Новости и аналитика Новости Бизнес-омбудсмен предлагает оптимизировать административную ответственность для малого бизнеса

Бизнес-омбудсмен предлагает оптимизировать административную ответственность для малого бизнеса

Аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова разработан законопроект, который призван смягчить административную ответственность за правонарушения, совершаемые малыми и средними предприятиями. Документ был представлен на специальных слушаниях в Общественной палате РФ.

Как отметил член ОП РФ, общественный омбудсмен по защите малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков, сейчас малые и средние предприятия ощущают колоссальный дефицит финансовых ресурсов для развития. Причины этого: санкций, трудности доступа к международным финансовым ресурсам, подорожание финансовых ресурсов на внутреннем рынке, ужесточение требований Банка России к заемщикам.

По его словам, на данный момент необходимо сделать все, чтобы снять дополнительные финансовые нагрузки на малый и средний бизнес. Однако при этом законодательство о государственном контроле (надзоре) дает простор для взимания штрафов, размеры которых при этом в КоАП РФ одинаковы для малых, средних и крупных предприятий.

Как отметила координатор общественных омбудсменов Анастасия Алехнович, среди законодательных инициатив, внесенных в Госдуму, также наблюдаются тенденции дальнейшего ухудшения ситуации для малого и среднего бизнеса.
 

    ЦИТАТА
     

    Анастасия Алехнович, коррдинатор общественных омбудсменов, вице-президент "Деловой России":

    "Мы посмотрели количество поступивших в Госдуму законопроектов, которыми вносятся изменения в КоАП РФ. 70 законодательных инициатив за 2014 год. Из них 90% – это инициативы, которые ухудшают условия для ведения предпринимательской деятельности. Вводят дополнительные меры ответственности, увеличивают размер штрафов и только 10% это относительно позитивные инициативы, которые, кстати, идут со стороны Правительства РФ, за что мы очень благодарны коллегам".



В связи с этим законопроектом предусматриваются следующие основные изменения:

1. Закрепить возможность неоднократного применения такого административного наказания, как предупреждение.

При этом предусматривается условие – промежуток между совершенными аналогичными правонарушениями должен составлять не менее 180 дней. Если же санкция применяемой статьи предусматривает наказание в виде штрафа или предупреждения, то предупреждение сможет выноситься неоднократно вне зависимости от промежутка времени, прошедшего между правонарушениями.

2. Дифференцировать размеры штрафов для малых и средних предприятий

Так, например, в ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности) в отдельной части предлагается прописать дифференцированные  размеры штрафов для микро-, малых и средних предприятий. При этом они будут ниже, чем предусмотренные общими нормами данной стати для всех остальных организаций.

Кроме того, в законопроекте предусматривается ограничение размеров штрафов за невыполнение в срок законного предписания антимонопольных органов (ч. 2.1-2.4 и ч 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ). Предельный размер такого штрафа планируется установить в 300 тыс. руб. В настоящее время штрафы за такие правонарушения доходят до 500 тыс. руб.

При этом планируется вывести малые предприятия из сферы действия Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Например, к ним не будут применяться нормы о доминирующем положении на рынке, согласованных действиях и соглашениях, которые не влекут повышение, снижение или поддержание цен на торгах и не нарушают ограничений по доле на рынке и объемам выручки.

По мнению экспертов, рост числа антимонопольных дел против субъектов малого и среднего предпринимательства ведет к снижению конкурентной среды. Кроме того, правонарушения малых и средних предприятий не могут сильно повлиять на экономику страны и на рынок, считает юрист Аппарата Уполномоченного Константин Жуков.

Также планируется ограничить наказание за невыполнение предписаний Банка России или непредоставление ему информации малыми и средними предприятиями, которые являются микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами (ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, ст. 19.7.3 КоАП РФ). Штраф сможет назначаться в пределах от 50 до 200 тыс. руб. (сейчас от 500 тыс. до 700 тыс. руб.).

Кроме того, за неправомерные действия при банкротстве, нарушения в сфере таможенного законодательства планируется ввести предупреждение в качестве альтернативной штрафу меры наказания. Как отметил Константин Жуков, на данный момент, соответствующие штрафы слишком высоки для малых и средних предприятий, а возможности назначить более мягкое наказание у правоприменителей нет.

3. Увеличить максимальный период рассрочки исполнения административного наказания в виде штрафа с 3 мес. до 1 года.

"При штрафах в 150 тыс. и заработке в 30 тыс., люди не могут выплатить штрафы и уходят в банкротство", – отмечает вице-президент "Опоры России" Марина Блудян.

"Это очень опасно для малого и среднего бизнеса, поэтому мы хотели бы, чтобы у правоприменителя было соответствующее право", – Константин Жуков.

