IT

Новости и аналитика Новости Регламентирован порядок установления экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций

Регламентирован порядок установления экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций

Регламентирован порядок установления экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций
Wavebreakmedia / Depositphotos.com

31 июля 2020 года Президент РФ подписал Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (так называемых "регуляторных песочницах"). Он вступит в силу 28 января 2021 года.

Экспериментальный правовой режим (далее также ЭПР) подразумевает применение в отношении его участников в течение определенного периода времени специального (отличающегося от общего) регулирования, упрощающего внедрение цифровых инноваций. При этом такой режим может быть создан лишь в определенных сферах: названных в рассматриваемом законе (медицинская деятельность, производство и эксплуатация транспортных средств, сельское хозяйство, финансовый рынок и т. д.), а также тех, которые определит Правительство РФ.

Предметом специального регулирования не могут быть правоотношения, возникшие:

  • при осуществлении деятельности, связанной с высоким риском нанесения ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства, в том числе при защите государственной тайны, обеспечении безопасности критической информационной инфраструктуры РФ;
  • в связи с возможным введением в оборот товаров, работ и услуг, оборот которых ограничен или запрещен.

Важные нюансы:

  • если для тех или иных правоотношений общее регулирование установлено федеральными законами, то специальное регулирование для них может быть установлено только в случаях, предусмотренных такими законами;
  • законодательством субъекта РФ может быть предусмотрено установление ЭПР в субъекте;
  • особый порядок реализации ЭПР предусматривается в финансовой сфере;
  • участие в экспериментальном правовом режиме является добровольным;
  • установление экспериментальных правовых режимов не может являться основанием для предоставления их участникам налоговых льгот;
  • вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юрлица при реализации ЭПР, в том числе правомерными действиями субъекта экспериментального правового режима, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в соответствии с гражданским законодательством.

Для установления экспериментального правового режима необходимо, чтобы одновременно соблюдался ряд условий. Среди них – если общее регулирование содержит требования, предписания, запреты, ограничения, существенно затрудняющие внедрение цифровых инноваций или делающие его невозможным, а установление ЭПР приведет к достижению одной или нескольких целей, установленных рассматриваемым законом.

Стать субъектом экспериментального правового режима можно двумя способами:

Законом предусмотрены определенные требования к инициаторам и претендентам на присоединение к ЭПР, закреплен порядок внесения и рассмотрения инициативного предложения, а также принятия решения об установлении экспериментального правового режима.


Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Срок действия ЭПР определяется программой экспериментального правового режима и не может превышать 3 лет. Вместе с тем этот срок может быть продлен на один год для субъекта (субъектов), выполнившего программу, при его согласии.

Законом также урегулированы вопросы, касающиеся изменения, приостановления, прекращения, мониторинга, оценки эффективности и результативности ЭПР.

По итогам оценки эффективности и результативности проведения экспериментального правового режима принимается решение о допустимости (или недопустимости) придания специальному регулированию свойства общего регулирования.

В заключение напомним, что на основании Федерального закона от 24 апреля 2020 г. № 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных" с 1 июля 2020 года в Москве уже установлен (на 5 лет) экспериментальный правовой режим в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, а также последующего возможного использования результатов применения искусственного интеллекта.

Документы по теме:

Читайте также:

Подготовлен закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ

Подготовлен закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ

Он предусматривает особенности применения цифровых инноваций в условиях отказа от отдельных нормативных ограничений.

Искусственный интеллект и право: есть контакт?

Искусственный интеллект и право: есть контакт?

Внедрение новых информационных технологий неразрывно связано с реформированием правового регулирования.

Переход на преимущественное использование российского ПО для субъектов КИИ запланирован до 1 января 2021 года

Переход на преимущественное использование российского ПО для субъектов КИИ планируется завершить до 1 января 2021 года

А на преимущественное использование отечественного оборудования – до 1 января 2022 года.

Минэкономразвития России предлагает уточнить пределы уголовной ответственности за преступления в отношении охраняемой компьютерной информации

Минэкономразвития России предлагает уточнить пределы уголовной ответственности за преступления в отношении охраняемой компьютерной информации

И считать преступными лишь те действия, от которых размер причиненного ущерба критической информационной инфраструктуре превысит 1 млн руб.