Новости и аналитика Новости Самые заметные новости октября для бухгалтера бюджетной сферы

Самые заметные новости октября для бухгалтера бюджетной сферы

Самые заметные новости октября для бухгалтера бюджетной сферы
stock.sokolov.com.ua / Depositphotos.com

Пожалуй, наиболее значимым событием для бухгалтера в октябре является отчет за 9 месяцев. Тем более, что впервые в этом году показатели всех форм, входящих в состав квартальной отчетности, отражались в полном объеме. Неудивительно, если за всем этим вы не успевали следить за нашей новостной лентой. Мы напомним о самых важных нововведениях октября, которые нужно учесть в работе:

1. Новое в бухгалтерском и бюджетном учете: масштабные изменения в Инструкции № 157н

17 октября вступила в силу обновленная редакция Единого плана счетов и Инструкции № 157н по его применению. Масштабные изменения внесены приказом Минфина России от 14 сентября 2020 г. № 198н. Поправки вводятся в действие в два этапа: одни из них нужно внедрить в текущем году и отразить в отчетности за 2020 год, другие будем применять при формировании учетной политики и ведении учета начиная с 2021 года. Так, например, уже в этом году доходы будущих периодов следует отражать на аналитических счетах обособленно исходя из даты их последующего признания в доходах текущего или последующих годов. Для этого введены два новых субсчета к счету 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов". Целый ряд новых балансовых и забалансовых счетов появился в связи с началом применения некоторых федеральных стандартов бухучета. Еще ряд поправок призван закрепить в Инструкции правила учета, которые учреждения в отношении определенных операций уже применяли в течение последнего времени, руководствуясь федеральными стандартами, системными письмами и разъяснениями Минфина России. Речь, в частности, об учете БСО, сувениров и подарков, а также имущества в пользовании работников, учитываемого на забалансовом счета 27.

Подробнее обо всех изменениях в Инструкции № 157н – в специальном Обзоре.

2. Новое в бюджетной классификации: другой КВР для "коммуналки", уточнение АнКВД для налога на прибыль, новые увязки кодов

2.1. При подготовке плановых документов на 2021 год необходимо руководствоваться в том числе Порядком применения КБК № 85н с учетом поправок, утвержденных приказом Минфина России от 8 июня 2020 г. № 98н, вступившим в силу 6 октября. Среди ключевых нововведений данного приказа в части КВР – специальный код вида расходов 247 "Закупка энергетических ресурсов", по которому с 2021 года будем отражать потребление энергетических и/или коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения, и некоторые иные расходы, которые сегодня учитываются по КВР 244. В части доходных КБК уточнено назначение АнКВД 180 "Прочие доходы". По данному коду доходов БУ и АУ должны будут отражать не только уплату налога на прибыль и налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль), но и их начисление. Помимо этого, скорректировано назначение некоторых подразделов бюджетной классификации, введены новые КБК для доходных поступлений в бюджет.


Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Об этих и других новшествах в Порядке № 85н читайте здесь.

2.2. Внесены поправки и в Порядок № 207н, устанавливающий применение кодов бюджетной классификации, относящихся к федеральному бюджету. Перечни дополнены целым рядом новых КБК, кодами аналитической группы подвидов доходов и направлениями расходов. Появление многих из них, как и прежде, обусловлено необходимостью учета доходов и расходов федерального бюджета, возникших в рамках борьбы с распространением COVID-19 и последующими антикризисными мерами.

2.3. В октябре Минфин России обновил некоторые таблицы соотношений кодов бюджетной классификации. Так, в Таблице соответствия разделов/ подразделов и КВР, применяющихся для региональных бюджетов в 2020 году, появились новые увязки КБК для отражения субсидий, грантов и межбюджетных трансфертов. Каких подразделов это коснулось – смотрите здесь.

Скорректирована и аналогичная Таблица увязок разделов/ подразделов и КВР на 2021 год. Но здесь изменений гораздо больше, причем по многим подразделам как добавлены новые сочетания кодов, так и исключены ранее предложенные.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год дополнена новой увязкой КВР 313 с КОСГУ 265. Такое же сочетание кодов добавлено и в аналогичную Таблицу КВР и КОСГУ на 2021 год. Помимо названной увязки, на следующий год предусмотрен еще ряд новых соотношений, появление которых связано с планируемыми изменениями в части бюджетной классификации-2021. Какие увязки станут нововведением в 2021 году, а какие уже исключены из Таблицы-2021, узнайте здесь.

