – на уровне субъектов РФ. При этом, как отмечает председатель комиссии ОП РФ по социальной поддержке граждан и качеству жизни Владимир Слепак, нынешняя деятельность госслужащих демонстрирует немало проблем, связанных как со взяточничеством, так и с нарушением морально-этических принципов. Исправить ситуацию призван новый Кодекс этики государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее – Кодекс), проект которого был в мае текущего года вынесен Минтрудом России на общественное обсуждение1. Текст Кодекса в случае одобрения данного проекта будет утвержден соответствующим указом президента. 

Ныне действующий Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.) носит чисто рекомендательный характер – основная проблема заключается в том, что за нарушение его положений невозможно применить меры юридической ответственности. "С нашей точки зрения это серьезное упущение, поскольку госслужащий может и не нарушать нормы закона, но его поступок будет настолько аморальным, что дальнейшее прохождение им службы является недопустимым. Если мы посмотрим на практику в других странах, то увидим, что уже сейчас там существуют примеры, когда за нарушение норм этики чиновника увольняют. Мы пришли к выводу, что у нас есть резерв для совершенствования существующих норм в этом направлении", – рассказал в рамках состоявшегося вчера в ОП РФ общественного обсуждения Кодекса директор Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда России Дмитрий Баснак.

Таким образом, новый документ может стать нормативным правовым актом, нарушение норм и правил которого будет признаваться правонарушением, влекущим применение к чиновнику мер юридической ответственности – в том случае, когда нет оснований привлечь его к уголовной или административной ответственности. Соответствующие изменения планируется также внести в действующее законодательство2 (Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Новый Кодекс, кроме того, содержит положение об обязанности чиновников соблюдать морально-этические принципы и во внеслужебной деятельности. "Граждане оценивают поступки госслужащего не только в рабочем кабинете, но и когда он находится среди друзей и на улице – и это отношение проецируется на всю госслужбу", – уточняет Дмитрий Баснак.

Предполагается, что знание положений Кодекса будут проверять при поступлении на госслужбу.

Однако документ, на взгляд экспертов, все же нуждается в серьезной доработке.

Во-первых, упомянутые в Кодексе моральные принципы необходимо скорректировать. Проект определяет несколько основных принципов, которыми должны руководствоваться чиновники: гуманизм и патриотизм, честность и социальная ответственность, профессионализм, беспристрастность и объективность. Генеральный директор Национального союза "Управление персоналом" Александр Турчинов предлагает включить в этот перечень непредвзятость, добросовестность и справедливость. Кроме того, в Кодексе, по его мнению, не хватает положения об ответственности руководителя за действия подчиненных.

Во-вторых, следует четко прописать механизм реализации содержащихся в акте норм. Дмитрий Баснак уточняет, что рассмотрение вопросов, связанных с нарушением чиновниками положений Кодекса, могут поручить комиссиям по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, работающим в каждом госоргане. Однако, по мнению Александра Турчинова, особое внимание следует уделить участию в этом процессе института государства и общества. "Можно и нужно создать комиссии по этике в общественных палатах – только тогда заработают институты гражданского общества", – подчеркивает он.

В-третьих, необходимо прописать в Кодексе обязанность чиновника сообщать своему руководителю и прокурору субъекта России об известных ему признаках и фактах хищения средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов и иных преступлениях и правонарушениях. 

 

МНЕНИЕ

Владимир Осечкин

Владимир Осечкин, член Совета по развитию общественного контроля при Комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, член рабочей группы ОП РФ по формированию общественных наблюдательных комиссий:

"На сегодняшний день у нас прописана уголовная ответственность только за сокрытие особо тяжких преступлений [ст. 316 УК РФ. – Ред.]. А по большому счету все растраты, мошенничества, хищения бюджетных средств и их нецелевое расходование – это преступления, которые относятся к категории тяжких. Сегодня ни один закон не обязывает госслужащего сообщать в правоохранительные органы и своему руководителю о таких преступлениях. Более того, определенная часть населения до сих пор живет не по закону, а по "понятиям", в соответствии с которыми заявление о преступлении и содействие госорганам является неким "стукачеством" и доносительством. Если же предлагаемый акцент будет сделан в Кодексе, это поддержит заявителя. Получается, что, наоборот, заявление о преступлении будет этичным, а его сокрытие – нет".


 

В четвертых, в Кодекс следует включить положения, регламентирующие прозрачность деятельности госслужащих. Общество, по мнению Владимира Слепака, должно получать объективную информацию о действиях каждого чиновника, чтобы иметь возможность сформировать свое мнение о его этическом портрете и повлиять в дальнейшем на принятие решения о его продвижении на службе. "Крупных чиновников необходимо заслушивать – независимо и беспристрастно. Госслужащие должны выступать, в частности, на специально организованных для этого общественными палатами России мероприятиях. Представители общественности должны предъявлять им требования и выставлять оценки их работы. Это залог здоровой ротации", – уточняет он. 

ОП РФ анонсировала повторное рассмотрение доработанного законопроекта через несколько недель. Более того, не исключено, что в целях наиболее эффективной реализации положений нового акта Минтрудом России будет специально разработан типовой план мероприятий по внедрению и применению Кодекса.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и
 Документы по теме:
 Новости по теме:

Материалы по теме: 

Антикоррупционный комплаенс: как избежать обвинения во взятке

Антикоррупционный комплаенс: как избежать обвинения во взятке
Грамотно составленная антикоррупционная политика компании поможет предотвратить взяточничество, а в некоторых случаях – избежать ответственности за такое нарушение.

 

______________________________

1 С текстом проекта Федерального закона "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих" и материалами к нему можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (ID: 00/04-26039/05-15/28-6-13).
2 С текстом проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Российской Федерации в части установления обязанности государственных и муниципальных служащих соблюдать требования Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих" и материалами к нему можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (ID: 00/04-26035/05-15/28-6-4).