Новости и аналитика Новости Родные умершего льготника, необеспеченного лекарствами, имеют право на возмещение стоимости самостоятельно купленных льготнику лекарств

Родные умершего льготника, необеспеченного лекарствами, имеют право на возмещение стоимости самостоятельно купленных льготнику лекарств

Родные умершего льготника, необеспеченного лекарствами, имеют право на возмещение стоимости самостоятельно купленных льготнику лекарств
hquality / Depositphotos.com

Верховный Суд Российской Федерации отказался "засилить" отказы нижестоящих судов в возмещении суммы затрат, которые супруг (на момент иска – уже вдовец) понес на покупку лекарств для больной раком жены – инвалида (Определение Верховного Суда РФ от 25 января 2021 г. N 49-КГ20-21-К6). При этом суды признали, что супруга истца – как инвалид по онкозаболеванию – имела право на бесплатное получение антираковых препаратов за счёт бюджетных средств, однако в полном объёме обеспечена ими не была по вине регионального минздрава, чье бездействие в обеспечении женщины жизненно необходимыми лекарственными препаратами являлось незаконным. Однако в возмещении затрат (более 300 тыс. руб.) вдовцу было отказано: если бы сама онкопациентка обратилась с таким иском, его бы удовлетворили, а вдовец на это не вправе рассчитывать:

  • право на получение компенсации за самостоятельно приобретённые лекарственные препараты неразрывно связано с личностью её получателя,
  • и в случае смерти лица, имеющего право на получение такой компенсации, это право не может перейти к другому лицу, в том числе по наследству.

За моральные страдания ввиду необеспечения препаратами вдовцу присудили компенсацию в 5 тыс. руб.


 Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


ВС РФ, отменяя все состоявшиеся по делу акты и отправляя дело на пересмотр, отметил следующие ошибки в его рассмотрении:

  • статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан лекарствами, медизделиями и специализированными продуктами лечебного питания;
  • а согласно ч. 1 ст. 43 Закона об основах охраны здоровья тем гражданам, которые страдают социально значимыми заболеваниями, оказывается медпомощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медорганизациях. В перечень социально значимых заболеваний включены, в том числе, злокачественные новообразования (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) С00-С97);
  • кроме того, к основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищённости граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Закона об основах охраны здоровья граждан). Этот принцип в соответствии со ст. 8 названного закона обеспечивается путём установления и реализации различных мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счёт средств ОСС, определения потребности гражданина в социальной защите, в реабилитации и уходе в случае заболевания, временной нетрудоспособности, инвалидности;
  • согласно ст. 6.1 Закона о государственной соцпомощи инвалиды отнесены к числу граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а в состав в состав набора соцуслуг включена соцуслуга по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами по рецептам на них;
  • спорные препараты, которыми не была обеспечена пациентка, и которые ее семья приобрела за свой счет, включены в Перечень ЖНВЛП;
  • при этом согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона об основах охраны здоровья граждан при оказании медпомощи в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включённых в Перечень ЖНВЛП, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медпомощи;
  • в период спорных отношений по вопросу обеспечения онкопациентки лекарственными препаратами (с момента диагностирования ЗНО по дату её смерти) действовали утверждённые постановлениями Правительства РФ Программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи на соответствующие годы, в разделе III каждой из упомянутых программ указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как новообразования;
  • кроме того, Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарства отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утверждён постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890, и в разделах данного Перечня "Группы населения" и "Категории заболеваний" названы "инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы" и "онкологические заболевания", в соответствующей им графе "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" указано – "все лекарственные средства";
  • организация обеспечения лекарственными препаратами отнесена к полномочиям органов госвласти субъектов РФ в сфере охраны здоровья (п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона об основах охраны здоровья гражданп. 21.2 ч. 2 ст. 26.3 Закона об общих принципах организации органов госвласти субъектов РФ);
  • из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в РФ является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение их реализации государственными гарантиями, в том числе – оказание инвалидам, страдающим онкозаболеваниями (социально значимыми заболеваниями), государственной соцпомощи в виде набора соцуслуг, в состав которого входит обеспечение за счёт соответствующих бюджетных средств лекарствами по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата;
  • организация такого обеспечения на территории спорного региона относится к компетенции минздрава республики, который должен предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих онкозаболеваниями;
  • непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам с онкозаболеваниями медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, и лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объёме и нарушает их право на охрану здоровья;
  • ст. 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в РФ (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (часть 2);
  • среди таких способов защиты гражданских прав ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков;
  • исковые требования обусловлены тем, что неправомерное бездействие минздрава республики создало условия к несвоевременному обеспечению онкопациентки необходимыми ей лекарствами бесплатно, что привело к необходимости самостоятельного приобретения семьей этих препаратов и их оплаты за счёт средств семьи;
  • между тем, согласно ст.38 Конституции РФ и СК РФ семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства;
  • и если гражданин, имеющий право на бесплатное обеспечение лекарствами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объёме, и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарств за счёт собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтверждённые документально, должны быть возмещены за счёт государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании ст. 15 ГК РФ как убытки, причинённые лицу, право которого было нарушено;
  • выводы о том, что право на получение компенсации за самостоятельно приобретённые лекарственные препараты неразрывно связано с личностью её получателя, и в случае её смерти не может перейти к другому лицу, нельзя признать правомерным. Понесённые семьёй пациентки расходы на приобретение лекарств составляют убытки семьи, которые были обусловлены необеспечением со стороны органа власти возможности реализовать принадлежащее пациентке право на получение гарантированной законом государственной соцпомощи;
  • поэтому возмещение этих расходов её семье, в данном случае члену её семьи – вдовцу, на основании ст. 15 ГК РФ является надлежащим способом защиты нарушенного права, направленным на восстановление имущественного положения семьи, существовавшего до его нарушения, и не связано с реализацией вдовцом наследственных прав в связи со смертью супруги;
  • что касается компенсации морального вреда в размере 5 тыс. руб., то размер такой компенсации определяется исходя из установленных при разбирательстве дела характера и степени понесённых истцом физических или нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, и иных заслуживающих внимания обстоятельств дела. А в обжалуемых судебных постановлениях судами не приведены мотивы в обоснование вывода о том, что сумма в 5 000 руб., которая значительно ниже заявленной истцом к взысканию (500 тыс. руб.), является достаточной компенсацией причинённых вдовцу ответчиком нравственных страданий. Суды не указали, какие же конкретно обстоятельства дела повлияли на размер взысканной суммы компенсации морального вреда и какие из этих обстоятельств послужили основанием для уменьшения суммы компенсации морального вреда, заявленной истцом в иске;
  • не выяснена судами и тяжесть причинённых истцу нравственных страданий в связи с допущенным минздравом бездействием в обеспечении супруги жизненно необходимыми ей лекарственными препаратами, не учтены индивидуальные особенности личности истца, не дано оценки его доводам о том, что отсутствие надлежащего лечения привело к прогрессированию заболевания и смерти жены, в результате чего без попечения матери осталась несовершеннолетняя дочь, находящаяся в подростковом возрасте, при этом переживания из-за того, что необходимые лекарственные препараты не поступали либо поступали несвоевременно, усугубляли состояние как самой больной, так и отражались на состоянии её близких, что причиняло им нравственные страдания.

Документы по теме:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Читайте также:

Минтруд России утвердил новые сроки хранения отдельных категорий выплатных пенсионных дел

Минтруд России утвердил новые сроки хранения отдельных категорий выплатных пенсионных дел

Кроме того, дела об отказе в назначении пенсии теперь будут храниться не 10, а 5 лет.

Владимир Путин поручил проработать вопрос индексации пенсий работающих пенсионеров

Владимир Путин поручил проработать вопрос индексации пенсий работающих пенсионеров

А также принять дополнительные меры по повышению уровня информированности граждан о полагающихся им социальных выплатах.

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии на 2021 год увеличен на 6 месяцев

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии на 2021 год увеличен на 6 месяцев

Соответствующий закон вступит в силу с 1 января 2021 года.