Новости и аналитика Новости "Потребительский" штраф с управляющей компании может взыскать и тот, кто не имеет помещений и не живет в доме, с крыши которого упал камень

"Потребительский" штраф с управляющей компании может взыскать и тот, кто не имеет помещений и не живет в доме, с крыши которого упал камень

"Потребительский" штраф с управляющей компании может взыскать и тот, кто не имеет помещений и не живет в доме, с крыши которого упал камень
© sabthai / Фотобанк Фотодженика

Как сменить управляющую компанию в многоквартирном доме, узнайте в Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Верховный Суд РФ пересмотрел дело о возмещении ущерба, причиненного в связи с тем, что УК некачественно оказывала услуги по содержанию общедомового имущества – крыши. Именно с шиферной крыши МКД упал кусок бетонного камня (притом полиция не усмотрела в этом события преступления), повредивший дорогую иномарку, которая проезжала мимо дома.

Собственник автомобиля потребовал от УК возместить ему расходы на ремонт (почти полтора миллиона рублей) и стоимость экспертизы, а сверх того, компенсацию морального вреда и "потребительского" штрафа в придачу, потому что между ним и УК возникли "потребительские" отношения, а добровольно УК его требования не удовлетворила.

Суды первых трех инстанций удовлетворили иск лишь частично:

  • присудили половину стоимости ремонта и половину стоимости экспертизы, потому что автолюбитель и сам действовал с грубой неосторожностью (ехал слишком близко к стене дома, а мог бы ехать по другой полосе, и камень бы на него не попал),
  • полностью отказали в выплате штрафа и морального вреда, потому что истец не имеет помещения в том МКД, откуда упал камень, а значит, – не находится в договорных отношениях с УК и не может быть признан потребителем ее услуг. Отметим, что тезис об отсутствии "потребительских" отношений был озвучен еще до принятия решения по иску – исковое заявление, поданное по месту жительства истца (как потребителя) передали по подсудности в суд по месту падения камня, с указанием на то, что спор возник не в связи с оказанием услуг потребителю, а вытекает из деликтных правоотношений.

Верховный Суд РФ с этим не согласился и отправил дело на пересмотр в апелляционную инстанцию:

  • ссылаясь на наличие грубой неосторожности потерпевшего, суды не указали, а почему же истец мог и должен был предвидеть опасность для движения по территории, проезд по которой не запрещен и не ограничен? Суды также не указали, почему истец не вправе был рассчитывать на безопасность оказания услуг по содержанию общего имущества МКД и не должен был приближаться на автомобиле или без него ближе определенного расстояния к стенам МКД. Таким образом, тезис о грубой неосторожности потерпевшего ничем не обоснован;
  • что касается применения Закона о защите прав потребителя, то согласно преамбуле к этому закону, потребителем является гражданин, имеющий намерение или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также ИП, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
  • при этом п. 2 ст. 14  Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" предусмотрено, что право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет;
  • поэтому доводы судебных инстанций, установивших факт причинения вреда вследствие ненадлежащего оказания ответчиком услуг потребителям, о том, что на данные правоотношения не распространяются положения Закона о защите прав потребителей, являются ошибочными (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. № 16-КГ22-27-К4).

Отметим, что долгое время судебная практика по подобным делам не признавала потребителем такого потерпевшего, который не состоял в договорной связи с виновной УК. Более того, данный принцип был поддержан и самим Верховным Судом РФ. Так, в определении от 18 августа 2015 № 5-КГ15-65 суд отметил следующее:

  • целью принятия Закона о защите прав потребителей является обеспечение надлежащего качества и безопасности выполняемых для него работ и оказываемых ему услуг;
  • поэтому причинение вреда постороннему лицу вследствие ненадлежащего содержания общего имущества само по себе находится за пределами процесса и результата собственно выполнения работы для потребителя или оказания ему услуги. Данные отношения полностью охватываются положениями ст. 1064 Гражданского кодекса об обязательствах по возмещению вреда, возникающих из внедоговорных (деликтных) отношений.
Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей"

Читайте также:

С 1 декабря 2022 года услуги ЖКХ для граждан подорожают на 9%

С 1 декабря 2022 года услуги ЖКХ для граждан подорожают на 9%

Так, будут скорректированы тарифы на электроэнергию, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, а также на услуги области обращения с твердыми коммунальными отходами

Порядок подключения к системам водоснабжения для застройщиков могут упростить

Порядок подключения к системам водоснабжения для застройщиков могут оптимизировать

Планируется сократить перечень представляемых ими документов.

Регионам рекомендовано выделить нуждающимся гражданам субсидии размером не менее 100 тыс. руб. на приобретение газового оборудования

Регионам рекомендовано выделить нуждающимся гражданам субсидии размером не менее 100 тыс. руб. на приобретение газового оборудования

Такое поручение дал Президент РФ по итогам пленарного заседания международного форума "Российская энергетическая неделя".