Новости и аналитика Новости Уплата пени и судебных расходов за "сверхлимитный" договор – не всегда нарушение

Уплата пени и судебных расходов за "сверхлимитный" договор – не всегда нарушение

Уплата пени и судебных расходов за "сверхлимитный" договор – не всегда нарушение
SiberianArt / Depositphotos.com

В октябре 2018 года казенное учреждение заключило контракт на поставку теплоэнергии. По условиям контракта сбытовая компания обязалась поставлять учреждению тепло в течение трех месяцев – до конца 2018 года. Одно но: остаток неиспользованных лимитов бюджетных обязательств учреждения на дату заключения договора был многократно меньше суммы контракта. То есть на указанную дату у учреждения отсутствовало право на принятие такого объема бюджетных обязательств на 2018 год. При этом учреждение располагало лимитами на 2019 год. Именно за счет этих средств оно и планировало расплатиться с поставщиком за все три месяца 2018 года позднее, тем более что срок действия контракта – до 31 января 2019 года – позволял это сделать.

Однако поставщик обратился в суд с требованием о взыскании с учреждения задолженности по оплате за тепло. Задержка оплаты в буквальном смысле дорого обошлась учреждению, так как повлекла дополнительное расходование средств бюджета на уплату пени более чем на 180 тыс. руб. и судебных расходов на уплату госпошлины.

По результатам проверки Казначейство указало: в отсутствие на ноябрь, декабрь 2018 года доведенных лимитов на оплату потребленной тепловой энергии учреждение не имело возможности осуществить надлежащим образом оплату по возникшему обязательству. Заключение контракта и приятие обязательств сверх сумм утвержденных на 2018 года ЛБО – это нарушение бюджетного законодательства. А явившиеся следствием таких действий расходы по уплате в судебном порядке пени и госпошлины представляет собой неэффективное использование бюджетных средств.

Но если с квалификацией нарушения в части незаконности принятия обязательств за счет лимитов будущего года суд согласился с ревизорами, то в отношении неэффективного расходования средств принял иную позицию. С точки зрения судей, у учреждения в сложившихся обстоятельствах (потребность в отоплении помещений в холодное время года, необходимость оплаты потребленной тепловой энергии по приборам учета и отсутствие такой возможности в случае бездоговорного потребления, нехватка ЛБО) не могло отказаться от потребления теплоэнергии и вынужденно допустило просрочку с оплатой ресурсов.


 Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


При этом Казначейство не предоставило суду доказательств, подтверждающих, что обязательства учреждения могли быть выполнены им с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств оно могло бы достигнуть лучшего результата.

На этом основании суд признал отсутствие вины учреждения в допущенном расходовании средств бюджета на оплату пени и расходов по оплате государственной пошлины (Постановление Шестого ААС от 18 марта 2020 г. № 06АП-781/20 по делу № А04-7266/2019).

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Выплата премий за счет экономии ФОТ по госзаданию: Минфин России и суды говорят "да"

Выплата премий за счет экономии ФОТ по госзаданию: Минфин России и суды говорят "да"

Важно только, чтобы указанные выплаты были предусмотрены планом ФХД.

Изменены сроки утверждения госзадания для федеральных учреждений

Изменены сроки утверждения госзадания для федеральных учреждений

Обновленный порядок применяется при формировании государственного задания начиная уже с задания на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Минфин России разъяснил порядок отражения в учете субсидий на выполнение госзадания

Минфин России разъяснил порядок отражения в учете субсидий на выполнение госзадания

Доходы будущих периодов от субсидий включаются в состав доходов от реализации текущего отчетного периода по мере исполнения госзадания.

Разработан федеральный стандарт о порядке организации и случаях передачи полномочий по проведению внутреннего финансового аудита

Разработан федеральный стандарт о порядке организации и случаях передачи полномочий по проведению внутреннего финансового аудита

Минфин России опубликовал на своем официальном сайте текст утверждающего стандарт приказа, подготовленного для направления на регистрацию в Минюст России.