Новости и аналитика Новости ОП РФ не поддержит законопроект об упрощенном приеме иностранных инвесторов в российское гражданство

ОП РФ не поддержит законопроект об упрощенном приеме иностранных инвесторов в российское гражданство

Законопроект, предусматривающий упрощенный порядок получения российского гражданства иностранными инвесторами, предпринимателями и специалистами однозначно не будет поддержан Общественной палатой РФ (ОП РФ) в его нынешнем виде. Об этом по итогам прошедшего в палате "нулевого чтения" заявил заместитель ее секретаря Владислав Гриб.

Напомним, что документ предусматривает предоставление российского гражданства в упрощенном порядке иностранным гражданам, проживающим на территории России, которые являются:

  • Получившими в России профессиональное образование после 1 июля 2002 года в имеющих государственную аккредитацию образовательных и научных организациях. Такие иностранцы должны осуществлять трудовую деятельность на территории России не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в российское гражданство;
  • Индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в России не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство России. Одновременно их ежегодная выручка в этот период должна составлять не менее 10 млн. руб. При этом виды деятельности, в которые должны осуществлять такие предприниматели будут устанавливаться Правительством РФ;
  • Инвесторами, чья доля вклада в уставном капитале российского юридического лица, работающего на территории России, составляет не менее 10%. В этом случае будут присутствовать ограничения по видам экономической деятельности, которые утвердит Правительство РФ. Кроме того, уставный капитал, а также величина чистых активов такой организации не должна быть менее 100 млн руб., либо сумма уплаченных в бюджет РФ налогов и страховых платежей не должна быть менее 6 млн руб. в год на протяжении трех лет со дня начала инвестиций;
  • Квалифицированными специалистами, имеющими право на упрощенное получение российского гражданства. Для этого их специальность должна быть включена в соответствующий перечень, утверждаемый Минтрудом России. Срок работы по такой специальности – не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство России.

При этом, как сообщила начальник Управления по вопросам гражданства ФМС России Валентина Казакова, документ необходимо рассматривать во взаимосвязи с действующим законодательством. Она подчеркнула, что иностранцу сначала необходимо получить разрешение на временное проживание, в течение года прожить по нему, получить вид на жительство, выполнить описанные выше условия и только после этого можно стать соискателем на получение гражданства в упрощенном порядке. При этом на данный момент ежегодно отклоняется порядка 1,5% заявлений о получении гражданства в упрощенном порядке на основании ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

"Мы хотим, чтобы иностранные граждане, которые решили стать гражданами России, проживали на территории России, трудились во благо Россию, соответственно платили налоги", – отметила Валентина Казакова.

Кроме того, по ее словам, рассматривается возможность предоставления гражданства в упрощенном порядке лицам, окончившим иностранные филиалы российских вузов, но только при условии переезда таких лиц в Россию и осуществления здесь трудовой деятельности в течение трех лет.

В ходе дискуссии Владислав Гриб также затронул вопрос о показателях выручки и суммах инвестирования, которые необходимы для получения российского гражданства в упрощенном порядке, а также о необходимости ориентации законопроекта на развитие регионов России и моногородов.
 

    Мнение

    Галина ХованскаяВладислав Гриб, заместитель секретаря Общественной палаты РФ:

    "Самый главный мой вопрос: почему так дешево? Почему мы хуже Болгарии? Там нужно вложить не менее 512 тыс. евро в так называемые проекты приоритетного инвестирования. Это рисковые проекты в сельской местности или в областях с высоким уровнем безработицы. Какие будут виды экономической деятельности, и будут ли они в городах Сибири и Дальнего Востока, и будет ли квотирование? Кроме того, три года. В Европе – минимум 5 лет".

    Фото: oprf.ru


 
"В рамках общего порядка такие иностранные граждане получали бы гражданство не за три года, а за пять. Фактически, мы делаем определенные преференции, но не такие, чтобы пришел, дал денег и получил гражданство", – разъяснил основной посыл закона заместитель директора Департамента экономики социального развития и приоритетных программ Минэкономразвития России Николай Федоров.

"Мы проанализировали действующий малый бизнес. Средний малый бизнес – это 7 млн. 10 млн – это хороший крупный средний устойчивый бизнес для России. Соответственно, мы исходили именно из этого. Если в рамках общественной дискуссии будут другие предложения, мы их, конечно, все рассмотрим. Про 6 млн та же самая история", – продолжил он.

Кроме того, по словам представителя Минэкономразвития России, хотя виды деятельности, которые должны осуществлять предприниматели и инвесторы будут утверждаться Правительством РФ, уже на стадии законопроекта было определено, что торговля и деятельность, связанная с недвижимостью, в этот перечень не войдут. Он положительно высказался о дифференцированном применении положений законопроект в зависимости от потребностей регионов России.

Также обсуждался вопрос о целесообразности предоставления гражданства иностранным предпринимателям в упрощенном порядке в зависимости от объема уплаченных ими налогов, а не полученной выручки.
 

    Мнение

    Галина ХованскаяВладислав Гриб, заместитель секретаря Общественной палаты РФ:

    "Может быть, мы не от суммы выручки будем отталкиваться, а от суммы, уплаченной в бюджеты всех уровней? Для меня это понятно, если он уплатил 10 млн в год налогов в бюджеты всех уровней. Есть индивидуальные предприниматели, которые уплачивают доходы минус расходы 15% либо 6%. Это получается 600 тыс. руб. в год с 10 млн от выручки. Есть те, кто уплачивает минимальный налог – 1%, потому что не может быть менее 1%, это закреплено в НК РФ. Для меня показатель успешной деятельности предпринимателя для получения гражданства – не его выручка, не его благосостояние, а сумма уплаченных налогов в федеральный бюджет".

    Фото: oprf.ru



Вместе с тем, член ОП РФ Ирина Котелевская указала на отсутствие гибких статусов в законе, наличие потенциальной коррупционной составляющей, а также на противоречие с разрабатываем параллельно ФМС России законопроектом, предполагающим введение разрешительного порядка приобретения недвижимости иностранцами. По ее мнению, на данный момент законопроект не имеет четкого обоснования с точки зрения результатов и выбранных категорий иностранных граждан, которым планируется предоставлять гражданство в упрощенном порядке.

"На вопрос нужно смотреть шире. Здесь нужно обоснование. Деньги и люди, сколько людей и чего будет это стоить, к какому результаты эти меры приведут. Это обязательно должно быть просчитано. Иначе мы можем, конечно, представить себе, что эти изменения будут жить, но мы будем в последствии поэтапно ликвидировать пробелы и недочеты, связанные с вступлением в силу этих норм. Гражданам, которым мы хотим сделать хорошо, при этом, не забывая об интересах страны, будет очень сложно реализовать свое право, учитывая массу отсылочных норм", – заявила она.

Как отметил Владислав Гриб, следующее обсуждение законопроекта состоится после его внесения в Госдуму.

"В таком виде Общественная палата РФ однозначно не будет закон поддерживать, но это больше упрек не ФМС, а Минэкономразвития", – заключил заместитель секретаря ОП РФ.

По его словам, законопроект в нынешнем варианте принесет пользу только Москве, Санкт-Петербургу и некоторым городам-миллионникам, но не регионам.

Источник: ИА "ГАРАНТ"

 

 Документы по теме:  Новости по теме:

 
Материалы по теме:

Домашняя правовая энциклопедия. Гражданство (подготовлено экспертами компании "Гарант")