Новости и аналитика Новости Ответственность авиаперевозчика за задержку и отмену рейсов предлагается значительно усилить

Ответственность авиаперевозчика за задержку и отмену рейсов предлагается значительно усилить

В Госдуму внесен законопроект, направленный на совершенствование законодательства об ответственности перевозчика при отказе пассажиру воздушного судна в посадке на рейс, отмене или задержке рейса.

Такая инициатива обусловлена массовыми задержками и отменами рейсов в аэропортах Московского авиаузла в конце 2010 года. Они сопровождались многочисленными нарушениями законодательства о защите прав пассажиров со стороны таких авиакомпаний как "Аэрофлот", "Трансаэро" и др. В частности, как указывается в решении Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2011 по делу № А40-8601/11 только компанией "Аэрофлот" в период с 25.12.2010 по 29.12.2010 задержано выполнение более 300 рейсов с периодом задержки от 2 до 55 часов и отменено более 200 рейсов, при этом общее количество пассажиров на задержанных рейсах по состоянию на 29.12.2010 составило 29 518 человек, на отмененных рейсах - 17 853 человека. При этом следует учитывать, что в настоящее время размер штрафа за каждый час задержки рейса составляет всего 25 руб.

Кроме этого, действующее законодательство также не предусматривает никаких мер против избыточного бронирования рейса, когда перевозчики в погоне за максимальным заполнением рейса умышленно продают билетов больше, чем фактически мест на воздушном судне. В таких случаях некоторым пассажирам попросту отказывают в посадке, несмотря на то, что они имеют право быть допущенными к перевозке.

Для устранения уже названных и других недостатков российского законодательства, регулирующего сферу авиаперевозок, подготовлен названный законопроект.

В частности, он предусматривает следующие минимальные стандарты защиты прав пассажиров:
1. В случае отказа пассажиру в посадке на рейс или отмене рейса перевозчик:

  • уплачивает пассажиру штраф в размере 10 тыс. руб., 16 тыс. руб. или 24 тыс. руб. в зависимости от дальности перелета (до 1500, от 1500 до 3500, свыше 3500 км) соответственно;
  • предоставляет пассажиру информацию об альтернативных маршрутах перевозки;
  • по выбору пассажира перевозчик возвращает уплаченную сумму за невыполненную часть перевозки или бесплатно выполняет перевозку по альтернативному маршруту.

2. В случае задержки рейса:

  • на 3 часа и более - перевозчик в зависимости от дальности перелета уплачивает пассажиру штраф в размере 10 тыс. руб., 16 тыс. руб. или 24 тыс. руб.;
  • на 5 часов и более – перевозчик производит возврат суммы, уплаченной за невыполненную часть перевозки, а также за выполненную часть перевозки в случае, если данная перевозка больше не соответствует изначальным планам или целям пассажира, а также в применимых случаях, сумму, необходимую для возврата пассажира ближайшим рейсом в пункт отправления.

Законопроектом также предусмотрены случаи освобождения перевозчика от выплаты штрафа, если он уведомил пассажира об отмене рейса в установленные сроки. Перевозчику предоставлено право уменьшить выплачиваемый штраф на 50% в случае, если он предложит пассажиру бесплатный альтернативный маршрут перевозки.

Помимо этого, уточнен и расширен на законодательном уровне (сейчас это регулируется федеральными авиационными правилами) перечень услуг, предоставляемых пассажиру, которому отказано в посадке на рейс, либо чей рейс отменен или задержан: обеспечение прохладительными напитками и питанием, размещение в гостинице, доставка транспортом от аэропорта до гостиницы, возможность осуществить два бесплатных телефонных звонка, отправить две телеграммы, два факса или два сообщения по электронной почте.

Законопроектом устанавливается приоритет в обслуживании пассажиров с ограниченной возможностью передвижения и сопровождающих их лиц, равно как и детей, следующих без сопровождения (в случает отказа в посадке, отмены или задержки рейса).

Следует отметить, что предлагаемый законопроект в основном базируется на положениях Регламента N 261/2004 Европейского парламента и Совета ЕС "Об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса", адаптированных к российскому законодательству и правоприменительной практике.

Источник: ИА "ГАРАНТ"

Читать ГАРАНТ.РУ в и