3. Новое в бухгалтерской и бюджетной отчетности: годовых форм станет меньше, а Справку (ф. 0503125) нужно сформировать на 1 ноября

3.1. Согласно поправкам, внесенным в Инструкцию № 33н вступившим в силу 6 октября приказом Минфина России от 30 июня 2020 г. № 127н, в составе комплекта годовой отчетности бюджетным и автономным учреждениям больше не придется сдавать Сведения о целевых иностранных кредитах (ф. 0503767).

3.2. А 13 октября начал действие приказ Минфина России от 2 июля 2020 г. № 131н, который скорректировал состав годовой отчетности казенных учреждений и финорганов. Так, по итогам 2020 года казенным учреждениям уже не придется сдавать Сведения о результатах деятельности (ф. 0503162) – эта форма исключена из состава Пояснительной записки (ф. 0503160). .

3.3. Согласно совместному письму Минфина России и Казначейства в составе ежемесячной отчетности за октябрь текущего года главные администраторы средств федерального бюджета и финорганы субъектов РФ в срок до 1 декабря должны представить Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), сформированные нарастающим итогом по состоянию на 1 ноября 2020 года. Соответственно, финорганы затребуют данные у региональных и муниципальных ГРБС, а те в свою очередь – у подведомственных казенных учреждений.

4. Новое в части финобеспечения учреждений: особый порядок исполнения ЛБО-2020 и госзадания-2020

4.1. Постановлением  Правительства РФ от 29 сентября 2020 г. № 1562 до 31 декабря 2020 года включительно приостановлено действие п. 10абз. 1 п. 10.1п. 12 и подп "б" п. 26.2 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. № 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета". При этом установлено, что получатели средств федерального бюджета принимают в 2020 году бюджетные обязательства, связанные с заключением контрактов, в соответствии с доведенными до них лимитами бюджетных обязательств на текущий финансовый год не позднее 25 декабря текущего года.

4.2. Если федеральное, государственное или муниципальное учреждение в связи с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции было вынуждено приостановить деятельность, даже частично, то установленное ему на 2020 год государственное/ муниципальное задание не может быть признано невыполненным даже в случае недостижения или превышения допустимых отклонений показателей. Установивший такие особенности Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 327-ФЗ уже вступил в силу.

5. Новое в оформлении платежных поручений: с 2021 года меняется порядок заполнения некоторых полей документа

Приказом Минфина России от 14 сентября 2020 г. № 199н внесены изменения в Правила заполнения некоторых полей платежного поручения при уплате налоговых и иных платежей в бюджет. Нововведения начнут применяться с разных дат 2021 года. .

Кроме того, с 1 января 2021 года будет осуществлен переход на новую систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ в системе казначейских платежей. На практике это означает, что с указанной даты при заполнении платежных поручений на уплату налогов в реквизите 15 налогоплательщикам предстоит указывать новый номер счета банка получателя средств. Это номер, который с 2021 года будет входить в состав единого казначейского счета (ЕКС).

О новых реквизитах казначейских счетов в вашем регионе, о сроках переходного периода на новый порядок и о других нюансах заполнения платежных поручений в следующем году – в нашем специальном Обзоре.

6. Новое в КоАП: ужесточили наказание за нарушение порядка хранения документов

15 октября Президент РФ подписал Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 341-ФЗ "О внесении изменения в статью 13.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", ужесточающий административную ответственность за нарушение правил хранения архивных документов, предусмотренную ст. 13.20 КоАП. С 26 октября штраф для должностных лиц вырос в 10 раз, одновременно с этим появилось и ранее не предусмотренное КоАП РФ наказание для юридического лица. Какие санкции введены для учреждений и их должностных лиц – в новостном материале.

7. Новое решение по ключевой ставке: применяем при расчете пени, неустоек и компенсаций

Совет директоров ЦБ РФ не стал менять ключевую ставку. С 27 июля она составляет 4,25% годовых и пока останется на том же уровне.

