Новости и аналитика Новости Пора создавать резерв под снижение стоимости материальных запасов

Пора создавать резерв под снижение стоимости материальных запасов

Пора создавать резерв под снижение стоимости материальных запасов 
lenecnikolai / Depositphotos.com

Такое понятие, как резерв под снижение стоимости материальных запасов, был введен положениями Стандарта "Запасы", применяемого с 2020 года. Однако формирование такого резерва и порядок его отражения на счетах бухгалтерского учета не были урегулированы до недавних изменений в Инструкцию № 157н. Поправки в этой части применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета начиная с 2021 года.

С одной стороны, формирование резерва следует осуществлять уже с 1 января 2020 года в связи с вступлением в силу положений Стандарта "Запасы". К тому же согласно новым редакциям Инструкций №№ 162н, 174н и 183н пункты, которые содержат корреспонденции счетов для отражения в учете формирования такого резерва, также вступают в силу уже в 2020 году. НО! Единый план счетов и Инструкция по его применению в новой редакции позволяют применять новые счета только с 1 января 2021 г. Досрочное применение новых счетов даже по решению финансового органа соответствующего бюджета вызывает сомнение, поскольку действующий на сегодняшний день порядок формирования бухгалтерской отчетности и проекты приказов о внесении изменений в инструкции по отчетности не предусматривают отражение такого показателя или стоимости материальных запасов за минусом созданного резерва в формах отчетности - ни в Балансе (ф. 0503130ф. 0503730), ни в Сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168ф. 0503768).


Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Следовательно, отчетность за 2020 год считаем возможным формировать без создания резерва под снижение стоимости материальных запасов.

Обратите внимание: положения Стандарта "Обесценение" и Стандарта "Резервы..." на порядок формирования резервов под снижение стоимости матзапасов не распространяются. Такой резерв создается только в соответствии с нормами Стандарта "Запасы".

Отличительной особенностью резерва под снижение стоимости материальных активов является отсутствие какого-либо согласования его формирования, тогда как решение о признании убытка от обесценения актива, являющегося государственным или муниципальным имуществом, принимается в порядке, аналогичном для принятия решения о списании такого имущества.

С 1 января 2021 года счет 114 00 "Обесценение нефинансовых активов" дополнен аналитическим кодом 80 "Резерв под снижение стоимости материальных запасов", и теперь для отражения в учете резерва под снижение стоимости материальных запасов предназначены следующие счета аналитического учета:

  • 114 87 "Резерв под снижение стоимости готовой продукции";
  • 114 88 "Резерв под снижение стоимости товаров".

Так по каким же материальным запасам нужно создавать резерв под снижение стоимости?

Материальные запасы, предназначенные для реализации, распространения за символическую плату или безвозмездно, на которые в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость/цена для целей распоряжения или цена продажи снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного периода за вычетом величины указанного снижения - резерва под снижение стоимости материальных запасов. Согласно положениям Стандарта "Запасы" такой резерв - это разница между нормативно-плановой стоимостью или ценой продажи и балансовой стоимостью материальных запасов.

Резерв под снижение стоимости материальных запасов создается только по субсчетам "Товары" и "Готовая продукция, биологическая продукция" и только при условии, что нормативно-плановая стоимость/ цена материальных запасов для целей распоряжения/реализации в течение отчетного периода снизилась и балансовая стоимость больше, чем нормативно-плановая стоимость.

Периодически, но не реже, чем на каждую отчетную дату, балансовая стоимость материальных запасов, предназначенных для реализации или распространения безвозмездно или за плату за символическую плату, сравнивается с нормативно-плановой стоимостью/ценой, установленной на соответствующий отчетный период

Резерв под снижение стоимости относится на финансовый результат текущего отчетного года и создается в разрезе единиц бухгалтерского учета материальных запасов.

Инструкциями №№ 162н, 174н и 183н в новых редакциях предусмотрен следующий порядок отражения в учете операций с резервом под снижение стоимости материальных запасов:

Корреспонденция счетов

Примечание

Дебет

Кредит

0 401 20 274

0 114 87 44Х
0 114 88 44Х

Формирование резерва под снижение стоимости матзапасов

0 114 87 44Х

0 114 88 44Х

0 401 20 274

Уменьшение резерва под снижение стоимости матзапасов в случае увеличения в последующих отчетных периодах нормативно-плановой стоимости (цены продажи) для целей распоряжения (реализации) таких матзапасов или в случае их выбытия, не связанного с реализацией

0 114 87 44Х

0 114 88 44Х

0 105 Х7 44Х

0 105 Х8 44Х

Использование созданного резерва при реализации готовой продукции, товаров по цене реализации ниже нормативно-плановой стоимости

Таким образом создание резерва не изменяет непосредственно балансовую стоимость готовой и биологической продукции, товаров.

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Опубликованы методические рекомендации по применению стандарт по учету затрат по заимствованиям

Опубликованы методические рекомендации по применению стандарт по учету затрат по заимствованиям

Положения стандарта "Затраты по заимствованиям" обязательны к применению с 1 января 2021 года.

Детализацию просроченной "дебиторки" по авансам в форме 0503191 планируют сократить

Детализацию просроченной "дебиторки" по авансам в форме 0503191 планируют сократить

Также появится требование об обязательном раскрытии в пояснительной записке (ф. 0503160) информации о принимаемых мерах по сокращению дебиторской задолженности по расходам.

Уточнен порядок составления и представления годовой отчетности бюджетных учреждений за 2020 год

Уточнен порядок составления и представления годовой отчетности бюджетных учреждений за 2020 год

Минфин России совместно с Федеральным казначейством подготовил разъяснения по особенностям представления годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2020 год.

Казначейство России уточнило порядок отражения данных в Сведениях о заключенном контракте

Казначейство России уточнило порядок отражения данных в Сведениях о заключенном контракте

Напомним, 11 ноября в силу вступило правительственное Постановление № 1769. Бюджетная сфера