Новости и аналитика Новости Законопроектная деятельность Правительства РФ: план на 2020 год

Законопроектная деятельность Правительства РФ: план на 2020 год

Законопроектная деятельность Правительства РФ: план на 2020 год
motortion / Depositphotos.com

Правительство РФ принимает активное участие в законодательной деятельности. В соответствии со ст. 36 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" ему принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое реализуется посредством внесения законопроектов в Госдуму.

Законопроектная деятельность Правительства РФ осуществляется согласно плану, утверждаемому на очередной календарный год. Такой план разрабатывается в целях реализации мероприятий, предусмотренных основными направлениями деятельности Правительства РФ на определенный период, программами социально-экономического развития государства и иными программными документами Президента РФ и Правительства РФ (п. 1 Положения о законопроектной деятельности Правительства РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 389). План законопроектной деятельности Правительства РФ на 2020 год (далее – План-2020) утвержден распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2019 г. № 3205-р.

Остановимся на ключевых моментах этого документа.

 

Приоритетные направления законопроектной деятельности

Правительство РФ в текущем году запланировало подготовку 230 законопроектов. По сравнению с аналогичным планом на 2019 год, который предусматривал разработку 49 законодательных инициатив, в этом году намеченная законопроектная деятельность кабинета министров будет более плодотворной.

План-2020 сформирован по шести ключевым направлениям, актуальным для современной российской действительности:

  • создание условий для экономического роста;
  • цифровизация и научно-технологическое развитие;
  • развитие отраслей экономики;
  • развитие институтов социальной сферы и повышение качества жизни;
  • сбалансированное региональное развитие;
  • повышение качества госуправления.

Отметим, в прошлом году в приоритете были 12 направлений законопроектной деятельности правительства, в том числе: сохранение и укрепление здоровья граждан, развитие здравоохранения, социальная поддержка населения, развитие пенсионной системы; совершенствование законодательства в сферах образования и культуры; обеспечение государственной и общественной безопасности, законности и правопорядка; развитие транспортной системы и обеспечение транспортной безопасности; обеспечение устойчивости бюджетной системы, банковской и финансовой деятельности; формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности; повышение эффективности госуправления; обеспечение безопасности в сферах экономики и информации, систематизация информации, развитие связи; развитие рынка труда и т.д.

 

Создание условий для экономического роста

В рамках этого направления работы предусмотрена разработка 67 инициатив. Среди них – поправки в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Жилищный кодекс, Трудовой кодекс, федеральные законы от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи", от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и другие законы.

Целью большинства корректировок станет систематизация обязательных требований в различных сферах, например, в части:

  • электронной подписи;
  • трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений;
  • спецоценки условий труда;
  • рекламы и введения института саморегулируемых организаций в сфере рекламы;
  • управления МКД и совершенствования жилищного контроля;
  • осуществления медицинской деятельности;
  • безопасности строительной продукции, саморегулирования деятельности в сфере проектирования, инженерных изысканий и строительства и т.п.

Например, в рамках рассматриваемого направления работы предполагается отказаться от проведения плановых проверок юрлиц и ИП при осуществлении федерального госконтроля (надзора) в сфере миграции, усовершенствовать порядок оказания страховых услуг, внедрить автоматизированный онлайн-мониторинг за деятельностью туроператоров и турагентов, исключить необходимость нотариального заверения доверенности на представителя заявителя при подаче и получении документов на госрегистрацию при создании юрлица. Также планируется подготовить законы об исполнении федерального бюджета за 2019 год, о федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.

Кроме того, Правительство РФ намерено систематизировать обязательные требования в сфере коллекторской деятельности путем подготовки проекта отдельного федерального закона "О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Напомним, в середине декабря прошлого года Минюст России уже представил на общественное обсуждение соответствующий законопроект. Им, в частности, предусмотрено введение обязательного досудебного (претензионного) порядка возврата просроченной задолженности физлиц, а также "автоматизированного интеллектуального агента" ("робота-коллектора") для отправки голосовых сообщений. Там же устанавливается и перечень обязательных требований к профессиональным коллекторским организациям. В случае одобрения законопроекта закрепленные им нормы будут применяться с 1 января 2021 года.

 

Цифровизация и научно-технологическое развитие

Деятельность по цифровизации предусматривает подготовку 10 инициатив, включая изменения, направленные на совершенствование: антимонопольного законодательства, соответствующего требованиям цифровой экономики; порядка предоставления первичных статданных в электронной форме; регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг; порядка электронного взаимодействия с лицами, участвующими в исполнительном производстве; регулирования создания и функционирования информационных систем в сфере образования. Здесь же выделены поправки в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных", нацеленные на обеспечение необходимых правовых условий для сбора, хранения и обработки данных с использованием новых технологий, а также на установление порядка обезличивания персональных данных.

Отдельный пункт Плана-2020 посвящен разработке изменений в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей", касающихся создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров. Также ожидаются поправки в Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства и иные законодательные акты РФ в части обеспечения электронного документооборота между судами и лицами, участвующими в деле, а равно участниками дела между собой.

 

Развитие отраслей экономики

По мнению Правительства РФ, развитию отраслей экономики может поспособствовать принятие отдельных федеральных законов "О семеноводстве", "О военном инновационном технополисе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О самоходных машинах и других видах техники" и внесение поправок в уже действующие законы. Речь идет о возможном введении в России типового проектирования, установлении госпошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, о совершенствовании регулирования развития высокоскоростного железнодорожного сообщения, порядка создания и управления особыми экономическими зонами, а также об отмене рыбоохранных зон.

