Новости и аналитика Новости Законопроект о федеральной контрактной системе прошел первое чтение

Законопроект о федеральной контрактной системе прошел первое чтение

Госдума приняла в первом чтении законопроект "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг", направленный на регулирование отношений, связанных с прогнозированием и планированием закупок, а также проведением процедур отбора поставщиков и подрядчиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Предполагается, что в случае принятия закона федеральная контрактная система (ФКС) будет способна обеспечить равные условия для конкуренции между различными подрядчиками и поставщиками.

Законопроектом предусмотрены мониторинг и контроль за процессом закупок на каждом его этапе, а также персональная ответственность должностных лиц заказчиков за действия при выборе способа закупки, их обоснование и оценку результатов контракта. Вводится обязательное трехлетнее планирование закупок. На текущий финансовый год предусмотрено ведение плана-графика, который корреспондируется с соответствующими бюджетами. Все планы подлежат обязательному опубликованию.

Помимо прочего, документ закрепляет возможность осуществления общественного контроля за соблюдением требований законодательства. В частности, общественные объединения, осуществляющие общественный контроль, на основе собственного мониторинга вправе давать оценку хода осуществления закупок, а также обращаться в надзорные, контрольные и правоохранительные органы.

Предполагается, что второе чтение законопроекта пройдет в сентябре-октябре 2012 года.

Напомним, законопроект о ФКС был внесен в Госдуму в начале мая текущего года.
 

Источник: ИА "ГАРАНТ"

Экспертное мнение:

О проекте Федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг (в части регулирования государственных и муниципальных закупок)".

Сергей Хаванский, кандидат юридических наук, юрист компании "Гарант".

Законопроект призван заменить существующий порядок закупок для государственных и муниципальных нужд, сделав его более прозрачным, удобным и эффективным на всех этапах работы с заказом - от планирования закупки до контроля исполнения заключенного контракта.

Для реализации этих целей проектом, в частности, предусматривается размещение на официальном интернет-сайте для всеобщего сведения данных о проводимых в рамках госзакупок процедурах, о планах закупок и результатах аудита контракта. Причем публикации должны подлежать все существенные действия заказчика: обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение и расторжение контракта.

Кроме этого, обязательным становится установление общественного контроля за закупками в виде организации общественного совета, наделенного такими полномочиями как, например, право включать членов совета в конкурсные комиссии заказчиков, запрашивать всю информацию о закупках и ходе исполнения контрактов, оценивать саму процедуру и итоги исполнения контрактов, обращаться от своего имени в правоохранительные и суд.

Законом устанавливается создание в структуре каждого заказчика специальной контрактной службы, сотрудники которой будут нести персональную ответственность за соблюдение закона и достижение задач, которые обеспечивает заключение контракта.
Документом вводится запрет на заключение контракта с единственным поставщиком, а если процедура не состоялась, предусматривается проведение специальной упрощенной процедуры запроса предложений.

Следует обратить внимание на изменение принципов определения исполнителя контракта посредством такого расширения перечня возможных процедур, которые позволит заказчику в зависимости от предмета закупки выбрать наиболее эффективный метод оценки предложений претендентов. Основным способом выбора исполнителя должен стать открытый одноэтапный конкурс, а проведение электронного аукциона должно допускаться только в отношении простых, типовых товаров.

Важный момент в законопроекте - введение антидемпинговых мер. К примеру, претендент на получение заказа, предложивший цену на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной), должен предоставить расчет и обоснование такой цифры.
Также вводится новое определение порядка изменения и расторжения контракта, причем сама возможность того или другого должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и контракте.

Все это далеко не полный исчерпывающий перечень предполагаемых новаций.
Таким образом, есть основания полагать, что принятие законопроекта будет означать радикальное изменение порядка госзакупок и повлечет за собой отмену всех действующих в этой сфере на данный момент актов, в том числе пока что сохраняющего свою силу пресловутого закона 94-ФЗ.


Нормативно-правовые акты по теме:

Федеральные законы

Постановления Правительства РФ