Напомним, что размер ключевой ставки имеет значение при расчете, в частности:

  • пеней по налогам, сборам, взносам;
  • компенсации за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику;
  • процентов за пользование чужими денежными средствами, и др

8. "Коронавирусные" стимулирующие выплаты: регионы получат целевые МБТ и в октябре

Постановлением Правительства России от 7 октября 2020 г. № 1621 продлены на октябрь стимулирующие выплаты медикам, а также водителям "неотложек", которые работают с COVID-19. Речь идет о выплатах по Постановлению № 484 – они выплачиваются за факт работы с пациентами, зараженными 2019-№CoV. Из федерального бюджета на эти цели субъектам РФ будут выделены дополнительные средства.

9. Новые позиции судебных инстанций, на которые стоит обратить внимание

Анализ судебной и арбитражной практики помогает аргументированно отстоять свою точку зрения в спорах с проверяющими и оценить риски наступления негативных последствий при проверках. Предлагаем учесть опыт тех, кто столкнулся с претензиями контролирующих органов и дошел в своем споре до высшей судебной инстанции.

9.1. Работник не отчитался за подотчетные средства и не вернул их – удержите НДФЛ!

Постановление АС Северо-Западного округа от 15 октября 2020 № Ф07-11092/20

Не израсходованные на нужды организации и не возвращенные подотчетные средства, оставшиеся в распоряжении работников организации, при отсутствии документов, подтверждающих расходование этих денежных средств, являются доходом физлиц и подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ, а также являются объектом обложения страховыми взносами. К такому выводу пришли судьи на трех уровнях рассмотрения дела. Важно, что аналогичная позиция уже неоднократно была озвучена ВАС РФ, подтверждена в 2020 году в определении Верховного Суда РФ и принята на вооружение и ФНС России.

Подробно об этом деле читайте здесь.

Напомним также, что с 2020 года действует поправка в п. 9 ст. 226 Налогового кодекса, согласно которой в случае, если налоговые органы при проверке обнаружат, что налоговый агент мог удержать НДФЛ с доходов физлица, но не сделал этого, то доначисленный налог придется уплатить в бюджет налоговому агенту за счет собственных средств.

9.2. Покупка лекарств с истекающим сроком годности не является "нецелевкой" средств ОМС!

Определение Верховного Суда РФ от 28 сентября 2020 г. № 310-ЭС20-14519

Постановление Двадцать первого ААС от 6 октября 2020 г. № 21АП-2360/20

Если медучреждение бесплатно передало лекарства с истекающим сроком годности другому учреждению, то ТФОМС не вправе требовать восстановления средств ОМС, за счет которых были приобретены эти лекарства: действия по неиспользованию препаратов с истекающим сроком годности не могут быть признаны нецелевым использованием средств ОМС. Такая правовая позиция, поддержанная Верховным Судом РФ, сформулирована по делу о взыскании "нецелевых" средств ОМС. Кстати, к такому выводу высшая судебная инстанция уже приходила весной этого года.

Заметим, что данную позицию Верховного Суда РФ уже успел применить при рассмотрении схожего дела один из судов апелляционной инстанции. И на этот раз медучреждение так же списало препараты в связи с истечением срока годности. Такое решение могло дорого обойтись больнице, ведь, по мнению ревизоров, приобретение медикаментов необходимо было производить с учетом предварительного планирования, расчета потребности и срока годности приобретаемых лекарственных препаратов. Примечательно, что в этом случае ревизоры обвинили учреждение и в том, что оно не осуществило передачу лекарственных препаратов с истекшим сроком годности в иную медицинскую организацию с целью их использования по назначению.

Подробнее обе ситуации рассмотрены здесь.

Документы по теме:

Читайте также:

Самые заметные новости сентября для бухгалтера бюджетной сферы

Самые заметные новости сентября для бухгалтера бюджетной сферы

Наша традиционная подборка важных изменений прошедшего месяца, большинство из которых ориентированы на 2021 год.

КБК для доходов от некоторых операций с земельными участками

КБК для доходов от некоторых операций с земельными участками

Речь идет про использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без его предоставления и без установления сервитута.

Опубликованы новые КБК на 2021 год

Опубликованы новые КБК на 2021 год

Они применяются при составлении и исполнении бюджетов на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов.

Нужно ли включать бухгалтера в состав инвентаризационной комиссии?

Нужно ли включать бухгалтера в состав инвентаризационной комиссии?

Чиновники в очередной раз напомнили, что методические указания № 49 не являются НПА, требования которого обязательны для проведения инвентаризации в организациях бюджетной сферы.