4. Уменьшить срок административного приостановления деятельности с 90 до 10 суток

Данное предложение вызвало наиболее оживленные дискуссии среди экспертов. По мнению Уполномоченного и представителей бизнес-сообщества, возможность приостанавливать деятельность организации на срок до 90 суток на практике нередко влечет непоправимый ущерб хозяйственной деятельности. Особенно если речь идет о сезонном бизнесе.

При этом, по словам председателя Комиссии ОП РФ по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрия Сазонова, как правило, применяется максимальный срок приостановления деятельности, так как формальным основанием для наложения наказания является возможное причинение вреда жизни и здоровью граждан и наступление других опасных последствий.

"Если малый бизнес, например, работает в сфере общепита, то это всегда воспринимается как опасность, судьи стараются на себя ответственность не брать и сразу назначают 90 дней. Здесь отсутствует механизм урегулирования, судья действует по шаблону, а малый бизнес теряет возможность существовать", – отметил Дмитрий Сазонов.

По словам Марины Блудян, даже если предприниматель устранил нарушение и хочет снять приостановление деятельности досрочно, то должен обращаться в суды. При этом сроки рассмотрения таких заявлений зачастую превышают сам срок приостановления деятельности. В связи с этим, по ее мнению идеальным был бы механизм, когда срок приостановления деятельности согласовывается с предпринимателем.

"Если предприниматель готов устранить нарушение за 10 суток, то приостановление должно назначаться судом на этот срок. На данный момент 90 суток – это абсолютный механизм для рейдерских захватов", - пояснила она.

Кроме того, по словам главного эксперта Департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Александра Антонова, данный механизм часто имеет под собой коррупционную составляющую. Приостановка на 90 дней деятельности предприятия, которое производит продукты питания, означает разрыв контрактов с сетевыми магазинами, увольнение работников и банкротство предприятия.

"Если инспектор злоупотребил правом и предложил суду приостановить деятельность на 90 дней, кто будет отвечать в итоге за то, что предприятие разорилось?", – прокомментировал он.

 

МНЕНИЕ

Николай Остарков, член Общественной палаты РФ, вице-президент "Деловой России" имени М.В. Ломоносова, партнер PwC

Николай Остарков, член Общественной палаты РФ, вице-президент "Деловой России":

"На чем вся западная схема держится и почему они так не боятся инспекторов? По очень простой причине: если вдруг бизнесу нанесен ущерб, предприятие закрылось, то дальше начинается персональная ответственность инспектора. Она, конечно, застрахована, но все равно, инспектор опасается ставить подпись, потому что отвечает за последствия из своего кармана. Вся схема в мире на этом балансе держится. Проверяющие скорее готовы помочь предпринимателю, особенно во время кризиса. Нам стратегически к этому нужно стремиться, к персональной ответственности инспектора, как ее застраховать и предусмотреть это все в бюджете".


 

Также Уполномоченный предлагает скорректировать и ряд инициатив, которые на данный момент уже находятся на рассмотрении Госдумы. Так,  законопроект, внесенный в нижнюю палату во исполнение Постановления КС РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П, предполагает возможность назначения административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей нормой. При этом снижение не может быть более чем в два раза. Однако по мнению Уполномоченного, это двукратное ограничение не должно касаться малых и средних предприятий. Еще один законопроект предусматривает увеличение административных штрафов за нарушение прав потребителей до 30 раз. Согласно позиции бизнес-омбудсмена необходимо уменьшить и дифференцировать размеры этих штрафов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

В законопроекте также содержится и ряд других мер оптимизации административной ответственности малых и средних предприятий, например в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, нарушений в сфере интеллектуальной собственности. Документ планируется направить в Правительство РФ для внесения в Госдуму.

 

МНЕНИЕ

Алексей Шестоперов, заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России

Алексей Шестоперов, заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России:

"Со стороны министерства мы поддерживаем снижение нагрузки на субъектов малого и среднего предпринимательства в виде административных штрафов. Тем не менее, единый подход к дифференциации штрафов в зависимости от статуса субъекта малого и среднего предпринимательства на данный момент затруднительно сформулировать. Зачастую последствия не всегда зависят от размера предприятия. По каким-то статьям мы такой подход можем применить, по другим это сложно сделать. При этом мы готовы двигаться в направлении снижения санкции в зависимости от имущественного положения юридического лица или индивидуального предпринимателя. Можно сокращать сроки приостановления деятельности, предусмотреть рассрочку по уплате штрафов. Однако необходимо соблюдать баланс между интересами предпринимателей и интересами общества. Поэтому, наверное, наиболее правильно здесь двигаться в пилотном режиме: определить несколько статей КоАП РФ и попробовать снизить санкции, и в отношении этих нарушений применять иные сроки приостановления деятельности".


 

Источник: ГАРАНТ.РУ

 

 Документы по теме:

 Новости по теме:

 

Материалы по теме:

Защита прав бизнеса при проведении проверок. Дубль три

Защита прав бизнеса при проведении проверок. Дубль три
Новый закон о государственном и муниципальном контроле должен практически полностью избавить от проверок малые и средние предприятия.