Новости и аналитика Новости Владимир ФЕДОРОВ: «Закон о дорожном движении нужен всему населению»

Владимир ФЕДОРОВ: «Закон о дорожном движении нужен всему населению»

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Федоров сообщил, что разработана концепция Закона о дорожном движении. До прошлого года в транспортно-дорожном комплексе страны существовал только один закон, принятый в 1995 г., - «О безопасности дорожного движения». Но безопасность - это всего лишь качество дорожного движения, пусть и немаловажное, а его главная характеристика - бесперебойное обеспечение транспортного процесса, считает сенатор.

В прошлом году появился закон «О дорогах и дорожной деятельности», в котором определен порядок строительства дорог, финансирования, нормативы и т. д. Появился, наконец, и Устав автомобильного транспорта. На рассмотрении Госдумы находится также Закон об общих принципах транспортного обслуживания населения. В. Федоров надеется, что в осеннюю сессию он будет рассмотрен.

Но огромное количество сфер деятельности в транспортной отрасли по-прежнему остается не охваченным законодательством, отметил парламентарий. В законах и подзаконных актах применяется разная терминология даже в отношении самого понятия «транспортное средство». Все это свидетельствует, что  необходимость в таком законопроекте давно назрела, считает В. Федоров.

Сенатор подробно остановился на концепции нового закона. Согласно ей,  положения действующего закона о безопасности дорожного движения, сказал он, могут войти одной обновленной главой в Закон о дорожном движении. Или же, полагает В. Федоров,  надо готовить его новую редакцию. Дело в том, что к сегодняшнему дню он основательно устарел - в него уже внесено около 10 изменений, столько же поправок ожидает своей очереди. Изменились условия жизни страны, экономика и финансирование, принято огромное количество новых законов. Но даже прописанные нормы до сих пор не реализованы, подчеркнул сенатор. В частности, речь идет о  режиме труда и отдыха водителя, который необходимо определять отдельным законом. «За рубежом эти нормы давно действуют, ни один наш водитель-дальнобойщик не поедет туда без тахографа. У нас же водители засыпают от усталости за рулем, потому что никто этого не контролирует», -- сказал В. Федоров.

Другой пример: необходимо принять отдельный закон, касающийся медицинских показаний по допуску к вождению или порядка оказания медицинской помощи - до сих пор это регулируют ведомственные инструкции. И бывает, за рулем оказываются алкоголики, наркоманы, психически больные - ведь по медицинским показаниям им вполне можно выдавать права. Должны быть четко обозначенные ограничения.

            Что касается положений нового  Закона о дорожном движении, то основная часть его посвящена определению полномочий органов государственной власти в области дорожного движения, пояснил В. Федоров. Уже давно, например, действует 131-й закон о передаче большого числа функций в этой области органам местного самоуправления. Функции передали - а деньги нет.

Второе, что призван регулировать закон - права и обязанности участников дорожного движения. Ведь в Конституции РФ записано, что все ограничения в правах должны накладываться на гражданина только законом. А у нас правила дорожного движения - это, по сути, подзаконный акт.

Отдельного закона или главы, по словам сенатора,  требует регулирование допуска к управлению транспортными средствами, например, после лишения прав, особенно за вождение в пьяном виде. Не определен и порядок того, как человек может вновь сесть за руль после совершения ДТП или после долгого перерыва в управлении транспортным средством.

Надо прописывать и требования к транспортным средствам, ныне регулируемых множеством подзаконных актов, и порядок оказания медпомощи. До 80 % смертей на дорогах происходит именно из-за несвоевременного оказания медпомощи, подчеркнул В. Федоров.

            Законодательство, по убеждению сенатора, должно отражать происходящий бурный рост автопарка - на 1,5-2 млн. в год, - изменение его структуры. «Сейчас, к примеру, мотоциклов стало не 10 млн, как в мою бытность начальником ГАИ, а не более 4 млн. Но они стали намного мощнее и опаснее», - сказал сенатор. В этой связи,  отметил он,  нуждается в уточнении порядок допуска к управлению транспортными средствами в части введения новых категорий прав, должны быть и более жесткие программы водительской подготовки, стандартизированные на каждую категорию.

Отдельно В. Федоров остановился на проблемах перевозки пассажиров общественным транспортом. Во многих городах он уже практически ликвидирован, зато можно одновременно увидеть десяток маршруток, толкающихся, чтобы перехватить клиентов, и безопасность пассажиров никак не обеспечивается.  В этом плане в законодательстве тоже надо наводить порядок.

В части организации дорожного движения, уверен В. Федоров, необходимо, во всех городах создавать центры управления движением. Это ведь чисто коммунальное, городское хозяйство: дорожное строительство, знаки, светофоры, порядок движения. Пока занимаются этим только в Москве и Санкт-Петербурге. А ведь у нас около 15 вузов уже готовят специалистов по организации движения, напомнил сенатор, вопрос, куда они уходят после получения дипломов. В массовом же  сознании остается стереотип, что за всю ситуацию на дорогах отвечает ГИБДД...

Что касается  идеи возвращения к практике дорожных фондов, то соответствующая законодательная инициатива Совета Федерации направлена в Госдуму, сообщил В. Федоров.  Следует, уверен он,  воссоздать дорожные фонды хотя бы в субъектах федерации. Пока этому противится Минфин. Но при обеспечении прозрачности системы собранные  налоги с транспортных средств  будут вкладываться в дороги, убежден сенатор.  На его взгляд, штрафы за нарушения также должны направляться туда же, куда и дорожный налог. Надо упрощать и порядок их взыскания. Ведь даже взятки даются инспекторам на дороге чаще всего потому, что водитель не хочет стоять в очереди в Сбербанке, заполнять огромные квитанции с десятками цифр и знаков, сказал В. Федоров. Нужно усовершенствовать и процесс наложения штрафов, чтобы сократить время на оформление протоколов.

В заключение В.Федоров подчеркнул, что проблема безопасности дорожного движения касается всего населения страны, поэтому парламентарии заинтересованы в кратчайших сроках введения упомянутых изменений в законодательство.

 

ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