Новости и аналитика Новости Отсутствие даты голосования в заполненном бюллетене общего собрания собственников не является его существенным недостатком

Отсутствие даты голосования в заполненном бюллетене общего собрания собственников не является его существенным недостатком

Отсутствие даты голосования в заполненном бюллетене общего собрания собственников не является его существенным недостатком
billiondigital / Depositphotos.com

Отсутствие даты голосования в бюллетенях ОСС не свидетельствует о невозможности их учета в целях определения кворума, поскольку ЖК РФ не относит дату решений собственников к числу обязательных требований к оформлению решения собственника помещения в МКД при поведении ОСС. Правовая позиция поддержана Верховным Судом РФ при рассмотрении следующего дела (Определение Верховного Суда РФ от 29 июля 2020 г. № 307-ЭС20-9946).

Орган жилнадзора отказал УК во внесении "нового" МКД в реестр лицензий по двум причинам:

  • УК не внесла в ГИС ЖКХ информацию о том, что по итогам ОСС в данном МКД заключен договор управления между новой УК и собственниками квартир в доме (с этим УК, собственно, и не спорила);
  • имеются признаки ничтожности решения ОСС, а именно – не набран необходимый кворум. При этом орган ГЖН "исключил" из подсчета ряд заполненных бюллетеней, потому что в них не было даты голосования, а согласно подпункту "ж" п. 20 Требований к оформлению протоколов ОСС (приказ Минстроя РФ № 44/пр), письменные решения (бюллетени) собственников помещений, принявших участие в проведенном ОСС, должны содержать, в том числе, дату их заполнения. Исключение из подсчета недатированных бюллетеней "оторвало" почти 7% голосов и уничтожило едва набранный кворум.

С этим нарушением УК не согласилась и – именно в этой части – оспорила отказ ОГЖН во внесении изменений в реестр лицензий.


 Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Суды сочли, что отсутствие в бюллетене даты голосования, хотя и не согласуется с Требованиями к оформлению протоколов ОСС, но не влечет ничтожности такого бюллетеня:

  • согласно ч. 5.1 ст. 48 Жилищного кодекса при проведении ОСС в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол ОСС, должны быть указаны 1. сведения о лице, участвующем в голосовании; 2. сведения о документе, подтверждающем право собственности этого лица на помещение в МКД; 3. решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался";
  • таким образом, даты голосования как обязательного реквизита бюллетеня данная норма Жилищного кодекса не содержит;
  • при этом согласно ч. 2, ч. 5, ч. 8 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из ЖК РФ и принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Такие акты, регулирующие жилищные отношения, издаются в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, а в случае их несоответствия положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ;
  • и поскольку положения ст 48 ЖК РФ имеют большую юридическую силу, чем Требования к оформлению протоколов ОСС, то отсутствие даты голосования в бюллетенях не свидетельствует о невозможности их учета в целях определения кворума,
  • и значит, нет признаков ничтожности решения ОСС ввиду отсутствия кворума;
  • при этом ч. 5.1 ст. 48 ЖК РФ сама устанавливает обязательные требования к оформлению бюллетеня при проведении ОСС и вовсе не предусматривает издания каких-либо иных нормативных правовых актов, содержащих требования к оформлению бюллетеня;
  • а Требования к оформлению протоколов ОСС изданы в соответствии с иной нормой – ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, которая предполагает установление требований именно к протоколам (не к бюллетеням),
  • следовательно, указанные Требования разработаны не в целях определения порядка заполнения бюллетеней собственниками, а предусматривают требования к оформлению протоколов ОСС в МКД;
  • представленные в материалы дела спорные бюллетени, приложенные к протоколу, хотя и не содержат сведений о дате их заполнения, проставленной собственником, вместе с тем они подписаны собственниками и отвечают вышеперечисленным требованиям в силу ч. 5.1 ст. 48 ЖК РФ. При этом в названных протоколах отражен период проведения заочной части голосования, УК представлен список собственников помещений, сдавших бюллетени в очно-заочной части, в котором проставлены даты передачи бюллетеней и подписи собственников, представивших результаты голосования;
  • наконец, каких-либо сомнений в подаче бюллетеней в срок проведения голосования орган ГЖН не приводит;
  • значит, оснований для исключения данных решений собственников по причине отсутствия даты на бюллетенях нет.

Правда, спорный приказ органа ГЖН все равно был оставлен в силе – во-первых, из-за незаполнения в ГИС ЖКХ, во-вторых, потому что УК уже подала повторное заявление об изменении реестра лицензий. Однако выводы судов по недатированным бюллетеням не понравились уже органу ГЖН, и он попытался отменить решение именно в указанной части, но безуспешно.

Верховный Суд РФ также отказался пересматривать состоявшиеся судебные акты. Правда, дополнительно ВС РФ указал, что собственники всех квартир (волеизъявление которых ставилось под сомнение) направили в орган жилнадзора письмо, в котором подтвердили и свое участие в спорном ОСС, и подписание бюллетеней, а также просили учесть их голоса при подсчете кворума для принятия положительного решения о переходе МКД в УК.

Документы по теме:

Жилищный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Предлагается включить ЖКХ в перечень отраслей, в наибольшей степени пострадавших от пандемии COVID-19

Предлагается включить ЖКХ в перечень отраслей, пострадавших от пандемии COVID-19

Соответствующее письмо в администрацию Президента РФ направил сенатор Совета Федерации Андрей Кутепов.

Возобновляется подача в суд заявлений о взыскании коммунальных долгов с граждан

Возобновляется подача в суд заявлений о взыскании коммунальных долгов с граждан

С 8 июня вступил в силу закон, значительно упрощающий претензионно-исковую работу управляющим МКД организациям, ТСЖ, ЖСК, региональным "мусорным" операторам и Фондам капремонта, а также ресурсоснабжающими организациям.

В РФ действует принцип "один МКД – один исполнитель коммунальной услуги"

В РФ действует принцип "один МКД – один исполнитель коммунальной услуги"

Минстрой России категорически отвергает возможность "частичного" перехода на "прямые договоры" о предоставлении коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.