Новости и аналитика Новости ВС РФ не усмотрел неопределенности в лицензионном требовании исполнять обязанности по договору управления МКД

ВС РФ не усмотрел неопределенности в лицензионном требовании исполнять обязанности по договору управления МКД

ВС РФ не усмотрел неопределенности в лицензионном требовании исполнять обязанности по договору управления МКД
bsd / Depositphotos.com

УК не смогла оспорить подпункт "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110, по мотиву того, что он противоречит положениям Закона о лицензировании, а именно:

По мнению истца, спорный пункт Положения № 1110 не отвечает указанным правилам, потому что требует от УК "лицензионно" исполнять все обязанности по договору управления МКД: выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги или в случаях "прямых договоров" обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.

Фактически, – из-за того, что нет исчерпывающего перечня лицензионных требований, – лицензиат (УК) и не может организовать работу по их неукоснительному соблюдению. А раз нигде не конкретизировано, какие именно обязанности по договору управления МКД нужно исполнять в качестве "лицензионных", то надзорные органы могут толковать спорную норму расширительно, и включать туда любые требования – то есть о соблюдении законодательства РФ в соответствующей сфере деятельности в целом.

Иллюстрируя свой довод, истец сослался на штраф, который он схлопотал по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП (управление МКД с нарушением лицензионных требований). Фактически штраф был наложен за нарушение СанПиН 2.1.2.2645-10 (не было освещения в подъезде дома).

Однако Верховный Суд в удовлетворении административного иска отказал (решение Верховного Суда РФ от 15 января 2020 г. № АКПИ19-851):

  • спорная норма во взаимосвязи с нормами ЖК РФ не может рассматриваться как требование о соблюдении законодательства РФ в соответствующей сфере деятельности в целом, поскольку эти нормы содержат требования к лицензиату об исполнении обязанностей по договору управления МКД;
  • а если истец не согласен с квалификацией вмененного ему административного правонарушения (лицензионное вместо санитарного), то пусть оспаривает это в отдельном процессе.

Документы по теме:

Читайте также:

Управляющая компания должна иметь выписки из ЕГРН на все помещения в "своих" МКД

Управляющая компания должна иметь выписки из ЕГРН на все помещения в "своих" МКД

По мнению Минстроя России, реестр собственников помещений в МКД должен формироваться и вестись УК с учетом норм не только Жилищного кодекса РФ, но и Требований № 44/пр.

Может ли инициировать общее собрание собственников гражданин, не имеющий регистрацию на портале госуслуг?

Может ли инициировать общее собрание собственников гражданин, не имеющий регистрацию на портале госуслуг?

Напомним, согласно прямому указанию ЖК РФ протокол общего собрания собственников помещений в МКД подлежит размещению в ГИС ЖКХ лицом, инициировавшим собрание.

Для установки шлагбаума перед МКД необходимо получить 2/3 голосов собственников

Для установки шлагбаума перед МКД необходимо получить 2/3 голосов собственников

При этом, как разъяснил Минстрой России, общее собрание собственников должно установить порядок внесения и размер платы за содержание этого шлагбаума.