 

Развитие институтов социальной сферы и повышение качества жизни

45 законопроектов, упоминаемых в Плане-2020, имеют социальную направленность. Это не только новые законы (о потребительской корзине в целом по РФ, об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2021 год, о повышении МРОТ, о страховых тарифах на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, о бюджетах ПФР, ФФОМС и ФСС России на тот же период, об экологическом аудите), но и поправки в действующие нормативные правовые акты. В частности, кабинет министров хочет пересмотреть размер прожиточного минимума (соответствующий законопроект планируется направить в Госдуму в марте), обновить фиксированные размеры страховых взносов для плательщиков, не производящих выплат и иных вознаграждений физлицам.

В Плане-2020 перечислены и корректировки, касающиеся порядка управления МКД и особенностей предоставления коммунальных услуг. Так, Правительство РФ инициирует предоставление регионам права реализовать вариативную систему расчета за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, а также введение штрафов для ресурсоснабжающих организаций, завышающих коммунальные платежи. Что касается управления МКД, то планируется законодательно закрепить особенности осуществления управления МКД в рамках программы реновации жилищного фонда. В свою очередь, ресурсоснабжающие организации, осуществляющие деятельность на основании концессионных соглашений в малых городах, Правительство РФ хочет освободить от обязанности исчислять НДС – соответствующие изменения в ст. 174.1 НК РФ оговорены в Плане-2020.

Среди социальных инициатив также следует отметить усиление контроля за выплатой страховой и накопительной пенсий, урегулирование деятельности онлайн-кинотеатров, ограничение распространения рекламы БАД и пищевых добавок на объектах спорта. Упоминается и о корректировке брачного возраста (включая уточнение оснований для вступления в брак лиц, не достигших совершеннолетия), и об установлении правового режима доходов, полученных от использования общего имущества супругов в период брака.

 

Сбалансированное региональное развитие

Самый маленький раздел Плана-2020 посвящен территориальному развитию. Он включает инициативы по совершенствованию: бюджетных правоотношений (путем внесения соответствующих корректировок в Бюджетный кодекс РФ и в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"); порядка создания и деятельности общин коренных малочисленных народов РФ; правил подготовки и согласования документов территориального планирования; развития городских агломераций. Остальные законопроекты нацелены на развитие Дальнего Востока (в частности, планируется расширить границы свободного порта Владивосток, продлить действие механизма выравнивания тарифов на электроэнергию в ДФО, ввести дополнительные меры господдержки инвестиционной деятельности и предоставить налоговые льготы инвесторам на территории ДФО).

 

Повышение качества государственного управления

В рамках последнего направления Плана-2020 предполагается разработка более 80 законодательных инициатив. Согласно документу в текущем году Правительство РФ займется подготовкой новых редакций Бюджетного кодекса РФ и КоАП (о проекте последнего портал ГАРАНТ.РУ писал ранее), разработкой Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях, а также законов о промышленной безопасности, об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте.

Также в Плане-2020 указаны законодательные инициативы, предусматривающие:

  • регулирование ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте;
  • введение федерального госнадзора в сфере безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров, эскалаторов (за исключением метрополитена);
  • наделение Минюста России правом инициировать в суде признание нормативного правового акта субъекта РФ, устава и муниципального акта не действующим полностью или в части;
  • совершенствование практики заключения контрактов жизненного цикла;
  • уточнение полномочий по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы;
  • совершенствование организации регулярных перевозок;
  • представление для госрегистрации муниципальных актов в электронном виде;
  • внедрение системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов;
  • обеспечение фиксации в автоматизированном режиме результатов проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств;
  • введение в Уголовно-процессуальный кодекс особого порядка досудебного производства;
  • совершенствование института процессуальных издержек;
  • установление уголовной ответственности за нарушения требований в сфере маркировки товаров;
  • регламентацию беспрепятственного предоставления подозреваемым и обвиняемым с момента их фактического задержания свидания с адвокатом, запрет цензуры переписки подозреваемого и обвиняемого с адвокатом и т.д. 

 

***

Кроме наименований законопроектов с кратким описанием их ключевой идеи, Планом-2020 определены ответственные за подготовку и сопровождение инициатив органы, а также сроки представления готовых проектов в Правительство РФ, а затем – в Госдуму. На момент утверждения Плана-2020 часть документов уже поступили в кабинет министров и в ближайшие месяцы будут направлены в Госдуму. Руководителям федеральных органов исполнительной власти предписано принять необходимые меры по организации выполнения утвержденного плана.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Читайте также:

Намечен план мониторинга правоприменения на 2020 год

Намечен план мониторинга правоприменения на 2020 год

В частности, мониторинг планируется провести в сферах капремонта общего имущества в МКД, противодействия антиконкурентным соглашениям и таможенного регулирования.

Сформирован состав Правительства РФ

Сформирован состав Правительства РФ

Более половины федеральных министров остались на прежних должностях.

Принято постановление об отмене 1259 устаревших правительственных актов и их положений

Принято постановление об отмене 1259 устаревших правительственных актов и их положений

Следующим шагом будет признание утратившими силу более 3,5 тыс. правительственных актов СССР.

Госдума озвучила планы по экономическим инициативам на весеннюю сессию

Госдума озвучила планы по экономическим инициативам на весеннюю сессию

Выделены некоторые законопроекты, которые планируется рассмотреть в ближайшие полгода.