Новости и аналитика Новости ВС РФ разъяснил особенности рассмотрения административных дел в порядке упрощенного производства

ВС РФ разъяснил особенности рассмотрения административных дел в порядке упрощенного производства

ВС РФ разъяснил особенности рассмотрения административных дел в порядке упрощенного производства
belchonock / Depositphotos.com

Пленум Верховного Суда РФ принял постановление (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 декабря 2020 г. № 42), в котором дал разъяснения по применению положений гл. 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Прежние разъяснения (п. 41п. 69-72п. 75 постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016 года № 36) признаны не подлежащими применению.

В первую очередь ВС РФ напомнил, что упрощенное (письменное) производство представляет собой специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора. При этом правила упрощенного (письменного) производства не применяются при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций.

Также ВС РФ напомнил, в каких случаях административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства (один из таких случаев - указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб.) и какие категории дел не подлежат рассмотрению в указанном порядке.


Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Поясняется, что при наличии оснований для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, суд должен вынести и направить лицам, участвующим в деле, соответствующее определение, в котором в том числе должно быть разъяснено, что возражения относительно применения указанного порядка представляются в суд в 10-дневный срок со дня получения копии определения. Неполучение административным ответчиком поступившей ему копии определения по зависящим от него обстоятельствам, в том числе в связи с отказом от получения, само по себе не является препятствием для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства. В этом случае суд вправе перейти к рассмотрению административного дела в порядке "упрощенки" после получения доказательств отказа административного ответчика от получения соответствующего почтового отправления либо доказательств возвращения данного почтового отправления ввиду истечения срока его хранения.

Отмечается, что суд может вынести определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, если:

  • для правильного разрешения административного дела необходимо истребовать доказательства;
  • невозможно осуществить обмен доказательствами между сторонами в установленные сроки даже после их продления судом;
  • необходимо привлечь к участию в деле заинтересованных лиц;
  • сторонами выражены намерения к заключению соглашения о примирении.

Возражения лица, участвующего в деле, относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства не являются безусловным препятствием для такого рассмотрения.

Если наряду с представленными в суд доказательствами, документами или возражениями стороной не представлены суду документы, подтверждающие направление копий данных доказательств, документов или возражений другой стороне по административному делу, суд вправе:

  • продлить срок направления соответствующих доказательств, документов или возражений,
  • направить их самостоятельно, в том числе с использованием сети "Интернет",
  • а также решить вопрос о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

Отдельно отмечается, что обстоятельства, свидетельствующие о необходимости отложения судебного разбирательства административного дела, могут указываться в поступивших в суд письменных возражениях лиц, участвующих в деле, их представителей относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства по административным делам, в которых эти возражения не являются безусловным препятствием для рассмотрения дела в таком порядке. Если сведения об указанных обстоятельствах поступят в суд после перехода к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного производства, но до принятия решения, суд может вынести определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства с назначением нового судебного заседания по делу.

Приведены в постановлении разъяснения по ряду иных вопросов, в том числе об отмене решений, принятых в порядке упрощенного производства.

Документы по теме:

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ

Читайте также:

ФНС России подготовлен обзор позиций высших судов по налоговым вопросам в III квартале 2020 года

ФНС России подготовлен обзор позиций высших судов по налоговым вопросам в III квартале 2020 года

В обзоре рассмотрены 8 решений по вопросам налогообложения КС РФ и ВС РФ.

Утвержден второй в 2020 году Обзор судебной практики ВС РФ

Утвержден второй в 2020 году Обзор судебной практики ВС РФ

В Обзоре – разъяснения по вопросам применения гражданского, административного, налогового, уголовного и иных отраслей законодательства, рассмотрены процессуальные вопросы.

Оренбургский суд признал режим самоизоляции карантином, а ограничение права на передвижение – временным и согласующимся с конституционно значимыми целями

Оренбургский суд признал режим самоизоляции карантином, а ограничение права на передвижение – временным и согласующимся с конституционно значимыми целями

Отметим, что комментируемое решение представляется наиболее качественным из всей "линейки" опубликованных отказных решений региональных судов по искам против режима самоизоляции, о которых мы писали ранее.

ВС РФ разъяснил, кого и в каком порядке надо привлекать к административной ответственности за нарушение самоизоляции

ВС РФ разъяснил, кого и в каком порядке надо привлекать к административной ответственности за нарушение самоизоляции

Опубликован Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства о противодействии распространения в России COVID-2019.