IT

Новости и аналитика Новости Национальная программа "Цифровая экономика РФ": новые задачи

Национальная программа "Цифровая экономика РФ": новые задачи

Национальная программа "Цифровая экономика РФ": новые задачи
La1n / Depositphotos.com

Согласно установленным Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 для национальной цели по цифровой трансформации целевым показателям к 2030 году в России должно быть обеспечено достижение "цифровой зрелости" государственного управления и ключевых отраслей экономики и социальной сферы, увеличение до 95% доли массовых социально значимых услуг, оказываемых в электронном виде, до 97% – доли домохозяйств, имеющих доступ к Интернету, а также четырехкратное увеличение объема вложений в российские решения в сфере информационных технологий по сравнению со значением 2019 года. Эти показатели, а также мнения регионов о том, какие вопросы в сфере цифровой трансформации должны быть решены в первую очередь, легли в основу завершившейся в октябре корректировки национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее – национальная программа; обновленные редакции паспортов самой программы и входящих в ее состав федеральных проектов пока не обнародованы), которая теперь, как подчеркнул, выступая в минувший вторник на "правительственном часе" в рамках заседания Совета Федерации, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, непосредственно нацелена на решение практических задач и получение быстрых результатов. Опираясь на сообщенные министром сведения, обозначим, какие мероприятия будут реализовываться в рамках работы по наиболее приоритетным направлениям цифровой трансформации.

Обеспечение доступа к быстрому Интернету на всей территории страны. Во-первых, продолжится реализация программы подключения к скоростному Интернету социально значимых объектов, в том числе школ и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). По данным Минцифры России, за 2019 год и девять месяцев 2020 года в соответствии с этой программой доступ к Интернету получили 15,6 тыс. школ, 12,7 тыс. ФАП, 7 тыс. органов власти и местного самоуправления, 4,4 тыс. военкоматов, пожарных частей, участковых, 1,2 тыс. территориальных и участковых избирательных комиссий (всего 40,9 тыс. объектов). За оставшуюся часть текущего года и весь следующий планируется подключить еще 43,8 тыс. соответствующих объектов, в том числе 10,8 тыс. школ и 20,9 тыс. ФАП. При этом цифровизации школ уделяется особое внимание – образовательные организации получат не только точки доступа в Интернет (факт установки которых не равноценен обеспечению возможности использования цифровых сервисов в каждом учебном классе), но и необходимую внутреннюю инфраструктуру: уже в 2024 году согласно планам министерства во всех российских школах будут созданы локальные сети (на основе технологии Wi-Fi), что позволит подключаться к Интернету в каждом кабинете. Дополнительно запланирована реализация мер, которые позволят решить поставленные вынужденным переходом на дистанционное обучение в связи с пандемией COVID-19 задачи. Так, в 2022 году школы получат средства на приобретение электронного образовательного контента, верифицированного Минпросвещения России, и начнут использовать отечественные сервисы онлайн-коммуникаций, позволяющие в том числе проводить уроки в формате видеоконференций, – как отметил Максут Шадаев, крупнейшие российские интернет-компании Яндекс и Mail.ru Group уже начали разработку соответствующих платформ. Кроме того, в 2024 году предполагается обеспечить учителей средних школ планшетами (по прогнозам Минцифры России, их получат 700 тыс. человек). В связи с таким расширением намеченных мероприятий на задачу цифровизации школ было перераспределено около 80 млрд руб. в рамках национальной программы.

Во-вторых, уже в следующем году планируется завершить работу по созданию точек доступа в населенных пунктах, где проживает от 250 до 500 человек (на данный момент они установлены в 12 тыс. таких населенных пунктов), а к 2030 году доступ к Интернету и, что немаловажно, к услугам мобильной связи получат также жители совсем небольших населенных пунктов – с числом жителей от 100 человек. Весной этого года, напомним, в законодательство о связи были внесены соответствующие изменения, предусматривающие отнесение услуг подвижной радиотелефонной связи, оказываемых с использованием точек доступа, к универсальным услугам связи наравне с услугами по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету через точки доступа и расширяющие список населенных пунктов, где такие точки должны быть созданы в обязательном порядке (п. 1-2 ст. 57 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" в редакции Федерального закона от 7 апреля 2020 г. № 110-ФЗ).

