Новости и аналитика Новости Норма о расчете платы за вывоз "раздельных" ТКО подверглась оспариванию

Норма о расчете платы за вывоз "раздельных" ТКО подверглась оспариванию

Норма о расчете платы за вывоз "раздельных" ТКО подверглась оспариванию
AerialMike / Depositphotos.com

Частное лицо (не УК) оспорило в Верховном Суде РФ п. 8 Правил коммерческого учета объема/массы ТКО. Спорная норма требует – при раздельном накоплении ТКО – осуществлять коммерческий учет отсортированного мусора исходя из количества и объема мусорных контейнеров, установленных в местах накопления ТКО (Решение Верховного Суда РФ от 17 февраля 2021 г. № АКПИ20-956).

Парадоксально, но объектом спора данная норма стала вовсе не потому, что она "не нравится" заявителю, а по противоположной причине – "мусорный" оператор отказал в ее применении. Поэтому в обоснование иска положены обстоятельства взаимоотношений заявителя с регоператором:

  • долгое время регоператор вывозил ТКО и взимал плату за свои услуги исходя из количества вывозимых мусорных контейнеров для складирования ТКО (определял количество вывозимого мусора именно тем способом, что установлен оспоренной нормой);
  • в конце 2019 года регоператор уведомил заявителя, что с 2020 года плата за вывоз ТКО будет рассчитываться не по количеству контейнеров, а по нормативам накопления ТКО, принятым в регионе;
  • таким образом, ни количество ТКО, ни количество контейнеров у заявителя со времени заключения договора не изменилось, однако расчет образуемых ТКО возрос в 41,45 раза.

Из указанных обстоятельств заявитель сделал не вполне очевидный вывод о том, что норма о расчете количества отсортированного мусора – по контейнерам, а не по нормативам его образования – противоречит законодательству, а именно:

Противоречие же проявляется в том, что позволяет "мусорным" операторам и судам сужать возможность осуществления коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров.

Однако суд заявленного противоречия не усмотрел и в административном исковом заявлении отказал:

  • предметом правового регулирования спорного пункта Правил является установление обязательных требований для расчетов по договорам в области обращения с ТКО. Ни Федеральный закон "О защите конкуренции" (ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 10), ни ГК РФ (п. 1 ст. 10) данные отношения не регулируют;
  • не противоречит спорная норма и упомянутым указам Президента РФ: во-первых, президентская Стратегия экологической безопасности РФ как раз и предусматривает повышение уровня утилизации отходов, развитие системы эффективного обращения с отходами, создание индустрии утилизации, в том числе повторного применения, таких отходов, и те же цели указаны в президентской Стратегии нацбезопасности, а во-вторых, раздельное накопление и сбор ТКО является необходимым условием достижения упомянутых заявителем стратегических целей и не может рассматриваться как установление избыточных требований в области обращения с отходами;
  • в случае несогласия с расчетом накопления ТКО по договору на оказание услуг по обращению с ТКО заявитель вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (отметим, что согласно картотеке арбитражных дел, спора между заявителем и региональным оператором пока нет).

При этом Верховный Суд РФ отметил следующее:

  • спорный пункт направлен на стимулирование собственников ТКО сортировать их, причем именно в том случае, если соответствующий регион организовал деятельность по раздельному накоплению отходов;
  • при этом раздельное накопление ТКО считается организованным, когда отрасль обращения с отходами имеет замкнутый цикл (обустроены площадки для накопления отсортированных ТКО, имеются объекты обработки (сортировки) ТКО, и соответствующие маршруты включены в территориальную схему обращения с отходами);
  • отсутствие на территории субъекта РФ организованного накопления ТКО позволяет собственнику твердых коммунальных отходов осуществлять коммерческий учет ТКО в соответствии с подп. "а" п. 5 Правил одним из альтернативных способов расчета.

Другими словами, ВС РФ усомнился в том, что на территории региона заявителя (Самарская область) система раздельного сбора ТКО уже функционирует в полной мере. Ведь если она еще не работает, то лишено смысла и экономическое стимулирование первых собственников ТКО к их сортировке и раздельному сбору, – если бумага, пластик, стекло, текстиль и т.п. отправятся на один полигон с неперерабатываемым мусором.


 Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Таким образом, в спорах с "мусорными" операторами о применении расчетов за вывоз "раздельного мусора" (исходя из объема мусорного бака, а не по нормативу образования ТКО) крайне важно доказать, что на территории региона система раздельного сбора ТКО уже функционирует, а площадка для сортированного мусора внесена в качестве таковой в реестр мест (площадок) накопления ТКО, который ведет орган местного самоуправления.

Документы по теме:

Читайте также:

Информация о состоянии окружающей среды приобрела статус общедоступной

Информация о состоянии окружающей среды приобрела статус общедоступной

За исключением информации, отнесенной законом к государственной тайне.

Граждане выбирают, государство благоустраивает: запуск общефедеральной платформы для голосования за объекты благоустройства

Граждане выбирают, государство благоустраивает: запуск общефедеральной платформы для голосования за объекты благоустройства

О том, как упростится участие граждан в жизни города в части выбора объектов, нуждающихся в благоустройстве, – в нашем материале.

Рослесхоз прокомментировал нововведения в правовом регулировании лесных отношений

Рослесхоз прокомментировал нововведения в правовом регулировании лесных отношений

Речь идет об изменениях, внесенных в Лесной Кодекс РФ на прошлой неделе, о чем мы рассказывали ранее.