Новости и аналитика Новости Закон об основах охраны здоровья граждан принят в третьем чтении

Закон об основах охраны здоровья граждан принят в третьем чтении

В третьем чтении принят закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В ходе рассмотрения проект закона был возвращен во второе чтение для принятия поправки, уточняющей полномочия всероссийских медицинских некоммерческих организаций. И только после этого его приняли во втором и третьем чтениях.

Поясним, что именно этот закон должен стать новым базовым нормативным актом для всей сферы здравоохранения России, устанавливающим правовые основы ее регулирования. Сейчас сфера здравоохранения регулируется Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые были утверждены еще в 1993 году.

Так, новым законом:

  • впервые закрепляются дефиниции, напрямую связанные с оказанием медицинской помощи и определяющие отдельные ее компоненты - "медицинская помощь", "медицинская услуга", "медицинское вмешательство", "профилактика", "диагностика", "лечение", "пациент", "заболевание" и др.;
  • конкретизируются уже существующие и вводятся новые принципы охраны здоровья, а также регламентируются механизмы их реализации;
  • усиливается ответственность органов госвласти за ненадлежащее обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медпомощи;
  • на уровень субъекта РФ переносится основной объем полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медпомощь;
  • раскрывается механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации, а также устанавливается порядок получения информации о медицинской организации, осуществляемой ею медицинской деятельности, ее медработниках, включая сведения об их образовании и квалификации;
  • предусматривается обновленный подход к классификации и наполнению видов медицинской помощи. В частности, определены условия (плановая, экстренная, неотложная) и формы (вне медицинской организации, амбулаторно, стационарно) оказания медпомощи, на которых основывается характеристика видов медицинской помощи в отличие от прежних критериев, базирующихся на разграничении полномочий органов госвласти и местного самоуправления;
  • впервые на законодательном уровне закрепляются и раскрываются уже используемые в настоящее время понятия "порядок оказания медицинской помощи", "стандарт медицинской помощи" и "клинический протокол лечения".

Следует отдельно отметить нововведения закона, касающиеся вопросов редких (орфанных) заболеваний и организации медицинских мероприятий по паллиативной помощи, необходимость регулирования которых продиктована социальной незащищенностью нуждающихся в паллиативной помощи и больных редкими заболеваниями в силу тяжести течения заболеваний и потребности в дорогостоящем лечении.

Медицинским мероприятиям, осуществляемым в связи со смертью человека, посвящается специальная глава нового закона. В настоящее время правовое регулирование вопросов определения момента смерти человека отнесено к подзаконному нормотворчеству федеральных органов исполнительной власти.

Помимо этого, в законе закрепляются нормы, регулирующие основные и очень важные вопросы в сфере здравоохранения, которые часто обсуждались общественностью, вызывали споры, но не были закреплены в нормативных правовых актах. В частности, к таким вопросам относится вопрос об использовании тела, органов и тканей умершего человека в медицинских, научных и учебных целях.

Также в законе наконец-то упорядочен институт медицинской экспертизы и проведена четкая грань между медицинской экспертизой и медицинским освидетельствованием.

Существенные изменения вносятся и в институт медицинских и фармацевтических работников с точки зрения усиления требований к претендентам на занятие соответственно медицинской и фармацевтической деятельностью.

Для конкретизации порядка оказания платных медуслуг в закон включена статья "Платные медицинские услуги". В целях обеспечения защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь установлено, за что медики не могут взимать плату.

Как мы сообщали ранее, ко второму чтению закон претерпел существенные изменения. В частности, были доработаны вопросы обеспечения социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья, установления ответственности государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, а также прописаны безусловный приоритет интересов пациента при оказании ему медицинской помощи и приоритет охраны здоровья детей.

Также ясность внесена и в вопросы разграничения полномочий по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи. Сейчас они возложены на муниципальные образования, а новыми положениями поднимаются на уровень субъектов РФ. А полномочия органов местного самоуправления по созданию условий для оказания медпомощи согласно новому закону будут определяться на уровне субъектов РФ, что позволит учитывать особенности этих территорий.

Кроме этого, выработаны новые подходы к деятельности профессиональных некоммерческих организаций, создаваемых медицинскими и фармацевтическими работниками - они получили право участвовать в разработке нормативных документов в сфере охраны здоровья.

 

Теги: Госдума

Источник: ИА "ГАРАНТ"