Помимо этого, запланированы мероприятия по обеспечению доступа к мобильной связи на автомобильных дорогах: разрабатывается стандарт создания инфраструктуры связи при строительстве или реконструкции автодорог, принято решение о возможности подключения базовых станций связи к электроснабжению за счет дорожного фонда.

Разумеется, продолжится и развитие существующей инфраструктуры мобильной связи, в том числе за счет создания сетей 5G. По словам Максута Шадаева, план конверсии спектра для освобождения полос радиочастот, на которых будут развернуты эти сети, уже согласован с Минобороны России и другими заинтересованными структурами (средства связи военного назначения будут выведены в другие диапазоны частот). Кроме того, было принято важное решение о том, что все используемое для создания сетей 5G оборудование должно быть отечественным, в связи с чем на организацию соответствующего производства будет предусмотрено финансирование в рамках национальной программы, и в 2024 году такое производство должно быть запущено.

Формирование цифровых навыков, подготовка квалифицированных кадров для IT-отрасли. Не менее важной задачей, чем создание инфраструктуры для обеспечения возможности использования онлайн-сервисов, является развитие цифровых навыков граждан. Напомним, в прошлом году стартовала (в рамках реализации федерального проекта "Кадры для цифровой экономики") программа выдачи так называемых цифровых сертификатов, позволяющих бесплатно пройти обучение по более чем 20 востребованным в цифровой экономике направлениям, среди которых большие данные, Интернет вещей, промышленный Интернет, искусственный интеллект, распределенные и облачные вычисления, технологии беспроводной связи, кибербезопасность и защита данных, программирование и создание IT-продуктов, цифровой дизайн, 3D-моделирование и др. В прошлом году такое обучение прошли 5 тыс. человек, в этом году цифровые сертификаты получат минимум 33 тыс. человек из 48 регионов (прием заявок завершился 30 октября) – участники проекта, заявки которых одобрены, смогут выбрать один из 425 курсов от 112 образовательных организаций, среди которых есть и вузы, и корпоративные центры обучения (подробная информация о перечне программ обучения, их продолжительности и непосредственно о самом проекте размещена на сайте цифровойсертификат.рф). Стоит отметить, что пока все предлагаемые курсы – продолжительностью до 72 академических часов, то есть их прохождение позволяет получить лишь самые базовые знания по выбранному направлению. Но уже в следующем году проект, по словам Максута Шадаева, расширится и позволит компенсировать до 50% расходов на прохождение программ дополнительного профессионального образования, позволяющих получить новую квалификацию и впоследствии работать программистом, аналитиком данных и т. д.

Подготовка квалифицированных кадров для цифровой экономики подразумевает, во-первых, обучение непосредственно IT-специалистов высокого уровня, способных разрабатывать и реализовывать конкурентоспособные технологии и сервисы, поэтому контрольные цифры приема в вузы на IT-специальности будут увеличены – до 120 тыс. абитуриентов в год к 2024 году, а также о создании на базе крупнейших вузов новых программ углубленной подготовки по самым современным IT-дисциплинам, таким как искусственный интеллект, Интернет вещей, большие данные, которые позволят готовить специалистов международного уровня. Во-вторых, поскольку цифровая трансформация затрагивает абсолютно все сферы жизни и отрасли экономики, предполагается включать модули по развитию цифровых навыков во все вузовские программы обучения, а также проводить соответствующую подготовку преподавателей.

Безопасность данных. Работа в этой области ведется по двум направлениям. Первое – обеспечение защищенности государственных информационных систем (ГИС). Уже в следующем году Минцифры России намерено запустить серию тестов всех ключевых ГИС с целью выявить точки уязвимости и повысить уровень защищенности систем. Второе – сокращение сроков реагирования на факты утечки персональных данных, телефонного мошенничества и спама, кражи данных фишинговыми сайтами. "Если мы будем блокировать такие номера и сайты быстро – в течение нескольких часов, нарушителям будет экономически не выгодно этим заниматься", – отметил Максут Шадаев и сообщил, что возглавляемое им министерство, МВД России и ФСБ России в настоящее время обсуждают, как на практике можно реализовать такую оперативную блокировку.

Поддержка IT-отрасли. Пандемия очень четко показала, с одной стороны, очевидную необходимость цифровой трансформации – популярность цифровых сервисов выросла в разы, а с другой – зависимость России от целого ряда иностранных решений в отсутствие конкурентоспособных российских аналогов. Именно поэтому деятельность в сфере информационных технологий становится приоритетной с точки зрения оказания государственной поддержки: IT-компаниям предоставляются существенные налоговые льготы – с начала следующего года снижаются ставка по налогу на прибыль и тарифы страховых взносов (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ) – и оказывается непосредственно финансовая поддержка: Минцифры России запущена программа по предоставлению грантов на разработку и внедрение российских цифровых решений, по условиям которой стартапы могут получить на эти цели до 20 млн руб., а действующие российские IT-компании – до 300 млн руб.1 Обозначенные меры, надо полагать, могут действительно простимулировать развитие IT-отрасли – даже за последний месяц (с 1 октября по 1 ноября) увеличилось и число компаний, аккредитованных в качестве осуществляющих деятельность в области информационных технологий: с 11 тыс. до 12,5 тыс. (на 14%), и количество программных продуктов в Едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных: с 6,1 тыс. до 7,3 тыс. (на 20%).

Цифровизация госуправления. Здесь в первую очередь предполагается дальнейшая цифровизация государственных услуг, в том числе путем расширения функционала портала госуслуг – в 2022 году, по данным Минцифры России, с помощью сервиса можно будет получать еще 80 услуг в полностью электронном виде. Вторая задача этого направления – цифровизация государственных данных. В 2022 году, по прогнозам министерства, должно быть завершено формирование полных централизованных баз данных МВД России, Росреестра и ПФР, что позволит получать большинство выписок и справок в онлайн-режиме непосредственно в момент обращения – сейчас, напомним, срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации для предоставления государственной или муниципальной услуги с использованием межведомственного взаимодействия может составлять до пяти дней (ч. 3 ст. 7.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").

_____________________________

1  Полная информация о грантовой программе (перечень приоритетных направлений поддержки и вся конкурсная документация) размещена на сайте программы (ит-гранты.рф).

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Читайте также:

Экспериментальные правовые режимы: какие регуляторные "песочницы" могут быть запущены уже в 2021 году?

Реализация экспериментальных правовых режимов: какие регуляторные "песочницы" могут быть запущены уже в 2021 году?

Закон, позволяющий устанавливать специальное регулирование для апробации цифровых инноваций, вступит в силу 28 января следующего года.

Цифровая трансформация реального сектора экономики и системы госуправления: доступные варианты финансирования проектов

Цифровая трансформация реального сектора экономики и системы госуправления: доступные варианты финансирования проектов

Как отразилась пандемия COVID-19 на IT-бюджетах компаний и что нужно сделать для популяризации использования механизмов ГЧП при внедрении цифровых решений?

Переход на преимущественное использование российского ПО для субъектов КИИ запланирован до 1 января 2021 года

Переход на преимущественное использование российского ПО для субъектов КИИ планируется завершить до 1 января 2021 года

А на преимущественное использование отечественного оборудования – до 1 января 2022 года.

Мошенничество в сети: как обезопасить свою компанию в Интернете?

Мошенничество в сети: как обезопасить свою компанию в Интернете?

Стремительное изменение вектора деятельности компаний в сторону онлайн увеличивает число организаций и пользователей, ставших жертвами мошенничества в Интернете.